Адаптированная рабочая программа для учащихся с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учебного курса "Музыка" для 2 класса.
рабочая программа по теме

Пестрякова Надежда Ивановна

Программа разработана на основе программно-методических материалов "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией Бгажноковой И.М.(М.,2007г.), планируемых результатов обучения по программе коррекционно-развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

« Согласовано»                                                                  «Утверждена»  

предметной комиссией                                                    приказом от__.__.2015г

___.__.2015 г.                                                                        №  ______

_______              ____________                     Директор _______ В.Г. Дихтенко

подпись                Ф.И.О.

Адаптированная  рабочая программа

для учащихся с учетом особенностей

психофизического развития  и возможностей

учебного курса « __музыка_»

                                           для ____2____ класса

                                          ____34___часа( ___1___ч в неделю)

                                           учителя__Пестряковой Н.И.

г. Покачи

2015 – 2016 учебный год.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Рабочая программа по музыке для начальной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и  является ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа разработана  на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией

Бгажноковой И.М., Москва. 2007г., планируемых результатов обучения по программе  коррекционно - развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта (образования) по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету музыка, возрастных и психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Целью рабочей программы является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- развивать артикуляционный аппарат, формировать умение правильно произносить гласные при пении двух звуков на один слог;

-  научить использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

- закрепить формирование певческих навыков:  брать быстрое или спокойное дыхание перед началом музыкальной фразы, петь плавно легким звуком, слышать вступление и начинать пение вместе с педагогом, петь знакомые песни а капелла, петь распевы, контролировать слухом качество пения;

- познакомить с музыкальными инструментами и их звучанием (саксофон,виолончель, балалайка), закреплять представления о различных музыкальных коллективах: ансамбль инструментальный и вокальный, оркестр, хор;

- научить определять форму произведений (одночастную, двухчастную, трехчастную), выделять мелодию в песне;

- закрепить навыки игры на ударно-шумовых инструментах, свистульках, научить играть на металлофоне.

        Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с легкой умственной отсталостью. Компенсация особенностей развития достигается путем  доступности изложения материала, за счет включения в процесс обучения всех сохранных анализаторов, частой смены видов деятельности на уроке, разнообразия форм урочной и внеурочной деятельности.

  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

                  В соответствии с  Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) в 1 классе и 34 часа (из расчета 1 час в неделю) во 2-4 классах.

IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

Развитие восприятия музыки немыслимо без формирования некоторых навыков ориентировки в музыкальном произведении, выделения и оценки важнейших элементов музыкальной речи и музыкально-выразительных средств. На первых этапах обучения восприятие музыки умственно отсталыми детьми в этом плане является особенно недифференцированным. Умственно отсталые дети специфически воспринимают такие средства музыкального выражения, как динамика, темп, регистры. Различая в основном контрастные динамические и темповые оттенки, они не отмечают постепенное изменение динамики и темпа. Аналогичные затруднения возникают у них при необходимости дифференцировать средний и высокий регистры (при этом дети больше пользуются движением, нежели словом).

Связь между средствами музыкальной выразительности и содержанием музыкальных произведений без проведения специальной работы в этом направлении большинством умственно отсталых детей не устанавливается. Однако в процессе целенаправленных занятий отмеченные недостатки могут не только сглаживаться, но даже и устраняться. Дети начинают не только различать контрастные, динамические (громко, тихо) и темповые оттенки, но и отмечать постепенное их изменение. Повышается и качество различения регистров.

Одной из форм работы с детьми с выраженной умственной отсталостью в плане их музыкального, двигательного, эмоционального и умственного развития могут быть комплексные музыкально-ритмические занятия.

Программное содержание работы в этом плане предполагает реализацию следующих направлений на всех годах обучения:

  • подготовка детей к восприятию музыки;
  • развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку;
  • формирование музыкально-ритмических движений;
  • обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

В программе содержание не распределяется по годам обучения. Предполагается, что учитель музыки будет самостоятельно осуществлять отбор содержания по годам обучения с учетом психофизических особенностей и возможностей учеников. В соответствии с задачами музыкально-ритмических занятий учитель может дополнительно использовать разнообразный музыкальный материал, который интересен детям и близок их жизненному опыту (например, современные песни, произведения популярной классической музыки, колокольный звон и др.).

VI. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, КОРРЕКЦИОННО_-_РАЗВИВАЮЩИЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки осознанного восприятия музыки.

Задачи:

образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров;

- формировать музыкально – эстетический словарь;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки

коррекционно – развивающие:

- корригировать эмоциональные и психофизические нарушения с помощью передовых психо-медико-педагогических технологий;

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

воспитывающие:

- помочь самовыражению через занятия музыкой;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности. 

Личностными результатами изучения курса являются:

- развитие музыкального слуха,

- вокально-хоровые навыки;

- развитие речи на основе практической деятельности;

- исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности и воображения;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;

- коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся данной школы;

- развитие эстетических представлений, слухового внимания, чувства ритма, понимания содержания песен на основе характера мелодии, эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений;

- усвоение минимальных знаний по теории музыки.

Предметными результатами изучения курса являются:

в результате выполнения под руководством учителя практических видов деятельности

(интонирование мелодии, пение, слушание, игра на музыкальных инструментах) закладываются основы таких социально ценных, личностных и нравственных качеств, как уважение к культурному наследию, любознательность, чувство товарищества, ответственности, эстетическое восприятие действительности, любовь к прекрасному. Наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения. Получение первоначального опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие, адаптация в обществе. Учащиеся специальных (коррекционных) школ, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально - эстетической культуры.

Изучение курса «Музыка» в школе обеспечивает функции:

- коррекционного обучения;

- коррекционно-развивающего обучения;

- коррекционно-воспитательного обучения;

- воспитания положительных качеств личности;

- разностороннего развития эстетической культуры школьников и адаптации в обществе.

Программа построена с соблюдением следующих принципов:

 - художественность и культуросообразность содержания;

- коррекционная направленность обучения;

 - индивидуализация и дифференциация обучения;

 - оптимистическая перспектива обучения и воспитания;

 - комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

1. Подготовка детей к восприятию музыки.

Учить детей прислушиваться к звучанию погремушки или другого свистящего, шумящего, гремящего, скрипящего, шуршащего и звучащего предмета. Предпринимать действия с этим предметом с помощью взрослого или по образцу, а также самостоятельно.

С этой целью учитель подбирает различные предметы, наполняет их соответствующим содержанием, располагает определенным образом и т. п. для того, чтобы дети могли услышать «голос», характерный для предмета: баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные горохом, камешками, песком, пуговицами и плотно закрытые; погремушки из нанизанных на ленту или проволоку пластмассовых, деревянных и металлических пуговиц и т. п.; палочки различной величины и разного материала, которыми дети стучат друг о друга; деревянные, металлические, пластмассовые ложки; перевернутые кастрюли, чугунки и т. п., по которым можно ударять палочкой, ложкой.

Учитель привлекает внимание детей к звучащему предмету, показывает, как надо действовать им, чтобы был слышен звук, затем дает детям возможность поиграть с этим предметом или с несколькими такими предметами.

—        Учить детей прислушиваться к звучанию колокольчика, принимать участие в игровой ситуации (искать спрятанный колокольчик и т. п.).

Учитель показывает колокольчик, дает детям возможность его рассмотреть, предлагает каждому поиграть. Взрослый звенит колокольчиком и напевает песенку. Затем прячем за ширму и предлагает детям его поискать. Можно использовать два колокольчика — с низким и высоким звучанием и прятать то один, то другой. Желательно использовать различные по звучанию колокольчики, разного размера, из различного материала и т. п.

«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной; «Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова.

—        Учить детей слушать высокое и низкое звучание игрушек.

Учитель подбирает две по-разному звучащие игрушки (мишка и заяц, щенок и котенок и т. д.), показывает их, играя соответствующую музыку, затем прячет. Затем воспроизводит ту или другую музыку, предлагая детям узнать, кто это идет.

«Комическая пляска» (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц); «Детская полька», муз. М. Глинки (заяц); «Зайки серые сидят», сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (заяц); «Медвежата», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева (медведь); «Медведь», муз. Е. Каменоградского (медведь); «Кошка», сл. Н. Френкель, муз. А. Александровой (котенок) и т. п.

—        Учить детей слушать колыбельную.

Педагог показывает кукол, мягкие игрушки (мишка, котенок, заяц и т. п.), говорит, что они устали и хотят спать, предлагает детям их покачать.

«Колыбельная», сл. и муз. И. Филипп, и подобные мелодии.

—        Учить детей слушать бодрую веселую музыку.

Во время исполнения песни педагог может помахивать ленточкой, платочком или ярким султанчиком, а также хлопать в ладоши, затем предложить детям сделать то же самое.

«Камаринская», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома»; «Экосез», муз. Ф. Шуберта; «Ой, лопнув обруч» (украинская народная мелодия); «Янка» (белорусская народная мелодия); «Веселые матрешки», сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана.

—        Учить детей слушать колыбельную и марш.
Педагог напевает колыбельную, приносит куклу, качая ее, говорит детям, что кукла спит. После этого кукла просыпается, здоровается с детьми. Затем предлагается посмотреть, как кукла ходит (исполняется маршевая мелодия).

«Баю-баю», муз. Е. Тиличеевой; «Колыбельная», муз. И. Филипп; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана (соч. 68 № 2); «Марш», муз. Е. Тиличеевой.

—        Учить детей слушать спокойную мелодию.

