Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть.
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 5класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с темой, целями, задачами, планируемым результатом, датой проведения урока, с необходимым УМК на конкретный урок, этапами урока, деятельностью учителя, ученика, УУД и, распечатав, собрать в папку для использования в следующем учебном году. Я делаю именно так, советую и вам, коллеги. Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_1_chetvert_.docx50.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

С  появлением новой версии правильного оформления урока в соответствии с ФГОС  и с учётом методических рекомендаций предлагаю учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» для 1 четверти учебного года.  Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова  поделиться и другими методическими разработками-  для 6, 7 и 8 класса, материал готовится к публикации. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с темой,  целями, задачами, планируемым результатом, датой проведения урока, с необходимым УМК на конкретный урок, этапами урока, деятельностью учителя, ученика, УУД  и, распечатав, собрать в папку по классам для использования в следующем учебном году. Я делаю именно так, советую и вам, коллеги. Удачи!

МАОУ лицей пгт Афипский МО Северский район Краснодарский край

Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС

Раздел:

«Музыка и литература»

Дата:

Тема урока 2:

«Звучашие картины». «Жаворонок» М.Глинка

5АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Выявить взаимосвязь музыки и литературы

4.09

Задачи урока:

Раскрыть взаимодействие музыки и литературы; сформировать чувство любви и уважения к Родине

показать выразительность музыки и литературы на основе интонации;

Оборудование:

 ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х.,

Учебник стр.10-13; Эл. версия,

Колыбельная (мультфильм)

Планируемый результат:

Осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Содержание урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Контроль за наличием тетради.

Вход учащихся в класс.

На доске тема урока в электронном виде

Приготовить тетрадь, записать тему урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Рассказ учителя введение в тему.

- Образ Отчизны всегда очень трепетно и вдохновенно воспевался простыми людьми, писателями (кто это?), поэтами(кто это?),  , композиторами(кто это?),, для чего?

(ответы детей)

                                                       

Участие в диалоге.

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

- (чтение отрывка стр .10)

- Автор любит Отчизну, в чём проявляется любовь?

(тишина, запах травы, ощущения комфорта, радости соединения с природой)

- Докажите, пользуясь текстом,  любовь автора?

- Картинка возникшая в воображении совпадает с репродукцией учебника? (нет главного - берёзы)

- В чём отличие?

- Из тишины появляется возможность понять, ощутить, почувствовать, услышать…, а потом полюбить, оберегать…

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

- (показ видеофрагмента «Колыбельные»).

- Каждый из вас замер слушая колыбельную…

- Вы вслушивались, …благодаря тишине.

- Только из тишины рождается звук (потому я требую от вас тишины  во время слушания музыки).

- предлагаю послушать «Колыбельную» Р.Паулса и  обычную «мамину».

- Как вы думаете, под какую  из колыбельных ребёнок быстрее заснёт?

- Русская песенность отличается простотой, кантиленностью, минимальным текстом, с, порой повторяющимися, простыми словами.

Участие в диалоге.

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художественного произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

5. Первичное закрепление.

Организация просмотра и слушания клипа-караоке.

- Простота настолько захватывает, что многие как дети, так и взрослые с удовольствием поют народные песни.

- Споём? Тихо, душевно!

- (исполнение сразу, сходу, без подготовки)

слушание,

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике,

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6. Самостоя-тельная работа.

-  исполнение песни-караоке «Выйду в поле с конём».

Слушают, исполняют по фразам.

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, 

7. Рефлексия деятельности.

- Как важно слушать музыку?

- Почему должна быть тишина в классе?

ответы

8.Заключительный

- Назовите музыкальные коллективы нашего края.

Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС

Раздел:

«Музыка и литература»

Дата:

Тема урока № 3:

Фольклор в музыке русских композиторов.

 «Стучит, гремит  Кикимора» 

5 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Формировать чувство любви и уважения к Родине воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки. Формировать познавательный интерес к симфонической музыке.

Задачи урока:

Выявить взаимосвязь музыки и литературы в процессе фронтального опроса, закрепить знание терминов “миниатюра”, “программная музыка”; познакомить: с термином “лейтмотив” и его ролью в произведении;
со сказочной картинкой кикиморы в сказке А.Н.Толстого “Кикимора”;с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора” развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев,

Оборудование:

 ММК, синтезатор, УМК, Ф/х.(К) – Критская, (А)- Алеева.

Учебник 18-19, 5.1(К) – 3; 1.1(А)-20,

Планируемый результат:

Осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки..

