Развитие навыка самостоятельности в процессе обучения игре на баяне
методическая разработка по музыке на тему

Лемехова Ирина Витальевна

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования «Детская музыкальная школа «Лира»

Развитие навыка самостоятельности в процессе обучения

                             игре на баяне

                                                                                                                                                                                 

                                                                               Лемехова Ирина Витальевна

                                                                                

                                               с. Карпогоры

                                                     

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Я выбрала данную тему, потому что в своей работе с учениками я неоднократно сталкивалась с проблемой неумения трудиться самостоятельно.

Переходя к процессу обучения в музыкальной школе, мы опираемся на то ценное, что находится в установках передовой методики, в высказываниях и опыте лучших педагогов прошлого и современного, а так же на собственные методические наблюдения.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связано с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:                                                                                                                        1) развитие мыслительных и эмоционально волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;                                                2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Актуальность проблемы объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, взрыв информации и быстрая смена технологии производственных процессов приводят к тому, что современный работник должен постоянно обновлять свои знания. Способность человека приобретать их без посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в школьные годы, когда изучается комплекс дисциплин. Поэтому целенаправленное развитие познавательной самостоятельности школьников является одной из важных задач обучения.

Во-вторых, самостоятельная работа служит одним из основных средств повышения учебной активности школьников. Характер познавательной деятельности может быть воспроизводящим и творческим. И совсем не безразлично, как усваиваются знания, умения и навыки. Давно установлено, что если ученики только заучивают новый материал по образцу, то быстро охладевают к учению. Самостоятельная работа повышает их творческую активность и поддерживает постоянный интерес к занятиям.

Хотелось бы, чтобы ученик с самого начала работы научился подходить к произведению, как музыкант. Часто этот этап выпадает из поля зрения преподавателя и подменяется «разбором без фальшивых нот».  Только обращая внимание на ряд смысловых элементов, на то, что он должен услышать в тексте создается база для осмысленного прочтения новых произведений. Работать продуктивно, уметь мыслить, анализируя свои ошибки и достижения этому должен научить педагог.

Работа ученика любого уровня над произведением начинается с общего ознакомления с этим произведением. В том, как происходит это ознакомление, сразу сказывается различие между учениками. Весь процесс педагогической работы должен протекать таким образом, чтобы ученик постепенно накапливал то, что можно назвать музыкальными качествами.

Первое отличие малоопытного ученика от музыканта заключается в разном знании музыкальной литературы. Чем больше мы ее знаем, тем легче воспринимаем новое произведение, тем больше удается в нем сразу услышать. Благодаря определенному музыкальному, жизненному опыту у ученика уже при первом знакомстве должен возникать целый ряд ассоциаций (связи с другими произведениями данного композитора и близкими ему по стилю, ассоциации с явлениями жизни, природы). Ученик, видя нотный тест должен как бы схватить то, что он должен услышать внутри. Возникает вопрос: что же может сделать педагог, если он сталкивается с учеником, который знает еще слишком мало? Можно сказать смело, что от руководства педагога зависит очень многое, он поможет ученику значительно быстрее войти в круг той музыки, которая обогатит его. Давать слушать не только те произведения, которые проходятся в классе, но и родственные по стилю, не обязательно в исполнении выбранного инструмента, но и симфоническое, вокальное, камерное. Аналоги нужны для выявления стилистических особенностей, характера, мелодических оборотов. Кроме музыкальных ассоциаций полезно использовать и другие примеры, взятые из жизни, литературы и других искусств.

Пример: Взяв в работу произведение, написанное по картине художника , мы знакомимся с его биографией и другими репродукциями.

Такой подход к произведению очень обогатит восприятие ученика и постепенно создает умение использовать имеющийся опыт и потребность в обогащении этого опыта.

Под вторым основным отличием музыкального прочтения текста учеником я определяю знание теоретических комплексов (схватить ритмический рисунок, услышать до игры хотя бы приблизительно темп, понять характер). Наличие или отсутствие этого умения зависит от того, как протекала предшествующая музыкальная жизнь ученика.