Учитель показывает куклу, поет песню, укачивает ее. Затем передает ее ребенку, который также ее укачивает под музыкальное сопровождение, это же предлагается сделать кому-то из детей, при необходимости учитель помогает ученику выполнить соответствующие действия.

«Ласковая песенка», муз. В. Волкова; «Первая утрата», муз. Р. Шумана; «Мама», «Старинная французская песенка», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома».

—        Учить детей слушать веселую плясовую музыку, вызывать у детей радостное настроение.

Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, в то время когда кукла будет плясать.

«Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова; «Каблучки» (русская народная мелодия), обр. Е. Адлера; «Гопак» (украинская народная мелодия), обр. Н. Метлова; «Полька», муз. Ю. Слонова; «Полька», муз. И. Штрауса.

—        Учить детей слушать музыку, контрастную, по настроению.

Исполнение пьес сопровождается соответствующими действиями. Вначале их выполняет учитель, затем предлагает детям, слушая колыбельную, положить ладони под щеку, под веселую плясовую музыку — похлопать.

Вальс «Игрушка», муз. П.И. Чайковского; марш С. Прокофьева; «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Болезнь куклы» муз. П.И. Чайковского; «Новая кукла» муз. П.И. Чайковского.

—        Учить детей слушать новую песню, выполнять движения, соответствующие тексту песни, вызывать интерес детей к содержанию песни.

«Ладушки», обр. Г. Фрида; «Пирожки», сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка», сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова; «Цыплята», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.

—        Учить детей различать высокие и низкие звуки.
Задание можно связать с образом большой и маленькой птицы, козы и козленка, курочки и цыпленка и т. п. Используется фортепиано или металлофон. Затем учитель индивидуально опрашивает детей, какая поет птица — большая или маленькая, коза или козленок, курочка или цыпленок.

«Качели», муз. Е. Тиличеевой; «Ау», муз. Н. Ветлугиной; «Тень-Тень» (русская народная песня); «Белые гуси», сл. М. Клоковой, муз. М. Красевой; «Дождик» (русская народная попевка), обр. Т. Попатенко; «Птенчики», муз. Н. Ветлугиной; «Эхо», муз. Н. Ветлугиной; «Качели», муз. Н. Ветлугиной; «Я шагаю вверх», муз. Н. Ветлугиной; «Чей домик», сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой.

—        Учить детей передавать хлопками тихое и громкое звучание.

Педагог показывает детям, как нужно хлопать в ладоши, когда меняется звучание, и предлагает им хлопать в ладоши вместе с ним «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Хлоп-хлоп-хлоп» (эстонская народная мелодия), обр. А. Роомере; «Мой конек» (чешская народная песня), обр. И. Гойны.

—        Учить детей слушать и различать звучание дудки и барабана.

Учитель музыки знакомит детей с новым инструментом — дудкой. Затем им предлагается узнать, на чем он будет играть (за ширмой).

—        Учить детей слушать знакомую песню, понимать, о ком в ней поется.

Учитель предлагает детям узнать, про кого он исполняет песенку. Затем песня инсценируется, дети выполняют знакомые движения и звукоподражания.

«Серенькая кошечка», сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Кошка», сл. Н. Френкеля, муз. А. Александрова; «Мишка с куклой пляшут полечку», перевод Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Игра с лошадкой», сл. Н. Кукловской, муз. И. Кишко; «Солнышко», сл. и муз. Е. Майкапара; «Дождик», сл. и муз. Е. Макшанцевой; «Росинки», муз. С. Майкапара; «Подснежник» муз. П. Чайковского; «Осенняя песнь» муз. П. Чайковского.

2. Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.

—        Учить детей хлопать в ладоши под веселую мелодию, и с ее окончанием опускать руки на колени.

«Полька», муз. Ю. Слонова; «Веселые матрешки», сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Камаринская», муз. П. Чайковского.

—        Учить детей вращать кистями рук.

Поднять руки во время исполнения музыкального произведения и вращать кистями, по окончании музыки вновь опустить руки на колени.

«Три немецких танца», муз. Л. Бетховена (первый танец, первая партия); «Галоп» (отрывок), муз. Д. Мейербера.

—        Учить детей чередовать хлопание в ладоши с вращением кистями рук под изменяющуюся музыку.

Учитель играет двухчастную форму (громко-тихо, быстро-медленно). «Воробушки» (венгерская народная мелодия) и другие мелодии.

—        Учить детей осваивать разные действия с погремушкой, соответственно изменению динамики.

Педагог предлагает детям сильно потрясти погремушками, а затем опустить их (действия по показу учителя).

«Полька», муз. И. Штрауса; «Детская полька», муз. М. Глинки.

—        Учить детей слушать высокое и низкое звучание колокольчиков.

Учитель играет соответствующую мелодию, звенит то одним, то другим колокольчиком, затем прячет их за ширму и предлагает детям, еще раз прослушав одну или другую мелодию, найти нужный колокольчик.

