Урок музыки "Веселое путешествие"
план-конспект урока по музыке на тему

Акинина Марина Николаевна

Разработка урока музыки в 3 специальном (коррекционном ) классе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veseloe_puteshestvie.docx26.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока  музыки в 3 специальном (коррекционном ) классе 8 вида

«Веселое путешествие»

Выполнила: Акинина Марина Николаевна, учитель музыки МБОУ «ООШ №6» г.Топки

Содержание

1.Введение………………………………………. 3

2.Разработка урока………………..……….…….4

3.Заключение……….. ………………….……….9

4.Список литературы……………………………12

5.Презентация

Введение

          Дети с нарушениями психического развития обучаются в специальных (коррекционных) школах (классах) VIII вида, где обучение ведется по специальным программам. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

      Урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. Но в большей степени уроки жизни.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств ребят, нормализуют многие психические процессы, являются эффективным средством преодоления невротических расстройств.

 Кроме того, психологами доказано, что постоянное присутствие музыки в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно. Под нее легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определенный лад.

Известным фактом является и то, что  музыка лечит и от заикания.  Например, я обратила внимание, что плохо говорящий ребенок, может спеть гораздо больше слов, чем сказать.

Очень часто на своих уроках я использую музыкальные игры. С их помощью у ребят развивается  память, внимание, воображение. Одновременно с этим они получают начальные знания о музыке, музыкальных инструментах и композиторах.

Приведу несколько примеров.

 Для того чтобы ребята умели различать мажор и минор в мелодии, я использую карточки с изображением  грустного или веселого лица, или с солнышком и дождливой тучкой. Дети прослушивают фрагменты мелодий и показывают соответствующую передаваемому настроению карточку. Можно исполнять песенку «Жили у бабуси два веселых гуся», на протяжении которой настроение меняется несколько раз.
        Для того чтобы научить ребят передавать свои чувства, я  предлагаю  с помощью имеющихся шумовых инструментов  продемонстрировать свои чувства. «Как ты будешь бить в барабан, если тебе грустно, если ты чувствуешь себя счастливым».
       Другой вариант. Учитель от лица игрушки (медвежонка, куклы, рыцаря) ударяет в бубен (или любой инструмент) и просит ребят предположить, какие чувства сейчас испытывает герой. Потом можно поменяться  ролями.
      Очень важно научить детей с ограниченными возможностями здоровья придумывать что-то самостоятельно, активизировать их воображение. Поэтому я часто используют музыкальные образы для занятий по развитию воображения.  Особенно способствует возникновению образов классическая музыка. Слушая с детьми мелодии, я предлагаю им рисовать формы, линии, символы, использовать разные цвета, которые, по их мнению, соответствуют услышанному.

В качестве разминки я люблю использовать игру «Музыкальные фигуры».
       Это своего рода вариант игры «Море волнуется раз». Предлагаю ребятам двигаться как угодно под музыкальный фрагмент, а по окончании его замереть, изображая какую-то фигуру. Затем мы угадываем, кого ребята изобразили.  
      С помощью музыкальной игры «Кто это?»  ребята учатся различать низкие и высокие звуки в мелодии. С помощью их можно вообразить героя мелодии. Например, высокий звук - это птичка, а низкий - идет медведь. Очень интересно проводить эту игру, используя современные музыкальные инструменты. Поменяйтесь с детьми ролями, пусть они придумают и опишут для учителя ситуацию.

«Веселое путешествие»

Урок музыки в 3 специальном (коррекционном ) классе 8 вида

Цель: развитие образно-игрового восприятия музыки, совершенствование зрительного, слухового и моторного восприятия, развитие воображения и памяти.

Задачи:

- учить различать песенную, маршевую и танцевальную музыку,      

- закреплять навыки игры на ударно-шумовых инструментах,

- прививать устойчивый интерес к занятиям, позитивное отношение,  обогащать музыкальный словарь.

Ход урока:

(Звучит классическая музыка )

Учитель:

 Я очень рада приветствовать экипаж на борту шхуны «Гармония». Вы все сегодня не ученики, а матросы, а на столе у вас не тетради, а бортовые журналы. Мы продолжим наше веселое плавание по морю «Музыки». Нас сегодня ожидает очень много сюрпризов.  Начинаем наше путешествие с острова «Песня».

  Наденьте свои бескозырки и давайте выучим слова:

Бескозырка белая, в полоску воротник.

И ребята смелые спросили напрямик:

«С какого парень года, с какого парохода

И на каких морях ты побывал моряк?»

Ленты за плечами, как флаги за кормой

Смело отвечает товарищ молодой.

Да мы друзья со флота

Недавно из похода

11 недель гостили на воде.

