ЗВУКИ, ЖИВУЩИЕ В ЕДИНСТВЕ
методическая разработка по музыке на тему

Наталья Юрьевна Максимова

Разработока занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotki_zanyatiy.doc112 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

ЗВУКИ, ЖИВУЩИЕ В ЕДИНСТВЕ.

Цели:

– познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;

– добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения;

– разучить песню «Окно» (музыка М. Минкова, слова Э. Мошковской).

Методы обучения: беседа, рассказ, сравнение.

Оборудование: иллюстрации репродукций картин художников Глазунова и Юона; выписаны на доску слова: хор – хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое слово; слова песни Э. Мошковской «Окно».

                Наверно, где-то, где-то

                Хороший кто-то есть…

                А может быть, не где-то,

                А может быть, он здесь!

                И в этом доме, может,

                Живет уже давно,

                И среди всех окошек –

                Вот его окно!

                И может быть, теперь

                Пришел он невеселый

                И бросил свой портфель,

                Тяжелый-претяжелый…

                И что-то изменилось

                С сегодняшнего дня,

                И плохо все сложилось,

                Совсем как у меня!..

                И очень он устал

                И нос в подушку сунул,

                И может быть, он взял

                И вот что он подумал:

                «Наверно, где-то, где-то

                Хороший кто-то есть,

                А может быть, не где-то,

                А может быть, он здесь!

                И в этом доме, может,

                Живет уже давно…

                И среди всех окошек

                Найдет мое окно!»

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

2. Проверка готовности к занятию.

II. Работа по теме.

1. Сообщение темы, постановка цели.

Педагог. На предыдущем занятии мы, ребята, учились четко и ясно произносить слова во время пения, то есть занимались вокальной дикцией.

– Что такое вокальная дикция?

(Отчетливое произношение слов, которое не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.)

– Что значит красиво петь?

(Вздохнуть так, как будто нюхаем цветок. Мягко, аккуратно «ставим» гласную на «звуковую ленту, держим звук и «снимаем его», как будто ставим точку. Ни при вдохе, ни при выдохе стараемся не «толкать» звук).

Тема нашего занятия «Звуки, живущие в единстве».

Педагог (или подготовленный учащийся) читает стихотворение, сочиненное школьниками.

Пять линеек, как дорога, по которой ты идешь.

Пять линеек – это волны, по которым ты плывешь.

Это – пальцы и морщинки, что на мамином лице,

Это – нити-паутинки, те, что прячутся в листве.

Это – провода и струны, море, солнышка лучи.

Это – пашня, это – поле, где весной кричат грачи.

Пять линеек – это дом. Звуки поселились в нем.

Каждый, кто сюда войдет, сразу же друзей найдет.

В доме том покой, уют. Там тебя всегда поймут…

От него ведут пути, по которым нам идти.

(Звуки, так же как и люди, дома мы сидеть не будем).

И откроется страна, звуков музыки полна!

– Какую музыку рождают звуки?

(Звуки, которые не будут спорить, а будут слушать друг друга и подчиняться главному.)

Педагог. Голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут постепенно «вливать» свой голос в общее звучание, но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река».

– Дети, почему петь лучше хором? (Хор – хорошо!)

– А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)

– Прочитайте запись на доске:

С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное.

Хор состоит из разных голосов, партий. У каждой партии своя роль. Все в хоре друг друга слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязанно, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие.

2. Беседа по содержанию песни «Окно» (музыка М. Минкова, слова Э. Мошковской).

Исполнение песни педагогом.

– Какие непонятные слова вам встретились в песне?

– О чем рассказывает песня? Какая она по характеру? (Песня рассказывает о том, что есть человек, который хочет встретить друга, он переживает. По характеру песня певучая, трепетная, мягкая, легкая)

– Рассмотрим итонационный смысл песни «Окно».

Основная идея песни – надежда найти друга, а само название – «Окно» – символ открытости, ожидания чего-то хорошего и доброго.

– Ребята, раскройте значение слова в данном контексте ОКНО. С какими чувствами оно ассоциируется? (Сочувствие, сопереживание.)

– Ребята, что вы заметили в звукобуквенном сочетании слова ОКНО? (В него входит слово око.)

