Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль по обществознанию"Открываем путь к почёту и уважению"
методическая разработка по обществознанию (5, 6 класс) на тему

Сетевой образовательный модуль по обещствознанию носит  активный, деятельностный характер, создает условия для самореализации, обеспечивает возможности общения, взаимодействия, проходит вне стен классной комнаты, с использованием уникального музея под открытым небом "Поляна сказок", студии "РОСИЗО". Сетевой образовательный модуль позволяет изучать содержание тем используя современный формат организации образовательного содержания объединяющий в себе возможности основного и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №7

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (5-6 классы)

Название модуля

Открываем путь к почету и уважению

Разработчик модуля

Еременко Елена Александровна

Модель

- Монопредметная

- Межпредметная

- Комплесная

Цель и задачи модуля

Цель: создание условий для самостоятельного открытия обучающимися новых знаний о труде, творческой и исследовательской деятельности, а также о культуре общения как средствах достижения почёта, уважения и авторитета личности в обществе.

Задачи:

  1. Формирование представлений о значении творческого начала в ходе трудовой и исследовательской деятельности.
  2. Сформировать представление о содержании, целях и средствах общения;
  3. Развитие культуры общения в группе, коммуникативных навыков, умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты;
  4. Анализ способов преодоления конфликтов как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками;
  5. Создать условия для развития у учащихся навыков переработки и структурирования информации, установление причинно-следственных связей, умения формулировать и аргументировать свое мнение;
  6. Ознакомить обучающихся с основными принципами и этапами исследовательской работы в рамках игровой ситуации деятельности мини-исследовательского бюро, повышение интереса обучающихся к исследовательской деятельности, формирование представления о том, что весь мир вокруг является объектом познания.
  7. Повысить интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование представления о том, что весь мир вокруг является объектом познания.

Форма проведения

  • Очная
  • Дистанционная
  • Очно-дистанционная

Педагогические технологии,

используемые площадки

Используемые площадки

Педагогические технологии

Поляна сказок, г. Ялта ФГБОУ «МДЦ Артек»/площадки лагеря, студия дополнительного образования РОСИЗО

Технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, сетевой образовательный модуль, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, мини-исследование

Объем учебного времени

Структурные блоки модуля

Реализаторы/

кол-во академических часов

Учитель

Педагогический работник лагеря

Психолог

Экскурсовод

Педагог дополнительного образования, РОСИЗО

Предметный блок

4

-

1

-

Практический блок

1

-

-

-

1

Презентационный блок

1

1

-

Хронометраж

Блок

Тема

Место проведения

Проводит

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Предметный блок

Как оценивается труд в обществе

Музей скульптуры «Поляна сказок», г.Ялта

учитель

9.00-9.30 (15.00-15.30)

10-20-10.50 (16.20-16.50)

9.00-9.30 (15.00-15.30)

10-20-10.50 (16.20-16.50)

Труд и творчество

Музей скульптуры «Поляна сказок», г.Ялта

экскурсовод

9.40-10.20

(15.40-16.20)

9.40-10.20

(15.40-16.20)

9.40-10.20

(15.40-16.20)

9.40-10.20

(15.40-16.20)

Открываем тайну общения

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

учитель

10.50-11.20

(16.50-17.20)

11.25-

11.55

(17.25-17.55)

10.50-11.20

(16.50-17.20)

11.25-

11.55

(17.25-17.55)

Конфликты в межличностных отношениях

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

психолог

11.25-

11.55

(17.25-17.55)

10.50-11.20

(16.50-17.20)

11.25-

11.55

(17.25-17.55)

10.50-11.20

(16.50-17.20)

Практический блок

Практикум «Учимся совместно всей группой делать полезные дела»

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

Педагог дополнительного образования, РОСИЗО

12.00-12.40 (18-18.50)

Презентационный блок

Практикум «Учимся трудиться и уважать труд»

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

Педагогичесский работник лагеря

В лагере

Категория обучающихся (возрастной коридор)

Обучающиеся 5-6 классов

Предмет (группа предметов)

Обществознание

Предметная область

Из календарно-тематического планирования

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

Форма реализации

Место проведения

Реализатор

Обществознание

Предметный блок:Как оценивается труд в обществе

        

1

 Ролевая игра

Автобус, до Поляны сказок

учитель

Предметный блок: Труд и творчество

1

Интерактивная экскурсия с творческими заданиями

Поляна сказок, г.Ялта

Экскурсовод учитель

Предметный блок:Общение

1

Ролевая игра

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

учитель

Предметный блок:Конфликты в межличностных отношениях

1

Тренинг

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

психолог

Практический блок:

Практикум « Учимся совместно всей группой делать полезные дела»

