Рабочая программа по учебной дисциплине «Музыка» 3-9 класс вариант II учебного плана Срок реализации: 7 лет
рабочая программа по музыке на тему

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Музыка» 3-9 класс

вариант II учебного плана

Срок реализации: 7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа – интернат №10».

«Согласовано»                                                                           «Утверждено»

Заместитель директора по УВР                         Директор МКОУ  «Школа - интернат  №10»

                                                                              Протокол Педсовета №1 от 30.08.2017года.

                                                                              Приказ №66/у от 31.08.2017года.                          

31.08.2017 г. _________/                  /                 31.08.2017г. _______________/А.А.Кошелев

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Музыка» 3-9 класс

вариант II учебного плана

Срок реализации: 7 лет

Составила: Вискова В.А.

2017 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Программа создана на основе:

1. Закон об образовании РФ № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.

2. Приказ министерства образования Нижегородской области № 1830 от 31.07.2013 г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»

3.  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР. - Москва, 1983 г.

4.   Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   образования обучающихся     с     умеренной,     тяжелой,     глубокой          умственной     отсталостью, интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант №2) МКОУ «Школа-интернат № 10».

Общая характеристика учебного предмета.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в МКОУ «Школа-интернат № 10». Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Музыка формирует вкусы, воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных учреждений.

В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Поэтому учителю музыки необходимо вести свою работу в контакте с логопедом и врачом психиатром.

Программный материал уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу программ отечественной (русской) музыкальной культуры, музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения, элементы музыкальной грамоты.

Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Мелодии песен должны быть простыми, содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объёмом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.

Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения, распевания на попевках и лёгких песнях. Программой предусмотрено пение как в музыкальном сопровождении, так и без него.

Пение без музыкального сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю.

Репертуар песен в каждом классе составлен с учётом возраста и особенностей речевого развития учащихся. Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению кругозора, воспитывает у учащихся музыкальный слух. Дети слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми.

В начальных классах учащиеся знакомятся с отдельными понятиями музыкальной грамоты, которые включены или в раздел «Пение», или в раздел «Слушание музыки»..

Цели.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается учения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это учение слушать музыку, слухоречевое координирование, учение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, исполнительные навыки.

Задачи.

Формировать знания о музыке, корригировать отклонения в интеллектуальном развитии, корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодоления неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения. Также совершенствовать певческие данные, развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, музыкально-исполнительные навыки, активировать творческие способности.

3 класс

Пение.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Учить петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, а также удерживать дыхание на более длинных фразах.

Учить чётко произносить слова и обращать внимание детей на коррекцию отдельных звуков.

Приучать петь в хоре, учить петь в унисон.

Развитие умения петь хорошо выученные песни в составе группы или индивидуально.

Выразительно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

Пение:

«Мы идем»,муз. Р. Рустамова, ел. Ю. Островского

«Барабанщик», муз. М. Красева, ел. М. Чарной, И. Найдёновой

«Осень», И. Кинжо, ел. И. Плакиды

«Пирожки», муз. А. Филиппенко, ел. Н Кукловской

«Ёлочка красавица», муз. Г. Левкодимва, ел. И Чфницкой

«Дудочка», муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой

«Пляска с погремушкой», муз. И. Арсеева, ел. И. Чфницкой

«Мы запели песенку», муз. Р. Рустамова, ел. М Мироновой

«Строим дом», муз. М. Карасева, ел. С. Вышеславцевой

«Труба», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н Найдёновой

«Дуда», бел. Нар. Песня, обр. А Александрова

«Петушок», муз. М. Матвеева, ел. народные

«Паровоз», муз. 3. Компанейца, ел. О. Высотской

«Две тетери», рус. Нар. Песня, обр. В. Агафонникова

«Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик, ел. народные

«Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова, ел. народные

«Ути-ути», муз. Ю. Литовко, ел. А. Барто.

Слушание музыки Развитие элементарных представлений о разнообразии пгхюлушиваемой музыки: песня, танец, марш.

Развивать Эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма

Развитие умения различать звуки по высоте (высокие и низкие).

