Поурочное планирование уроков музыки
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Куликовская Светлана Николаевна

Поурочное планирование уроков музыки. 5 класс к программе Сергеевой-Критской 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie_5_klass.doc302.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование. 5 класс.

п\п

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Цели и задачи урока

Содержание урока

Планируемые результаты УУД обучающихся:

личностные,

предметные,

метапредметные

Музыкальный и художественный

материал

Дидактические

единицы

I

Раздел: Музыка и литература

1 полугодие    

 

1

Что роднит музыку с литературой

Тип - изучение нового материала

Форма –

урок – беседа.

Цель: выявить взаимосвязь музыки и литературы

Задачи:

Раскрыть взаимодействие музыки и литературы;

показать выразительность музыки и литературы на основе интонации;

сформировать чувство любви и уважения к Родине

 

М.И.Глинка

Романс «Жаворонок» на ст. Н.Кукольника

Р.н.п. «Во поле береза стояла»,

П.И.Чайковский Симфония №4, Финал,

Э.Григ Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

«Моя Россия» Г.Струве

 

 Песня

Романс

Симфония

Сюита

Стихотворение

Поэма

Былина

Сказка

Баллада

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

 осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, с текстом песни.

воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

2.

Вокальная  музыка. 

Россия, Россия, нет слова красивей

Тип урока-комбинированный урок

Форма – урок-путешествие

Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов и поэтов   о Родине.

Задачи: формировать чувство любви и уважения к Родине

научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения. Раскрывать взаимодействие музыки  и литературы;

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;  

Жанр.

Песня.

Куплетная форма. Запев. Припев.

Рассказ

Лирика

Пейзаж

Романс.

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

 осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, с текстом песни.

воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений,   исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших  на уроке.  

3

Вокальная  музыка.

Песня русская в березах, песня русская в хлебах.

Звучащие картины

   Тип урока-комбинированный урок

Форма – урок-выставка

Цель:   познакомить с жанровым разнообразием русской народной песни

Задачи: дать представление о

   значении песни  в  жизни русского народа, понимать их содержание, исполнять их в соответствующем  характере,

 познакомить  с различными вариантами  песен.

Кубанские народные песни:

  •  «Бояре, а мы…»,
  • «Уж ты, поле мое»;

Жанр

Песня

Колыбельная

Игровая

Лирическая

Трудовая

Протяжная

Хороводная

Полифония

Личностные УУД: исполнять песни своего родного края,

определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении.

Регулятивные УУД: узнавать знакомые музыкальные произведения, находить в них сходства и различия, выполнять задания в творческой тетради.

Познавательные УУД: подбор собирание песен о родном крае, о России,

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений.  

4

Вокальная  музыка.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно 

 

 Тип урока-комбинированный урок

Форма – урок-путешествие

Цель:  познакомить с романсом как основным жанром камерно-вокальной музыки

Задачи: определить особенности романса, его отличие  от песни;

   Выявить возможность отношения человека к жизни через романс

Выявить равноправие исполнителей в камерной музыке

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов

(из И.В.Гете)

«Горные вершины»

С.Ямамото

«Летняя гора в дымке».  

Романс

Дуэт

Камерно-вокальная музыка  исполнитель

Динамика

Темп

Личностные УУД: понимание единства деятельности: композитор – исполнитель –  слушатель.

Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения, сравнивать их характер, называть их авторов,

  Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы,

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов

Коммуникативные УУД:  работа по исследованию содержания произведений в микрогруппах

Познавательные УУД: исследование содержания пейзажа (литературного, живописного, музыкального)

5

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

Стучит, гремит Кикимора

Тип урока- урок изучения нового материала

Форма- урок-путешествие

Цель: познакомить с произведением русского композитора А.К.Лядова   «Кикимора», написанным на сюжет русской народной сказки,

Задачи: показать выразительные возможности  музыки в изображении  сказочных образов,

 понимать особенности музыкального языка произведения, созданного на фольклорной основе,

формирование интереса к русскому фольклору

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты)

А. Лядов.

