“Музыкальная живопись и живописная музыка в творчестве импрессионистов”
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Замалетдинова Венера Исламутдиновна

Конспект урока  музыки в 5 классе по теме: “Музыкальная живопись и живописная музыка в творчестве импрессионистов” по УМК: В.В. Алеева, Т.И.Науменко по теме раздела «Можем ли мы услышать живопись?».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_5_klasse.doc94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  музыки в 5 классе

по теме: “Музыкальная живопись и живописная музыка в творчестве импрессионистов”.

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак

 «Музыка» по теме раздела «Можем ли мы услышать живопись?».

Цель урока: показать, что музыка может изображать разные картины жизни, что у нее есть свои краски (средства выразительности): тембр, нюансы, оттенки.

Задачи урока:

Дидактические (образовательные):

-познакомить учащихся с понятиями: “импрессионизм”, "пленэр", "мольберт", "эфы", "струнодержатель", "гриф", "винты для струн", "завиток", "упор для подбородка", "смычок", "анимация", "мультипликатор", "видеоклип", "клипмейкер";

-познакомить с тембровыми возможностями деревянно-духового инструмента - английский рожок, с историей создания струнных инструментов, строением скрипки;

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

-сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями изобразительного искусства; владеть приемами анализа и обобщения ;

-побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

-развить интерес к музыке через творческое самовыражение;

-развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства;

-развить наглядно- образное мышление;

-развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и произведений изобразительного искусства.

Воспитательные:

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному,бережное отношение к природе;

-воспитать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные качества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-прелюдия.

Методы: структуры сингапурской методики: "Тэйк Оф-Тач Даун", "Тайм Раунд Робин", "Релли Робин", "Стёзе Класс", "Модель Фрейер", "Джот Тотс", "Куиз-куиз-трейд"; словесные, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, мозговой штурм, «Синквейн», информационные, метод проектов,  метод «пластического интонирования», здоровьесберегающие,  метод взаимоконтроля, рефлексивный.

Оборудование урока: презентация, интерактивная доска, музыкальный центр,  репродукции картин: К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, видеоролик "Творчество К.Моне", видеоряд картин Э. Мане, К. Писсарро, О. Ренуара, Э. Дега; фрагмент произведения: К.Дебюсси “Облака” (слушание, видеоматериал), иллюстрации струнно-смычковых и деревянно-духовых инструментов, портрет К.Дебюсси, "сигнальные карточки", карточки с новыми терминами на магнитной доске, карточки для практической работы "Модель Фрейер", "Куиз-куиз-трейд", диск «Релаксация для школьников», аудиозапись песни "Мир вам, люди!"( стихи: Б. Савельева, музыка: М. Пляцковского).

Ход урока.

I.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.

Учащиеся сидят микрогруппами  по четыре человека. Поприветствуйте партнеров по плечу и по лицу, улыбнитесь друг другу.

II. Повторение пройденного материала. Интеллектуальная разминка.

Тэйк Оф - Тач Даун (встать- сесть) - верно ли утверждение? (поднять "сигнальную карточку"- смалик с поднятой рукой).

Вопросы:

1. Слияние текста и музыки рождает песню (+).

2. Опера-это сценический жанр, в котором объединяются музыка, танец, живопись, литература;  во время исполнения  оперы не произносится ни одного слова(-).

3. Согласны ли вы, что понятия "пантомима, мимика, жесты, пуанты, пачка"  относятся к жанру балет? (+).

4. Портрет-это изображение природы на холсте (-).

5. Былина - эпическая песня о подвиге богатырей (+).

6. Темп-это окраска звука (-).

7. Квартет-это ансамбль из четырёх исполнителей (+).

8. Динамика-это скорость исполнения произведения (-).

9. Ритм-это "пульс" (+).

10. Труба-это деревянный духовой инструмент (-).

        Таким образом, отвечая на данные вопросы делаем вывод, что музыка дружит со всеми видами искусства (с литературой, живописью, танцевальным искусством) и рождает новые музыкальные жанры.

III. Новый материал.

       На доске тема раздела четвертой четверти  “Можем ли мы услышать живопись?” и тема урока: "Музыкальная живопись и живописная музыка в творчестве импрессионистов".

      -Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и в живописи, а также познакомимся с новым художественным  направлением-импрессионизм.

       Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть - композиторы, художники, писатели.

      «Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», - писал немецкий поэт Людвиг Тик. Он имел в виду,  что каждое искусство выражает мысли, идеи разными выразительными средствами: живопись – цвет, линия; поэзия – слово; музыка – звук. Но если между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.

      Учитель: - Дети, давайте подумаем  и  ответим на вопросы: "Как взаимосвязаны между собой музыка и живопись? Что первично и что вторично? Существует ли однозначный ответ?"

1.Тайм Раунд Робин (обговорить мысли друг с другом по времени по кругу). Предлагаю посовещаться 30 секунд в своих творческих группах. Затем мы выслушаем ваши мнения (обсуждение, ответчика выбирает команда).

Учитель:- Перед вами стихотворение   Г.Гессе:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

       -Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя? ( «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь»).  Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

       На прошлом уроке вы познакомились с понятием «музыкальный пейзаж». Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «музыкальный пейзаж»? Что оно означает?

      Дети: - Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.

    Учитель:- В стихотворении Э.Успенского о пейзаже говорится так:

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

     -Сегодня мы познакомимся с художественным направлением в искусстве -импрессионизм (с фр.- впечатление) . Впервые этот термин появился в 1874 году во Франции, когда состоялась первая выставка художников-импрессионистов. Давайте посмотрим видеоролик, как всё начиналось.

Просмотр 1 части видеоролика (критические отзывы о первой выставке импрессионистов и картине К. Моне "Впечатление. Восход солнца").

Учитель: - Ваше первое впечатление от картин К.Моне?

-Можно ли картину К.Моне "Впечатление" назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на нее?  (ответы детей).

-Посмотрите, какие краски преобладают на этой картине? (анализ картины К.Моне "Впечатление. Восход солнца", фронтальный опрос).

Учитель: -Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар (просмотр видеоряда картин).

-В чём же секрет импрессионистов?  Просмотр 2 части видеоролика (детские впечатления художника и приемы письма импрессионистов).

2.Релли Робин (работа с партнером по плечу - обговорить приёмы рисования импрессионистов).

- Что в картинах импрессионистов необычного?

Приемы импрессионистов:

-Отсутствие контура.

-Картины необходимо смотреть на расстоянии.

- Короткие, толстые пятна-мазки.

-Цвета применены бок о бок, оптическое смешивание цветов происходит в глазу зрителя.

-Предметы не имеют точного цвета и изменяются от освещения, времени суток.

-Отсутствие черной краски.

-Живопись вечером (темные эффекты света).

-Рисование на пленэре (с мольбертами на открытом воздухе).

Учитель: -Если бы вы были композиторами, то какие бы музыкальные средства  выразительности использовали для передачи образа? (ответы детей).

Учитель: - Сейчас вы постарались нарисовать картину музыкальными звуками.

    -Мне очень нравится творчество «музыкальных импрессионистов», а особенно произведения французского композитора 20 века Клода Дебюсси. Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность.    

     Французский композитор Клод Дебюсси  (1862-1918 г.) был признанным главой импрессионистов. Его называли художником, который рисует звуками. Он стремился передавать свои впечатления от окружающего мира. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья», «Шаги на снегу» и т.д. Основным приемом у К. Дебюсси было использование педали, которая позволяла связывать звуки между собой (как и на картинах импрессионистов - расплывчатость, смешивание красок), применение ярких тембров оркестра.

     Дружба звука и цвета – дала новые плоды. На основе слияния музыки и живописи появились в 20 веке новые виды искусств- это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии, мультипликатор, клипмейкер.  

 -Сейчас мы услышим "симфоническую картину" К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы . Творческая группа наших кадетов сделала свой  проект –видеоклип на тему “Облака” и совместила его с произведением К.Дебюсси (учащиеся слушают и записывают анализ музыки на листочках).  

    Учитель:-Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

- Похожи ли картины   на ваши зрительные образы к этой музыке? Что вам представилось под эту музыку? (ответы детей).

- Соответствует симфоническая картина К. Дебюсси тому названию, которое ей дал автор?

3.Стё Зе Класс (перемешай класс). Проведите черту под вашим списком определений о прослушанной музыке.  Обмен мнениями по прослушанной музыке (добавить в свой список идеи других учащихся).

     Учитель: - Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?

     Композитор использовал все группы инструментов, включая еще и арфу, с ее волшебным, переливающимся тембром.

     Учитель: - А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Это деревянный духовой инструмент, который называют английский рожок, он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит. Английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса.  В «Облаках» его характер иной. Он звучит не то, чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

      В произведении "Облака" большую роль играет струнная группа инструментов. Давайте вспомним, как называются эти инструменты (ответы детей: скрипка, альт, виолончель, контрабас).

       - А почему они называются струнно-смычковые инструменты?

История создания струнных инструментов. Звучат фрагменты игры на музыкальных инструментах.

        -На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках - тембрах. Сегодня мы поговорим о струнных инструментах.

        Проматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие -возник первый струнный щипковый инструмент.

      Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам добавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии, Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевывает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, исполняющие свои предания - саги под аккомпанемент арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.

      Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром и способом игры.

      Просмотр иллюстраций струнных инструментов и прослушивание их звучания: арфа, гусли, лютня, мандолина, гитара, цимбалы, пианино. На некоторых играли пальцами или специальной пластинкой - плектром, которым цепляли за струны (гитара, мандолина). На других - с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам (цимбалы, фортепиано).

      Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивается до нее. Так появилась целая группа инструментов - струнно-смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.

      Современные смычковые - скрипка и возникшие за нею альт, виолончель и контрабас - похожи и отличаются в основном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Строение скрипки: корпус, эфы, струнодержатель, гриф, винты для струн, завиток, 4 струны, упор для подбородка, смычок (на магнитной доске крепятся карточки с терминами). Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Они исполняют ответственные эпизоды, звучат то широко и спокойно, то взволнованно и драматично.  

     Учитель:Проверим, как вы запомнили строение скрипки (работа по слайду, фронтальный опрос).

     - Назовите общее и различное у всех струнных инструментов (ответы детей).

IV. Закрепление пройденного материала.

    1.Модель Фрейер. Практическая работа- заполнить таблицу с обязательными и необязательными характеристиками струнно-смычковых инструментов, привести примеры и анти примеры. (работа в группах, №1- обязательные характеристики, №2- необязательные характеристики, №3- примеры, №4-анти примеры).

    2.Куиз-куиз-трейд (опроси-подскажи-научи). Карточки с вопросом и ответом, работа за столами с партнерами по плечу и по лицу: 1-2, 3-4, 1-4, 2-3, 1-3, 2-4.

Вопросы:

1. Что такое импрессионизм?

 Импрессионизм (от французского- впечатление) , направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века.

2. Кто является основоположником импрессионизма в живописи?

Французский художник Клод  Моне и его картина "Впечатление. Восход солнца".

3. Кто является главой импрессионизма в музыке?

Французский композитор Клод Дебюсси.

4.Кто такой клипмейкер?

Это человек, создающий клипы.

5. Что знаешь об инструменте английский рожок?

Это деревянно-духовой инструмент, который может менять тембры, в зависимости от состава оркестра, характера произведения, его называют "хамелеон", он может воспроизводить интонацию человеческого голоса.

6. Назови инструменты струнно-смычковой группы?

Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

7. Что знаешь про арфу?

Проматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры.

Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии. Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевывает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, исполняющие свои предания - саги под аккомпанемент арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.

8. Что такое пейзаж?

Это изображение образов природы.

9. Назови приемы рисования импрессионистов.

- Мазки, показана сущность предмета, а не его детали.

- Оптическое смешивание цветов происходит в глазу зрителя.

- Нет черной краски.

-Живопись вечером, чтобы получить темные эффекты света вечером или сумерек.

-Игра естественного света подчеркнута.

-Рисование на открытом воздухе-пленэре.

-Импрессионисты доказали, что предметы не имеют точного цвета, цвет меняется от освещения, времени суток.

-Картины необходимо смотреть на расстоянии.

10. Что можно сказать о музыке К.Дебюсси?

Живописность в названиях произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья», «Шаги на снегу» и т.д. Основным приемом у К. Дебюсси было использование педали, которая позволяла связывать звуки между собой (как и на картинах импрессионистов - расплывчатость, смешивание красок), смешивание тембров оркестра.

11. Как устроена скрипка?

Выпуклый корпус, гриф, струнодержатель, завиток, эфы, 4 струны, винты для струн, упор для подбородка, смычок.