Этапы урока:

Деятельностьучителя:

Содержание урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Контроль за наличием тетради, цветн. карандаша Вход учащихся в класс. На доске тема урока в электронном виде

Приготовить тетрадь, записать тему урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Рассказ учителя - введение в тему.                                             - “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”.                                                                      - Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? (Про Кикимору. )                                                               - Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия прошлого урока.                                 Ответы учащихся на вопросы учителя (фронтально)                                                                                                                                  - На прошлом уроке мы слушали народную музыку и колыбельные, а вы дома должны были найти названия коллективов края (ответы детей)

                                                       

Участие в диалоге.

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики.                                      - Давайте разбираться, что это такое?                                           - Вспомним сказку “Теремок”. Назовите главных героев. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов.      - Какие это слова?                                                                                   Мышка – пи – пи – пи.                                                        Лягушка – ква - ква.                                                                      Петух – ку - ка - ре – ку.-----  И эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”.Ролевая игра “Теремок”                                                               Цель игры: закрепить понятие термина “лейтмотив”                         Распределяются роли среди детей. Учитель показывает картинки с изображением зверей. Дети называют свою реплику, отзываясь только на своего героя – зверя. Тот, кто перепутал – выбывает, а оставшиеся получают медали.       -  У “сказочных картинок” А. К. Лядова есть названия “Волшебное озеро”, “Баба – Яга”, “Кикимора”.                   - Все эти картинки написаны для симфонического оркестра.  - Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные.                                   Игра “Составь название” Дети работают в группах. (Учитель дает листок с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного. Медали получает группа, которая быстрее всех и правильно выполнила задание игры):                         КРИСКАП, НАЯБ, АБТРУ, ФРАА, ИЛСГУ, АБЛАКАЙЛА Симфонический оркестр --------------- Народный оркестр

Запись в словарь

Участие в диалоге

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

-Знакомство с персонажем сказки А.Н.Толстого “Кикимора”.                                                                                 - Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”. Кто такая кикимора?                                              - (Это сказочный персонаж. Живет в болоте. Зеленого цвета,  худая и очень вредная.)                                                            - Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.          - Это можно назвать портретом?                                                           - А характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.     Учитель читает сказку. (стр.18-19 прочитать)                                           - О каком произведении идёт речь? (Кикимора)                                             - Почитать вслух (чтение многими детьми)                                     - Интересная сказка? (чтение учителем с интонацией)                                                                                                    - В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.

Участие в диалоге.

Запись в тетради

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отража- ющие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классическ.  музыки.

5. Первичное закрепление.

Организация прослушивания слушание симфонической картинки “Кикимора”.                                                                -Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами.                                                   - Мы прослушали начало произведения (вступление).                             - Можно ли его разделить на несколько частей?          (Можно. Самое начало медленное, зловещее)                                                                                                             - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы                          (показ инструментов).                                                                              - Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив.                                                                                                             - Далее музыка мягкая, напевная. Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив.                                                                                      - А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?  - Музыка как – будто звенит. Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” - третий лейтмотив. После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. (Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.)                                                                             - И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.

слушание, ответы на вопросы

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6. Самостоятельная работа.

Давайте мы все вместе споем ей «У моей России» как колыбельную.                                                                               – А как исполняют колыбельные песни? (Мягко, нежно, напевно, чтобы не разбудить уснувшего.)                                         - Хоровое исполнение песни «У моей России»  Г.Струве.                                                              Учитель проводит этапы вокально-хоровой работы:               а) работа над певческой постановкой корпуса;
б) распевка;
в) повторение текста всей песни;
г) хоровое исполнение песни.

Выполнение задания. Ответы на вопросы. Исполнение песни

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

Закрепление материала: проводится тест – викторина. Соедините правильные ответы.

ЛЕЙТМОТИВ

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Яркая тема для характеристики главного героя.

КИКИМОРА

Тихая, плавная, певучая мелодия.

Выделите правильный ответ. Выставление оценок за медали.

Выполнение задания

8.Заключительный

 Домашнее задание: Нарисовать запомнившийся образ.

Запись задания

Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС (1 четверть)

Раздел:

«Музыка и литература»

Дата:

Тема урока № 5:

«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова

5АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

- показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту;

Задачи урока:

- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках; познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые выразительные и изобразительные возможности;  развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;   воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Оборудование:

 ММК, синтезатор, УМК, В.Х., Ф/х.,

1.2(А) -18; 7.1(А)-3 Эл. верс. В.Х.5.1-1,3

Планируемый результат:

Осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Этапы урока:

Деятельностьучителя:

Содержание урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс.

Контроль за наличием тетради, цветного карандаша.

