6 класс - Урок № 5 - Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Насонова Людмила Александровна

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным

Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения,  давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_obraz_i_masterstvo_ispolnitelya.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

Урок № 5

Тема урока: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

                                                          «Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле»

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным

Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения,  давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

Тип урока: Урок комбинированный

Вид: урок - портрет

Материал для слушания

  • М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина
  • М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
  • Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина

                                           Ход урока

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Проверка по журналу.
  3. Повторение прошлого материала:
  • Что такое романс?
  • Назовите знакомых вам композиторов, которые работали в этом жанре? (Глинка, Варламов, Булахов, Рахманинов)
  • Что такое вокальная музыка?
  • Какие жанры мы к ней отнесем?
  • Что такое инструментальная музыка?
  • Какие жанры мы к ней отнесем?
  • Чьи это портреты? (Глинка, Варламов, Рахманинов)
  • Какой из этих композитор жил на рубеже 19-20 века? Рахманинов
  • По каким двум специальностям Рахманинов окончил консерваторию? Пианист и композитор
  • Кто был его учитель? Чайковский
  • Что было уникальным у Рахманинова? Его руки
  • Для какого инструмента писал свои произведения Рахманинов?  Фортепиано
  • Как называют человека, мастерски владеющий техникой искусства; достигший в работе высшей степени мастерства? Виртуоз.
  • Как назывался романс С.В Рахманинова?  Сирень
  • Этот романс мы отнесем к вокальной музыке? да
  • О чем этот романс?  Романс С. В.Рахманинова «Сирень» воспринимается как музыкальный «портрет»

Цветущего сиреневого сада, в котором композитор передал тончайшие оттенки чувств, вызванных весенним возрождением. 

Мне кажется, что композитор передаёт в своём романсе весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматами сиреневого сада с помощью звуков. Романс «Сирень» словно пронизан лучами ласкового майского солнца.

Кажется, что вместе с композитором можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картинах Петра Петровича Кончаловского.

Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет, и с которой провел практически все отрочество, переросла во взаимное чувство. Именно Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил романс «Не пой, красавица, при мне».

29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали на вокзал и взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие.  Этому счастливому времени принадлежит романс Рахманинова "Сирень". Автором стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна - старшая дочь ректора Московского университета профессора А. Н. Бекетова.

  1. Новая тема:

Работа по теме:

  • Какой жанр прозвучал на уроке? Романс – жанр вокальной музыки.

Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.

Слушание «Ария Сусанина» (фрагмент)

Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы.

Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом.

Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров.

  • Давайте вспомним классификацию голосов:  учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте

Темам урока: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Сегодня мы поговорим о знаменитом оперном певце – Ф. Шаляпине.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани.

Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». 
     С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. 
      В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Из воспоминаний самого Шаляпина:

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. 
      Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. 
     Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. 

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», — писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.


     
Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа.

..Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):

«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Давайте обратимся к музыкальным образам, которые сыграл  Шаляпин.

  • Попробуйте угадать этого героя или оперу?

Слушание «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

  • Что за герой и из какой оперы?

Это опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Герой Фарлаф:

Происходит похищение Людмилы и все рыцари отправляются на ее поиски.

ФАРЛАФ – соперник Руслана тоже отправляется на поиски Людмилы. Ему обещает помочь злая колдунья Наина.

Его характеризует ария, которую он исполнит в форме Рондо «Близок уж час торжества моего».

- Рондо – музыкальная форма, движущаяся по кругу.

  • Определите характерные особенности свойства голоса, вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

  • Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе)
  • Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?
  • Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я, поэтому признал для себя – правду»

Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (из книги)

  • Что нужно для того, чтобы  получилось правдивое исполнение? Нужно прочувствовать то, о чем поешь

Ну и посмотрим другую роль Ф.Шаляпина из оперы Римского-Корсакова  «Садко»

После того, как Садко выиграл спор, он  обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь.

Три заморских посла — варяжскийиндийский и веденецкий (венецианский) — выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну.

«Песня Варяжского гостя» слушание

  • Каким вы представляете образ этого   героя? Показ иллюстрации
  • Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота

V.        Итог: анализ эпиграфа  «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

  • Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)
  • С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?
  • Каким по тембру голосом он обладал?

Учащиеся дописывают логическую цепочку  « - великий артист»

5. Распевание.

6. Песня Выразительное исполнение песни «Ты человек»  Е. Крылатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА; "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"

УРОК ПОСВЯЩЁН ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ КОМПОЗИТОРОВ И РАЗНЫХ ЖАНРОВ...

2 КЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА. В НЕЙ СОДЕРЖАТСЯ ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ...

Музыкальный образ и мастерство исполнителя, презентация

Музыкальный образ и мастерство исполнителя, презентация к уроку музыки, 6 класс...

Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)

Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....

Презентация к уроку музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя

в презентации представлено творчество Фёдора Шаляпина...

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Музыкальный образ и мастерство исполнителя...