12. Что значит музыка - живописна, живопись - музыкальна?

Слушая музыку, мы можем представить в нашем воображении живописные образы, даже картины, а всматриваясь в картины или скульптуры мы можем услышать ту или иную музыку, то есть включаем

«внутреннее зрение» и «внутренний слух».

13. На какие темы рисовали и писали музыку импрессионисты?

Темы легкого содержания: пейзаж, улица, город, танцы, человеческие чувства, бытовые сценки.

14. Почему на первой выставке критики не поняли творчество импрессионистов?

Отсутствие контура, расплывчатость, яркие цвета  были им не знакомы, ведь в Лондоне были хмурые, серые дни, часто дожди, новые методы рисования были не поняты и восприняты "мазнёй".

15. Какие жанры рождает слияние живописи и музыки?

Опера, балет, мюзикл, видеоклип, мультипликация.

16. Какую роль играет смычок в звучании скрипки?

Игра смычком заставляет звук тянуться.

17. Назовите музыкальные инструменты, где есть струны.

Гусли, виола, арфа, гитара, мандолина, цимбалы, скрипка, альт, виолончель, контрабас.

18. Что такое пленэр?

Это рисование на открытом воздухе.

19. Как называется подставка для холста?

Это мольберт.

20. Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Струнные, ударные, деревянно-духовые, медно-духовые, арфа, рояль, колокольчики, тарелки, бубен, ксилофон.

21. Что значит "симфоническая картина"?

Это музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром, яркая и живописная зарисовка портрета, пейзажа, бытовой сценки, вызывающая в воображении музыкальные  образы, богатая музыкальными средствами выразительности.

     3.Джот Тотс (мысли на столе).

Каждый член команды должен иметь 4 листочка бумаги. Для этого все участники 1 и 3

возьмите, пожалуйста, листочек А4.

Разделите на 2 части и дайте 1 листок своему партнеру по плечу. Теперь каждый из вас

разделите ваш листок на 4 части.

4 листочка готовы у всех.

1) Подумайте и запишите 1 слово на тему «Урок»

2) Прочтите его вслух для остальных участников и запишите его на одной стороне листочка

3) Положите листочек в центр стола словом вверх

4) Каждый участник повторяет шаги 1-3, как только у него готово слово, связанное с

данным понятием, пока все 4 листочка у каждого участника не используются.

5) В итоге 16 бумажек должны оказаться в середине стола словом вверх. Придумать слова по теме урока (12 слов).

     Вывод: -Учитель: Мы пришли к единому мнению , что сюжеты, темы, образы разных видов искусств имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, различны - средства выражения,  их формы. Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Используя музыкальную палитру, композиторы-импрессионисты передают сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба.

      Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

V. Вокально-хоровая работа.

    Песня «Мир вам, люди!» (стихи: Б. Савельева, музыка: М. Пляцковского).

-Как эта песня связана с темой сегодняшнего урока? (ответы детей).

-Какими бы красками вы раскрасили настроение этой песни?

1.Групповая творческая работа - нарисовать характер и содержание песни (по группам, на ватманах).

2.Исполнение песни "Мир вам, люди!"

VI.Вывод урока.      

Рефлексия (продолжить предложение): 1) Я сегодня на уроке узнал… 2) Меня сегодня удивило… 3) Мне понравилось…4) Мне достаточно полученной информации (не достаточно). 5) Я хотел бы еще узнать о…(фронтальный опрос). Выслушать ответы детей.

Учитель: -Мы с вами уже знакомились с понятием “синквейн”. Давайте вспомним, как он составляется, например,  к  слову “жизнь” (пример на доске).

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример: Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Путь.

        Домашнее задание: синквейн к слову «Импрессионизм».

        Учитель: -Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту!

        Урок мне хочется закончить словами великих мастеров искусства: “Пейзаж не имеет цели,-говорил Саврасов,-если он только красив. В нем  должна быть история души. Он должен быть звуком,отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку...”.

                                                                                                            Без музыки не проживу и дня!

                                                                                        Она во мне. Она вокруг меня.

                                                                                                И в пенье птиц, и в шуме городов,

                                                                                                В молчанье трав и радуге цветов,

                                                                                               И в зареве рассвета над землей…

                                                                                              Она везде и вечно спутник мой…

Онегин Гаджикасимов

Оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...