На доске тема урока в электронном виде 

Приготовить тетрадь, записать тему урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Рассказ учителя введение в тему.

- Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд  (визуальный ряд на доску)

(1- стих, 2- сказка, 3- басня, 4- рассказ, 5- повесть, 6- роман, 7- миф, 8- легенда)

- Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

                                                       

Участие в диалоге. Запись жанров

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

- Отгадайте загадку:                                                                                                  Движенья плавные смычка приводит в трепет струны,                                       Мотив журчит издалека поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив его выводит …
 (СКРИПКА) 

Разгадать загадку

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

- Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей".                         (Чтение или слушание + Анализ прослушанного произведения)                                                                   - Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?                                 - Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?                                                                                           - Почему музыка в сказке сделала чудо?                                                 - Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?                                                                                                  - Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Участие в диалоге.

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

5. Первичное закрепление.

Организация просмотра,

- Назовите известные вам сказки? (записать в тетради)                                             - Кто-то из великих сказал: «Расскажите, и я узнаю, покажите, и я запомню». - Показ фильма о жизни композитора

- Н.А.Римский-Корсаков- композитор-сказочник. Творчество композитора связано со сказкой. Им созданы такие оперы и симфонические произведения:

 - «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» и другие из сборника либретто.                                                                                                     - «Садко» - «Колыбельная Волховы» - слушание,                                 - «Шехерезада» - сифоническая сюита - слушание.                                                 - Писал композитор программную музыку. (слушание и просмотр фильма) - опишите образ султанши.

- светлый или мрачный?

- спокойный или взволнованный?

- печальный или жизнерадостный?

- Образ - небесной красоты?(тема начинается с верхних нот и уходит вверх).

слушание,

- просмотр фильма в эл.версии.

записать названия опер

- слушание фрагм. музыки

- термин-программная музыка- 

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6. Самостоятельная работа.

- Сказка и правда жизни, сказка и быль звучит и в других произведениях, не только композиторов- классиков, например в  

«Песенке о злом короле».

-Вокально – хоровая работа:

1. Объяснение жеста дирижёра.

2. Посадка. Вдох. Выдох.

3. Работа над певческим дыханием

4. Дикция. Пение по фразам.

Разучивание песни

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен в своём исполнении через пение, слово, пластику, движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

- Что нового узнали на уроке?                                                                  - Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

Ответы детей

8.Заключительный

Домашнее задание: Вспомнить и написать названия сказок в которых сюжет или главные герои связаны с музыкой.  (не менее 5 )

Записывают

Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС

Раздел:

«Музыка и литература»

Дата:

Тема урока № 6:

 Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки;

поэма в стихах А. Пушкин.

5 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Выявить взаимосвязь музыки и литературы

Задачи урока:

Раскрыть взаимодействие музыки и литературы;показать выразительность музыки и литературы на основе интонации;

сформировать чувство любви и уважения к Родине

Оборудование:

 ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х.,

 6 (К)- 11, Эл. верс.                          В.Х.1- 7-10. Учебн. стр.20-21.

Планируемый результат:

Осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки..

Этапы урока:

Деятельностьучителя:

Содержание урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс. Контроль за наличием тетради.

На доске тема урока в электронном виде 

Приготовить тетрадь, записать тему урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Рассказ учителя введение в тему:

Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость.                                                          - Проверка домашнего задания прошлого урока: Вспомнить и написать названия сказок в которых сюжет или главные герои связаны с музыкой.  (не менее 5 )

Участие в беседе, слушание.                                                      

Участие в диалоге, ответы.

Личностные УУД: формирование эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

-Вступительная беседа, диалог, с целью войти в замысел автора.           

 - Н.А.Римский-Корсаков- композитор-сказочник. Творчество композитора связано со сказкой. Писал композитор и  программную музыку. («Шехерезада» сифоническая сюита - слушание) - опишите образ султанши.

- светлый или мрачный?

- спокойный или взволнованный?

- печальный или жизнерадостный?

- Образ - небесной красоты?(тема начинается с верхних нот и уходит вверх).

Участие в беседе, слушание, - термин-программная музыка- в словарь

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

- Многие композиторы обращались к сказке в том числе и М.И.Глинка создавший оперу-сказку «Руслан и Людмила» на текст А.С.Пушкина.   Действующие лица:                                                    Светозар, великий князь киевский, — бас.                                         Людмила, его дочь, — сопрано.                                                                Руслан, витязь, жених Людмилы, — баритон.                                    Ратмир, князь хазарский, — контральто.                                        Фарлаф, витязь варяжский, — бас.                                                       Финн, добрый волшебник, — тенор.                                                   Баян, сказитель, — тенор.                                                                      Наина, злая волшебница — меццо-сопрано.                                        Черномор, карлик, злой волшебник, — роль без слов.                                 - (чтение либретто)

Участие в диалоге.

- запись в тетради

- слушание

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

5. Первичное закрепление.

- Организация слушания без названия арии !!!

(Рондо Фарлафа) из оперы «Руслан и Людмила»

- Можете определить чья ария звучала по голосу?                                                                   – Какой голос прозвучал? – бас, значит ария Святозара, или Фарлафа – Прозвучал голос Фарлафа.

- Организация слушания «Увертюры» – вступление оперы.                                                                                    

- слушание,

Участие в диалоге

-термин увертюра – в  сдоварь

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6. Самостоятельная работа.

- «Песенка о злом короле» - слушание, исполнение в ансамбле с учителем.

Вокально – хоровая работа:

  Посадка. Дыхание. Артикуляция. Образ.  

- Участие в вокальной работе.

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений,

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

Какое из произведений  сегодняшнего урока понравилось больше?

- ответы

8.Заключительный

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию.

Технологическая карта-схема урока музыки в 5 класс ФГОС (1 четверть)

Раздел:

«Музыка и литература»

Дата:

Тема урока № 7:

«Гармонии задумчивый поэт»      

5 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Выявить взаимосвязь музыки и литературы в творчестве Шопена

Задачи урока:

Раскрыть взаимодействие музыки и литературы; показать выразительность музыки и литературы на основе стихотворной интонации;

сформировать чувство любви и уважения к творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена.

Оборудование:

 ММК, синтезатор, УМК, В/х., Ф/х.,

Стр.40-43, 7.1(А)- 17,14,        эл верс., В.Х.6- 5,6

Планируемый результат:

Осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Этапы урока:

Деятельностьучителя:

Содержание урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Контроль за наличием тетради, цветн. карандаша. Вход учащихся в класс. На доске тема урока в электронном виде

Приготовить тетрадь, записать тему урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Рассказ учителя введение в тему.

Д./з.- проверка, выставление оценок.

- Творчество композиторов связано не только со сказкой. Поэзия – самый музыкальный жанр в искусстве. Под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых чувства и мысли поэтов: - Чтение стихотворения «Горсть земли» (стр.40)

Участие в диалоге                                            

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

- О жизни какого великого человека мы сегодня поговорим?                        - Что вы узнали о нём из стихотворения?(грустил, покинув Родину, Горстка земли сыграла какую то роль)

Участие в диалоге                                            

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

- Организует просмотр фрагмента фильма «Шопен-завещание»,

- Судьба распорядилась так, что польский композитор Шопен жил и творил на чужбине.                                                                                        - Организует просмотр фрагмента фильма «Биография Шопена»

- Во время просмотра много было названо произведений, написанных композитором: полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды

 

Просмотр фрагментов. Участие в диалоге.                        

– запись в тетради

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к Родине, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов   классической  музыки.

5. Первичное закрепление.

- Чтение стихотворения «Вальс» (стр 43)                                                     – Какое настроение в картине, нарисованной поэтом?                                 – Как вы думаете какой должна быть музыка?

- Это стихотворение- рассказ-впечатление поэта Л.Озерова о конкретном произведении- о вальсе № 7 Ф.Шопена                                                                                                       – Организация просмотра - «Вальс № 7 с балетом»

слушание,

-ответы

-просмотр

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6.Самостоятельная работа.

- Человек любящий природу – злой человек?                                                              - Человек умеющий не только видеть, но и ценить красоту в окружающей природе, обязательно будет добрым человеком!

- «Добрая песенка» - слушание без текста.

- ?? при наличии оставшегося времени показать текст и повторное слушание.

слушание,

-ответы

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен  о природе в своём исполнении через пение, слово, пластику движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

-Почему называют поэтом- композитора?

-ответы

8.Заключительный

Д/з Почему- поэт?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

тест по музыке 3 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Данный тест предназначен для итогового контроля в 3 классе по предмету "Музыка"...

Рабочая программа по музыке 5 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об...

Рабочая программа по музыке 6 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...

Рабочая программа по музыке 7 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...

Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 6 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 6 класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок ...

Методическая разработка фрагмента урока в 7 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной " Образы мужества и победы в творчестве Людвига ван Бетховена"

Данная методическая разработка представляет фрагмент урока и направлена на  ознакомление учащимися с творчеством Л. Бетховена, а именно, симфонией №5. Обращаясь к биографическим фактам  жизн...