«Колыбельная»

Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

Личностные УУД: эмоционально откликаться на  содержание музыкального произведения

Коммуникативные УУД:   участие в драматизации сказки по сценарию учителя

Познавательные УУД: расширение представлений   о музыкальном языке произведений

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного  образа

6

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

Что за прелесть эти сказки…

Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний

 Форма урока- урок-путешествие

Цель: познакомить с произведением русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, «Шехеразада», написанным по мотивам арабских сказок «1000 и одна ночь»

Задачи: показать выразительные возможности  музыки в изображении  сказочных образов,

 понимать особенности музыкального языка произведения, созданного на литературной основе,

формирование интереса к    фольклору

Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада»

(фрагменты)

Л.Бакст. Эскиз декорации «Восточная фантазия»

Программная музыка.

Симфоническая сюита

Личностные УУД: распознавать  и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Коммуникативные УУД:   участие в драматизации сказки по сценарию учителя

Познавательные УУД: расширение представлений   о музыкальном языке произведений

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного  образа

 

7

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.   «Мелодией одной звучат печаль и радость…». «Песнь моя летит с мольбою»

Тип урока- урок изучения нового материала. 

Форма–  урок-выставка

Цель: расширить представления о  жанрах вокальной и инструментальной музыки, их стилистических особенностях и различиях.

Задачи: 

учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов; сравнивать музыкальные произведения на основе  интонационной природы музыки, музыкальных жанров

формировать интерес к выдающимся отечественным произведениям

  • Вокализ. С. Рахманинов.
  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.        .

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.Плещеева.

Вокализ,

 Песня без слов, Ария,

Романс,

 Серенада,

Баркарола

 

Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Коммуникативные УУД: передавать в пластическом интонировании различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание пластических импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Познавательные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

8

Вторая  жизнь  песни. Живительный родник творчества.

Тип урока-комбинированный урок 

Форма –урок – беседа.

Цель: Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни, о народных истоках профессиональной музыки

Задачи:  формировать интерес к выдающимся отечественным произведениям

 познакомить учащихся с современными интерпретациями классической музыки.

Выявлять связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. «Детский альбом»

  • Веснянка, украинская народная песня. 
  • Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Симфония

Концерт

Опера

Кантата

Симфония-действо

Варьирование

Интерпретация

Личностные УДД: Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке, интерес к  произведениям отечественным и зарубежным, написанным на  народной основе. Понимать особенности русской народной музыкальной культуры.

Познавательные УУД: Подбирать художественные образы  в соответствии с характером музыки в произведении.

Регулятивные УУД: исследовать интонационно - образную природу музыкального произведения. Анализировать сходство и различия мелодии в различных произведениях. выявлять приемы развития в музыке.

Коммуникативные УУД:  передавать в пластическом интонировании различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

 

9

Вокальная и инструментальная музыка.

Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний

Форма –  урок-выставка

Цель: систематизировать и обобщить музыкальные впечатления учеников о вокальной и инструментальной музыке.

Задачи: закрепить полученные знания и умения по предмету.  продемонстрировать  

Способствовать сплочению учащихся через совместную деятельность, привить уважение к другим участникам, развивать творческие способности обучающихся. 

II четверть 

  • Сцена «Песня Леля». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

П.И. Чайковский. Фрагмент симфонии №4

Е. Лучников, сл. В Попкова. «Не отнимайте солнце у детей»

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Обработка

Оригинал

Переложение

Личностные УУД: проявлять уважение  к музыке своего народа, ее обычаям и традициям.

Коммуникативные УУД: владеть умениями совместной  деятельностью и координации деятельности с другими  её участниками.

Регулятивные УУД: осознавать вклад композиторов классиков в  музыкальную культуру страны; оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников, наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа. 

Познавательные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

10

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе… 

Тип урока- урок изучения нового материала

Форма – урок-путешествие

 

Цель: знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина, близкой музыкально-поэтическому языку народной музыке и кантатой «Снег идет» Г.В.Свиридова, колокольностью в музыке.

Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни  русского человека,

познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки  с жизнью и другими видами искусства.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Программная симфония. Симфония-действо.

Кантата.

Личностные УУД: понимать значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать  специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально–ритмические движения), понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия,  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения.

