Обобщение педагогического опыта.
методическая разработка по музыке на тему

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Самообразование важный аспект деятельности каждого учителя. 

Если убрать весь пафос и посмотреть только на нашу педагогическую работу, то своим самообразованием занимается каждый специалист, работающий в школе. Эти новые знания касаются повседневной деятельности - материал для уроков и внерочных мероприятий, моральная поддержка в виде новых цитат великих людей, для меня, как учителя музыки, это и новые песни для детей, а может и не новые, но в новом исполнении. А бывает, что ребята зададут на уроке вопрос и самому становится интересно найти на него ответ.

Дети вообще любители спросить что-нибудь позаковырестей!

Последняя моя тема над которой я рабтала - это ИКТ-технологии. В оборудовании кабинета появилась новая техника. Пришлось очень быстро всему учиться. Пробовать новые методы работы. Обо всем этом новом опыте я и рассказала во время защиты своей темы самообразования «Использование ИКТ как фактор повышения познавательного интереса учащихся к предмету».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_temy_samoobrazovaniya.doc164.5 КБ
Файл obobshchenie_opyta.pptx1.86 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования

«Использование ИКТ как фактор повышения

познавательного интереса учащихся к предмету»

Подготовила: Шектыбаева Т.Б.

учитель музыки

I  квалификационной категории

2016-2017 учебный год

 Содержание:

  1. Введение

- актуальность темы

  - цели и задачи ИКТ

  1. Что такое ИКТ – компетентность.

– по рекомендации Юнеско

– по ФГОС

– в практической деятельности.

  1. Роль ИКТ в работе учителя.

- ведение рабочей документации, отчетности в электронном формате;

- урочная деятельность;

- внеурочная работа;

- выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;

- использование Интернет-ресурсов

  1. Практическое  использования ИКТ:

- в начальной школе

- в среднем звене.

  1. Выводы по теме.
  2. Приложение.

«Я не верю в саму только спасительную силу таланта

без усердного труда»

Ф.Шаляпин

Современное  общество ставит   перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными,  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 В то же время наше  общество неразрывно связано с процессом информатизации. «Информационная революция» в обществе привела к формированию людей с другим восприятием действительности, другим темпом жизни, другой системой ценностей. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий.

 Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – является информатизация образования, которая есть не что иное, как приведение возможностей образования в соответствие с запросами и возможностями нашего общества.

  В такой среде, насыщенной образовательными ресурсами нового поколения, принципиально меняется и роль учителя. Он больше не может оставаться ходячей книгой. Новые востребованные педагогические компетенции должны быть адекватны современным образовательным инструментам и технологиям.

 Поэтому каждый учитель стремится не отстать от идущих в ногу со временем учеников и в своей работе предусматривает такие информационно-компьютерные технологии, которые позволяют сделать урок не просто современным, а интересным и запоминающимся.

 Давно известно,  что традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления.  "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить", - говорил немецкий педагог XIX в. А. Дистервег.  Возникает проблема: как организовать детей, чтобы умение превратилось для них в радостный процесс познания?

  Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе – бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед. Кто не идет вперед, тот идет назад: в природе не бывает неподвижного состояния!

  В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробирует в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и делает выбор в пользу наиболее результативных.

  С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я использую элементы ИКТ с первого по девятый класс.

   В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

   Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоении способов быть сопричастными к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

    Использование  ИКТ на уроке позволяет:

•        активизировать познавательную деятельность учащихся;

•        обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

•        повысить объем выполняемой работы на уроке;

•        усовершенствовать контроль знаний;

•        формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

•        обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Возможности электронных средств обучения

• Адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и  способностям учащихся.

• Интерактивность, мультимедийность ресурса, его информативность, научность, целесообразность.

• Возможность сетевого использования.

        Применение ЭОР:

• делает занятие привлекательным и по-настоящему современным;

• позволяет осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения;

• дает возможность своевременно и объективно проводить контроль и подведение итогов;

• способствует формированию новых умений и навыков;

• приводит к изменению содержания образования, технологий обучения и отношений между участниками образовательного процесса.

• Использование готовых шаблонов, обучение чтению чертежей.

• «Включение» собственной фантазии, которая позволят создавать совершенно новые модели.

• Реализация принципа обучения «шаг за шагом».