– Два О, обрамляющих слово, смотрят на нас как два глаза. ГЛАЗ – ВЗГЛЯД. Это еще и МНЕНИЕ, ТОЧКА ЗРЕНИЯ и т. д. ГЛАЗА-ОКНА – это также и зеркало души. Можно посмотреть на то, какие бывают ОКНА на картинах.

Перед вами репродукции картин «Ева» художника Глазунова, «Распахнуто окно» художника Юона. (Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.)

3. Настройка певческих голосов детей.

1) Подготовка вокального аппарата.

Упражнения по выбору педагога.

2) Упражнения для начинающих вокалистов.

3) Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

4. Распевание.

– А сейчас мы будем стараться выстраивать унисон при распевании. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек,

Не клюй песок,

Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать колосок.

* * *

Прилетала малая птица,

Невелика птица-синица.

* * *

Бойко пляшут рак с лягушкой,

Пастернак с сестрой петрушкой.

Тонкая березка ростом невеличка,

Словно у подростка у нее косичка.

– Дети, следите за тем, чтобы звук не ослабевал к концу фразы. Для чего нужно распевание?

(Для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции, чтобы «разогреть горлышко», чтобы перед пением песни «горло сделало зарядку».)

– Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе будущее звучание. Давайте пропоем мелодию следующим образом:

1-я фраза – на звук «м»;

2-я фраза – на звук «у»;

3-я фраза – на звук «о»;

4-я фраза – на звук «а».

Все гласные звуки поем в правильной вокальной позиции – ощущение зевка, овальный «рисунок» рта. Обращаем внимание на освобождение нижней челюсти, особенно при пении гласной «а».

III. Разучивание песни «Окно».

– Во что мы сейчас превратили песню?

(В вокализ, в котором напевная мелодия исполняется на какой-либо слог или гласный звук.)

Получилось ли нам сейчас передать содержание и характер песни? (Не совсем, из-за отсутствия текста не совсем понятно содержание.)

– Тогда получается, что в песне важно и стихотворение, и музыка. Послушайте литературный текст песни, обратите внимание на запись на доске.

– Что вы почувствовали в этом стихотворении? Какое оно по характеру?

(Чувство грусти.)

– Вы помните, что мелодию песни мы разучиваем по отдельным её частям, которые звучат почти законченно. Как они называются? (Фразы.)

Правильно. Сейчас послушайте первый куплет песни и постарайтесь сами разделить его на фразы.

Исполнение педагогом.

1. Наверно, где-то, где-то

Хороший кто-то есть…

2. А может быть, не где–то,

А может быть, он здесь!

3. И в этом доме, может,

Живет уже давно,

4. И среди всех окошек –

Вот его окно!

– Какая фраза в этом куплете поется наиболее ярко?

(Четвертая.)

Сейчас я пропою первую фразу, а вы постарайтесь её запомнить (размер 4/4, затакт, с ноты ми).

Исполнение первой фразы.

– Повторите на слог лю.

Исполнение первой фразы детьми.

– Как движется мелодия фразы – плавно или скачкообразно? Покажите ладонью.

Показывают лесенку (звук выше – ладонь выше, звук ниже – ладонь ниже).

– А теперь проговорим вторую фразу активным шепотом.

Проговаривание фразы шепотом.

– Теперь вместе со мной пропойте эту фразу, но только сначала беззвучно, с «выключенным звуком», внимательно прислушиваясь к моему исполнению, а затем сразу – голосом, не очень громко.

Разучивание фразы.

– А теперь соединим первую и вторую фразы, при этом легкими ударами пальцев правой руки по ладони левой отметим ритм, то есть длительности каждого звука мелодии.

Разучивание фразы.

Третью фразу пропоем со словами. Обратите внимание на графическую запись этой фразы.

И в э-том до-ме, мо-жет, жи-вет у-же дав-но…

– Это то, что мы показывали ладошками, то есть движение мелодии можно графически изобразить и показать ладошкой высоту звука.

Пропевание фразы, обращая внимание на графическую запись.

– В четвертой фразе, обратите внимание, после слова «вот» мы немного молчим, то есть делаем паузу. И счет меняется, считаем не до четырех, а до пяти.

Пропойте эту фразу, но только сначала беззвучно, с «выключенным звуком», внимательно прислушиваясь к моему исполнению, а затем сразу – голосом, не очень громко. Легкими ударами пальцев правой руки по ладони левой отметим ритм, то есть длительность каждого звука мелодии.

Исполнение песни по фразам.

– Теперь пропоем весь куплет. Будьте внимательны. Помните о ритме, о перерыве в звучании в четвертой фразе. Обратите внимание на движение мелодии.

Исполнение куплета.

IV. Итог занятия.

– Понравилось ли вам ваше исполнение?

(Если исполнение было неудачным, педагог предлагает детям обсудить, почему детям не понравилось пение, что не получилось. Возможно, после такого анализа у детей появится желание исполнить песню еще раз, учитывая недостатки.)

– Что мы сегодня узнали на занятии? С чем познакомились?

(Познакомились с новой песней «Окна», рассмотрели интонационный смысл песни, разучили первый куплет.)

(Обязательно отметить успехи детей.)

Домашнее задание: выучить текст песни; стоя перед зеркалом, поискать нужные жесты, мимику к песне; поработать над дикцией с помощью скороговорок.

ЗВУКИ, ЖИВУЩИЕ В ЕДИНСТВЕ
(продолжение изучения темы)

Цели:

– продолжать знакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;

– добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения;

– продолжить разучивание песни «Окно» (музыка М. Минкова, слова Э. Мошковской).

Оборудование: на мониторе высвечиваются слова песни Э. Мошковской «Окно».

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

2. Проверка готовности к занятию.

II. Развитие темы.

На предыдущем занятии мы, ребята, учились все вместе петь в единой манере звукообразования, одновременно и одинаково исполнять динамические оттенки, соблюдать паузы, то есть тренировались петь в ансамбле. А также учились чисто интонировать в унисонном пении.

– Как называется песня, которую мы разучивали на прошлом занятии? (Песня «Окно».)

– Кто композитор? (М. Минков.)

– Кто написал стихи песни? (Э. Мошковская.)

III. Настройка певческих голосов детей.

(См.: Методическое обеспечение; вокально-хоровая работа.)

1. Подготовка вокального аппарата.

Упражнения по выбору педагога.

2. Упражнения для начинающих вокалистов.

3. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

4. Дикционная речевая разминка (см.: дополнительный материал к занятиям).

Пение скороговорок:

– баран-буян залез в бурьян;

– хороши в дорожку пирожки с картошкой;

– двое – не один, в обиду не дадим;

– кабы бабе сапоги, сапоги,

пошла б баба в три ноги;

– стоит лодырь у ворот –

широко разинув рот,

и никто не разберет.

где ворота, а где рот.

IV. Продолжение разучивания песни «Окно».

Исполнение песни педагогом.

– Понятно ли вам содержание и характер песни? (Ответы детей.)

– Похожа ли мелодия первого куплета на второй и третий куплеты? (Нет. Мелодия второго и третьего куплетов исполняется на высоких звуках.)

– Вы помните, что мелодию первого куплета мы разучивали по фразам. Сейчас послушайте второй и третий куплеты и постарайтесь разделить их на фразы.

– А сейчас исполняем мелодию второго куплета по фразам в медленном темпе. (См. первое занятие.)

Педагог обращает внимание детей на то, что куплет написан в другой тональности, и делает нотную и графическую записи мелодии на доске. Дети поют мелодию песни по движению руки педагога. Педагог уточняет приемы правильного звукоизвлечения.

– Следите за слаженностью звучания ансамбля, одновременное вступление всех голосов.

Педагог передает ритмический рисунок песни, дети повторяют его. Затем педагог предлагает сыграть ритмический рисунок одновременно трем-четырем учащимся и обращает внимание на одновременное вступление.

Девочки и мальчики отдельно поют первую фразу, затем вместе и так каждый раз, добавляя по новой строчке: первая фраза – девочки, мальчики, вместе; вторая фраза – девочки, мальчики, вместе; первая и вторая фразы – девочки, мальчики, вместе и т. д. до конца песни.

Дети исполняют песню ансамблем с музыкальным сопровождением и без него.