Коммуникативные УУД: демонстрировать понимание  языка искусства: свойств русской музыки,

участвовать в коллективной исполнительской деятельности

 11

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт.

Тип урока-

урок изучения нового материала

Форма –

урок-путешествие

Цель: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора –Ф.Шопена.

Задачи: познакомить с жанрами фортепианной музыки на примере камерной инструментальной музыки. Изучить романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер в творчестве Ф.Шопена. воспитание интереса к  музыкальным  традициям и истории европейской музыки.

  •  «Этюд №12» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№7» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№20» Ф.Шопен
  • «Вальс №7» Ф.Шопен

Этюд

Мазурка

Прелюдия

Вальс

Полонез

Баллада

Ноктюрн

Личностные УУД: осознавать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, воспитание интереса к  музыкальным  традициям и истории  мировой культуры.

Познавательные УУД: поиск информации о том, что творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью, знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Коммуникативные УУД демонстрировать понимание  языка искусства: высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

 Регулятивные УУД:  Рассуждать о том, что именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях.

 12

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Ты, Моцарт ,Бог, и сам того не знаешь.

 Был он весь окутан тайной- черный гость… 

Тип урока –

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма – урок-путешествие.

Цель: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора В.А.Моцарта

Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное  образное восприятие музыки,

исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музыки, понимать строение муз.произведения. приобретение  умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, стихов, картин, сравнивать их характер, настроение и средства выразительности.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
  • Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Жанры вокальной музыки

Реквием

Серенада

Контраст интонаций

Личностные УУД: Осознавать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.  познание разнообразных  сторон жизни  человека, его  убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.

Регулятивные УУД: выполнять сравнительную характеристику особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками   ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознавать музыку  как «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского, 

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Познавательные УУД: понимать взаимодействие музыки  на основе осознания специфики языка, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет   драматургическую роль, не только в музыке, но и в жизни.

13

Первое  путешествие  в музыкальный  театр. Опера. Оперная мозаика.

Тип урока-

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма – урок-путешествие.

Цель: познакомить с особенностями оперного жанра на литературной основе.

Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное  образное восприятие музыки,

овладеть умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения. познакомить с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы.

  • Садко. Опера-былина (фрагменты).

                  Н. Римский-Корсаков.

Опера

Либретто

Увертюра

Речитатив

Хор

Ансамбль

Ария

Инструмен-тальные темы

Музыкальный портрет

Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека 19 века и нашего современника. эмоциональный отклик на музыку мировой известности, воспитание уважения  к шедеврам музыкальной культуры своей страны. 

Регулятивные УУД: Овладение умениями интонационно–образного и слухового  анализа и выразительных средств музыкального произведения. Осознавать разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).  Осознавать синтез искусств в оперном жанре.

Познавательные УУД: понимать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать  разновидности вокальных и инструментальных жанров и  форм  внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

 Коммуникативные УУД: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, поиск информации о мастерах  мировой оперной сцены.

 14

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

Балетная мозаика.

Тип урока-

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма – урок-путешествие.

Цель: познакомить с жанром балета, его происхождением

Задачи: воспитание уважения  к шедеврам музыкальной культуры своей страны,

овладение умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения,

формировать представление о том, как музыка создает определенный образ.

 

 Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Балет

Кордебалет

Симфоническое развитие

Образ танца

Личностные УУД: познание разнообразных явлений в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку мировой известности, воспитание уважения  к шедеврам музыкальной культуры своей страны

Коммуникативные УУД:  выполнять задания творческого характера, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за  развитием  музыки.

Регулятивные УУД: Осознавать синтез искусств в балетном жанре, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа. 

Познавательные УУД: поиск информации о лучших отечественных танцорах и хореографах, понимать принципы формирования и основы развития русской классической школы, особенности балетного жанра, его специфику.

15

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

Тип урока-

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма – урок-путешествие.

Цель: познакомить с функциями музыки в кино, театре, на телевидении.

Задачи: воспитывать интерес к музыке театра и кино отечественных композиторов-песенников,

познакомить с лучшими образцами музыки отечественных композиторов в театре и кино,

выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

  • Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
  • Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И.  Дунаевский.