Выполнение проектов и представление результатов индивидуальной и групповой  познавательной деятельности в форме публичной презентации.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». В последнее время в школах происходит снижение уровня наглядности в учебном процессе, что вступает в противоречие со всё большим уровнем наглядности в повседневной жизни. Причина – моральное и физическое устаревание пособий, имеющихся в школах, отсутствие их воспроизводства.

Компьютер с проектором может почти полностью решить эту проблему, позволяя использовать современные интерактивные наглядные пособия. Почему не полностью, потому что ни один компьютер не может заменить живого звучания музыкальных инструментов, когда речь идет об оркестровой музыке. Ни один видео сюжет не передает красоты и атмосферы музыкального спектакля. НО! Именно благодаря проектору есть возможность приблизить учащихся к атмосфере зрительного зала, дать представление о звучании музыкальных инструментов в сочетании с их внешним видом. Теперь это не просто иллюстрация, а полновесное видео со звуком, когда учащийся получает возможность не представить, а именно увидеть и услышать сам процесс звукоизвлечения и тембровую окраску инструмента.

   Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний.     Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

   При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Что такое ИКТ – компетентность.

В начальный период распространения информационно-коммуникационных технологий, ИКТ-компетентность воспринималась в основном как умение пользоваться компьютером, интернет. В настоящее время понятие ИКТ-компетентности рассматривается в свете новой образовательной модели, в основе которой лежит компетентностный подход.

Профессиональная ИКТ-компетентность - это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

При более близком рассмотрении профессионального стандарта педагога понимаем, что к необходимым умениям относится и владение ИКТ – компетентностями. Сюда относится:

- общепользовательская ИКТ – компетентность;

- общепедагогическая ИКТ – компетентность;

- предметно – педагогическая ИКТ – компетентность.

Профессиональная педагогическая ИКТ- компетентность

(основано на рекомендациях ЮНЕСКО)

Общепользовательский компонент:

  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ
  • Видео-аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  • Клавиатурный ввод.
  • Аудио-видеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, обмен сообщениями, автоматизированная коррекция текста, перевод между языками).
  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент:

  • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в соответствии с задачами:
  • Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
  • Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
  • Организации образовательного процесса: (выдача и проверка заданий, дистанционное консультирование и т.д.)
  • Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
  • Использование инструментов проектирования деятельности
  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов
  • Визуальная коммуникация
  • Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся

Предметно-педагогический компонент:

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
  • Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.
  • Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
  • Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).

Предметно-педагогический компонент:

  • Знание качественных информационных источников своего предмета,  включая:

- литературные тексты и экранизации,

- исторические документы, включая исторические карты (все предметы).

  • Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики (искусство, технология, литература).
  • Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
  • Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Переход к информационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всех членов общества. Педагогические исследования Бахтияровой Л.Н., Викулиной М.А., Кручининой Г.А., Кулик Е.Ю., Марковой С.М., Майоровой С.Н., Шевцовой Л.А., и др. показывают, что развитие информационной культуры обучаемых является заботой преподавателей всех предметных областей.

Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений [Ильина, Шилова, 2006, с. 120-123].

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.

 В связи с реорганизацией  образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как  важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и информационно — коммуникационных  технологий.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.

Современный учитель   должен обладать базовыми качествами учителя — предметника (базовой ИКТ — компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями,  необходимыми  для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения. Учитель — предметник должен обладать предметно — ориентированной  ИКТ — компетентностью, то есть осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя — синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий «компетенция» и «компетентность». «ИКТ-компетентность учителя-предметника», понимается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [Урсова, 2006, с.51]. Обладая ИКТ-компетентностью, учитель должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (А.В.Хуторской)

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ — компетентности учителей-предметников.

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю рекомендуется:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

  • ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.);
  • учитель — предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы;
  • для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.

Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы,  повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы;

  • учитель — предметник  может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Linux -Keduca, в ОС Windows -   Delphi, Java Script,Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие  знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков;
  • учитель — предметник  с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна;

          Использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

  • дистанционное обучение;
  • оn-line тестирование;
  • участие в дистанционных олимпиадах;
  • конференции;
  • виртуальные экскурсии;
  • поиск различной информации.

Компетентный учитель — предметник в области ИКТ  должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.

 ИКТ — компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный учитель — предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.

Роль ИКТ в работе учителя.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Система работы современного учителя, на мой взгляд, должна быть обусловлена требованиями к условиям реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года» основной стратегической целью развития образования является создание условий для формирования личности, способной обеспечить устойчивое повышение качества жизни путем поддержания высокой готовности к самообучению.

 Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

 Но, однако, не следует забывать и вот о чем. Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физминуток, зарядки для глаз на таких уроках крайне необходимы. Следует чередовать  формы деятельности обучающихся при работе  с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной доской. Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть знаниями по предмету «легко и счастливо». Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.

Музыкальные занятия предполагают владение определенным набором терминов: темпы, нюансы и т.д. это такая же необходимость. Как знание падежей в русском языке. Каждый термин вводится постепенно, несколько раз повторяется в течение урока и используется в дальнейшем. Так без особых усилий школьники привыкают к значению музыкальных терминов и свободно пользуются ими.

У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтения ярким зримым образам. С появлением компьютерных технологий у нынешних школьников есть определенное смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал. В связи с этим отдано предпочтение именно видео фрагментам. Разбирая музыкальный фрагмент, полезно провести аналогии с художественным образом, подкрепить движением или подтекстовкой.

Можно предложить ребятам самим сочинить подтекстовку. Часто это приводит к очень оригинальным и неожиданным строкам. В любом случае это дает возможность включиться в активную работу.

Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам.  Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. При объяснении нового материала я часто использую презентации. Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизовать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при  необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения. Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё  К.Д.Ушинский говорил: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».

 Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Содержание музыкального воспитания в современном школьном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Все способы взаимодействия в совокупности представляют деятельное бытие ребенка на уроке музыки. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.  В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека. Путь проникновения в музыкальное содержание сопряжен с собственными усилиями человека, его активностью, что и дает развитие имеющихся задатков, способностей, появление новых свойств и качеств в ребенке, перестраивает связи с различными сторонами объекта.

  Одним  из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Я пользуюсь этим методом не очень часто, но в зависимости от степени сложности материала. Это хороший способ проверить знания по нескольким темам, объединенных общим жанровым или эмоциональным смыслом.

Внедрение ИКТ в работу учителя способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

           Но учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей деятельности. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя.

Можно выделить несколько направлений использования ИКТ:

- ведение рабочей документации, отчетности в электронном формате;

- урочная деятельность;

- внеурочная работа;

- выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;

- использование Интернет-ресурсов.

Документация.

Это и составление календарно-тематического планирования по предмету, возможность упорядочить в рамках одного цифрового формата свои методические и практические наработки. Возможность создания методических копилок по темам: «Классные часы», «Методические материалы», «Контрольные, проверочные работы и тесты». Мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение имело постоянный доступ к сети Интернет.

Урочная деятельность.

Урочная деятельность  предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке.  Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении. Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных.

Уроку  с использованием ИКТ свойственно следующее:

 - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

 - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

 - интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

 - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

 - поддержание у обучающихся состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

 - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики.

Варианты уроков с ИКТ-поддержкой:

1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении литературы, истории, географии, биологии, МХК, в начальной школе и др.

Мультимедийные презентации.

Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint. Если же класс учителя оснащён интерактивной доской, то возможно использование программы Notebook(SMART Board).

При разработке собственных мультимедийных материалов презентационного характера необходимо учитывать ряд определённых требований к предъявлению наглядности:

Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.

Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.

Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

Занимаясь подготовкой слайдопрезентации, надо пользоваться рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.

Немаловажное значение имеет и использование в презентации звука. Звук может играть роль шумового эффекта, звуковой иллюстрации, звукового сопровождения.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в презентации фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

2.        Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с  учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения.

На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.

Рациональны уроки тренинга или конструирования. Программным обеспечением является компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажер для решения задач определенного типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели.

3.        Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов

На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Примерный алгоритм проведения урока:

  • на  этапе  подготовки  к уроку  -  проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;
  • при объяснении нового материала на уроке - использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;
  • при закреплении пройденного материала - предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

5.        Нетрадиционные формы урока.

Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.

Не всегда есть возможность посетить с обучающимися какие-то природные ландшафты, природные заповедники, театральные постановки и др. Поэтому есть возможность совместить просмотр видео с объяснениями учителя и выступлениями самих обучающихся по изучаемой теме с небольшими сообщениями. То есть провести видео – экскурсию.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У детей появляется желание создать подобный электронный продукт.

Использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.

Мероприятия с использованием ИКТ, рекомендуемые для проведения во внеурочной деятельности:

Разработка проектных работ учащимися.