—        Учить детей слушать знакомую мелодию, исполненную на триоле, металлофоне, фортепиано.

Учитель предлагает имитировать движения и подпевать: «ля-ля», «да-да», «ма-ма» и т. д.

«Ау!» (распевка), сл. и музыка Н. Ветлугиной; «Ладушки-ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского; «Птичник» муз. К. Сен-Санса; «Аквариум», муз. К. Сен-Санса; «Ладушки» (русская народная песня); «Сани с колокольчиками», муз. В. Агафонникова; «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского.

—        Учить детей принимать участие в игре.

Во время исполнения первого куплета песни, которую поет учитель музыки, учитель нанизывает большие цветные колечки на руки, во время исполнения второго — соединив руки, вращает колечки, затем рассыпает их по полу. Предлагает детям собрать.

«Вальс», муз. А. Гречанинова; «Листья золотые», сл. Н. Найденовой, муз. А. Кузнецова и т. п. мелодии.

—        Учить детей передавать игровые действия.

Детям предлагается спрятать руки и показать их, то же — ноги, уши, глаза, нос. Действия по показу учителя.

«Ладушки-ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского; «Приседай» (эстонская народная мелодия), сл. Ю. Энтина, обр. А. Роомере и т. п.

—        Учить детей слушать спокойную ласковую песню.

Учитель баюкает куклу. При повторном исполнении с куклой действует кто-то из детей.

«Болезнь куклы», «Новая кукла», муз. П. Чайковского.

—        Учить детей отмечать спокойный и подвижный характер музыки.

Детям предлагается походить и побегать под музыку. «Марш», муз. Ф. Надененко; литовская народная мелодия (обр. Л. Вишкарева); «Экосез» муз. Ф. Шуберта.

—        Учить детей чувствовать разный ритм, передавая его в действиях с куклой.

Учитель музыки показывает новую куклу, предлагая с ней поиграть. Учитель под пение песни выполняет действия с куклой, затем вызывает отдельных детей.

«Мишка с куклой пляшут полечку», сл. и муз. М. Качурбина, обр. Н. Найденовой; «Пляска с куклами», сл. и муз. Н. Гранина; «Веселая девочка Алена», сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Спите, куклы» сл. М. Долинова, муз. Е. Тиличеевои и т. П

.

—        Учить детей воспринимать две контрастные по характеру пьесы и выполнять соответствующие движения.

Учитель музыки исполняет первую пьесу и предлагает детям вспомнить, с кем они играли под эту музыку. Затем исполняется вторая пьеса и производятся соответствующие действия под нее.

«Пляска с куклами», сл. и муз. Н. Гранина; «Спите, куклы», сл. М. Долинова муз. Е. Тиличеевои и другие знакомые детям мелодии.

—        Учить детей активно участвовать в игре, проявлять инициативу, эмоционально откликаться на игровой образ.

«Что ты хочешь, кошечка?», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон», сл. А. Барто, муз. В. Горянина; «Мы погреемся немножко», сл. и муз. М. Старокадомского; «По грибы», сл. и муз. Л. Абелян; «Речка-ручеек» сл. Е. Благининой, муз. Вольфензона; «Что нам нравится зимой», сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевои.

—        Учить детей узнавать две-три знакомые песни.

Учитель музыки показывает детям игрушки (кошку, птичку, собаку, медведя и т. д.), исполняет музыкальное сопровождение одной из песен и предлагает выбрать соответствующую игрушку.

«Что ты хочешь, кошечка?», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон», сл. А. Барто, муз. В. Горянина.

Учить детей соотносить музыкальные образы со временем года и животными.

Осень грустная и веселая в музыкальных произведениях «Осенняя песнь» П. Чайковского и «Что у осени в корзине».

«Люди-деревья» — под музыку изобразить дерево (руки подняты вверх над головой): подул ветер, дерево качается, листья кружатся и падают на землю.

«Дождь» — под музыку изобразить, как падает дождь на траву, на деревья, как дети надевают сапоги, прыгают через лужи, убегают от дождя (движения сопровождаются пением).

«Костер» — под музыку дети садятся на пол в маленький круг, с помощью рук изображают языки костра, который то сильно разгорается, то гаснет.

«Зима» — слушание контрастной по звучанию музыки (зима добрая и зима злая, сердитая) — «Ноябрь», «На тройке» и «Зимнее утро» П. Чайковского.

«Снегопад» — под музыку изобразить кружение снежинок, затем игру в снежки.

«Метель» — под музыку «Зимнее утро» П. Чайковского изобразить метель (в руках у детей белые кружевные шарфы).

«Весна» — слушание пьес о весне, например «Подснежник» П. Чайковского. Музыкальные образы весны: «сосулька» (сначала острая, потом тает); «солнышко» (всходит и заходит); «ручьи» (под музыку обегать змейкой препятствия), «подснежник» (распускается); «весенний дождь» (подставить лицо теплому дождю); прилет птиц (изобразить птиц — летают, клюют зернышки).