 

Учитель:

Наша шхуна «Гармония» готова отплыть, но я забыла, как должен звучать гудок.

 Помогите мне. Я дам несколько сигналов, когда прозвучит правильный, вы должны похлопать в ладоши. Напомню вам, что у гудка должен быть низкий, басовый звук.

(звучит несколько сигналов, ребята определяют правильный гудок)

Учитель: Вы справились с заданием, молодцы.

 Теперь мы готовы к путешествию! Свистать всех наверх! Полный  вперед!

 Возьмите  в руки весла, под веселую песню «Бескозырка» отправляемся в плавание.

(Звучит песня «Бескозырка белая»)

Учитель:

Мы  находимся в проливе «Звуковой фантазии». Давайте проверим, как мы с вами умеем воображать. Попробуйте, ребята, представить себе человека, который не любит музыку. Какой он на вид, какой у него характер, какое у него настроение?

  Нарисуйте лица двух человечков: один из них любит музыку, а второй – нет.

           (на столе заранее приготовлены листочки, карандаши, фломастер)

Отличаются эти лица друг от друга или нет?

(объяснения детей)

Есть у нас в классе дети, которые хотят быть похожими на первого человечка, который любит музыку? А на второго, который музыку не любит?    

Настроение в нашем путешествии имеет очень большое значение. Поэтому давайте споем нашу песню «Бескозырка» и отправимся дальше.

(дети исполняют песню)

Учитель: Мы прибыли на остров «Музыкальных инструментов».

Инструменты очень соскучились по детям, на них давно никто не играл, поэтому они хотят поближе познакомиться с вами.

Первые два инструмента прибыли к нам из далекой Мексики и называются МАРАКАСЫ, а звучат они вот так (показ)

(как называется инструмент, запишите себе в тетрадь название этого инструмента)

Следующие инструменты из солнечной Испании, называются кастаньеты. На всех праздниках красавицы испанки отбивают зажигательный ритм, приглашая всех пуститься в пляс.

(запись в тетрадь)

А теперь познакомимся с нашими русскими инструментами:

Рожок, трещотки, бубен . С этими инструментами любая песня станет веселей.  

(показ инструментов, запись в тетрадь)

Учитель:

Мы познакомились с инструментами. А сможете ли вы отгадать их звучание?

Музыкальных инструментов

Очень много - посмотри.

А какой сейчас сыграет,

Ну-ка, быстро говори!

  Сейчас вы все закроете глаза, и на слух попробуете узнать, какой звучит инструмент.

Учитель:

Вы справились с трудными заданиями.  Продолжим наше путешествие и возьмем несколько инструментов с собой, они нам могут пригодиться.

А чтобы скоротать время в плавании,  поиграем в игру «Капитаны».

Я буду подавать вам команды, вы их должны  выполнять только тогда, когда я скажу слово КАПИТАНЫ. Если я это слово не называю, вы команду не выполняете.

-Капитаны- встать,

-Капитаны – на месте шагом марш,

- Стой,

- Капитаны – на месте стой,

- Руки на плечи,

- Руки вперед,

- Капитаны сесть.

Учитель:

   Вот с таким хорошим настроением мы с вами прибыли на остров «Танцевальный». Здесь живут очень веселые и жизнерадостные люди, и они встречают нас веселым танцем.

(Звучит «Итальянская полька С. Рахманинова »)

Учитель: Какая музыка по характеру? Какие движения хочется делать под нее?

Этот танец называется ПОЛЬКА, а сочинил ее замечательный русский композитор Сергей Рахманинов.

ПОЛЬКА – это чешский народный танец, который известен всему миру, танцуют его парами, по кругу, прыгая подскоками, весело и непринужденно.

 Давайте еще раз прослушаем этот танец, а музыкальные инструменты помогут сделать его веселее. Слушая музыку, будем выделять акценты .

(Показ игры на инструментах)

Давайте прорепетируем, как будут звучать инструменты.

А теперь исполним эту музыку все вместе.

Учитель:

Молодцы, ребята, польку мы исполнили очень весело и задорно. А теперь нам пора отправляться в дальнейшее путешествие.

(звучит «Бескозырка»)

Учитель:

Мы прибыли на «Остров маршей»

Вы слышите, звучит барабанная дробь? Это нас встречает  генерал. Он выстроил свое войско для военного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Их тяжелые сапоги ударяют о землю, сливаясь с четким звучанием музыки марша.

(Звучит военный марш)

      Учитель:

Давайте вместе с солдатами попробуем промаршировать.

(Еще раз звучит музыка марша)

Учитель:

Промаршировав, ребята, вы, наверное, поняли,  как важна музыка марша для военных. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю.

Спасибо «Острову маршей»,  а наша шхуна «Гармония» отправляется в обратный путь.