V. Обобщение по теме.

– Дети, с какими трудностями вы встретились при разучивании песни «Окно»?

(Пение второго куплета в другой тональности. Переход из одной тональности в другую.)

VI. Итог занятия.

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Домашнее задание: повторить текст песни и ее ритмический рисунок, выполнить упражнения на певческое дыхание – надувая и ослабляя живот, наполняя воздухом спину, задерживая дыхание на 4–6–8 секунд, затем постепенно выпуская его.

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Цели:

– расширить представление детей о творчестве композитора-классика П. И. Чайковского;

– добиться слитного звучания голосов в пении.

Оборудование: запись CD Первой симфонии композитора П. И. Чайковского, работы графика Гюнтера Рейдорфа с изображением северной природы, нотные тетради с записью мелодии «Камаринская» из цикла «Детский альбом» П. Чайковского, стихи В. Лунина. На доске записан текст песни:

До чего сегодня весело у нас –

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшут мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшут братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот.

И кадка, и ушат,

И грабли, и ухват,

И веник, и метла,

И ножки у стола.

Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки,

Сковородки, поварешки, котелки.

Пляшут миски, пляшут ведра, пляшет таз…

До чего сегодня весело у нас!

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Вход под музыку П. И. Чайковского «Камаринская».

2. Музыкальное приветствие.

II. Развитие темы.

Слово педагога.

Сегодня нас с вами ожидает удивительная встреча с замечательным русским композитором П. И. Чайковским.

– Вспомните и назовите, с какими произведениями Чайковского вы знакомы, какие из них наиболее любимы вами.

Его музыка ни разу не оставила нас равнодушными, я помню ваши искренне трепетные и волнующие высказывания о произведениях этого композитора и с уверенностью могу сказать, что каждая новая встреча с его музыкой делает вас духовно богаче, вы научились, может быть, и по-своему, но слышать Чайковского и понимать его.

Сегодня мы будем с вами говорить о первом крупном сочинении в инструментальном творчестве П. И. Чайковского – его Первой симфонии.

Но сначала послушайте, пожалуйста, стихотворение Р. Шуберта «К музыке». В его строках переданы глубокие чувства, которые способна всколыхнуть музыка в сердце человека, утверждение о том, что музыка никого не может оставить равнодушным – она и в минуты грусти, и в час веселья с нами.

О, музыка! В час скорби и печали

Ты мне вручаешь боль сердечных мук,

Уносишь мысль в неведомые дали,

Когда услышу твой волшебный звук…

Когда услышу голос арфы нежный,

Я в упоенье в облаках парю.

За этот дар, за этот мир безбрежный,

О, музыка, тебя благодарю!

Звучит запись Первой симфонии П. И. Чайковского.

Волшебный мир музыки захватил ваше воображение, и хотелось бы послушать ваши впечатления о ней. (Музыка может вдохновить на подвиг, заставить размышлять, думать, страдать, она может доставить не только наслаждение, но и истинное счастье.)

Первое крупное сочинение, за которое взялся П. И. Чайковский по окончании консерватории, давалось ему с большим трудом. Это была Первая симфония.

Вспомните, что мы называли симфонией. (Симфония – от греческого слова «созвучие» – большое инструментальное произведение для симфонического оркестра, написанное по сонатной схеме. Обычно оно состоит из четырех законченных частей, объединенных общей идеей.)

У композитора не было еще опыта, уверенности в себе. Закончив летом симфонию, он поспешил показать ее своим петербургским учителям – Антону Рубинштейну и Зарембе. Симфония не понравилась ни тому, ни другому. Исполнить её Рубинштейн отказался и потребовал больших изменений.

Молодой композитор был сильно огорчен отзывом своих бывших профессоров. По приезде в Москву Петр Ильич принялся за переработку симфонии. Теперь, как ему казалось, было хорошо. Он отсылает партитуру Рубинштейну, но учитель опять недоволен. Симфония в целом признана неудачной. Однако сам композитор глубоко убежден в достоинствах своего произведения. Вторая и третья части симфонии, исполненные в Петербурге в 1867 году в концерте Русского музыкального общества, не произвели на слушателей заметного впечатления.

