"Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
материал по музыке на тему
"Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
Игра – основной вид деятельности ребёнка.
В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Используя игровые технологии на музыкальных занятиях, я стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку, эмоциональную поддержку, поощряя любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведу примеры.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся («Музыкальный зоопарк», «Три подружки», «Теремок», «Создадим оркестр» и др.).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Три подружки». Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры: «Знакомство с музыкальными инструментам», «Музыкальный теремок», и др.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ:
Цель:
- Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр.
- Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
- Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
- Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
- Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
- Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
- Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.
На своих занятиях я использую следующие типы музыкальных игр:
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
- настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой музыкальной игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания;
- правил;
- игровых действий.
Любят дети МДИ.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха;
- на развитие чувства ритма;
- на развитие тембрового слуха;
- на развитие диатонического слуха;
- на развитие памяти и слуха;
- на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
- в процессе пения;
- в процессе слушания музыки;
- в процессе ритмических движений;
- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ:
- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
- В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
- Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии игровых технологий на процесс музыкального воспитания.
Подводя итоги выше изложенного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400823-1391858322.jpg)
Преемственность в работе сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Триединство в работе педагогического коллектива ДОУ в работе с детьми с нарушенями слуха....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563726-1421169092.jpg)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (далее УМКД) является частью профессиональ...
Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Данная статья поможет логопеду проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-597062-1426060473.jpg)
Игровые способы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-59990-1489771464.jpg)
Авторская разработка. Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1367359-1638030658.jpg)
Технологии обучения детей дошкольного возраста составлению сравнений, загадок и метафор (на основе приемов и методов ТРИЗ и РТВ)
Одна из проблем дошкольного воспитания - обуение детей выразительности речи. С помощью методов и приемов ТРИЗ и РТВ достигаются высокие результаты....