(звучит песня «Бескозырка»)

Учитель:

Вот мы и дома! Наше путешествие подошло к концу.

А какое у вас сейчас настроение? Покажите лицо этого человечка.

Я думаю, что это путешествие запомнится надолго, ведь мы с вами узнали много интересного о песнях, танцах, маршах и музыкальных инструментах.

Учитель:

Вся музыка - волшебная страна,

А без нее и наша жизнь скучна.

На музыкальных островах мы побывали

И многое о музыке узнали!

Заключение

При планировании этого урока мною были учтены возрастные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тип урока – комбинированный.

Урок проведен в форме игры-путешествия. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в том, чтобы объяснение учителя сочеталось с применением наглядного материала, поэтому мною было использовано яркое оформление кабинета, изображения корабля и моря Музыки.

В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, ребята испытывают меньшую потребность в познании. Для того чтобы их заинтересовать,  я предлагаю представить детям, что они не просто ученики, а матросы, у них нет тетрадей, а есть бортовые журналы. Мы надеваем матросские шапки – бескозырки и отправляемся в музыкальное плавание.

Путешествие начиналось с острова «Песня», поэтому ребятам было предложено разучить песню «Бескозырка», она соответствует тематике нашего урока. Учитывая слабое развитие памяти ребят, эту песню мы повторяем на протяжении всего урока. Во время исполнения происходит активизация внимания к единой правильной интонации, а также ребята учатся воспроизводить куплет путем четкой артикуляции в сопровождении синтезатора.

Ребята должны различать высокие и низкие звуки, поэтому им было предложено угадать, как звучит гудок парохода. При правильном ответе ребята хлопали в ладоши.

В проливе «Звуковой фантазии» ребятам было предложено задание на развитие воображения, они рисовали человечков веселых и грустных. Благодаря этому мы корректируем умение ребят сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия.

На острове музыкальных инструментов ребята познакомились с шумовыми инструментами, их звучанием, особенностями игры на них.

  Беседа о происхождении инструментов  содержала историческую справку, в  то же время она была доступна для детей данного возраста и интеллекта.  

 На этом этапе была осуществлена  межпредметная связь с письмом и развитием речи.  Дети познакомились с новыми словами, в которых были выделены орфограммы и записали их в тетрадь. Данное задание было направлено на коррекцию памяти (велась работа над увеличением объема памяти), внимания.

В качестве разминки и отдыха  проведена игра «Капитаны», которая также была нацелена на коррекцию внимания.

Остров «Танцевальный» готовил ребят к встрече с классической музыкой. Было использовано программное произведение Сергея Рахманинова «Итальянская полька». Для лучшего его восприятия ребятам было предложено с помощью шумовых инструментов исполнить польку. Ребятами были закреплены навыки игры на инструментах. На этом этапе осуществляется коррекционная работа над совершенствованием    зрительных, слуховых и моторных ощущений.

Последней остановкой в нашем путешествии был остров «Маршей». В качестве музыкального материала использовано произведение П.И.Чайковского «Марш оловянных солдатиков». Для лучшего восприятия музыки марша ребятам было предложено промаршировать. На собственном примере они смогли убедиться, насколько важен четкий, ровный ритм.

При этом развивается умение определять сильную долю на слух.

По возвращении домой ребят мы видели их позитивное отношение к уроку –путешествию. Они определили его с помощью веселых человечков.

На данном этапе проведена  работа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей.

Так как был проведен фрагментарный показ урока,  итог был подведен мною, а не детьми. При проведении обычного урока  его подводят дети.

При подготовке к уроку учтены требования программы под редакцией В.В.Воронковой. Цель урока  решена на необходимом уровне, все задания были выполнены, задачи были направлены на коррекцию произвольного внимания, памяти, ладогармонического и музыкального слуха. Урок построен с учетом гигиенических и психологических требований.

                                       Литература:

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика- М.Просвещение, 2003.-235с.

2.Медведева Е.А.Музыкальное воспитание для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.,Просвещение, 2002.-120с.

3.Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под ред. В.В.Воронковой- М.Просвещение, 2004-190с.

4.Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии.-М.,Ставрополь.2006.-135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Урок - играПознавательно - развлекательная урок-игра: «Путешествие по ТВ передачам, посвященное городу Томску».

Познавательно - развлекательная урок-игра: «Путешествие по ТВ передачам, посвященное городу Томску»....

Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. ...

Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"

Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...

Урок-поиск.Тема урока: «Виртуальное путешествие по Германии»

Форма учебного занятия: авторский приём КВЕСТ. На уроке используются приёмы технологии ТРИЗ и технология смешанного обучения.Учебник:  Немецкий язык. 7 класс : учеб. для общеобразо...