На следующий год симфония прозвучала в Москве под управлением Н. Рубинштейна и встретила такой горячий прием, который даже превзошел ожидания друзей Чайковского.

Юношеской свежестью веет от этого глубоко поэтического произведения. Симфония имеет свое название, так же как и название 1-й части, которую вы сейчас услышите.

Хотелось бы, чтобы вы слушали внимательно, потому что по окончании вам предстоит поделиться своим мнением о симфонии письменно. В своих рассказах вы отразите настроение, впечатления о звуках, мелодии, выразительных средствах симфонии, может, кто-то даст ей свое название.

В общем, станем несколько минут композиторами, художниками, поэтами.

Звучит в записи 1-я часть Первой симфонии.

«Зимние грезы» – такой заголовок дал Чайковский своей Первой симфонии. Первая ее часть называется «Грезы зимнею дорогой».

Что такое грезы? (Греза – это мечта, мнимое видение, игра воображения во сне или наяву. Грезить – мечтать, заноситься воображением, надеждами. Грезилось – померещилось, привиделось.)

Композитор хотел передать поэтическое впечатление от зимнего русского пейзажа. Еще с детства ему запомнились путешествия на лошадях из Воткинска в Москву и Петербург. Русские поэты часто воспевали в стихах своеобразную прелесть и поэзию русской зимы. Чайковский попытался воплотить это в музыке.

Широко раскинулись бескрайние снежные равнины. Куда ни кинешь взор – всюду бело и пустынно. Самому себе кажешься маленьким, затерявшимся среди необозримых просторов земли русской. Побрякивают бубенчики на шеях у лошадей, поскрипывают полозья саней. Убаюканный покачиванием саней, слушаешь сквозь дремоту пение ямщика, и действительность сплетается с грезами, порождая смутные, неясные образы.

– Ребята, соответствуют ли ваши высказывания замыслу композитора?

Сейчас прозвучат известные вам строки А. С. Пушкина. Подумайте, какое стихотворение созвучно 1-й части симфонии. Почему?

Ученики читают отрывки из стихотворений «Зимняя дорога», «Зимний вечер» А. С. Пушкина.

Эпиграфом ко 2-й части служат слова: «Угрюмый край, туманный край». В этой части Чайковский выразил впечатления от поездки на Ладогу.

Слушая это произведение, обратите внимание на темп, характер, динамику, на звучание симфонического оркестра и партии отдельных инструментов – в общем, на музыкальные средства, с помощью которых Чайковский передает величавую картину северного пейзажа и даже какую-то его загадочность.

Звучит в записи 2-я часть симфонии.

Демонстрируются работы графика Гюнтера Рейдорфа, на которых изображена северная природа.

Педагог. Мы продолжаем пребывать в волшебных звуках музыки великого русского композитора П. И. Чайковского. Сейчас вы услышите уже знакомое вам музыкальное произведение.

В исполнение педагога звучит «Камаринская» из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского, затем песня на слова В. Лунина.

– Что выражено в содержании песни? Определите, в каком ладу она написана. (Эта песня, как нам кажется, о том, как веселая музыка зовет всех в пляс. Песня написана в мажорном ладу.)

– Что выражает музыка? (Характер, настроение, чувства человека и других персонажей.)

– В каком темпе исполняется песня? (Песня исполняется в быстром темпе.)

– Какие чувства испытывали вы, слушая это произведение? (Музыка передает чувства радости, веселья. Она легкая, искрящая, радостная и т. д.)

– Вспомните, как называется неполный такт. (Затакт.)

– Что может быть задорнее и радостнее удалой русской пляски?! Прохлопайте ритмический рисунок.

Выполнение упражнения.

– Как вы думаете, ребята, почему мелодия песни легко запоминается? (Очень похожа на народный напев, наигрыш.)

– О таких сочинениях говорят, что они написаны в народном стиле.

Прослушивание песни в исполнение педагога.

– Вся песня имеет танцевальный характер. Выпишем на доску фразы песни и будем разучивать ее (выделение в каждой фразе «главного» слова, к которому нужно перейти, ставя смысловые, логические ударения, делая акценты).

III. Настройка певческих голосов. 

(См.: вокально-певческая работа.)