«Марш», С. Прокофьев

«Марш», М. Робер

«Марш», Э. Сигмейстер

«Два петушка», муз. Г. Левкодимова, ел. Г. Виеру

«Паровоз», муз. 3. Компанейца, ел. О. Высоцкой

«Гопачок», укр. Нар. Мелодия, обр. М Раухвергера

«Первый вальс», муз. Д. Кобалевского

«Плясовая», муз. В. Семёнова

«Частушка», муз. Д Кобалевского

«Медвежата», муз. М Красева, ел. Френкеля

«Воробушки», муз. М Красева

«Прогулка», муз. М. Раухвергера

«Я с комариком плясала», рус. Нар. Песня, обр. А. Зилотги

4 класс

Пение

Закрепление певческих навыков и умений н знакомом материале.

Учить выразительно исполнять песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко-тихо).

Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всём диапазоне.

«Сорока-сорока», русск Нар. Песня

«Как у наших у ворот», русск. Нар. Песня

«Морозушка-мороз!», русск. Нар. Песня

«Сею-вею, посеваю», русск. Нар. Песня

«Воробушек летит», русск Нар. Песня

«Песенка друзей», муз. В. Черчик, ел. Я. Акима

«Песенка о весне», муз. Г. Фрида, ел. Н. Френкеля

«Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Румарчук

«Песенка Леопольда», муз. Б. Савельева, ел. А. Хаита

«Кукушка», русск. Нар. Песня, обр. И. Асеева

«Урожай собирай», муз. А Филиппенко, ел. Т. Волгиной

«Василёк», русск. Нар. Попевка, обр. Г. Левкодимова

«Солнышко», русск. Нар. Попевка, обр. Г. Левкодимова

Слушание музыки

Ознакомление с пением хора и соло.

Развитие умения определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения: маршевые, танцевальные, веселые и грусные.

Формирование представлений о звучании оркестра народных инструментов.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: ложкам, балалайкой, баяном (аккордеоном), фортепиано.

Развитие умения различать звуки по высоте (высокие-низкие) длительности (долгие-короткие).

«Во поле берёзка стояла», русск. Нар. Песня

«Камаринская», русск Нар. Песня

«Пойду ль я, выйду ль я», русск Нар. Песня

«Из-под дуба, из-под вяза», русск Нар. Песня

«Барыня», русск Нар. Песня

«Метелица», русск. Нар. Песня

«Калинка», русск. Нар. Песня, обр. В. Бубнова

«Светит месяц», русск. Нар. Песня, обр. А Беляева

«Кадриль», русск. Нар. Песня, обр. А Беляева

«Во саду ли, в огороде», русск Нар. Песня, обр. Н Римского-Корсакова

«Камаринская», русск, нар. Мелодия, обр. Б. Феоктистова

«Ходит месяц над лугами», муз. С. Прокофьева

«Зима», муз. М. Крутицкого

«Клоуны», муз. Д. Кабалевского

«Пьеса», муз. Б. Бартока

«Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова

5 класс

Пение

Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в предьщущих классах.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки не только высокие и низкие, но и средние; движение мелодии не только вверх или вниз, но и ее звучание на одной высоте.

Развитие гибкости дыхания на более сложном материале песен и упражнений.

Развитие умения сохранять округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в низком регистре.

Дальнейшая работа над частотой интонирования и устойчивостью унисона

Выразительное пение, с выполнением динамических оттенков.

Пение песен маршевого характера

Умение петь выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

«Улыбка», м. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского;

«По грибы», м. и ел. Л. Абеляна;

«Мама, м. Ю. Чичкова, ел. М. Пляцковского;

«Здравствуй, Дед Мороз!», м. В. Семёнова, Сл. Л. Дымовой;

«Если добрый ты», м. Б. Савельева, сл. М Пляцковского;

«Ласточка», м. Е. Крылатова, сл. И. Шаферана;

«Песенка друзей», м. В. Герчик, сл. Я Акима;

«Катюша», м. М Блантера, сл. М. Исаковского.

Слушание музыки Знакомство с детским хором, с массовыми песнями Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Д. Кабаевского, Г. Струве, В. Шаинского.