«Лето» — музыкальные образы: купание, игра с песком, отдых на берегу, жарко, теплый дождь, собираем ягоды, грибы. О лете вспоминаем в сентябре, после каникул.

Образы домашних животных: заяц, медведь, лиса, кошка, собака, петушок.

3. Формирование умения петь.

—        Учить детей подражать характерным звукам животных.

Педагог демонстрирует игрушку (собачка, кошка, медведь), воспроизводит звуки животных и предлагает детям под музыку повторить, кто как разговаривает («ав-ав», «мяу-мяу», «у-у»).

—        Учить детей слушать знакомую песню, подражать звукам животных.

Учитель музыки обращает внимание детей на то, что кто-то пришел в ним в гости. Дети узнают (собачку, кошку, медведя) и под музыку сами подпевают.

  • Учить детей проговаривать и подпевать повторяющиеся звуки (ля-ля, да-да, так-так, тук-тук, у-у и т. д.).

  • Учить детей слушать песню и в конце вместе пропеватъ какой-либо знакомый слог.

  • Учить детей подпевать песню.

Детям предлагают спеть колыбельную (а-а-а ...), в конце которой их кто-то «будит» — т. е. звучит музыка собачки или медведя. Детям предлагается узнать и показать голосом, кто их разбудил.

—        Учить детей подпевать повторяющиеся интонации припева песни.

Педагог поет песню, сопровождая ее движениями, предлагает детям повторять их.

  • Учить детей повторять повторяющиеся слоги и звуки.

  • Учить детей продолжать интонировать звукоподражание.

Педагог вызывает отдельных детей повторить звуки, подражая взрослому.

—        Учить детей разучивать песню.

Учитель пения поет песню, побуждая детей к подпеванию окончаний фраз и повторяющихся слов.

—        Учить детей, подстраиваясь к голосу педагога, петь короткие фразы, произнося слова нараспев.

«Ау!», сл. и муз. Н. Ветлугиной; «Гуси, вы гуси» (русская народная прибаутка), обр. С. Разоренова; «Кто как кричит?», сл. 3. Александровой, муз. В. Иванникова; «Киска», слова народные, муз. В. Калинникова; «Котя-коток», народная попевка; «Скок-скок-поскок», народная попевка; «Песенка котят», сл. М. Кравчука, муз. Е. Тиличеевой; «Зайка» (русская народная мелодия); «Петушок» (русская народная прибаутка), обр. М. Красева; «Дождик» (русская народная попевка), обр. Т. Попатенко; «Колыбельная», сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой; «Солнышко», сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера; «Осень», сл. И. Плакиды, муз. И. Кишко; «Осенняя песенка», сл. Н. Френкель, муз. А. Александрова; «Серенькая кошечка», сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Паровоз»,сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Снег-снежок», сл. и муз. Е. Машканцевой, обр. Л. Кальбус; «Песенка о весне», сл. Н. Френкель, муз. Г. Фрида; «Выйди, солнышко», сл. И. Мазнина, муз. Р. Паулса; «Мишка с куклой пляшут полечку», сл. и муз. М. Качурбиной, обр. Н. Найденовой; «Приседай!» (эстонская народная мелодия), обр. А. Роомере; «Часы», сл. В. Семернина, муз. Л. Бирнова; «Веселая дудочка», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева; «По грибы», сл. и муз. Л. Абелян; «Шел веселый Дед Мороз», сл. и муз. Н. Вересокиной; «Мы в снежки играем смело», сл. и муз. Н. Вере-сокиной; «Веселые путешественники», сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского; «Тает снег», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Две лягушки», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Веселый музыкант», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «По малину в сад пойдем», Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко;.«Цыплята», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Огородная хороводная», сл. А. Пассовой, муз. Б. Можжевеловой.

4. Развитие музыкально-ритмических движений.

Учить детей овладевать ходьбой под веселую маршевую музыку.

Учитель сначала показывает, как ходит кукла (желательно использовать куклу большого размера), напевая: «Наша куколка идет, ни за что не упадет...», затем предлагает походить детям, говоря, что кукла теперь посмотрит на них (сначала наиболее активные дети могут походить одни, остальные наблюдают, затем идут все дети).

—        Учить детей овладевать ходьбой под пение песни.
Детям предлагают походить вместе с учителем под пение этой песни, а затем под исполнение этой песни на музыкальном инструменте.

  • Учить детей слушать знакомую мелодию или песню, подражая действиям учителя, помахивать ленточкой в заключение песни или мелодии.

  • Учить детей выполнять простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию (хлопки, повороты кистей рук, топанье одной ногой, «пружинка»). Учитель привлекает к пляске каждого ребенка.

  • Учить детей начинать ходьбу с началом музыки и с ее окончанием останавливаться.