2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.

3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.

4. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов)по созданию и наполнению сайтов школ, ученических объединений и др.

5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ.

6. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ.

7. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора.

8. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ.

Досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "Компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

Сеть Интернет.

Во-первых, Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.

Во-вторых, Интернет несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира).

В-третьих, Интернет даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий, объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

В-четвёртых, Интернет - это база для самообразования и саморазвития.

В школах, активно использующих Интернет, имеется возможность для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся. В нашей школе организовано профильное обучение через Интернет «Мобильная профильная школа».

Также в сети Интернет используются формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки.

У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства. Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний. Такие курсы могут проходить как в режиме реального времени (он-лайн), так и по электронной почте.

Современный учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя».

Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Электронное портфолио. В наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими.

 «Бумажное» портфолио. Конечно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и несколько ссылок на него.

Создание портфолио учителя позволяет перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает и делает это.

Колоссальные возможности Интернет я с большой пользой внедряю в последнее время в свою урочную и внеурочную деятельность.

     В своей педагогической деятельности я стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернета:

  • электронной почтой (E-mail);
  • возможностью публикации собственной информации, и размещении ее на Web-сервере;
  • доступом к информационным ресурсам:
  • справочными каталогами
  • поисковыми системами (Yandex, Google, Mail)
  • общение в сети с коллегами.

     Эти ресурсы мною находят активное применение в работе.

Однако я отдаю себе отчет в том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов важно грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

 Говоря же о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении я выделяю следующие как наиболее эффективные, опробованные мною на практике:

  Переписка по электронной почте с коллегами из разных регионов страны и области.

  Участие в тестировании.

  Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся.

  Получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения.

Практическое использование ИКТ.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых обучающих технологий в   школе. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Методы, приемы – это группа средств, которые помогают достичь проектируемого результата в уроке, т.е. реализовать его содержание. организовать деятельность учителя и учащихся. В конструировании  современного урока музыки метод необходимо рассматривать как способ взаимодействия учителя и учащихся, предназначенный для достижения намеченной цели.

Группы методов, применимых к уроку музыки принято делить на три большие группы:

- методы стимулирования и мотивации:

1. познавательные игры

2.учебные дискуссии

3.создание ситуаций успеха в учении

4.разъяснение

5.поощрение и порицание ученика

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа)

2.наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.)

3.практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

4.индукция и дедукция

5.репродуктивные и проблемно-поисковые

6.методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1.методы устного контроля и самоконтроля  в обучении

2.методы письменного контроля

3.лабораторный контроль

4.машинный контроль

5.самоконтроль.

В каждом из этих методов применение ИКТ используется как дополнение к традиционным методикам и приемам работы на уроке.

         Практика моей работы показала, что использование ИКТ повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают учащимся совершенствовать специальные знания по предмету. Это и музыкальная терминология, и разбор музыкальных построений, и вопрос эмоционального отклика на музыку. Хочется отметить возможности  ИКТ при формировании основных понятий при работе с учащимися начальной школы.

Опираясь на рабочую программу по предмету для меня, как для учителя, очень важно именно на уроках в начальной школе дать учащимся точные знания по внешним признакам музыкальных инструментов, их тембровой окраске, размеру, национальной принадлежности. Помимо этого мы овладеваем знаниями о музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности.

Для  формирования этих знаний и возможности применения их на уроке я использую видео - фрагменты с участием определенного инструмента или группы инструментов. В данном случае можно не просто рассмотреть сам инструмент, есть возможность оценить   его тембровое звучание, размеры, сходства и различия в сравнении с другими, уже известными детям инструментами. Провести сравнение и организовать модель участия этого инструмента при озвучивании каких-либо явлений или переживаний, при передаче чувств, при моделировании ситуации предположений о развитии музыкального фрагмента.

Так же очень применимо на практике при закреплении пройденной темы рассмотрение слайдов, на которых есть возможность представить изученные теоретические музыкальные знания.  Например, определить громкость, высоту, продолжительность звука изображения.

В первом классе очень оправдало себя закрепление по внешнему виду музыкальных инструментов. Когда дети еще не особенно разобрались в особенностях внешнего вида они не всегда могут соотнести звучание с  тем, что видят перед собой. Показ в одной презентации одного и того же инструмента в разных ракурсах, в разных интерьерах, в разной технике изображения. В течение урока и в рамках одной презентации они несколько раз совмещают свои звуковые знания и изобразительные впечатления и результат намного лучше, чем если мы с ними смотрим на изображение инструмента в плоском виде на бумажном носителе.

