Методическая разработка урока «Можем ли мы услышать живопись?» для 5 класса
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Щеголеватых Валентина Михайловна

Разработанный урок по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_3_chetvert.docx19.59 КБ
Файл otkrytyy_urok_9_aprelya.ppsx916.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Урок в 5 классе 3 четверть

Тема полугодия  «Музыка и изобразительное искусство»

Тема 3 четверти  «Можем ли мы услышать живопись?»

Цель урока: Научить видеть  взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

-воспитывать  нравственно-эмоциональные качества учащихся, способность к сопереживанию,

-развивать  слуховое восприятие, познавательный интерес, творческие способности обучающихся,

-Углубить знания учащихся о русской культуре, о музыкальных инструментах(труба)

Оборудование:  мультимедийная техника, баян.

Дидактический материал: карточки с характерами музыки, портеты композиторов и художников, карточки с музыкальными инструментами.

                                          ХОД  УРОКА

Наводящими вопросами перейти к теме четверти

 «Можем ли мы услышать живопись?»

. Музыка и живопись  живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. И Ф. Лист и Р. Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время художник И. Репин,  утверждал, что без музыки не мыслит творческой жизни: “Без нее нет фантазии и окрыленности ”.

Эпиграфом к  уроку я выбрала слова Микеланджело Буонароти «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

На уроке мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам .

Глядя на картины, мы можем услышать живопись. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые, а особенные,  музыкальные.

 И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны.

 Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.

Продолжение знакомства с картинами русского художника М.Грекова.

Слайд   КАРТИНЫ ГРЕКОВА(4 картины)

Выделение одной картины «Трубачи Первой Конной Армии»

Беседа о том, что изображено на картине, звучит ли эта картина,  почему Греков изобразил в первом ряду самые большие духовые инструменты.

(Любо-дорого глядеть и на красивых гарцующих коней, радуют глаз переливы сверкающей на солнце меди духовых инструментов, волнует сердце реющее на свежем весеннем ветру армейское знамя с золотыми кистями.

 Впереди на белых конях музыканты - три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темно-гнедом коне гарцует командир... Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.)

Зачитать текст о том, что изображено на картине.(читают дети по моим заготовкам)

1. Только ли трубачи изображены на картине?

( Весь духовой оркестр. Греков условно назвал  «Трубачами» все духовные медные инструменты, словно это трубы, только разной величины)

2. Как вы думаете, художник знал, как располагаются инструменты в духовом оркестре?

3. Почему он расположил самые большие инструменты впереди, хотя обычно они находятся в задних рядах духового оркестра?

( Греков хотел  воплотить на живописном полотне образ сильной несокрушимой армии,  какой в те годы считалась первая конная,  созданная во время  гражданской войны С. М.  Буденным,  ставшим ее командующим. Конечно, могучие трубы помогли ему в этом)

4. Какая музыка звучит с полотна?

Слушание. Дмитрий Покрасс « Марш Буденного»

- Такую музыку вы услышали на картине?

( выступление учащегося )

-Д. Покрасс был бойцом первой конной, ему было всего 20 лет. По заданию Буденного он написал знаменитый марш.

Слайд с портретом композитора Дм.Покрасса и командира Первой Конной Армии В.Буденного

Вопросы

-какая музыка по характеру?

-какие инструменты звучат?

-какой оркестр исполняет?

-какой самый главный инструмент в духовом оркестре? Почему?

Слайд с трубой. Показ инструмента, краткая информация о инстр.

Звучат Военные сигналы.

Труба - один из самых древних музыкальных инструментов (медных духовых). Ее рисунки находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Она возвещала об опасности, поддерживала мужество и отвагу воинов в бою. Открывала торжественные церемонии, праздники, призывала к мужеству. До сих пор в Польше живет легенда о трубе

( выступление учащегося )

« В древние времена на границе крепостной стены г. Кракова стоял в дозоре воин.    Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг.  В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдалеке  вихрь пыли. А  через несколько мгновений сомнений не было: враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на границу. Одна из них впилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из   рук…»

-Многие столетия бережно хранит народ Польши память о герое, который спас свой город ценой жизни.