1. Подготовка вокального аппарата.

2. Упражнения для начинающих вокалистов.

3. Упражнения для работы над певческим дыханием.

4. Дикционная речевая разминка. (См.: дополнительный материал к занятиям.)

5. Распевание. (См.: дополнительный материал к занятиям.)

Педагог. При распевании я попрошу вас следить за певческим дыханием. Вдыхаем воздух через нос и рот, брови приподняты, глаза очень мягкие, губы сомкнуты в полуулыбке.

Выполнение упражнений.

Проговариваем вместе, добавляя по одной фразе. Пропеваем по фразам мелодию песни. Исполнение песни целиком.

– Какие динамические оттенки помогают создать необходимый образ в песне? (Тихо, громко, не очень громко.)

– Пропойте песню медленно, выполняя динамические оттенки. (Исполняют песню в медленном темпе.)

– Исполняем песню в быстром темпе. Ваша задача – передать настроение песни. Спойте ее весело, звонко, лихо, чтобы всем нам стало радостно. (Исполнение песни.)

V. Обобщение.

– С чем вы познакомились на занятии, что узнали нового? (Познакомились с историей создания одного из ранних произведений П. И. Чайковского – Первой симфонией, слушали стихи А. С. Пушкина, разучили песню на музыку П. И. Чайковского.)

VI. Итог занятия.

Педагог дает оценку каждому исполнителю, делает анализ достижений и неудач. Запись домашнего задания, рекомендаций воспитанникам по ознакомлению с литературой для самостоятельного изучения темы.

РОДНАЯ ПРИРОДА В МУЗЫКЕ С. В. РАХМАНИНОВА

Цели:

– дать почувствовать единство человека и природы, позволить увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, а значит и мира, попытаться присоединиться к ее божественной гармонии;

– выяснить значение родной природы в жизни и творчестве художников, поэтов и композиторов;

– побудить детей к выразительному, эмоциональному чтению стихотворений, отзывчивому восприятию классических музыкальных произведений;

– добиваться правильного звукообразования, активизировать краевое смыкание голосовых складок в момент атаки звука, что лежит в основе правильного звукообразования.

Оборудование: «Вокализ» С. В. Рахманинова в исполнении А. В. Неждановой (запись CD), портрет композитора С. В. Рахманинова, репродукция картины «Весна – большая вода» художника И. И. Левитана.

Ход занятия

1. Работа по теме.

Педагог. Боже! Воистину мир твой чудесен!

Молча, собрав полевую росу,

Сердце свое, сердце, полное песен,

Не расплескав, до тебя донесу.

В. Набоков

В этих строках В. Набокова, поэта XX века, мы чувствуем восхищение красотой и совершенством мира, и, прежде всего, природой. Мы незаметно для самих себя приобретаем духовное богатство от общения с ней, чистоту и благоговение, доброту и любовь ко всему, что нас окружает.

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии русских поэтов XIX в.: Полонского, Тютчева, Фета, Майкова, А. Толстого и в музыке русских композиторов: Глинки, Чайковского, Рахманинова, в картинах русских художников: Левитана, Шишкина, Сурикова и др.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

В этих строках Ф. Тютчева, мне кажется, заключена основная идея божественной красоты русской природы, воспетой в художественном и музыкально-поэтическом искусстве.

II. Беседа о жизни и творчестве С. В. Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов – уже более ста лет мы слышим это имя в мире музыки.

Композитор, пианист, дирижер – он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Он знал успех.

От Чайковского Рахманинов унаследовал любовь к русской природе. Имение Ивановка, в ста верстах от Тамбова,  было любимым местопребыванием композитора.

«Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, – рассказывал он. – …Имение было степное, а степь – это тоже море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы и овса – от горизонта до горизонта».

До выезда за границу Рахманинов почти каждое лето проводил в Ивановке. Племянница композитора Прибыткова вспоминала: «Деревню, простую русскую природу Рахманинов нежно любил, сам был кусочком этой русской природы и, пожалуй, внутри был больше деревенским человеком, чем городским».

Послушайте «Вокализ» С. В. Рахманинова в исполнении великой русской певицы Антонины Васильевны Неждановой.

