Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь ( Музыкальный портрет)
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Лукомская Марина Анатольевна

Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные произведения искусства… Наш путь сегодня будет обратным: мы попробуем сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться к первоисточнику и осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских богатырей практически бессмертными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_muzyke_5_klass.doc145 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь

Музыкальный портрет (5 класс)

Учитель музыки

МОУ ООШ № 9

г.Борисоглебска Воронежской обл.

Власенко Наталья Анатольевна

10.11.2010


Урок - исследование «Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь»

                                      (Музыкальный портрет). 5 класс

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Изучаемый раздел: «Музыкальный портрет»

Тип урока: урок – исследование

Форма урока: интегрированный урок

Ведущий метод: проблемно – поисковый

Цель:       раскрыть значимость музыкальных и живописных портретов с точки зрения их

                  глубокой взаимосвязи с историческим и культурным наследием народа, определить

                  их созвучность жизни современного человека.

Задачи: 1. Исследовать линию эмоционального и сюжетного развития Второй симфонии

                   А.П.Бородина с целью раскрытия авторского замысла через устное народное

                   творчество, живопись и особенности многовековых национальных традиций

                   русского народа;

              2. Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства,

                  воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию

                  причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.

              3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН

                  в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях,

                  переносить полученные выводы в повседневную жизнь.

                 

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки
  2. Презентация с использованием видео- и аудиоряда:

а) А.П.Бородин. Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент I части). Исп.

    Государственный Академический оркестр, дирижёр Е.Светланов

б) Былина «Илья Муромец». Исполняет Г.И.Лавров (фрагмент)

в) В.М.Васнецов. «Витязь на руспутье», «Богатыри»

г) Аудиофрагмент из м/ф «Алёша Попович»

д) Во вкладке: портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова

               3.   Раздаточный материал: информационные бланки к изучаемому произведению (слайд

                     № 2)

  1. Фортепиано
  2. Рабочая доска

Организационный момент, приветствие.

I. Вводная часть (Слайд № 1)

Звучит запись былины «Илья Муромец» в исполнении Геннадия Лаврова:

То не грозная туча накатилася,
Напали на Русь злые вороги.
Города и села огнем пожгли,
Мужей и жён во полон свели… 
А и ехал Илья путями дальними.
Наехал он на дороженьку нехожену.
На росстани бел горюч камень,
На камени три подписи подписаны:
А и прямо поедешь – убиту быть,
А и вправо поедешь – богату быть,
А и влево поедешь – женату быть,

Уж как тут Илья призадумался...

Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные произведения искусства… Наш путь сегодня будет обратным: мы попробуем сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться к первоисточнику и осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских богатырей практически бессмертными.

       В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!». «Богатырская» - это название Вторая симфония А.П.Бородина носит и по сей день. Сам же композитор говорил о своём произведении, что в медленной части “желал нарисовать фигуру Баяна, в I части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании народной толпы”.  

       Удивительно, но спустя всего три года Стасов получит письмо от художника

Виктора Михайловича Васнецова, в котором тот будет давать комментарии к картине, которую вы видите сейчас на экране. В нём будет написано:

«Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Запишите тему сегодняшнего урока–исследования, которая продолжает начатую на прошлом уроке беседу о музыкальных портретах: «Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь».

II. Постановка цели.

Главный вопрос, ответ на который нам предстоит выяснить в ходе нашего сегодняшнего урока:

                                    О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,

                                    В произведениях искусства сквозь время и границы стран

                                    Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,

                                    И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?

Каждое произведение искусства, даже если оно не ведёт повествования привычной для нас словесной речью,  – это размышление человека его создавшего, который на протяжении очень долгого времени укладывал кистью мазок к мазку на полотно или соединял своенравные музыкальные звуки, продолжал проживать свою судьбу. Ах, сколько могли бы рассказать герои живописных и музыкальных портретов о своих создателях, ах, сколько тайн они хранят! Сегодня в центре нашего внимания музыкальный портрет из I части «Богатырской» симфонии А.П.Бородина. Какие мысли скрывает эта музыка? Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте? Нет ли в этом произведении послания нам – слушателям? А если есть, то что в нём?

III. Подготовительная работа:

Для любого исследования требуется предварительная работа: собрать достоверную информацию о предмете исследования, изучить существующие мнения, провести собственное расследование и только потом определиться в выводах.