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание и  восприятие музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства, важное средство создания экранного образа.

Регулятивные УУД: понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении, самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании), контроль и коррекция своих действий и действий одноклассников в процессе обсуждения темы.

 Познавательные УУД: поиск информации о творчестве отечественных композиторов – песенников в театре, кино.

16

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

Тип урока-

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма –

урок-путешествие

Цель: познакомить с жанром мюзикла, его истоками, особенностями, отличиями от оперы.

Задачи: воспитывать интерес к музыке  отечественных и зарубежных мюзиклов,

познакомить с лучшими образцами музыки отечественных и зарубежных композиторов,

познакомить с особенностями жанра мюзикла, его истоками,

выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа

 

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
  • Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Мюзикл

Речитатив

Ария

Хор

Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание и  восприятие музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства, важное средство создания экранного образа.

 Познавательные УУД: поиск информации о лучших отечественных и зарубежных композиторах в жанре мюзикла, «легкой» и «серьезной» музыке.

Регулятивные УУД:

понимать особенности жанра  мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Коммуникативные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном,  ансамблевом и индивидуальном творчестве, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

17

Мир композитора. н.р.к .

Музыка  профессиональных  композиторов  Кубани. 

Тип урока –

урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

 Форма – урок-путешествие

Цель урока: обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.

Задачи: воспитывать интерес к музыке  отечественных и зарубежных композиторов,

познакомить с лучшими образцами музыки отечественных и зарубежных композиторов,

 выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа

Нерасторжимая связь музыки со словом во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке. Творчество  современных    композиторов  Кубани.

 

Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. 

Познавательные УУД: изучение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений,знать имена кубанских композиторов. Регулятивные УУД: понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,  работа в группах и в сотрудничестве с учителем

Раздел:Музыка и изобразительное искусство 18 часов

II полугодие

18

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

Тип урока - изучение нового материала   

Форма – урок-беседа.

Цель:  выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.

Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству,

раскрыть взаимодействие музыки и изобразительного искусства;

выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа

  • Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Ра мани нов.

Звуковая палитра

Цветовая гамма

Колорит

Композиция

Музыкальная живопись

Живописная музыка Выразительность и изобразитель-ность музыкальной интонации. 

Личностные УУД: проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Познавательные УУД: понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства, специфику средств художественной выразительности живописи и музыки, познавать отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

 Регулятивные УУД: уметь вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь  в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные живописные и музыкальные средства выразительности.

Коммуникативные УУД: освоение методов и  принципов коллективной творческой деятельности в выражении различных образов в музыке и изобразительном искусстве и её самооценка

19

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. Любить, молиться, петь. Святое назначенье…

Тип урока-комбинированный урок.

Форма –

 урок-путешествие

Цель: раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.

Задачи:. воспитывать интерес к музыке  отечественных и зарубежных композиторов,

познакомить с лучшими образцами музыки отечественных и зарубежных композиторов,

 показать выразительность музыки и изобразительного искусства на основе интонации,

развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский  

  • «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
  • «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
  • «Ave Maria» Дж. Каччини
  • «Ave Maria»  Ф. Ш уберт

Концерт

Музыкальный пейзаж

Знаменный распев

Песнопение

Унисон

А капелла

Орган

 Личностные УУД: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать духовные музыкальные произведения.

Познавательные УУД: выявлять общую интонационно – образную природу живописи и музыки, понимать и характеризовать  ее жанровое и стилевое многообразие.

 

Коммуникативные УУД: 

общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов.

Регулятивные УУД:  сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки –  ритм  изображения, форма – композиция.

20

Звать через  прошлое  к  настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за  русский край.

Тип урока-

урок закрепления нового материала. Форма –

урок-путешествие

Цель: изучение кантаты «А.Невский» С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Задачи: 

 сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству,

раскрыть взаимодействие музыки и изобразительного искусства;

выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Песня об Александре Невском»
  • хор «Вставайте, люди русские»

Кантата

Триптих

Трехчастная форма

Набат

Хор: тенор, бас, сопрано, альт

Выразительность и изобразитель-ность

Контраст

Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Познавательные УУД: понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).