1

Практическое занятие, ролевая игра

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

Педагог дополнительного образования, РОСИЗО

Презентационный блок:

Практикум «Учимся трудиться и уважать труд»

1

Презентация результатов

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

Учитель, Педагогический работник лагеря

Дополнительное образование

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

Форма реализации

Место проведения

Студия «РОСИЗО»

Практический блок

1

Творческаий мастер-класс, ролевая игра

ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Психологическая служба

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

Форма реализации

Место проведения

Тренинг: «Конфликты в межличностных отношениях»

Предметный блок: «Конфликты в межличностных отношениях»

1

тренинг

 ФГБОУ «МДЦ «Артек»/детский лагерь

Состав рабочей группы:

Направления деятельности (задачи)

1.

Учитель

Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов

2.

Координатор

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров.

3.

Педагогический работник детского лагеря

Сопровождение обучающихся в процессе проектирования и создания продукта (практический блок), помощь в формировании детских групп и организации их работы, проведение презентационных мероприятий (представление продуктов, являющихся результатами обучения), участие в рефлексии и презентации творческих продуктов, участие в оценивании метапредметных и личностных результатов, связанных с организацией группового взаимодействия, оценкой вклада отдельных участников группы в общий результат. Создание информационно-образовательного обеспечения модуля и организация деятельности в ней.

4.

Психолог

Сопровождение обучающихся в процессе познания самого себя, проблемы выбора профессии. Помощь в формировании своей точки зрения на выбор стратегии поведения в определенной группе

5.

Педагог Студии «РОСИЗО»

Проведение этапа практического блока с обучающимися. Участие в проведении и оценке практического блока

5.

Методист

Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Партнеры модуля (внутренние сореализаторы)

Тема встречи

Кол-во часов

Форма проведения

Результат

1.

Педагогический работник лагеря

Роль вожатого в реализации модуля и проведение практического блока «Учимся трудиться и уважать труд»

1

Консультация. Инструктаж

Методический и организационный инструктаж педагогических работников лагеря, знакомство с программным содержанием.

2.

Психолог

Проведение тренинга «Конфликты в межличностных отношениях»

 в рамках модуля

1

Совместное планирование этапа модуля

Организация и проведения тренинга

3.

Студия «РОСИЗО»

Согласование места и времени проведения модуля, содержательной части модуля

1

консультативная встреча

Определение части образовательной программы, реализуемой педагогом: цель, задачи, корректировка действий и содержания

Партнеры модуля

(внешние сореализаторы)

Тема встречи

Кол-во

часов

Форма проведения

Результат

1.

Поляна сказок

Согласование места и времени проведения модуля, содержательной части модуля

1

консультативная встреча

Определение части образовательной программы, реализуемой экскурсоводом: цель, задачи, корректировка действий и содержания

Материально-техническое сопровождение

Назначение

Кол-во

1.

Расходные материалы, бумага А4.

Маршрутные листы. Дидактический и раздаточный материал на каждую группу. Индивидуальные задания.

 30 листов.

2.

Тетрадь

Мини-исследование в форме сочинения

12 тетрадей

3

Цветная бумага

Творческая поделка

12 штук

4.

Клей

Творческая поделка

12 штук

5

Цветные карандаши, фломастеры

Творческая поделка

12 штук

Дополнительное сопровождение

Назначение

Транспортное обеспечение

Транспортировка к месту проведения модуля (из расчёта: 1 группа – автобус): от лагеря до музея «Поляна сказок», г.Ялта

Информационное обеспечение

Ноутбук, информация из сети Интернет

Продукт(ы) по результатам выполнения модуля

Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося

1

Презентация «Поляна сказок- творческий потенциал»

Коллективная работа по группам по созданию презентации (с использованием информационных материалов, полученных в ходе занятий)

2.

Изготовление творческой работы

Групповая работа по изготовлению творческой поделки.

3.

Мини-исследования в форме сочинения на одну из тем: «Какие труды, такие и плоды»,

«Жизнь дана на добрые дела»

«Писать – не языком чесать»

Выполнение заданий по группам и отображение результатов на ватмане.

Критерии оценки результатов

Устный ответ

  • последовательный, полный, логичный ответ на поставленный вопрос (максим. бал - 5);
  • фактическое знание материала по теме (максим. бал - 5);
  • умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (максим. бал - 5);
  • умение аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы. (максим. бал - 5);
  • степень осознанности и понимания, изученного (максим. бал - 5);

работа в группе по созданию презентации, буклета, плаката (максим. бал-5)

28-30 баллов – оценка «отлично»

27-21 балл – оценка «хорошо»

20-17 баллов – оценка «удовлетворительно»

Менее 16 баллов – оценка «неудовлетворительно»

Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.

