Игровые способы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Ситникова Екатерина Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_sposoby_v_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые способы в коррекции звукопроизношения у детей

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского возраста. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Поэтому и в работе логопеда, для решения определённых задач на разных этапах коррекционно-логопедической работы, с учётом характера и структуры дефекта, возрастных индивидуально-психологических особенностей детей, используются различные игры. Благодаря созданию целенаправленных игровых ситуаций, на каждом этапе логопедического воздействия, у детей преодолевается скованность и застенчивость, формируются навыки правильной, самостоятельной речи. Помимо сюжетных, дидактических, спортивных игр, сопровождающих ребёнка в течение всего дня в детском саду, можно выделить следующие виды игр, используемые на логопедических занятиях:
Пальчиковые игры. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на её развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребёнка учиться, на успешность овладения письмом. Чем «умнее» руки, тем умнее и малыш. Это игры-потешки (ребёнок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках), мозаики, бирюльки, зрительно-тактильные тренажёры (развивающие коврики, игрушки-мякиши, игрушки из серии «чудесный мешочек» (мешочки с разнообразными мелкими предметами), шнуровки, выполнение графических упражнений: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д.
Игры для развития слухового внимания, речевого слуха и фонематического восприятия. Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребёнку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, тормозит развитие связной речи. Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего обучения их чтению и письму. Ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Игры: «Где позвонили?», «Кто что услышит?», «Угадай по голосу», упражнения с буквами и звуками.
Игры для развития речевого дыхания и голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного «скольжения» голоса  по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Используются музыкально-дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, игры на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания, такие как «Ветерок», «Вертушки», «Воздушный шарик», «Эхо». Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, увеличивается объем дыхания и нормализуется его ритм.
Игрыи упражнения для развития артикуляционного аппарата. 

Игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и психику ребёнка, побуждает его к свободному речевому общению, отвлекает внимание от речевого дефекта, она вызывает встречную активность, затрагивая интересы ребёнка, его фантазию и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке...

Танцевальная терапия как средство коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Данный материал рассматривает проблему тревожности детей дошкольного возраста, а также выделяет танцевальную терапию как эффективный способ коррекции....

Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...

Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Данная статья поможет логопеду  проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....

Проблема звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам....