Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 6 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 6 класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с темой, целями, задачами, планируемым результатом, датой проведения урока, с необходимым УМК на конкретный урок, этапами урока, деятельностью учителя, ученика, УУД и, распечатав, собрать в папку для использования в следующем учебном году. Я делаю именно так, советую и вам, коллеги. Удачи!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

С  появлением новой версии правильного оформления урока в соответствии с ФГОС  и с учётом методических рекомендаций предлагаю учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 6 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» для 1 четверти учебного года.  Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова  поделиться и другими методическими разработками-  для 7 и 8 класса, материал готовится к публикации. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с темой,  целями, задачами, планируемым результатом, датой проведения урока, с необходимым УМК на конкретный урок, этапами урока, деятельностью учителя, ученика, УУД  и, распечатав, собрать в папку по классам для использования в следующем учебном году. Я делаю именно так, советую и вам, коллеги. Удачи!

МАОУ лицей пгт Афипский МО Северский район Краснодарский край

Технологическая карта-схема урока музыки № 1 в 6 классе (ФГОС) (1 четверть)

Раздел 1:

 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Дата

Тема урока №1:

Удивительный мир музыкальных образов

«Старинный русский романс».

6 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Расширить знания об интонационной природе образов романса

2.09

Задачи урока:

Познакомить с терминами: Интонация, музыкальный образ, вокальная, инструментальная музыка

Оборудование:

УМК, ММК, Эл. верс., синтезатор

 6(К)- эл. верс., презентация

Планируемый результат:

 Осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Этапы урока:

Дата:

Деятельность учителя:

Содержание урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс. Поздравление с началом учебного года.

Запись темы урока в тетрадь

Запись темы

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

М.П.Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Слушая музыку человек испытывает ощущения, подобные  тем которые возникают от эмоциональной, интересной беседы. Разговорную и музыкальную речь роднит интонация. Из интонаций складывается мелодия. От того, как развиваются мелодии, сочетаются друг с другом зависит музыкальный образ

слушание

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

В нём грани духовного мира человека: мы волнуемся, грустим, радуемся. Философы говорят об искусстве, как о реальной силе, просветляющей человеческую жизнь. НО--- Вся ли музыка просветляет. Как вы думаете какая музыка считается романсом? О чём она? (о любви) Какие образы? (лиричные) Как определить что нсчитать романсом?-- «Быть рядом»--исполнение – это романс-?(невозможно вслушаться из-за аккомпанемента в современной аранжировки)   или «Сердце нежное» - а это-? Ф/х.5.1(А)- 4,-«Я помню чудное мгновенье» - а это- ?

- Слушают 3 фрагментов и определяют

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

ПЕНИЕ- самый древний вид искусства. Вокальное исполнение- голосовое. Оно было связано с магическими действиями, с танцем, со словом. У древних славян есть песни, при помощи которых они пытались воздействовать на явления природы. (, фольк.№  ) «»

Термины в словарь

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

5. Первичное закрепление.

К вокальной музыке  относится сольное пение, ансамбль, хор. Жанры: песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата, опера. (В/х   кл.№ ) (записать в тетради основные понятия)

Участие в диалоге

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произ- ведений, работа с разворотом урока  в учебнике, Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6.Самостоятельн. работа.

«Лебеди улетали»- слушание, - это романс-?

исполнение в ансамбле.

Слушают, исполняют

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

Итак - что узнали нового на уроке: что такое русский романс.

8.Заключительный

Домашнее задание: перечислить образы последнего произведения

Технологическая карта-схема урока музыки в 6 классе ФГОС (1 четверть)

Раздел 1:

Тема 1:

 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

 «Удивительный мир музыкальных образов»

Дата

Тема урока № 2:

«Вальс – фантазия».  М. И. Глинка

6 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Познакомиться с музыкальным произведением Глинки,

Оборудование:

ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х.(К)- Критская

 Стр.16-19, 6.1(К) -6

Задачи урока

формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями,

Планируемый результат:

Развивать музыкальное мышление, закрепить знания по творчеству Глинки, развивать навыки творческого анализа музыкального произведения.

Этапы урока:

Дата:

Деятельность учителя:

Ход урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс.

Контроль за наличием тетради, цветного карандаша.

На доске тема урока в электронном виде

Приготовить тетрадь, записать тему урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Мы познакомимся сегодня с уникальным произведением М.И. Глинки. Называется оно очень просто: “Вальс-фантазия”. Это настоящая жемчужина русской музыкальной классики. Давайте обратим внимание на название урока. (На доске). Предлагаю вам две точки зрения на это произведение. Музыковед А.Н. Сохор сравнил “Вальс-фантазию” с лирической поэмой, автор учебника по музыкальной литературе О.В. Рыбина характеризует его как душевную драму. Давайте разберёмся, какое же свойство музыки – лиризм или драматизм скрывается в этом произведении? «Вальс-фантазия»  М.И.Глинка (фрагм.)

Ответы на вопросы

- слушание

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

3. Постановка учебной задачи

- (После прослушивания.) Вы знаете, что случайных произведений в творчестве композиторов не бывает, всему есть своё объяснение. Давайте поразмышляем: почему Глинка обратился в своём творчестве именно к вальсу? - Вальс был одним из популярных бытовых танцев в Европе. Большой любовью он пользовался и в России… где его ценили за плавность, мягкость, “полётность”, за то, что он позволял выразить задушевное и в то же время возвышенное лирическое чувство” (А.Н. Сохор).                                                                                 -- Первый вариант этого сочинения был написан для фортепиано, в 1839 году –                                                                                                             -- Позднее композитор сделал две оркестровые редакции- в 1845 году. (через 6 лет)                                                                                                      -- И последний, наиболее совершенный вариант – за год до смерти…в 1856 году (спустя 11 лет)                                                                                                       -- он создал новую оркестровую редакцию, в которой это произведение и исполняется ныне. Вальс негласно посвящён Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, воспетой Пушкиным (“Я помню чудное мгновенье”). Поэтическое увлечение юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки. В какой-то мере “Вальс-фантазия” явился “страницей из дневника” композитора.

- Как вы думаете, можно ли назвать “Вальс-фантазию” бытовым танцем, или произведение имеет более глубокое содержание?

- слушание, диалог

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

-  Бытовой – это танец, который звучит везде: в школе, дома, на улице. Это произведение предназначено для слушания. Повторяющаяся тема заключает в себе более сложный характер                                                                                       - Если одна и та же тема повторяется много раз, чередуясь с контрастными эпизодами, то эта музыкальная форма-рондо. «Вальс-фантазия»  М.И.Глинка – слушание всего произведения                                                                                                  - 1. Охарактеризуйте настроение основной темы вальса (рефрена) (Тема проникнута задумчивым, мечтательным, задушевным настроением, она лирична, песенна).                                                      2. Есть ли близкие аналогии того же лирического плана в жанре–(Да, у современников Глинки – Шуберта (Вальс си минор), Шопена (Вальс до диез минор е вальса?)

Термин – в тетрадь

-слушание                                             

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

5. Первичное закрепление.

- И это не случайно. Ритм вальса, рисующий образы “воздушного” движения, парения, полёта, глубоко вошёл в музыкальный строй композиторов-романтиков.  Давайте вспомним, какими чертами обладает лирический герой-романтик.                                                                                                    1. Скромный, благородный человек, каким был сам композитор. Глубоко и тонко чувствующий окружающий мир.
2. Он несчастен и одинок.
3. Любит природу, восхищён её красотой.                                              - Лирический герой Глинки обладает теми же чертами? (Не совсем. Здесь нет картин природы.)                                                                               - Совершенно верно. Зато танцевальный характер музыки наталкивает на мысль: может быть, это сцена бала? (Светлые, изящные эпизоды напоминают бальные танцы. А вот главная тема вальса звучит взволнованно, трепетно. К концу произведения волнение всё более усиливается.)                                                                          - Какие средства выразительности придают взволнованность и тревожность теме вальса?(Эта лирическая тема написана в минорном ладу (си минор). Она и песенна, и танцевальна…)                                    - Минорный лад, нисходящая интонация звучат печально, безнадёжно. Это характерная деталь для русских бытовых романсов “обострённо-психологического характера” Гармонически незавершённая тема – остановка первого предложения на S-субдоминантовой гармонии, второго – на      D-доминантовой – усиливает это настроение. Незавершённость, вопросительность окончания ведут тему к поиску устойчивости, успокоения. Наступает ли оно? (Более светлые эпизоды передают другое психологическое состояние – временное успокоение душевных переживаний лирического героя. Они звучат радостно, волнующе.)

Участвуют в диалоге

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

6. Самостоятельная работа.

 -  Вы получили домашнее задание на прошлом уроке:

 1.--Перечислить образы песни «Лебеди улетали» (читают ответы)

 2.—Какие картины рисуют эти образы.

 3.-- Вокально –хоровая работа.

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

Что нового узнали о творчестве М.И.Глинки?

8.Заключительный

Д/з-- Почему вальс-фантазия? (дать письменный ответ)

Технологическая карта-схема урока музыки в 6 классе ФГОС (1 четверть)

Раздел 1:

 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Дата:

Тема урока № 3

 «Портрет в музыке и живописи».

6АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.

Задачи урока:

- развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.                                                                                                                                                                                    -формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

Оборудование:

ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х. (К)-Критская, аудиозапись, музыкальный центр, фортепиано, «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»

 Учебн. стр.20-23, 6.1(К) -7, Эл.верс

Планируемый результат:

Этапы урока:

Дата:

Деятельность учителя:

Ход урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс.

Контроль за наличием тетради, цветного карандаша

На доске тема урока в электронном виде

Приготовить тетрадь,

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» Учитель читает стихи Листова                                                                                          Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.               (исполнение романса          
«Я помню вальса звук прелестный..»)

Запись темы  урока, выделить цветом. -Слушание

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

3. Постановка учебной задачи

- Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви. Тема урока «Портрет в музыке и живописи».                       - Скажите, к какому виду искусства относится портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства.

Познавательные УУД:  подбор литературных произведений по теме урока

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

«…От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил»
   (С.Тюрин)                                                - Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др. Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.  Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской. Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого                                    * * Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
                                                       * Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
                                                                  * Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
                                                       * Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.                                                                    -
Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».                                                                         - А может ли музыка нарисовать портрет?

Учащиеся читают стихи со слайда                             -Участие в диалоге

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

5. Первичное закрепление.

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)                                              - Знакома ли вам эта музыка? – (Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.)                                                                                    - Что вы о нём знаете? - ( Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов. ) «Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.                                   – Почему же вальс – фантазия? (проверка дом задания, выставление оценок)                                                                        - Как звучит музыка этого вальса?                                                 -  Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?                  -  А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь                                   

- участие в диалоге

- музыка звучит как взволнованная речь, а не танец

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание художеств. произведения.

Личностные УУД: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

6. Самостоятельная работа.

- Точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн. «Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс. Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»                                                           - На сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший.                                                                          А теперь прослушаем романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»                                 - Какие характеристики можно дать этой музыке? - встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья. Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга. «Лебеди улетали»- исполн.

Слушание муз

Исполнение в ансамбле

Регулятивные  УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с текстом песни. Воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движение.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений,

7. Рефлексия деятельности.

Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц     18 века (портреты из учебника).                                                                          - Какие средства выразительности использует художник?  

 Оценка полученных знаний

8.Заключительный

Домашнее задание -  Выбрать портрет к романсу «Я помню чудное мгновенье» (с пояснением)

Технологическая карта-схема урока музыки в 6 класс ФГОС (1 четверть)

Раздел:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Дата

Тема урока № 4:

 Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

 Опера «Иван Сусанин»

6АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.

Задачи урока:

- развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности; формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной музыки; совершенствование навыков прочтения музыкального и литературного текста.

Оборудование:

ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х (К)- Критская, аудиозапись, музыкальный центр,

Стр.26-27, 6.1(К),-11

Планируемый результат:

Этапы урока:

Дата:

Деятельность учителя:

Ход урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Тема урока записать в тетради.

Вход учащихся в класс.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- проверка дом. задания -  Выбрать портрет к романсу «Я помню чудное мгновенье» (с пояснением)

 Записать тему урока в тетрадь. Прочитать стр.26 учебник.

Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938)- в тетрадь. «Только правдивое – прекрасно» - кредо певца

Различать простые и сложные жанры вокальной,           Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

3. Постановка учебной задачи

Посмотрите фильм и ответить на вопрос:

- Почему «Мира восторг беспредельный сердцу певучему дан…?»

-просмотр     - ответы

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

Каждое произведение- правдиво , не сыграно.

- прочесть отрывок воспоминаний стр.26-27

Ария, речитатив, рондо – в словарь

Запись в словарь

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

5. Первичное закрепление.

Как необходимо в музыке исполнять произведения? Как про себя. 

- Показ текста песни «Плакала звезда».

-Как необходимо исполнить песню, с каким настроением?

-Темп какой?

-В каком регистре?

-Какое звуковедение?

ответы

Владеть навыками музици-рования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся напевов.                                          Участвовать в коллективной деятельности

6. Самостоятельная работа.

«Плакала звезда» слушание в исполнении учителя, разбор текста

исполнение

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

7. Рефлексия деятельности.

- Что нового узнали на уроке?- Очень важен не только замысел автора, но и собственная оценка предлагаемой ситуации сюжета.

Ответы, оценки

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

8.Заключительный

Домашнее задание: Выучить термины 

Запись в дневник

Технологическая карта-схема урока музыки в 6 класс ФГОС (1 четверть)

Раздел 1:

 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Дата

Тема урока № 5:

 «Обряды и обычаи в фольклоре и у композиторов».

6 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи урока:

Знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Оборудование:

 ММК, синтезатор, УМК, В/х. Ф/х(К)- Критская, аудиозапись, музыкальный центр.

 Стр.30-31,  6.1(К)- 12,13

Этапы урока:

Дата:

Деятельность учителя:

Ход урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс. Контроль за наличием тетради, цветн. карандаша. На доске тема урока в электронном виде.

Подготовка к уроку

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…  Сегодня на уроке мы встретимся со знакомыми уже произведен.

Запись темы  урока, выделить цветом. -слушание

Различать простые и сложные жанры вокальной,           Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

3. Постановка учебной задачи

 Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

·    * календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

·    * семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

·    * окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

- Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

- Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

- Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбе.

Термин в словарь: Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное;

Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

Из истории свадебных обрядов на Руси:

- С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

слушание

Владеть навыками музици-рования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся напевов.                                          Участвовать в коллективной деятельности

5. Первичное закрепление.

«МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО» - в исполнении Жанны Бичевской                                                                                                  - Какое настроение создаёт эта песня?                                                     - Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)                                                                                                                                         - Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?                                 - Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников. - (стр.31).  - Репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.     - Что вы видите на этих картинах?                                                                                              - Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)                                                                                                -Эти переживания схожи с настроением героини песни«Матушка»?                                                                                            - Тема свадьбы в фольклоре-«Бедная птичка» (Кубан. Казач.хор) слушание, анализ отношения к замужеству в прошлые времена.

- Тема свадьбы в современности «Река»

слушание, анализ

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся напевов.                                          Участвовать в коллективной деятельности

6. Самостоятельная работа.

 (сразу звучит вступление песни) «Плакала звезда» - вокально-хоровая работа: - Песня для солиста или хора? - Представьте, что вы- солист и без вас песня не прозвучит.

Вокальная работа

Анализировать аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

7. Рефлексия деятельности.

- Существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

ответы

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

8.Заключительный

Где эпос а где драма в двух вариантах песни «Матушка, что во поле пыльно»? (обр. М.Матвеева – домашнее слушание в интернете) Дать письменный ответ.

Технологическая карта-схема урока музыки в 6 класс ФГОС (1 четверть)

Раздел:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Дата

Тема урока № 6:

«Сцены свадьбы в операх русских композиторов».

6 АЛ, БЛ, А, Б, В

Цель урока:

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

Задачи урока:

Познакомить  с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её  специфику. Показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Поведать,  как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

Оборудование:

 ММК, презентации, УМК, В/х. Ф/х., аудиозапись, музыкальный центр.

Стр.32-35, 6.1(К)- 14-16

Планируемый результат:

 Понимание верности слову и долгу, святости поступков на Руси.

Этапы урока:

Дата:

Деятельность учителя:

Ход урока:

Деятельность ученика:

УУД:

1.Самоопределение к деятельности.

Вход учащихся в класс. проверка готовности к уроку, тетрадь. Тема урока в электронном виде на доске.

Готовят всё необходимое к уроку

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Читаю сразу «Про Петра и Февронию Муромских»  
**Много славных имен на Святой на Руси,
   Много сказано былей – кого ни спроси,
   И меж былей жива – не крива, не стара –
   Про Февронью-жену и супруга-Петра.
           **…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
               И мечом неприязненна Змия убил.
               А Февронья, что с юности стала мудра,
               Врачевала великие раны Петра.
**Многократно просили бояре Петра –
   Мол, простую крестьянку – гони со двора,
   Знатну дочь близ себя посади на престол!..
   Князь послушал бояр… и из града ушел…
              **И челом ему били громадою всей:
                  Возвращайся, о княже, с женою своей!
                  И во Муроме правь до скончания дней,
                  Коли столь неразлучна душа твоя с ней.
**И в любви благодатной – к успению лет
  Дали Петр и Февронья взаимный обет,
  Будто в каменну вместе возлягут кровать,
  Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.
              **И свершилось заветное: праведным сном
                  Опочили согласно во гробе одном.
                  А народ – по земному уму порешил,
                  И усопших немедля разнять поспешил.
**В усыпальницу князеву – князя снесли,
  А жену его – в скит, на погост отвезли.
  Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
  Снова в каменный гроб воротились тела.
              **Оттого это сталось, что мертвую плоть
                  Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
                  Оттого это сталось, что верен завет:
                  Смерти нет для любви – только свет, только свет!
**Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
   К обоюдным останкам болезный народ
   Исцеляться приходит, и Славу поет.
   Потому что любовь никогда не прейдет!
             **Потому что любовь – паче смерти – для всех,
                 Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!
 

                                                                (Матвей Славко,  лирник)

-слушают рассказ учителя

Различать простые и сложные жанры вокальной,           Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

3. Постановка учебной задачи

-О каких вечных ценностях говорит вам история Петра и Февронии? Тема любви, верности звучит не  только в этих стихах но и в творчестве великих композиторов. (Стр.32-33)

-почему невесты плакали?

-назовите образы- сравнения с природой девушки, парня? (Д/з) 

-ответы

-чтение

Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

4. Постановка проекта выхода из затруднения.

1. «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» из оп. «Иван Сусанин» М.И.Глинка

2. «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оп. «Хованщина» М.Мусоргского - Слушание фрагментов, сравнить.

-слушание, анализ

Владеть навыками музици-рования: исполнение песен (народных, классического репертуара), напевание запомнившихся напевов.                                          Участвовать в коллективной деятельности

5. Первичное закрепление.

-Что роднит эти темы? – близость с народной песней, с русской народной песенностью.

-ответы

Анализировать аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

6. Самостоятельная работа.

- И снова  перед нами - Россия  со всей её красотой. 

- Красотой не только природы, но и человеческих отношений:

- Вы сейчас окунётесь в волшебство! Верите вы в это?-(ответы)

- Исполнение песни «Россия» сразу!! в ансамбле с учителем (без презентации)

- Показ презентации «Россия» + повторное исполнение

- Вокальная работа

Владеть навыками музици-рования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся напевов.                                          Участвовать в коллективной деятельности

7. Рефлексия деятельности.

 - Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

 - О  каких вечных ценностях  заставил вас задуматься сегодняшний урок?

Анализировать аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

8.Заключительный

Д./з. Сравнения с природой девицы и парня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

тест по музыке 3 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Данный тест предназначен для итогового контроля в 3 классе по предмету "Музыка"...

Рабочая программа по музыке 5 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об...

Рабочая программа по музыке 6 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...

Рабочая программа по музыке 7 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П...

Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть.

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 5класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с...

Методическая разработка фрагмента урока в 7 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной " Образы мужества и победы в творчестве Людвига ван Бетховена"

Данная методическая разработка представляет фрагмент урока и направлена на  ознакомление учащимися с творчеством Л. Бетховена, а именно, симфонией №5. Обращаясь к биографическим фактам  жизн...