Звучит «Вокализ».

– Что такое вокализ? (Вокализ – это песня без слов.)

– Что вы представляете себе, слушая эту музыку? (Природу – широту полей, раздолье степей, богатство лесов, плавное течение многоводных рек.)

– Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Они не нужны, так как все, что хотел передать композитор, понятно без слов.)

Великая русская певица А. Н. Нежданова, исполнявшая знаменитый «Вокализ», вспоминала: «Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он сказал: – Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами?».

III. «Поэт русской природы».

Любимые темы композитора С. В. Рахманинова были и любимыми темами русского художника XIX в. И. И. Левитана.

«Поэт русской природы» – так называли его современники. А. П. Чехов считал Левитана лучшим русским пейзажистом.

– Кто такой пейзажист? (Это художник, рисующий пейзажи.)

Русский живописец Коровин считал, что в пейзаже «должна быть история души», «он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это так трудно выразить словом, это так похоже на музыку…»

В этих строках он объединяет пейзажную поэзию, музыку и живопись как откровение души.

– Давайте рассмотрим картину И. И. Левитана «Весна – большая вода».

– Какова композиция картины? (Композиция – это построение произведения. На переднем плане мы видим стоящие в воде березки, вода залила их во время весеннего половодья.  На заднем плане виднеются сельские постройки, некоторые из них залиты водой.)

– Каков ритм картины – быстрый, стремительный или спокойный, тихий? (Движение еле-еле чувствуется.)

– Какие краски использует художник? (Коричневые, голубые.)

Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой цвет у

И. И. Левитана – это цвет надежды на лучшее.

– Какое настроение выражает художник? (Радостное.)

– Какое чувство хочет передать зрителю? (Надежду.)

От картины веет спокойствием и радостью, зритель согрет ожиданием тепла, солнца. Такое впечатление, что рассказ не о картине, а о лирической песне.

Левитан – это любимый художник Рахманинова, в картинах которого он черпал вдохновение, как и в стихах русских поэтов о природе родного края.

– Давайте послушаем романс С. В. Рахманинова  на стихи Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

Слушание романса.

– Какую картину весны вы увидели в музыке Рахманинова? (Радостную, яркую.)

– Какими средствами музыкальной выразительности передано настроение? (С. В. Рахманинов большое значение уделял аккомпанементу.)

– Давайте вспомним, что такое аккомпанемент. (Аккомпанемент – музыкальное сопровождение.)

Повторное слушание романса.

– Что изображено в аккомпанементе? (Бурлящий, стремительный поток. Это показывают каскады восходящих и ниспадающих аккордов.)

– Темп – это движение музыки. Какой темп в романсе? (Быстрый.)

– А теперь обратимся к вокальной партии. В основе мелодии  – призывные интонации кварты.

– Что такое кварта? (Интервал.)

– Что она изображает в романсе «Весенние воды»? (Звуки фанфар, призыв к действию.)

– Найдите подтверждение в тексте. («Они трубят во все концы».)

– Какое ощущение передает интонация кварты? (Полет, необъятность, ощущение свободы.)

– А можно ли сравнить то состояние, которое происходит в природе, с состоянием души человека? (Да, ощущение свободы, полета может быть и в душе человека.)

– «Весенние воды» – гимн весне. В романсе Рахманинова есть эпизод, близкий по своей красочности к репродукции картины Левитана

«Весна – большая вода» и стихотворению Е. Баратынского:

                

                Весна, весна! как воздух чист!

                Как ясен небосклон!

                Своей лазурию живой

                Слепит мне очи он.

                Весна, весна! как высоко

                На крыльях ветерка,

                Ласкаясь к солнечным лучам,

                Летают облака!

                Шумят ручьи! блестят ручьи!

                Взревев, река несет

                На торжествующем хребте

                Поднятый ею лед!

                

                Еще древа обнажены,

                Но в роще ветхий лист,

                

                Как прежде, под моей ногой

                И шумен и душист.

                

                Под солнце самое взвился

                И в яркой вышине

                Незримый жаворонок поет

                Заздравный гимн весне.

– Весна, о которой трубили ручьи, приход которой ждали, наконец-то пришла и разлилась по всему миру, поит своими живительными водами все вокруг.