  • Учить детей передавать веселый характер плясовой мелодии двухчастной формы (ходьба-бег, «пружинка»-притопывание и т. д.).

  • Учить детей передавать простейшие движения знакомых животных (зайчик прыгает, мишка ходит) под контрастную музыку.

  • Учить детей выполнять более развернутые движения одного образа (зайчик прыгает, мишка ходит и т. п.) под контрастную музыку.

  • Учить детей выполнять более развернутые движения одного образа: зайчик прыгает, «греет лапки», кружится, убегает от лисички, прячется и т. д.

  • Учить детей передавать один образ по-разному: большие медведи ходят, переваливаясь, маленькие медвежата ползают.

«Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Марш», муз. И. Кишко; «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского; «Полька», «Вальс» муз. П. Чайковского; «Веселая девочка Алена» сл. Н. Ку-Кловской, муз. А. Филиппенко; «Пляска с куклами», сл. и муз. Н. Гранина; «Вальс», муз. Д. Шостаковича; «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Стукалка» (украинская народная мелодия), обр. Р. Леденева; «А я по лугу» (русская народная песня), обр. С. Бодренкова; «Пляска», муз. Е. Тиличеевой (отрывок); «Кошечка», муз. Т. Ломовой; «Красный сарафан», муз А. Варламова; «Посеяли девки лен» (русская народная песня), обр. Е. Туманян; «Калинка» (русская народная песня); «Приглашение» (русская народная мелодия), обр. Ю. Слонова; «В садике», муз. А. Майкапара; «Зайцы и медведь», муз. Т. Попатенко; «Медведь» муз. Е. Каме-ноградского; «Медвежата», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева; «Заяц», «Мышка», «Лягушка», «Лиса», «Волк», «Медведь» муз. Т. Попатенко; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Жучки» (венгерская народная мелодия); игра «Теремок», муз. Т. Попатенко; «Разминка», сл. и муз. Е. Макшанцевой.

5. Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

—        Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии.

—        Учить детей слушать мелодию маршевого характера.
Педагог показывает детям барабан, играет на нем, предлагает тем, кто хочет, поиграть на барабане.

  • Учить детей менять движения с погремушкой в связи с изменением музыки, подражая взрослому на первую часть постукивать погремушкой о ладошку, на вторую встряхивать, подняв ее вверх.

  • Учить детей звенеть колокольчиком, затем бубном, ложками на громкую музыку и прятать их в руку на тихую (колокольчик «спит», бубен спрятался и молчит...).

Педагог учит детей правильно играть на бубне (громко стучать по нему ладошкой, тихо звенеть им около уха, правильно брать две деревянные ложки («отвернулись друг от друга») и ритмично постукивать ими.

—        Знакомить детей со звучанием треугольника.

Учитель музыки привлекает внимание детей к звучанию треугольника, выполняя несложный ритмический рисунок. Предлагать детям самостоятельно поиграть на инструменте.

—        Учить детей различать тембр детских музыкальных инструментов.

Учитель музыки показывает детям инструменты, исполняя на каждом из них несложный ритмический рисунок. Затем закрывает их ширмой. Вызывает ребенка, он слушает звучание какого-либо инструмента и показывает тот, на котором играл педагог

.

Учить детей играть в ансамбле, слушая друг друга и музыкальное сопровождение.

По мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель начинает делить группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть музыкального произведения (например, громкая I часть — играют деревянные ложки и тихая — II часть — играют треугольники).

«Погремушки» (украинская народная мелодия), обр. М. Раухвергера; «Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова; «Ладушки», обр. Г. Фрида; «Ой, лопнув обруч» (украинская народная мелодия); «Веселые матрешки», сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Каблучки» (русская народная мелодия), обр. Е. Адлера; «Угадай на чем играю?», сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой; «Пойду ль выйду ль я» (русская народная песня); «Ах вы, сени» (русская народная мелодия); «Калинка» (русская народная песня); «Полька», муз. И. Штрауса; «Веселая дудочка», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева; «Шел веселый Дед Мороз», сл. и муз. Н. Вересокиной; «Дин-дон» (русская народная песня); «Часики» Вольфензона; «Танец Феи Драже», «Фея Серебра», муз. П. Чайковского.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.] - М.: Просвещение, 2013.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- Спб.: Питер, 2010.

Педагогическая психология под ред. Л.А. Ретуш, А.В. Орловой: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2011.

Рачина Б.С. Путешествие в страну муыки/ Учеб.-метод. пособие. - Спб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс», 1997.

Еремеева М.В. Музыкальная азбука. 1-4 классы/ Еремеева М.В., Еремеев С.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников.- Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры/ Е.А. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей/ И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Павлоцкая Н.Э. История музыкальных инструментов. - Спб.: КАРО, 2005.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Песенки для детей, Е. Конивецкая. - М.: «Елен и Ко», «Фолиант», 1999.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и пеагогов. - Ярославль: академия развития, 1998.

VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-тематический план. 1 класс (33 часа).

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

I четверть

Тема раздела: «Три кита» в музыке: песня, танец, марш»

9

1

Различные формы музыки: песня, танец, марш.

1

2

«Кит» - марш.

1

3

Продолжение темы «Кит» - марш».

1

4

«Кит» - танец.

1

5

Продолжение темы «Кит» - танец.

1

6

«Кит» - песня.

1

7

Песня-марш или маршевая песня.

1

8

«Киты» встречаются вместе.

1

9

Обобщение темы четверти «Три кита» в музыке».

1

II четверть

Тема раздела: «Музыка – язык чувств».

7

10

Музыка выражает различные чувства и настроения.

1

11

Различие характера музыки: веселая, грустная.

1

12

Продолжение темы «Различия характера музыки: веселая, грустная, спокойная».

1

13

Из чего состоит песня: вступление, запев, припев.

1

14

Продолжение темы «Из чего состоит песня: вступление, запев, припев, проигрыш».

1

15

Различные окончания фраз (вокальная работа).

1

16

«Песня – музыкальный рассказ». Урок – обощение.

1

III четверть

 

Тема раздела: «О чем рассказывает музыка».

9

17

О чем рассказывает музыка.

1

18

Как музыка выражает различные черты человеческого характера.

1

19

Может ли музыка что-нибудь изображать?

1

20

Продолжение темы «Может ли музыка что-нибудь изображать?».

1

21

Картины природы в музыке.

1

22

Выразительность и изобразительность в музыке.

23

Музыкальный портрет.

1

24

Развитие музыкального образа.

1

25

Обобщение темы «О чем рассказывает музыка».

1

IV четверть

Тема раздела: «Как рассказывает музыка».

8

26

Музыкальная речь. Характерные мелодические интонации.

1

27

Музыкальные средства выразительности: звуковысотные соотношения (регистр), ритм.

1

28

Музыкальные средства выразительности: темповые изменения, динамика.

1

29

Тембровые краски. Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».

1

30

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

1

31

Два лада в музыке. Тоника.

1

32

Неразрывная связь музыкальных средств с эмоциональным содержанием музыки.

1

33

Обобщение тем года.

«Три кита» - фундамент, основа музыкального искусства.

1

Итого:

33

Учебно-тематический план. 2 класс (34 часа).

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

I четверть

Тема раздела: «Окружающий нас мир состоит из звуков»

9

1

В мире загадочных звуков: что такое звук?

1

2

Звуки шумовые и музыкальные.

1

3

Сила звука и динамический слух.

1

4

Высота звука. Регистры в музыке.

1

5

Длительность звука.

1

6

Ритм в музыке. Ритмический рисунок.

1

7

Темпы в музыке.

1

8

Понятие «мелодия». Движение мелодии вверх-вниз, плавно-отрывисто, на одном звуке.

1

9

Мелодия и сопровождение в песне и инструментальном произведении».

Обобщение темы четверти.

1

II четверть

Тема раздела: «Из истории происхождения музыкальных инструментов».

7

10

Каким был первый музыкальный инструмент. Классификация музыкальных инструментов.

1

11

Струнные музыкальные инструменты (арфа).

1

12

Духовые музыкальные инструменты (флейта).

1

13

Ударные инструменты.

1

14

Инструмент – оркестр (орган).

1

15

Музыкальный коллектив – ансамбль. Классификация ансамблей.

1

16

Оркестр. Классификация оркестров. Обобщение темы четверти.

1

III четверть

 

Тема раздела: «Интонация».

10

17

Интонация. «Волшебный цветик – семицветик».

1

18

Интонационная выразительность исполнения.

1

19

«Зерно» – интонация.

1

20

Разные интонации: выражающие и изображающие. Выразительность и изобразительность существуют в неразрывном единстве».

1

21

Интонация – основа музыки.

1

22

Главная интонация музыки Л.Бетховена.

1

23

Понятие «песенность».

1

24

Понятие «танцевальность».

1

25

Понятие «маршевость».

1

26

Песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка Ф.Шопена.

Обобщение темы «Интонация».

1

IV четверть

Тема раздела: «Развитие музыки».

8

27

Развитие темы Пети в симфонической сказке «Петя и волк» С.С.Прокофьева.

1

28

Главная интонация и ее развитие в «Марше» Ф.Шуберта.

1

29

Развитие музыки в сцене «Купание в котлах» Р.Щедрина из балета «Конек-горбунок».

1

30

Развитие музыки в «Пещере горного короля» Э.Грига.

1

31

Продолжение темы «Взошло солнце!» в музыке Э.Грига «Утро».

1

32

Исполнительское развитие в песне.

1

33

Развитие музыки в песне.

1

34

Урок – обобщение. Интонация и развитие – главные основы музыки.