Давайте изучим уже имеющуюся информацию, которая значится в ваших информационных бланках (слайд № 2):

1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Вторая симфония А. П. Бородина «Богатырская» (1876). I часть

2. АВТОР:

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) – русский композитор, учёный – химик, литератор. Член творческого содружества музыкантов «Могучая кучка». (2 слайд, ссылка «Подробнее – 1»)

Что можно сказать о нём ещё?.. Родился в в г.Петербурге. Им написаны: 3 симфонии, симфонический эскиз «В Средней Азии», концерт для флейты и фортепиано и оркестром, камерная музыка, четыре оперы «Богатыри», «Царская невеста», «Млада», «Князь Игорь», а также романсы и песни.

3. ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Фёдорович Светланов - российский дирижер, композитор, пианист .

4. МНЕНИЯ:

М. П. Мусоргский – «Славянская героическая»

В. В. Стасов – «Русская, богатырская»

А. П. Бородин – «В первой части я хотел показать собрание русских богатырей»

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Давайте уточним значения слов, с которыми мы встретились в мнениях о прослушанной симфонии.

«Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»:

СЛАВЯНЕ – группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).

РУССКИЕ - произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племен в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева.

И ещё один достоверный источник информации – «Толковый словарь русского языка С.И.Ожёгова и Н.Ю.Шведовой»:

БОГАТЫРЬ - герой русских былин, совершающий воинские подвиги, человек очень большой силы, стойкости, отваги. Известен крепким телосложением, очень высоким ростом и очень крепким «богатырским» сном.

ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Говоря о богатырях, нельзя не вспомнить картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»), работу над которой он завершил в 1898 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве. (2 слайд, ссылка «Подробнее -2»)

  • Что вам известно о богатырях?
  • Как бы вы пояснили замысел картины?
  • Какие воинские подвиги богатырей вам известны из былин?

IV. Исследование

А теперь пришла пора собственного расследования. Посмотрите на слайд № 3: это одна из новых форм работы, которая называется «Линия жизни» или, как привычно называют её старшеклассники, «График характеров».

Обратите внимание, слева наши знакомые карточки настроения, только теперь их не шесть, а всего четыре: два настроения мажорных, а два минорных. Чтобы было удобнее, на рисунке лады разделяет горизонтальная линия. Теперь главное: как только зазвучит музыка, на этих клеточках появятся точки, соответствующие её настроению. Точки соединятся линией, и мы с вами сможем рассмотреть, как менялся характер. Будьте внимательны, ваше воображение будет иметь решающее значение.

Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части)

Беседа.

Давайте попробуем поразмышлять. Итак, «Славянская героическая», «Русская», «Богатырская»... Посмотрите, что же нарисовал компьютер?

  • Главная тема звучала без всякого вступления в самом начале. Вот она (показ на фортепиано). Какой она показалась вам по настроению? (ответы ребят) 
  • Можно ли сказать, что она героическая, русская, богатырская? (да) 
  • Что вам представлялось?(ответы ребят)
  • Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (Ответы выписываю на доске: уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.)

Посмотрите, как вела себя линия: она то стремилась к солнцу, то снова уступала место тревожности. И только после второго круга вдруг поднимается до вершины и закрепляется там. А давайте попробуем объединить на одном рисунке картину В. М. Васнецова и нашу линию.

Возможно, это поможет нам найти некоторое созвучие, хотя полотно художника появилось на 22 года позже, чем вышла в свет «Богатырская» симфония. Стоит отметить, что В. М. Васнецов и А. П. Бородин – современники. Мало того, некоторое время и композитор и художник находятся в одном городе – в Петербурге.

  • Картина «Три богатыря» будет завершена в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина. Вспомните слова, которыми вы описывали музыку (записи на доске).  Можно ли их отнести и к картине? (да, эти произведения созвучны).

А теперь, внимательно посмотрите на картину и нашу линию (Слайд № 4).

  • Можно ли предположить, сколько богатырей было в музыке Второй симфонии? (тоже три, ведь «богатырская  тема» повторяется трижды).  

Конечно, это версия, но ведь так и хочется первое проведение темы отнести к Добрыне Никитичу, Второе – к Илье Муромцу, а третье - к Алеше Поповичу. Давайте допустим эту мысль, тем более, что она не противоречит замыслу композитора («собрание богатырей»),  и поразмышляем над странным «поведением» линии:  то вверх, то вниз... Живопись не имеет развития, поэтому мы не можем знать, как планировал вывести на полотно своих героев художник, мы не знаем, что было с ними после осмотра границ русского государства. Однако,  у нас есть созвучное музыкальное произведение, и мы можем предположить, что где-то здесь на линии есть место, в которой присутствует сюжет этой картины.

Давайте поразмышляем. В этом нам поможет следующий слайд (Слайд № 5).

Итак, допустим, что первая тема – это выход Добрыни Никитича. Эту тему мы уже описывали, но давайте посмотрим, как она развивается. Уже вторая точка нашей линии устремлена в мажор.