«Чему учат в школе?», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Дважды два-четыре», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Детство-это я и ты», м. Ю чичкова, сл. М. Пляцковского; «Ноюгодний хоровод», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского; «Дружат дети на планете», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского; «Мама», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского; «Прекрасное далёко», м Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Облака», м. В. Шаинского, С. Козлова; «Дорога добра», м. М. Минкова, сл. Ю. Энтина

6 класс

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне: си-ре.

Развитие гибкости дыхания на более сложном материале песен и упражнений.

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

«Осень», м. И Кишко, ел. И. Плакиды;

«Урожай собирай», м. И Филиппенко, ел. Т. Волгиной;

«Мама», м. Ю. Чичкова, ел. М. Пляцковского;

«Новогодняя», м. А Филиппенко, ел. Г. Бойко;

«Будёновец», м. Я. Дубравина, ел. М. Наринского;

«Мамин праздник», м. Е. Тиличеевой, ел. Л. Румарчук;

«Пение птиц», голье. Нар. Песня, ел, Л. Глазковой;

«Воробей», м. М Раухвергера, ел. А. Барто;

«Медвежата», м. М. Красева, ел. Н Френкель.

Слушание музыки Расширение представлений о музыке. Картины природы в музыке и в живописи. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжение с помощью специально подобранного музыкального материала

Знакомство со звучанием симфонического оркестра.

«Грустный дождик», м. Д Кабалевского;

«Дождик и радуга», м. С. Прокофьева;

«Берёзка», м. Т. Потапенко, ел. П Воронько;

«Листопад», м. Т. Потапенко, ел. Е. Авдиенко;

«Дед мороз», м. Р. Шумана;

«Смелый наездник», м. Р. Шумана;

«Болезнь куклы», м. П Чайковского;

«Ласковая просьба», м. Г. Свиридова;

«Песня жаворонка», м. П Чайковского;

«Белка», м. Р. Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»;

«Козёл», м. Ю. Некрасова.

7 класс

Пение

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Развитие гибкости дыхания на материале песен и упражнений.

Развитие умения вьшолнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над лёгким подвижным звуком и кантиленой.

Развитие навыка концертного исполнения, уверенность в своих силах, общительности, открытости.

«Если добрый ты», м. Б. Савельева, ел. М Пляцковского;

«Улыбка», м. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского;

«Жур-Жур», м. Б. Свельева, ел. М. Пляцковского;

«Подарок маме», м. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной;

«Новогодний хоровод», м. Ю. Чичкова, ел. М. Пляцковского;

«Бравые солдаты», м. А Филиппенко, ел. Т Волгиной;

«Наши мамы самые красивые», м. Ю. Чичков, ел. М. Пляцковского;

«Соловейко», м. А. Филиппенко, ел. Г. Бойко;

«Веселянка», укр. Нар. Песня.

Слушание музыки

Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение.

Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении героя, в характеристике явлений и событий.

Сопоставление характеров, настроений прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра Знакомство с инструментами симфонического оркестра: струнными, духовыми деревянными, духовыми медными и ударными.

Проведение музыкальных викторин.

«Нужно спортом заниматься», м. А Быканова, ел. М, Пляцковского;

<<Настоящий друг», м. Б. Савельева, ел. М. Пляцковского;

«Не волнуйтесь понапрасну», м. К Крылатова, ел. М. Пляцковского;

«Волшебный цветок», м. Ю. Чичкова, ел. М Пляцковского;

«Песенка Деда Мороза», м. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина;

«Три белых коня», м. Е. Крылатова, ел. Л. Дербенёва;

«Воспоминание», оркестр п/у Ю. Силантьева к/ф «О любви»

«Уприроды нет плохой погоды», к/ф «Служебный роман»;

«Петя и волк», С. Прокофьев симф. Сказка.

8 класс

Пение

Углубление навьжов кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяжное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое прогонесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера на ряду с требованиями чёткости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания.

«Утро», м. Р. Бойко, ел. С. Есенина;

«Скворушка прощается», м. Т. Потапенко, ел. М. Ивенсен;

«Осень», м. Ю. Чичкова, ел. И. Мазина;

«Почему медведь зимой спит?», м. Л. Книппера, ел. А. Коваленкова;

«Тает снег», м. А Филиппенко, ел. Т. Волгиной;

«Пришла весна», м. Е. Тиличеевой, Сл. М. Ивенсена;

Слушаниемузыки

Лёгкая и серьёзная музыка, их взаимосвязь.

