Консультация для воспитателей "Использование музыки в режимных моментах и организованной образовательной деятельности ДОУ"
учебно-методический материал по музыке на тему

Шепетко Татьяна Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolz_muz.docx27.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30»

Шатурского муниципального района Московской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Использование музыки в режимных моментах и организованной образовательной деятельности ДОУ»

Подготовила:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Шепетко Татьяна Николаевна

г. Шатура

2017 г.

Воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, педагоги комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития его, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.

          Музыкальное воспитание как важнейшая составляющая духовного развития может стать важным фактором организации жизнедеятельности ребёнка. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность.

          Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом».    

          Музыкальный репертуар для фонового звучания совместно подбирают воспитатель и музыкальный руководитель. Важно! умело  подбирать высокохудожественные произведения и детскую музыку, соответствующую возрастным особенностям детей. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • переключение внимания во время изучения учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

        Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.

Важно! использовать музыку, не только инструментальную, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем, и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

Утренняя зарядка.

Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

Занятия по изобразительной деятельности, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.  Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет». На занятиях по изобразительной деятельности можно использовать песни соответственно времени года: «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку П.И. Чайковского, А. Вивальди из циклов «Времена года»…

Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если обнаруживают сходство со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами -  «Птичка», «Зима прошла»; за погодой – «Дует, Дует ветер», «Тучи в небе хмурятся», «Дождик, дождик пуще», «Солнышко лучистое» и т.д.

После сна тоже можно слушать спокойную тихую музыку, чтобы дети под её звучание спокойно просыпались, делали гимнастику и одевались.

В другие режимные моменты (одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе и на прогулке) можно петь с детьми песни по их желанию.

Подбор музыкальных произведений

В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.  

Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Музыка должна звучать фоном, степень звучания «не громко». Музыка  не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

В  детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и  даже настроения детей. 

Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Объём прослушиваемой музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. 

Классические произведения в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка (обработка звучания) сделана специально для малышей. (Например, СD «Моцарт для малышей») 

             Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться  воспитателем с учетом его музыкального вкуса. 

Примерный перечень музыкальных произведений:

  • Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Шутка», «Прелюдия До мажор»,

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский  «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн  «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов  «Военный марш»

  • Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини  «Менуэт»

Э. Григ   «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон  «Песня без слов»

В. Моцарт  «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс  «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд"

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28"

М.И. Глинка "Камаринская"

А. Дворжак  «Славянский танец»

Ф. Лист  «Утешения»

Д. Шостакович «Романс»

Р. Шуман  «Май, милый май!»

  • Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси «Облака», «Лунный свет»

И. Бах  «Ария из сюиты № 3» 

А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В.-А. Моцарт "Реквием".

К. Сен-Санс «Карнавал животных», « Лебедь»

Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс  3".

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде".

Т.Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен  «Лунная соната»

Э. Григ  «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков  «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен  «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов  «Романс»

  • Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария"

А. Вивальди. "Времена года"

С. Прокофьев. "Марш"

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент"

В.-А. Моцарт. "Гроза"

В.-А. Моцарт. Симфония  40

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

П.Чайковский. "Времена года"

  • Детские песни

 «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

 «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

 «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

 «Где водятся волшебники» (Ю. Энтин, М.Минков).

 «Если добрый ты» (М. Пляцковский).

 «Крылатые качели» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

 «Лучики надежды и добра» (сл. и муз. Е. Войтенко).

 «Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев).

 «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

 «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

 «Песня смелого моряка» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

А также и другие песни Владимира Шаинского, Алексея Рыбникова, Григория Гладкова, Евгения Крылатова, Георгия Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классическая музыка в обработке для малышей. Разнообразные формы детского и материнского фольклора (колыбельные, пестушки, потешки). И, конечно, звуки природы!

Вывод:  влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки в  режимных моментах и организованной образовательной деятельности ДОУ приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояния психологического комфорта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" на тему: "Русская матрешка".

В данном материале представлены стилевые особенности украшения матрешек из разных областей России, дана методика росписи декоративных элементов семеновской матрешки....

Организованная образовательная деятельность «Музыка» во 2-ой младшей группе «Петушиная семейка»

Продолжать приобщать детей к классической музыке;развивать умение слышать общий характер музыки и изобрази- тельные моменты, соответствующие названию пьесы;учить петь протяжно, ласково; вос...

Консультация для педагогов "Коррекционные возможности режимных моментов"

Консультация для педагогов ДОУ . Проводится логопедом для воспитателей логопедических и  общеразвивающих групп детского сада.Цель:организация и координация работы по развитию речи в группах дошко...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"

В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....

«Динамическая пауза в организованно-образовательной деятельности и режимных моментах»

В каждом ребёнке таится, заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверейи птиц столь же естес...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».

В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...