Регулятивные УУД:  сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства,

Коммуникативные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. 

 21

Звать через  прошлое  к  настоящему. Ледовое побоище. После побоища.

Тип урока-

 урок закрепления нового материала. Форма –

урок-путешествие

Цель: изучение кантаты «А.Невский» С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству, 

осмысление темы о героических образах,

выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  •  «Ледовое побоище»
  • «Мертвое поле»
  • «Въезд Александра во Псков»

Песня-плач

Протяжная песня

Меццо-сопрано Выразительность и изобразитель-ность музыкальной интонации.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам кантаты Познавательные УУД: понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).

 Регулятивные УУД: сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства,

 

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов кантаты, пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

22

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

 «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»

Тип урока-

урок  обобщения и систематизации знаний.

Форма –

урок-путешествие

Цель: развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства;

Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству. 

 выявить общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого;

развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Мелодия-линия

Колорит

Ритм в музыке и в картине

Лад-цветовая гамма

Форма музыки-композиция картины

Палитра чувств

Гармония красок

Музыкальные краски

Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, понимать выражение любви к родной земле средствами искусства.

Познавательные УУД: находить  сведения о выдающихся русских и зарубежных композиторах: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчестве,     особенностях развития музыкальных образов в их произведениях.

Коммуникативные УУД: пропевать в группах темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу, узнавать на слух  изученные произведения русской и зарубежной классики, оценивать собственную  музыкально – творческую деятельность.

Регулятивные УУД: воспринимать, исполнять, сравнивать произведения искусства, созданные в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова, понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений,  рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные), анализировать общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

 

  23

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

«Фореллен-квинтет». Дыхание русской песенности.

Тип урока-

урок  обобщения и систематизации знаний.

Форма –

урок-путешествие

Цель: сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта.

Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству,

развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы,

углубление знаний о выразительных возможностях музыкального искусства.

.  «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова

  • «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

Инструментал-ный квинтет

Прелюдия

Вариации

Форма музыки-композиция картины

Палитра чувств

Гармония красок

Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти)

Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Познавательные УУД: воспринимать, исполнять, сравнивать произведения искусства, созданные в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество; находить общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

Регулятивные УУД: понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно–европейском искусстве, различных стилевых направлений, сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора    (вокальные и инструментальные), осознавать общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Коммуникативные УУД: пропевать  в группах  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.

24

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве. Весть святого торжества.

Тип урока-комбинированный урок

Форма –

урок-путешествие

Цель: расширение представлений о жизненных прообразах и народных  истоках  музыки - на примере произведений отечественных композиторов- С.В. Рахманинова и В. Кикты.

Задачи: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки,

выявлять особенности развития музыкальных образов,

осуществлять музыкально – творческую деятельность,

 показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов.

 

.Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Мелодия

Гармония

Контраст

Повтор

Сюита-фантазия

Фреска

Орнамент

Арфа

Оркестр

Концертная симфония Колокольные звоны: трезвон,

благовест, набат

Личностные УУД: понимать  колокольность как соборность сознания русского человека, важный элемент национального мировосприятия, обращение к народным истокам, незыблемым духовным ценностям своей Родины.

Познавательные УУД: поиск информации о характерных чертах в  творчестве С.Рахманинова.

Регулятивные УУД: уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их  взаимосвязи и взаимодействии; выявлять отличие интонационного прочтения композитором народных мотивов, сопоставлять характер частей сюиты с образным строем стихов Ф. Тютчева и А. Хомякова.

Коммуникативные УУД:  общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов;  осуществление контроля и коррекции в коллективном,  ансамблевом и индивидуальном творчестве, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

25

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

 «Звуки скрипки так дивно звучали…» 

Тип урока-

урок  обобщения и систематизации знаний.

Форма –

урок-путешествие

Цель: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель».

Задачи: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки, актуализация художественно-музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипичных мастеров; постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.

  • Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
  •  «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Скрипка

Соло

Интерпретация

Трактовка

Версия

Обработка

Каприс

интерпретация

Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.   размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Познавательные УУД: поиск информации о портрете Н. Паганини в  музыке и изобразительном искусстве.