Оценивание мини-исследования в форме сочинения

1. Выражение собственного мнения (0-1)

2. Правильный подбор необходимых аргументов (0-3)

3. Правильное использование изученных обществоведческих терминов (0-3)

4. Наличие вступления по теме (0-1)

5. Наличие заключения (вывода) по теме (0-1)

6. Последовательное и связное изложение материала (0-3)

7. Грамотное написание текста (0-2)

8. Точная самооценка (0-3)

17-14 баллов – оценка «отлично»

13-9 баллов – оценка «хорошо»

8-6 баллов – оценка «удовлетворительно»

Менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно»

Критерии оценки буклета, коллажа

1.Наличие названия. (1 )

2.Имя автора. (1)

3.Цель.(1)

4.Публикация должна отражать тему исследования основополагающий вопрос. (1-3)

5.Короткие заголовки, цитаты. (1-3)

6.Полезная информация. (1-5)

7.В меру использование рисунков. (1-5)

8.Эстетичность оформления.(1-5)

19-16 баллов – оценка «отлично»

15-11 баллов – оценка «хорошо»

10-7 баллов – оценка «удовлетворительно»

Менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно»

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Эстетика оформления презентации

10

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

90-75 баллов – оценка «отлично» 75-45 баллов– оценка «хорошо» 44- 30 баллов – оценка «удовлетворительно» Менее 30 баллов – оценка «неудовлетворительно

Формы контроля результатов

Тестовые задания, опрос, наблюдение, анализ соответствия смысловой нагрузки творческого задания заявленной теме.

Краткое описание модуля

Сетевой образовательный модуль проходит в форме экскурсии-путешествия. Во время проведения модуля обучающиеся ищут ответ на проблемный вопрос «Что приводит человека к почету и уважению?» В результате – делается открытие, которое записывается в артековские страницы смены.

Предметный блок:

Ребята отправляются в путешествие в уникальное место у подножия горной скалы Ставри-Кая на живописную лесную опушку - музей скульптуры «Поляна сказок». На небольшой территории природного парка поселились герои мультфильмов и фольклора, созданные фантазией резчика по дереву Павла Павловича Безрукова и других художников-скульпторов. Кроме дерева, скульптуры изготовлены из камня, бетона, бронзы, меди, мраморной крошки и стекла, поэтому они прекрасно сохраняются. Для каждой работы подобрано уникальное место размещения, так, чтобы окружающая растительность и ландшафт поддерживали художественный замысел. «Поляна сказок» превращается в образовательное пространство, в котором дети, проводя собственные небольшие исследования, открывают для себя тайны основных видов деятельности: труд, общение, творчество.

Этапы «Как оценивается труд в обществе», «Труд и творчество»

В ходе этих исследований обучающиеся формируют представления не только о том, какую роль играет труд в жизни человека, но и объясняется почему труд оценивается по-разному, знакомятся с понятием творчество, ремесленник, мастер. На примере посещения Поляны сказок ребята приходят к одному из выводов, что в процессе самореализации люди достигают поставленной цели. В зависимости от того, что это за цели, они получают либо подлинное уважение (совершая общественно полезные деяния), либо формальное признание (высокий заработок). Любая цель достигается через труд и деятельность. Результат зависит от того, какую цель ставит перед собой человек. На примере посещения «Поляны сказок» показана взаимосвязь между трудом и творчеством.

Этап «Общение», «Конфликты в межличностных отношениях»

Важную роль в коллективном труде имеет общение, через общение человек само выражается. Тренинг способствует развитию культуры отношения в группе.

Практический блок

Практикум «Учимся совместно всей группой делать полезные дела» позволяет применить, полученные знания. Ребята коллективно выполняют творческую работу. Делается акцент на понятие труд, творчество.

Презентационный блок

Итог деятельности - представление и презентация конкретного продукта и творческой работы. Одно из открытий: к почету и уважению могут привести деньги, но это формальное признание, а совершение общественно полезного деяния (например, Поляна сказок) приводит к подлинному уважению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе.Тема "Моральный выбор - это ответсвенность"....

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе, тема "Мораль"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Мораль"  в 6 классе. (Авторы учебника:  Кравченко А.И., Певцова Е.А.) Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых з...

технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Государственная охрана права"

Материалы к уроку обществознания в 8 классе по учебнику издательства "Баласс", ОС "Школа 2100", авторов д.Д.Данилова, Е.В. Сизовой и др....

Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Free time»/ Модуль 3 урок 1

Цель урока: Активизация лексики по теме «Свободное время»...

Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Free time». Модуль 3 урок 2

Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Free time». Модуль 3 урок 2...

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме: "Модуль числа"

Аннотация к материалу. Технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на ...