Мы нашли общие элементы в разных произведениях: в стихотворении Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», в репродукции картины И. И. Левитана «Весна – большая вода» и в романсе С. В. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды».

– Что объединяет все эти произведения? (Красота родной природы.)

IV. Настройка певческих голосов детей.

(См.: вокально-певческая работа.)

Физическая разминка. 

Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.

Выполнение упражнения.

Дикционная разминка.

Утрируя произношение текста, приговариваем:

  • Баран-буян залез в бурьян;
  • Хороши в дорожку пирожки с картошкой;
  • Двое – не один, в обиду не дадим.

Вокальное упражнение.

Упражнение на ударные слоги «да», «до»:

  • «до-о-о-о-о»;
  • «да-а-а-а-а».

– При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.

А сейчас попрыгаем, поиграем голосом, почувствуем дыхание.

Выполнение упражнения.

– Упражнение исполняется легким стаккатированным звуком на гласном у, при тишайшей звучности легким, но активным соприкосновением голосовых складок в момент атаки звука, «как искорку высекая из камня», добиваемся яркого, хотя и короткого звука. Легкость обеспечивается мягкой атакой звука, на что постоянно следует обращать внимание. Представим звуки-капельки или искорки, звуки-недотроги, как одуванчики, как стон заболевшей куклы:

  • у – у – у;
  • о – о – о;
  • а – а – а.

– А сейчас споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было зажатого звука, начинаем петь. Успех упражнения зависит от того, как вы мысленно построите его исполнение (то есть сначала голова – потом действие).

Выполнение упражнения.

– Природа! Каждый стремится к ней, восхищается ее красотой и гармонией, простотой и величием и находит счастье, полностью раскрыв свое сердце навстречу природе, как у Рахманинова в романсе «Сирень».

В жизни счастье одно мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет…

Исполнение детьми ранее выученного романса  С. В. Рахманинова «Сирень».

– Что вы почувствовали во время исполнения романса? (Музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой, ликованием чувств, проникновенным человеческим теплом и светом. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха.)

V. Обобщение.

– Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой родной природы. А вам, ребята, может быть, тоже хочется что-нибудь сказать о родной природе, или спеть о ней, нарисовать какой-либо природный пейзаж? Подумайте дома над этим.

VI. Итог занятия.  Педагог отмечает успехи детей.

Литература

  1. Баратынский, Е. А. Стихотворения и поэмы. – М.:Детская литература, 1975. – 191с.
  2.  Беседы о живописи в школе. – М.: изд-во «Искусство», 1966. – 253 с.
  3.  Прытков, В. А. Любимые русские художники. – М.: изд-во Академии художеств СССР, 1963. – 299 с.
  4.  Россихина, В. П. Рассказы о русских композиторах. – М.: Детская литература, 1971. – 246 с.
  5.  Ушакова, О. Д. Великие композиторы: справочник школьника. – СПб.: издательский дом «Литера», 2005. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Единство звуков и красок в живописи, поэзии и музыке Серебряного века

Интегрированный урок литературы и МХК. Использованы произведения А.Лентулова, А. Скрябина, Б. Пастернака....

Национальное самосознание этносов, живущих на Донской земле

«В нашем рождении участвоваликамни гор и воды рек, травы степейи клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце...

Контрольный срез по английскому языку по теме: «Человек и звери, живущие в неволе» (2 четверть). 6 класс.Базовый уровень

Цель контрольного среза: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по изученным темам:- умение вставить пропущенные слова в текст;- умение выполнять задание с выбором лишнего...

Сценарий композиции «Их памяти, живущий, поклонись»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию прорыва блокады Ленинграда «Их памяти, живущий, поклонись»...

«Чайка, живущая в каждом из нас. Р.Бах»

Данное эссе подготовлено в рамках конкурса "Учитель года города Казани", где участникам предлагалось сформировать свое видение произведения....

Единство звуков, живущих в гармонии

   Представленный проект сопровождается описанием хода занятия, его технологической картой и нотным текстом.Цели:·        Познакомиться с понятиями ...

Материал для занятий. Звуки живущие в единстве.

Занятие. Звуки живущие в  единстве....