Регулятивные УУД: уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций  музыкальных произведений, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД:  общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов;  

   26

Волшебная   палочка   дирижера.

н.р.к . Музыка  профессиональных  дирижеров  Кубани.

Тип урока-комбинированный урок.

Форма –

урок-путешествие

Цель: раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав симфонического оркестра на примере симфоний Л. Бетховена, углубив ее восприятие.

Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине и малой Родине, ее искусству,

знакомство с творчеством выдающихся дирижеров России и Кубани, 

выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки.

  • «Музыкант» Б. Окуджава

Дирижер

Симфонический оркестр.

Группы инструментов

Тембры инструментов

Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.   размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Познавательные  УУД: Знать имена выдающихся дирижеров, узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр.

Регулятивные УУД: понимать значение дирижера в исполнении симфонической музыки,  роль групп симфонического оркестра, рефлексия полученных знаний о роли групп инструментов симфонического оркестра.

Коммуникативные УУД: уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

27

Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

Тип урока-комбинированный урок.

Форма –

урок-путешествие

Цель: раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Задачи: сформировать чувство понимания  и уважения к  произведениям Л. Бетховена,

Сформировать  представление  о значении выдающихся дирижеров в исполнении симфонической музыки,  

выявление особенностей  трактовки драматической музыки, выразительных  и изобразительных средств на примере образцов симфонии,  

  • Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Эскиз

Этюд

Набросок

Зарисовка

Музыкальный образ

Личностные УУД: Развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценку изучаемых произведений, характеризовать их,   размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Познавательные  УУД: выявлять особенность  трактовки драматической музыки, выразительных  и изобразительных средств на примере образцов симфонии,  знать имена выдающихся дирижеров, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

 Регулятивные УУД: осознавать сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации, выявлять     значение выразительных  и изобразительных средств  в исполнении симфонической музыки.

Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов;  пропевать  в группах  темы из произведений, получивших мировое признание.

 

 

28

Застывшая  музыка. Содружество муз в храме.

Тип урока-

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма –

 урок-путешествие

Цель: постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.

Задачи: сформировать чувство уважения к великому прошлому родной земли на основе мировых шедевров духовного содержания; дать понятие об отечественной и зарубежной духовной музыке в синтезе с храмовым искусством, полифонии в музыке,

развивать умение находить гармонию в синтезе искусств.

 

.

  • Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
  • Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
  • «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
  • «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов 

Органная музыка

Гармония

А капелла

Полифония

Личностные УУД: понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценку изучаемых произведений, характеризовать их,   размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Познавательные УУД: поиск информации о православных храмах и русской духовной музыке, католических храмах и органной музыке. Уметь размышлять и соотносить музыкальные  произведения с произведениями других видов искусства по стилю.

Регулятивные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,  выполнять творческие задания в тетради.

Коммуникативные УУД: выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

29

Полифония  в  музыке  и  живописи.

  « В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»

Тип урока-

урок  обобщения и систематизации знаний.

 Форма –

урок-путешествие

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С.Баха, его полифонической музыкой..

Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству И.С.Баха, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений,

 

освоить понятия «полифония», «фуга» на примере музыки И.С.Баха, показать выразительные возможности полифонии,

развивать умение находить общность языка художественных произведений в музыке и живописи

 

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.).

.

  • И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
  • Аве Мария.
  • М.К. Чюрленис. Фуга.

Духовная музыка

Светская музыка

Полифония

Фуга

Личностные УУД: эмоционально воспринимать, понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, воспринимать музыку И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Познавательные УУД: накопление сведений о жизни и творчестве  И.С.Баха,

Регулятивные УУД: размышлять  о музыке, уметь соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю,  работа в творческих тетрадях.

Коммуникативные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкально-ритмических движений, поэтического слова, изобразительной деятельности, выступать в роли слушателей в коллективе,  творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

 

30

Музыка   на  мольберте. Композитор-художник.

Тип урока-комбинированный урок

Форма –

урок-путешествие

Цель: расширить представление учащихся о взаимодействии и взаимосвязи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.  

Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству литовского художника - композитора М.Чюрлёниса , эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

познакомить учащихся со стилевым многообразием музыки  XX столетия;

 развивать умение находить общность языка художественных произведений в музыке и живописи

Триптих. Соната. Allegro, Andante.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.
  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Живописная музыка Музыкальная живопись

Композитор-художник

Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес.

Цветовая гамма картин

Композиция

Форма

Личностные УУД: выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Познавательные УУД: выявлять общую интонационно – образную природу живописи и музыки, понимать и характеризовать  ее жанровое и стилевое многообразие.

Регулятивные УУД: осознавать связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации его произведений, уметь сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении

Коммуникативные УУД: высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов;  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности.  

31

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

Тип урока-

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма –

урок-путешествие

Цель: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи.

Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству  художников и композиторов-импрессионистов; знакомство со стилевым многообразием музыки XX столетия, жанром  импрессионизма ,произведениями К.Дебюсси; 

развивать умение находить общность языка художественных произведений в музыке и живописи

 

.

 

  • «Детский уголок» К.Дебюсси
  • «Диалог ветра с морем»  К.Дебюсси
  • «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.

  Джазовые ритмы.

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

 Познавательные УУД:  находить сведения об особенностях  импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси.

Регулятивные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы  и взаимосвязи выразительности и изобразительности музыкального и художественного искусства,  анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений,  определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном и художественном  произведении

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

32

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

Тип урока-комбинированный урок.

 Форма –

 урок-путешествие

Цель: способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины,

Задачи: формировать чувство любви и уважения к Родине; 

Показать тему защиты Родины в различных  видах искусства;

развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы

 

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»
  • «Наши дети»
  • «Реквием» стихи Р. Рождественского.

Реквием

Звучащие картины

Гравюра

Личностные УУД: осознавать свою  принадлежность к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Познавательные УУД: узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов,  осознавать стилевое многообразие музыки 20 века,богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях,  уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства,

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности, выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или  музыкально – ритмические движения.

33

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

Тип урока-

комбинированный урок.

 Форма –

урок-путешествие

Цель: ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского, расширить и  углубить понимание учащимися своеобразия творчества этих композиторов.

Задачи:  сформировать у учащихся интерес к творчеству  отечественных композиторов,

показать богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке, 

выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерно – инструментальной музыке.

  • С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

             -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

 рисунки     В.Гартмана.

 Фортепианная миниатюра.

 Язык искусства. Интермедия

Музыкальный пейзаж

Сказочный портрет

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных  сочинений на основе понимания их интонационной природы;

Познавательные УУД: Поиск информации об образном мире  произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, понимать своеобразие музыкальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности, выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или  музыкально – ритмические движения.

34

Мир   композитора.  

 С  веком  наравне.

Тип урока –

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

 Форма –

 урок-концерт

Цель: обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов, музыкальные и художественные впечатления, знания, теоретический и исполнительский опыт школьников, которые они приобрели в течении года.

Задачи:  обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов,

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов,  уметь сравнивать контрастные произведения по характеру.  

делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности),

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Кантата

Симфония

Реквием

Сюита

Соната

Фуга

Прелюдия

Личностные  УУД:. формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных  сочинений на основе понимания их интонационной природы;

Познавательные  УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

 Регулятивные УУД:. рассуждать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений  русских и зарубежных композиторов, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений, владеть навыками исполнения песен (народных, классического репертуара, современных авторов),

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности, выражать своё впечатление через пение, пластическое интонирование или  музыкально–ритмические движения, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных  сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Поурочное планирование уроков математики в 9 классе

Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др.           геометрия - Л.С.Атанасян...

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....

Поурочное планирование уроков технология 7класс

Поурочное планирование уроков технология в 7класс еее            епо программе В.Д.Симоненко.Вариант для девочек....

Поурочное планирование урока по теме: "Вирусы"

Цель данного урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни-вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножении....

Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)

Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...

Поурочное планирование уроков музыки в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Поурочное планирование составлено на основе программ для коррекционных школ...