Но труба может быть инструментом мягким, нежным , задумчиво- лирическим. Для этого используют трубу с сурдиной, которую музыкант вставляет в раструб инструмента. ,приглушая таким образом ее звучание.

Слайд с сурдиной

Сурдина – приспособлении для приглушения звука.

Слушание «Хабанеры» М. Равеля

Слайд М.Равель портрет

Хабанера- испанский народный танец-песня. Возник он на острове Кубы и потом стал одним из самых любимых танцев Испании.  Обычно исполнение хабанеры  сопровождается пением. Французский композитор Морис  Равель в начале прошлого века написал вокализ для голоса и фортепиано в ритме хабанеры. В исполнении на трубе «Хабанера» звучит как песня без слов.

- Какое настроение вызывает у вас музыка М. Равеля?

- как звучала труба?

- какой инструмент сопровождал трубу?

 Может ли труба быть оружием на войне?

Слайд Трубач

Исполняется песня «Песня о маленьком трубаче»

Краткая беседа о песне, подвиге  маленького трубача.

Проверка знаний:

Работа по группам

-дать портреты разных композиторов и художников, ребята должны найти тех о ком сегодня шла речь и назвать их.

- дать картины разных художников, найти среди них  знакомые картины Грекова (Трубачи и Тачанка)

- выбрать инструменты которые входят в состав духового оркестра

- ответить на вопросы: Правда ли, что……

Домашнее задание:

-Найти в интернете материал об истории создания картины «Трубачи первой конной» и написать небольшое сообщение.

- найти в энциклопедии ответ на вопрос: «Какие еще бывают сурдины, для каких инструментов».Нарисовать эти инструменты с сурдинами.

-найти репродукции других звучащих картин.

- спросить у родителей о «Песне о маленьком трубаче» (пели они ее в школе или нет, знают ли слова)

Рефлексия

Где вы сможете применить свои знания?

С каким настроение вы сегодня работали на уроке?

Попробуйте закончить эти предложения.

Сегодня на уроке мне было…

Сегодня я…..

Я понял, что…

Теперь я могу…..

Я почувствовал, что….

Колобки с настроением (выбрать любого,  который соответствует настроению сегодняшнего урока)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Микеланджело буонарроти Можем ли мы услышать живопись ?

Слайд 2

М. Греков

Слайд 3

Картины М. Грекова

Слайд 4

М. Греков «Трубачи первой конной армии»

Слайд 5

Д м. п окрасс « М арш Б уденного» С. М. Буденный

Слайд 6

Труба - один из самых древних музыкальных инструментов (медных духовых). Ее рисунки находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции.

Слайд 7

Морис равель «Хабанера» М. Равель Танец «Хабанера» Хабанера- испанский народный танец-песня. Возник он на острове Кубы и потом стал одним из самых любимых танцев Испании.

Слайд 8

П есня о маленьком трубаче Кругом война, а этот маленький… Ему толкуют все врачи: “Куда такой годится маленький? Ну, разве только в трубачи!” А что ему? Все нипочем: “Ну, трубачом, так трубачом!” Как хорошо, не надо кланяться, Свистят все пули над тобой. Везде пройдет, но не расстанется С своей начищенной трубой. А почему, да потому, Что так положено ему. Вот как – то раз в дожди осенние, В чужой степи, в чужом краю Полк оказался в окружении И командир погиб в бою. “Ну, как же быть, ну, как же быть?” “Ну, что ж, трубач? Тебе трубить!” И встал трубач в дыму и пламени, К губам трубу свою прижал, И за трубой весь полк израненный Запел “Интернационал”. И полк пошел за трубачом, Обыкновенным трубачом! С олдат, солдат, нам не положено… И верно, что тут плач, не плач. В чужой степи, в траве не скошенной Остался маленький трубач. А он, ведь он, все дело в чем, Был настоящим трубачом! Слова С. Крылова. Музыка С. Никитина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс

Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Методическая разработка урока систематизации материала по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна. Урок-практикум. Построения с помощью циркуля и линейки и Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Данный урок практический; находится в разделе главы II «Треугольники» и является одним из завершающих в этой теме. Он предназначен для систематизации знаний и умений по теме, для контроля ...