Музыкальный образ и мастерство исполнителя
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Якина Анна Олеговна

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon muzykalnyy_obraz_i_masterstvo_ispolnitelya.ppt1.34 МБ
Файл dokument_microsoft_word.docx18.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Слайд 2

Зависит ли восприятие слушателями музыкального образа от мастерства исполнителя?

Слайд 3

Ария Ивана Сусанина Из оперы «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки

Слайд 4

Федор Иванович Шаляпин Великий русский бас Известный исполнитель ведущих партий в операх русских композиторов, песен и романсов

Слайд 5

Рондо Фарлафа Из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила»

Слайд 6

Песня Варяжского гостя Из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко» Варяги - выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам

Слайд 7

Федор Иванович Шаляпин 1873-1938 Сын крестьянина Самоучка, был певчим и хористом Стал оперным певцом в 17 лет совершенно индивидуально, глубоко правдиво создал ряд значительных образов оперной классики

Слайд 8

Обобщение Насколько зависит от исполнителя восприятие слушателями музыки, и понимание музыкального образа? С творчеством какого великого певца познакомились на уроке?



Предварительный просмотр:

Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным.

Задачи:

на примере творчества исполнителя:

- обобщить понятие мастерство исполнителя;

- закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;

- развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки;

- воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству.

Тип урока: Урок комбинированный.

Вид: урок – портрет.

Материал для слушания:

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина.

«Это не театральные маски, а человеческие жизни,

воскрешаемые на каждом спектакле».

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Вокальная работа «Ласточка» Е. Крылов исполнение знакомой песни, работа над выразительностью исполнения, ансамблем.

Распевание на первые 2 опорных звука (секста).

Пропевание по фразам – следить за чистотой интонации, правильностью дыхания.

Беседа по содержанию песни:

О чем рассказывает песня? (раскрывается образ ласточки, которая всегда стремиться возвратиться на родину).

С каким чувством нужно исполнять её? Определение исполнительского плана песни, кульминации (3 куплет)

Выразительное исполнение классом песни

 

Работа по теме:

Какой жанр прозвучал на уроке? (Песня – жанр вокальной музыки).

Какую музыку мы называем вокальной? (Музыку, предназначенную для голоса).

Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.

Слушание «ария Сусанина» (фрагмент)

Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров (слайд № 1)

Давайте вспомним классификацию голосов (работа со слайдом № 2) учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте)

Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.

«Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):
«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Обобщение сказанного

Показ портрета (Кустодиев) Слайд № 3

Слайд № 4

Слушание «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе) Слайд № 5

Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)

Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение? (Нужно прочувствовать то, о чем поешь).

«Песня Варяжского гостя» слушание, анализ.

Каким вы представляете образ этого героя? Показ иллюстрации (Слайд №6)

Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота.

 

Итог: анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)

С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?

Каким по тембру голосом он обладал?

Учащиеся дописывают логическую цепочку « - великий артист»

Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов.

Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами[1]. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

В обобщённом виде схема формы такова[2]:

A — B — A — C — A — … — A


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный образ и мастерство исполнителя, презентация

Музыкальный образ и мастерство исполнителя, презентация к уроку музыки, 6 класс...

6 класс - Урок № 5 - Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. ШаляпинымЗадачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной муз...

Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)

Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....

Презентация к уроку музыки Музыкальный образ и мастерство исполнителя

в презентации представлено творчество Фёдора Шаляпина...

План -конспект урока по музыке для 6 класса на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя"

Полан -конспект урока музыки для 6 класса на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя" содержит а технологическую карту урока с подробным описанием действий учителя и учащи...

Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя"

Презентация является дополнением к конспекту урока по этой теме. Она поможет учителю наглядно представить учебный материал. Презентация содержит кроссворд, который поможет педагогу активизировать позн...