Еще очень оправдывает себя возможность показа видео из синтетических музыкальных жанров: балет, опера, оперетта, мюзикл. Причем, это не просто жанровые особенности, а еще и особенности определенных номеров  в этих жанрах. Например, номера в опере – ария, каватина, песня, хор; в балете – па, па-де-де, па –де, труа, кардебалет.

Тестовые задания на слайдах – это отличный способ не просто проверить усвоенные знания, но и исправить неверный ответ. При этом не обязательно правильный ответ буду озвучивать я сама.  Часто учащихся исправляют одноклассники.

В среднем звене возникает уже другая проблема – здесь мы уже учимся оперировать понятиями другого порядка – строение музыкальных жанров. В начальной школе мы опираемся на слуховые впечатления и ориентируемся на изменения музыки. В пятом классе нам надо уже запомнить,  как структурно отличаются друг от друга музыкальные жанры. И здесь возникает проблема уже не столько предметная, сколько проблема отсутствия письменных принадлежностей. Дети уже приучены, что на уроке записали, а дома повторили, или нашли ответы. Именно в привязке к тексту в тетради или в учебнике. Однако программа по музыке разработана таким образом, что понятия мы изучаем несколько уроков и возвращаемся к ним периодически на примерах других авторов или эпох. Но уровень сложности конечно уже другой.   Здесь я сразу оценила возможности слайдов. Мы с учащимися рассматриваем музыкальную форму и в горизонтальном расположении и вертикально, и с расшифровкой, и наоборот, даю сокращенный вариант, а учащиеся уже дополняют недописанную на слайде информацию.

 Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

 Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности детей и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.  

       Для учителя - обилие специальных обучающих видео по предмету, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения знаниями и методиками, обмениваться опытом с коллегами (Виртуальные методические объединения).

Результативность использования ИКТ: разработанные учителем учебно-методические и дидактические средства для учебно-воспитательного процесса.

Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора и компьютера.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. Наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации, и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на процесс усвоения знаний. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или обучающийся могут участвовать в происходящем на экране с помощью управления процессом посредством компьютера.

Используя систему применения информационной технологии обучения, не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь школьников. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

Приложение:

  1. Сценарий урока в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
  2. Сценарий урока во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя!»
  3. Презентация «Музыкальные инструменты» 1 класс 3 четверть 9 урок. Тема урока «Обобщающий урок».
  4. Презентация-опрос « Музыкальные инструменты и многое другое» 2 класс 4 четверть 1 урок. Тема урока «Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах!»
  5. Презентация «О подвигах, о доблести, о славе» 5 класс 4 четверть 6 урок. Тема урока «О подвигах, о доблести, о славе…»
  6. Презентация «Симфония №5 и оркестр» 5 класс 3 четверть 9 урок. Тема урока «Образы борьбы и победы в искусстве».
  7. Презентация «Как записываем музыку» 2 класс 1 четверть 2 урок. Тема урока «Здравствуйте, Родина моя!»
  8. Презентация «Чюрленис. Картины» 5 класс 4 четверть 3 урок. Тема урока « Музыка на мольберте».
  9. Презентация «Александр Невский» 5 класс 3 четверть 3 урок. Тема урока «Звать через прошлое к настоящему».
  10. Презентация «Бельканто» 6 класс 1 четверть 7 урок. Тема урока «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения».
  11. Презентация «Образы духовной музыки» 6 класс 2 четверть 2 урок. Тема урока «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт».
  12. Презентация «Венские классики» 7 класс 3 четверть 9 урок. Тема урока «Симфоническая музыка. Симфония №103 Й.Гайдн. Симфония № 40 В.Моцарт».
  13. Презентация « Ярославна» 7 класс 1 четверть 6 урок. Тема урока « В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».
  14. Презентация «Калинников. Шуберт. Прокофьев» 7 класс
  15. Презентация «Импрессионизм» 7 класс 4 четверть 3 урок. Тема урока «Симфоническая музыка. Симфоническая картина «Прзднества».
  16. Презентация «Соната» 7 класс 3 четверть 7-8 уроки. Тема «Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен. Соната №2 С.Прокофьев. Соната №11 В.Моцарт».
  17. Презентация «Циклические произведения» 7 класс 3 четверть 5-6 урок. Тема «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А.Шнитке»
  18. Презентация «Майя» - к 80-летию балерины Майи  Плисецкой, 2 четверть 3 урок.
  19. Презентация «Кто мы» - о национализме, внеурочная деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ИКТ как фактор повышения познавательного интереса учащихся к предмету» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования

Слайд 2

Содержание Введение Что такое ИКТ – компетентность. Роль ИКТ в работе учителя. Практическое использования ИКТ: Выводы по теме

Слайд 3

«Я не верю в саму только спасительную силу таланта без усердного труда» Ф.Шаляпин

Слайд 4

Современная школа

Слайд 5

Использование ИКТ на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Возможности электронных средств обучения Адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям учащихся. Интерактивность, мультимедийность ресурса, его информативность, научность, целесообразность. Возможность сетевого использования.

Слайд 6

«Детская природа требует наглядности» К.Д.Ушинский

Слайд 7

Возможности мультимедиа это средство или инструмент познания на различных уроках способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Слайд 8

Что такое ИКТ – компетентность. - общепользовательская ИКТ – компетентность; - общепедагогическая ИКТ – компетентность; - предметно – педагогическая ИКТ – компетентность.

Слайд 9

Современный учитель Обладает базовыми качествами учителя — предметника (базовой ИКТ — компетентностью), то есть знания и умения, необходимые для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения. Учитель — предметник обладает предметно — ориентированной ИКТ — компетентностью, то есть осваивает специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формирует готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

Слайд 10

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо: наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ; овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office; использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Слайд 11

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю рекомендуется: участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет; формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ; разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Слайд 12

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя: ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.); учитель — предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы; для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.

Слайд 13

Использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом: дистанционное обучение; оn-line тестирование; участие в дистанционных олимпиадах; конференции; виртуальные экскурсии; поиск различной информации.

Слайд 14

Роль ИКТ в работе учителя. Можно выделить несколько направлений использования ИКТ: - ведение рабочей документации, отчетности в электронном формате; - урочная деятельность; - внеурочная работа; - выступления с опорой на мультимедиапрезентацию; - использование Интернет-ресурсов.

Слайд 15

Документация Составление календарно-тематического планирования по предмету Возможность упорядочить в рамках одного цифрового формата свои методические и практические наработки. Возможность создания методических копилок по темам: «Классные часы», «Методические материалы», «Контрольные, проверочные работы и тесты». Мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения. Электронный журнал Портфолио учителя Портфолио ученика

Слайд 16

Урочная деятельность Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее: - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; - интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; - поддержание у обучающихся состояния психологического комфорта при общении с компьютером; - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики.

Слайд 17

Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов: - обогащает урок эмоциональной окрашенностью; - психологически облегчает процесс усвоения; - возбуждает живой интерес к предмету познания; - расширяет общий кругозор; - возрастает уровень использования наглядности на уроке; - повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Слайд 18

Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди). На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения.

Слайд 19

Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы.

Слайд 20

Нетрадиционные формы урока. Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.

Слайд 21

Применение ИКТ во внеурочной деятельности Мероприятия с использованием ИКТ, рекомендуемые для проведения во внеурочной деятельности: Разработка проектных работ учащимися. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах. Оформление рефератов, проектов, презентаций. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов)по созданию и наполнению сайтов школ, ученических объединений и др. Проведение тематических собраний с применением ИКТ. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ.

Слайд 22

Сеть Интернет. О громный информационный ресурс, который ежедневно пополняется Интернет несет функцию почты - сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет Д аёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду (образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Э то база для самообразования и саморазвития.

Слайд 23

В своей педагогической деятельности я стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернета: электронной почтой (E-mail); возможностью публикации собственной информации, и размещении ее на Web-сервере; доступом к информационным ресурсам: справочными каталогами поисковыми системами (Yandex, Google, Mail) общение в сети с коллегами.

Слайд 24

Практическое использование ИКТ. Группы методов, применимых к уроку музыки принято делить на три большие группы: - методы стимулирования и мотивации - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности -методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности В каждом из этих методов применение ИКТ используется как дополнение к традиционным методикам и приемам работы на уроке.

Слайд 25

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

Слайд 26

Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...