6 класс "Музыка космоса Э.Артемьев"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Лысенко Елена Сергеевна

план урока "Музыка космоса Э.Артемьев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artemev_muzyka_kosmosa.docx25.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Костровская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального района

                                                                                   

Урок  музыки в 6 классе

по программе  Г.П.Сергеевой , Критской Е.Д

на тему: «Космический пейзаж»

                             

Подготовил:   учитель музыки

МОУ «Костровская СОШ"

Лысенко Е.С.

2016-2017 учебный год

Цель: узнать, что такое космический пейзаж в музыке и какими музыкальными средствами можно "нарисовать" музыку космоса

Задачи урока:

   Анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

Совершенствовать музыкальное восприятие; развивать образное мышление, воображение, фантазию, тембровый слух, музыкальную память, певческий голос; расширять музыкальный кругозор.

Пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству).

Учиться  бережному отношению к музыкальному наследию композиторов разных стран.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные: Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»; Э.Артемьев «Советская космическая музыка»

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация.

Музыкальный материал: Ч.Айвз оркестровая пьеса «Космический пейзаж» и Э.Артемьев «Советская космическая музыка».

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Вам должен подсказать эпиграф урока: (читается на слайде 1)

Мы видим, мы слышим,

Как светят нам солнца,

Как дышат на блики

Нездешних миров…

(Константин Бальмонт)

Правильно -  О космосе

Еще с древних времен мы уже знаем про сказочных персонажей, сказочных путешествиях.

Тема космоса всегда манила людей, особенно творческих.

Музыка - наука абстрактная, которая  позволяет  нашей фантазии представлять все необычное, которые может отсутствовать в обычной "земной" жизни.

Такой - нереальной, фантастической , космической представляется музыка И.С.Баха,  А.А.Скрябина .

Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты Ж. Верн, Г. Уэллс, А. Беляев, И. Ефремов. , С.Лем, А.Азимов., Б.А.Стругацкие.

С началом полетов в космос воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба.

Первой музыкой с космическим названием было произведение   американсого композитора Чарльза Айвза 

По  своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».

Чарльз Айвз - сын военного капельмейстера Джорджа Айвза (1845-1894), который стал его первым учителем музыки. С 1887 года (с 13-ти лет) работал органистом в церкви.

Первое признание пришло в 1940-х годах, когда творчество Айвза высоко оценил Арнольд Шёнберг. Айвз был награждён Пулитцеровской премией (1947) за 3-ю симфонию (1911). В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал Леонард Бернстайн.

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

С появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров значительно расширились возможности создания музыки.

Эдуард Артемьев – один из основателей электронного направления в русской музыке, и именно он стал первым композитором, который использовал электронную музыку в советском кино. Произошло это в фильме «Мечте навстречу» еще в 1963 году.
        В конце 50-х годов Евгений Мурзин реализовал мечту своей жизни, построив первый в СССР музыкальный синтезатор "АНС",  и искал музыканта, который мог бы использовать его возможности. В 1960 г. он встретил 22-летнего выпускника Московской консерватории Эдуарда Артемьева - он смог быстро освоить уникальный инструмент и вдохнуть в него своё воображение)
        Первый электронный инструмент в нашей стране был построен в 1958 году инженером-акустиком Евгением Мурзиным. Назвали его «АНС» –в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина, создателя первой цвето-музыкальной установки.

        Изобретатель предложил освоить инструмент Э. Артемьеву, выпускнику Московской консерватории. Талантливый музыкант оценил неограниченные возможности нового инструмента, успешно участвовал в международных конкурсах. Первые произведения были посвящены теме космоса.

Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. В 1961 по совету композитора В. Мурадели озвучил фильм «Мечте навстречу». Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них - три фильма А. Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова. Музыка Артемьева к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).

Лучшие из песен Артемьева - это песни из кинофильмов либо песни, возникшие на материале музыки фильмов  («Полет на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни - поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звездные просторы», «Все зеленое в сердце со мной»), звучащие в исполнении Г. Трофимова, В. Леонтьева, Ж. Рождественской, Р. Бабаян. Пример синтеза электронного рока и симф. Музыки - вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на ст. Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Ж. Рождественской. Для ВИА «Поющие гитары» написана рок-опера «Преступление и наказание».

Слушание произведений Э. Артемьева:

1) «Мозаика»

2) «Рождение Земли»

3) «Лунная радуга»

4) «Картина» - музыка к к/ф «Сталкер»

Какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

Мы видим, мы слышим, как светят нам солнца,

Как дышат нам блики нездешних миров…

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

Слушание сопровождают слайды картин российских, французских, американских художников по теме «Космический пейзаж» 

Анализ музыки

Вспомните, какие средства музыкальной выразительности использует композитор при написании музыки.

(Мелодия, ритм, темп, лад, тембр, гармония, регистр, динамика)

В исполнении автора на синтезаторе, современном музыкальном инструменте, возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

-Какие образы создает композитор в этой пьесе?

-Какие звуковые эффекты использует композитор.

Анализ, прослушанной музыки.(ответы детей)

-Композитор создает образ пространства, космический пейзаж Вселенной.

-Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…

Подведение  итогов.

- С какими композиторами сегодня была связана наша фантазия?

- Какие произведения вы услышали?

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)  

Домашнее задание: Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения  писателей, художников  о космосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Артемьев пурнăçĕпе пултарулăхĕ

А.С.Артемьев пултарулăхне тишкернĕ чух усă курма пулать....

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

Сценарий новогоднего спектакля "Новогодние приключения Даши и Артема"

Очень яркое, веселое новогоднее представление. Песни, танцы делают его очень зрелищным. Подготовлено и проведено дважды и с большим успехом. Название нужно поменять в зависимости от имен ведущих, так ...

Презентация Тритенко Артема 6 кл Арабский халифат

Презентация представляет собой интересный и красочный авторский материал по истории Арабского халифата...

Митинг памяти Героя России Артема Гармаш

Прошел митинг с присутствием родственников и сотрудников ОМОН...

Презентация "Космическая музыка. Э. Артемьев,"

Презентация к уроку 6-го класса "Космическая музыка. Э. Артемьев,"...

Исследовательская работа "Выращивание артемий"

Работа выполнена под руководством учителя. Целью работы было вырастить артемий в инкубаторе и изучить наиболее благоприятные условия их развития....