Проблема трудно интонируемого пения младших школьников на уроках хорового класса в ДШИ – от теории к практике.
статья по музыке на тему

Акимова Татьяна Валерьевна

В статье затрагивается проблема детей  с ограниченными от природы музыкальными данными. Раскрываются основные приемы работы на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akimova_doklad_1.docx24.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Акимова Татьяна Валерьевна

Преподаватель хорового класса

МАУДО г. Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

Аннотация: В статье затрагивается проблема детей  с ограниченными от природы музыкальными данными. Раскрываются основные приемы работы на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: хоровое пение, проблема, гудошники, координация, дыхание, упражнение, голос.

Проблема трудно интонируемого  пения младших школьников на уроках хорового класса в ДШИ – от теории к практике.

Хоровое пение в детской школе искусств – это обязательный предмет для учащихся музыкального отделения, потому что оно «наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей, развитию певческих навыков, усиливает рост интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру». [6, с. 37] Воспитывает эстетический вкус, развивает фантазию и творческие способности детей.

Однако, как показывает практика, в процессе обучения детей пению возникает немало проблем,  и  главная среди них –  это трудно интонируемое пение (фальшивое), возникающее по разным причинам. Это может быть невнимательность, не достаточная острота слуха, небольшой диапазон чистого пения, но чаще всего мы сталкиваемся с таким явлением как отсутствие координации между слухом и голосом.   Об этом говорит Н.А.Метлов – ведущий педагог-музыкант, исследователь в своей работе  «Музыка – детям». Он считает, что дети – «гудошники»,  те, у которых «отсутствует координация между слухом и голосом, прекрасно слышат, но поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные. И, самое важное в работе с такими детьми научить их слышать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию» [3, с.54].

 Все можно исправить систематической ежедневной работой, требующей терпения, не только от педагога, но и самого ученика, времени и особой методики.  Одним из самых важных условий в достижении цели, помимо, активного сотрудничества педагога по хоровому пению с родителями и с преподавателями других музыкальных дисциплин, является  само желание ученика.

Одним из первых видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания, которые выполняют функции настройки, подготовки голосового аппарата к работе. Распевание предваряет певческая установка, для этого необходимо:

- рассказать и показать ученикам, как сидеть при пении, как правильно держать корпус, чувствовать опору в ногах.

- что такое «Вокальное дыхание» – короткий вдох и длинный выдох. В момент вдоха – «живот надувается как шарик», на выдохе – «шарик сдувается». Это упражнение на первых занятия занимает много времени, потому что не все могут сразу понять и проконтролировать этот процесс. В последствие, это должно быть доведено до «автоматизма».

- понятие «вокальный зевок» - предложить детям зевнуть с закрытым ртом, в этом упражнении важно обратить внимание на то, что происходит во рту. Верхнее небо поднимается и образуется «купол» – это и называется вокальный зевок, который необходимо сформировать во время певческого вдоха.

- показывается правильная певческая позиция, находится примарный звук (тон, данный от природы), если ученик не может повторить задаваемый звук, можно попросить его пропеть свое имя, на определенной высоте.

Начинать следует с очень простых вокальных упражнений (распевок), которые строятся на одном-двух звуках. Например, «ку-ку» интонация строится на  нисходящем интервале большой терции.

 Полезным и эффективным будет упражнение, затрагивающее развитие внутреннего слуха – учитель воспроизводит на инструменте один звук, ученик слушает его и как бы «прицеливается», мысленно его пропевает. Затем воспроизводит звук голосом вместе с инструментом. В этом упражнении ученику необходима концентрация внимания.

Методом работы с проблемными детьми могут быть не только игровые упражнения, но и другие приемы. Например, можно периодически заменять вокально-слуховую работу - инструментально-слуховую.

- Ученику предлагается не спеть мелодию, а сыграть - на память. Певческое закрепление слуховых навыков подкрепляется инструментальным звучанием.

 - Хорошим приемом, особенно с “гудошниками” является “сольфеджирование” (пение мелодии с названием нот) – навык быстрого восприятия нотного текста в ритмической организации.

- Показ музыкальной интонации через движение рук, пальцев,  тела.

Благодаря кропотливой, целенаправленной работе, терпению и вниманию педагогов, дети с ограниченными от природы музыкальными возможностями могут приобщаться к вокально-хоровому искусству, способствующему формированию и развитию эстетического вкуса. Это непременно приведет к положительным результатам.

В заключение хочется процитировать одного из основоположников советского музыковедения, педагога, композитора Б.В. Асафьева: “ То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».

Список литературы:

  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.Л. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в школе. – С.-Пб.:  Музыка, 1972.
  5. Осеннева М.С. Методика работы с детским хоровым коллективом. – М: Музыка, 1999.
  6. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39.. URL: https://moluch.ru/archive/81/14737



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема двигательной активности младших школьников

Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях жела...

Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/

 По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...

Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии»

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии: - возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий; - практика реализации по формированию универсальн...

"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"

Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...

Вокально-хоровая работа с младшими школьниками на уроках музыки

Цель мастер-класса – создать условия для передачи коллегам личного профессионального опыта вокально-хоровой работы с младшими школьниками на уроках музыки....

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...