Особенности творчества композиторов: М. И. Глинки, П И. Чайковского, С. С. Прокофьева, М. П Мусоргского.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений (опера, балет).

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра.

Лучшие образцы лёгкой музыки в исполнении эстрадных коллективов.

Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.

«Марш Черномора», м. М. Глинки, го оп. «Руслан и Людмила»;

«Марш», м. С. Прокофьева, из оперы «Любовь к трём апельсинам»;

«Полёт шмеля», м. П Римского-Корсакова, из оперы «Сказка о царе Салтане»;

«Вальс», м. П Чайковский, из балета «Лебединое озеро»;

«Волшебник-недоучка», м. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева;

«Арлекино», м. Э. Димитрова, сл. Б. Баркас;

«Ты у меня одна», м., сл. Ю. Визбора;

«Как здорово», м., Сл. О. Митяева;

Музыкальная грамота Элементарные понятия нотной записи: нотный стан, нота, звук, скрипичный ключ. Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижёр, музыкант, пианист, скрипач, певец и т.д.

9 класс

Пение

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации.

Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика.

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

«Камарочек» р.н. песня

«Во поле береза стояла» - р.н. песня

«А я по лугу»- р.н. песня

«Земелюшка – чернозем» - р.н. песня

«Тень-тень, бутетень» (небылица)

«Богатые мужички» (колядка)

«Миленький ты мой» муз. и сл. народные

«Каким ты был» - муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

«Родные места» муз. Ю.Антонова, М. Пляцковского

«Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агапова

Слушание музыки.

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни, как отражение многообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Народные музыкальные инструменты: баян, трещотка, деревянные ложки, балалайка и т.д.

Повторное прослушивание произведений из программы 8 класса

«Гуси-лебеди» - р.н. сказка

«Жар-птица» - р.н. сказка

«Царевна лягушка» - р.н. сказка

«Сивка-бурка» - р.н. сказка

«Уральская рябинушка» муз. Е.Радыгина, сл. М.Пилипенко

«Ой, мороз, мороз» - р.н. песня

«Комаринская» - П.Чайковский

«Ходит месяц над лугами» - С. Прокофьев

«Петрушка» - Г. Стравинский

«Легко на сердце от песни веселой»

«Москва майская»

«Моя Москва» - муз. И.Дунаевского, сл. М.Лисянского, С. Аграняна

Музыкальная грамота

Учить детей точней выполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно выполнять движения.

Развивать в них инициативу и самодеятельность при выполнении заданий.

В музыкальных играх развивать чувство ритма, музыкальную память,

Обучать детей понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (f.P), регистровой окраске(высокое и низкое звучание), темпа (быстро, медленно) и с простейшей формой музыкального произведения

Учить воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером музыки.

Система оценок вводится с 5 класса:

2 – отсутствует какая-либо реакция на музыку, не воспринимается эмоциональная окраска произведения, задания на согласованные, ритмические движения не выполняются;

3 – слушает музыку, проявляется эмоциональная реакция на произведение, выполняются задания на согласованные, ритмические движения с направляющей помощью;

4 – ярко проявляется эмоциональная реакция на произведение, различается темп, определяется произведение, выполняются задания на согласованные, ритмические движения, формируются исполнительные навыки;

5 - ярко проявляется эмоциональная реакция на произведение, различается темп, определяется произведение, выполняются задания на согласованные, ритмические движения, сформированы  исполнительные навыки, проявляется самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для учащихся с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учебного курса "Музыка" для 2 класса.

Программа разработана на основе программно-методических материалов "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией Бгажноковой И.М.(М.,2007г.), планируемых результатов обучения по...

Рабочая программа по английскому языку для обучающейся 9 класса по индивидуальному учебному плану (по состоянию здоровья)

Рабочая программа по английскому языку для обучающейся 9 класса, для основного общего образования.  Используемый учебник: М.З. Биболетова и другие. Enjoy English для 9 класса. 2014г....

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2019-2022 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2020-2023 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2021-2024 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2022-2025 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...