  • А что является мажором для государства русского? (мир, счастливые люди, благополучие, здоровье и т.д.)

Конечно, вы правы. Поэтому этот короткий мотив напоминает о мирной жизни скоморошьим наигрышем. Но что происходит дальше? Снова тревожное настроение и мелодия как бы «возвращается» назад в «богатырский» минор. Вот здесь нам потребуется устное народное творчество, в частности, пословицы, которые появлялись в одно время с былинами.

  • Через мгновение снова зазвучит «богатырская» мелодия. Задайте себе вопрос: одержана ли победа, которая сделает народ русский счастливым? (нет) Почему? Ответьте мне пословицей! («Один в поле не воин»)
  • И вот уже объединились два богатыря и снова борьба с минором и стремление в мажор, потому что одна голова… («Одна голова – хорошо, а две – лучше»).

Но снова тревога и снова возвращение, и новое объединение, потому что «Друг за друга держаться – ничего не бояться!».

И только сейчас происходит долгожданное звучание победы, которое вскоре разливается светлым звучанием скрипок.

  • В какую часть линии вы поместили бы картину В. М. Васнецова «Богатыри»? (туда, где уже произошло объединение и музыка звучит торжественно)
  • Помните, как звучала тема урока? («Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь») А ведь это тоже пословица.
  • Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время из 19 века два настоящих мудреца – композитор и художник?

                                    О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,

                                    В произведениях искусства сквозь время и границы стран

                                    Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,

                                    И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?

(ответы ребят)

V. Итог (* на тихом фоне проведения главной темы «Богатырской симфонии» А. Бородина)

Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой.

  • Вспомните исторические события прошлого и современности, в которых нужно было объединяться, чтобы выстоять (войны, эпидемии, стихийные бедствия, экологические катастрофы).

А почему же вы не вспомнили ежегодный телевизионный марафон «Мы же люди», проводимый нашей ТК «Борисоглебск», в котором сами принимали участие? Разве он не объединил целый город ради того, чтобы всем миром победить чужую беду? Разве это не богатырский поступок – прийти на помощь?

  • Назовите качества, которыми в первую очередь должен обладать богатырь. Сила? Ловкость? Храбрость?.. (ответы ребят: разумность, отзывчивость, справедливость, умение дружить, уметь замечать и побеждать неприятности  тех, кому требуется помощь, бескорыстие, верность, честность).

А теперь посмотрите, какая удивительная особенность портрета: с виду кажется, что это просто изображение «в подражание» героям, но какой бы портрет вы не взяли – музыкальный ли, художественный, литературный, реального ли персонажа, вымышленного, - в каждом из них есть важная информация, которая складывается не из звуков или красок, а из мыслей создавших их людей, а иногда и целых народов. Разве сегодняшний урок не подтверждение тому? А ведь можно было и мимо пройти, просто полюбовавшись «картинкой». Вы просто молодцы!

Подводя итоги нашего урока, мне очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей». Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего урока, задумайтесь над тем, что важного нужно забрать из нашего урока в свою жизнь. Теперь вы тоже храните эту информацию. Передайте её в нужные руки.

На фоне картины Васнецова «Три богатыря» звучит аудиофрагмент из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей (Слайд № 6):

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле, не топтать  их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!

(*) Исполнение ранее изученной песни о родном городе

(сразу после завершения слайда без объявления)

VII. Домашнее задание.

        Найти информацию о значении слов и словосочетаний «рыцарь», «рыцарский кодекс»,  

        «рыцарский турнир».

VIII. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный портрет России

План-конспект урока в 4 классе по теме «Музыка моего народа»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (закрепление)Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных пример...

урок музыки с презентацией "Музыкальный портрет" (5 класс 3 четверть)

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Можем ли мы увидеть музыку?» ТЕМА УРОКА: "Музыкальный портрет" («Там, на неведомых дорожках…»)   Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе восприяти...

Музыкальный портрет. Александр Невский.

8 класс Урок искусства Тема: Музыкальный портрет. Александр Невский. Цели урока: 1. Способствовать формированию понятия «музыкальный портрет» через поэтический, художественный и музыкальный материа...

презентация к уроку музыкальный портрет. м. п.мусоргский

данная презентация поможет  учителю более полно раскрыть тему урока....

"Музыкальный портрет". Урок музыки в 5 классе.

Урок построен на традиционном материале по теме "Можем ли мы увидеть музыку?"и  разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии....

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль по обществознанию"Открываем путь к почёту и уважению"

Сетевой образовательный модуль по обещствознанию носит  активный, деятельностный характер, создает условия для самореализации, обеспечивает возможности общения, взаимодействия, проходит вне стен ...