1

Итого:

34

Учебно-тематический план. 3 класс (34 часа).

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

I четверть

Тема раздела: «Построение (форма) музыки»

9

1

Построение (форма) музыки – одночастная форма музыки.

1

2

Понятие «контраст – различие» - двухчастная форма музыки.

1

3

Двухчастная форма в песне – куплетная форма.

1

4

Трехчастная форма музыки.

1

5

Форма рондо.

1

6

Вариационная форма.

1

7

Вариационная форма в вокальном исполнении.

1

8

Принцип построения формы рондо и вариаций.

1

9

Важнейшие средства построения музыки. Урок – обобщение.

1

II четверть

Тема раздела: «Мелодия – душа музыки».

7

10

Музыкальная речь: характерные мелодические интонации.

1

11

Мелодия колыбельной.

1

12

Мелодия сказки.

1

13

Мелодия мамы.

1

14

Мелодии детства.

1

15

Мелодии природы.

1

16

Мелодии Родины.

1

III четверть

 

Тема раздела: «Музыкальный жанр - песня».

10

17

Музыкальный жанр – песня.

1

18

Песня народная и песня композиторская.

1

19

Песенность, певучесть, распевность – основа русской народной музыки.

1

20

Лирическая русская народная песня.

1

21

Различные варианты исполнения русской народной песни. Жанр частушки.

1

22

Многоголосная бытовая песня – кант.

1

23

Наша слава – русская держава.

1

24

Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

1

25

Куда ведет нас песня. Музыкальная сказка.

1

26

Песня – выразитель настроения народа. Обобщающий урок.

1

IV четверть

Тема раздела: «Инструментальная карусель».

8

27

«Вариации на тему рококо» (виолончель)

1

28

«Острый ритм – джаза звуки».

1

29

«Балалайка, заиграй-ка!»

1

30

«Звени, звени, гитара семиструнная!»

1

31

«Певец – Баян».

1

32

«И встал трубач, в дыму и пламени…».

1

33

«Превращения арфы» (мандолина).

1

34

«Такие похожие – непохожие инструменты». Обобщающий урок.

1

Итого:

34

Учебно-тематический план. 4 класс (34 часа).

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

I четверть

Тема раздела: «Жанр музыки – марш, жанр музыки - танец».

9

1

Жанр музыки – марш.

1

2

Военный марш.

1

3

Спортивный марш.

1

4

Ритуальные марши: свадебный, траурный.

1

5

Марш шуточный, праздничный.

1

6

Жанр музыки – танец.

1

7

Танец вальс, танец полька.

1

8

Танец полонез, танец танго.

1

9

Танцы народов мира. Урок - обобщение

1

II четверть

Тема раздела: «Ты откуда, русская, зародилась музыка?».

7

10

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

1

11

Народная песня – источник живой воды.

1

12

Первые музыкальные инструменты на Руси.

1

13

Музыкальные инструменты России.

1

14

Оркестр русских народных инструментов.

1

15

Народные праздники. С Рождеством Христовым!

1

16

«Композитор – имя ему народ». Урок – обобщение.

1

III четверть

 

Тема раздела: «Сказочные сюжеты в музыке».

10

17

Музыкальный сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко».

1

18

Музыкальный сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Три чуда.

1

19

«Золушка». Фрагменты балета С.С.Прокофьева.

1

20

«Щелкунчик». Фрагменты балета П.И.Чайковского.

1

21

«Спящая красавица». Балет П.И.Чайковского, характерные особенности языка композитора.

1

22

«Волк и семеро козлят». Фрагменты из оперы-сказки М.Коваля.

«Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова. Музыкальные средства воплощения.

1

23

«Дела давно минувших дней…». Фрагмент из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

1

24

«Потешные сцены» из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.

1

25

Детская опера «Муха – цокотуха» М.Красева.

1

26

1

IV четверть

Тема раздела: «Многофункциональность музыки».

8

27

Музыка и ее функции.

1

28

Музыка праздника. Развлекательность музыки.

1

29

Спорт и музыка.

1

30

Музыкально – рациональная психотерапия.

1

31

Музыка релаксации.

1

32

Музыка для отдыха.

1

33

Духовная музыка.

1

34

«Мир музыки – огромный!». Обобщающая тема.

1

Итого:

34

VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
  • -  отдельное учебное помещение  25-30 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение;
  • - помещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;
  • - мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая,  освещение над доской, письменный стол, стул офисный, шкафы для хранения методической литературы и пособий, пианино;
  • - технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, колонки, электронный синтезатор;
  • - ударно-шумовые музыкальные инструменты (маракасы, кастаньеты, бубны, бубенцы, ложки), свистульки, мягкие игрушки;
  • - учебно-методические пособия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Образовательная программа, разработанная на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, по истории России 8 класс, VIII вид, индиви

Образовательная программа, разработанная на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся,  по истории России...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...