Получая знания на теоретических дисциплинах, наши ученики должны синтезировать их в классе специальности, образовывая условно-рефлекторные связи. Если у ученика прочные теоретические знания, то он не «утонет» в фактуре, а быстро схватит основу. Много недоразумений вызывает прочтение ритмического рисунка. Следует давать ритмические задания, и на основе пульса прохлопывать ритмические группировки. Каждому педагогу приходилось сталкиваться с плохим знанием терминологии, что очень мешает правильному, осмысленному прочтению текста. Необходимо вызвать у ученика интерес к прочтению музыкальных терминов в произведениях (посмотреть в конце дневника для музыкальной школы, если нет, то найти в словаре). Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить пьесу без всякой помощи со стороны. Пьесы подбираются такие, чтобы ученик мог справиться с ними. Трудность должна соответствовать исполнительским возможностям ученика. Прослушивание самостоятельно выученной пьесы проводится с последующим обсуждением проигранного. Польза такого рода работы несомненно велика. Подготовка ученика к такому заданию заставляет напрячь все его творческие силы, переосмыслить многое в своей работе, заставляет критически относиться к своему исполнению. Также полезны систематические занятия чтения с листа.

Отсутствие упорядоченных навыков самостоятельной работы характерно для многих учеников. Привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы его домашняя работа была достаточно продуктивной. Роль педагога в деле воспитания самостоятельной работы исключительно велика, нельзя ограничиваться лишь словесным объяснением того, как надо дома учить, нужно достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один. Опираясь на труды знаменитого педагога А.П.Щапова остановлюсь на конкретных навыках, которые должен привить ученику педагог:

1.Основной первоочередной навык предварительного обдумывания (привычка представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения, привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный момент сделать).

Отсутствие этой привычки является обычно главным недостатком в самостоятельной работе ученика, этот недостаток сказывается нередко и в работе ученика на уроке: он, сразу, не подумавши, начинает играть, срывается на одном из первых тактов, торопливо начинает, вновь срывается и путается.

Продуктивность работы на уроке значительно повышается, если часть времени отдается мысленной работе ученика, идет на предварительное обдумывание текущих задач (сюда входит и припоминание всех сделанных педагогом указаний). Очевидно, ученик, не приученный к обдумыванию игры на уроке, никогда не будет иметь этой привычки и в домашней работе. Не следует забывать того обстоятельства, что детям свойственно думать медленно, чем ребенок меньше, тем медленнее он думает. Надо говорить «Ты слишком рано начинаешь играть, подумай еще, обрати внимание на такой – то такт». После того, как привычка к предварительному обдумыванию уже прочно выработалась, нужно приучать ученика обдумывать задачи быстрее.

2.Несколько труднее приучить ученика к промежуточному обдумыванию, к тому, чтобы он, повторяя несколько раз тот или иной отрезок, в промежутках соображал, что у него не вышло и что надо еще сделать. На этом этапе хочется выделить вопрос об умении ученика слушать себя, так как проявление этого вопроса всегда и везде – решение любой музыкальной задачи. Приучить ребенка слышать себя  помогают такие аспекты:

  1. При наличии пассажей, скачков, мелизмов и других технических неудобств полезно поиграть крайние голоса в облегченном варианте, добиваясь пластичности звучания всей фразы, не нарушая цельности верхнего голоса.
  2. Активизация воображения ученика с помощью образных характеристик, дает толчок к слушанию качества звучания. Найденное меткое слово, яркий образ по- новому осветит звучность произведения.
  3. Ученик должен быть приучен к тому, что нужно всегда играть «красивым звуком» (планирование градаций силы звука, и «вслушивание в звучание», координированность игровых движений, эмоциональную настройку).

3. Еще труднее воспитать навык заключительного обдумывания, то есть умение по окончанию работы над пьесой припомнить, какие неточности еще не удалось устранить, какие задачи вообще не выполнены. Поэтому нужно требовать достаточно часто, чтобы ученик, проиграв пьесу, или ее часть, умел рассказать, следя по нотному тексту, где и что у него не вышло. При этом приходится мириться с тем, что ученик вначале указывает на часть своих недостатков, притом не самых главных, в дальнейшем самокритика ученика обычно становится полнее.

Для того чтобы ученик и в домашней работе практиковал последнее обдумывание, полезно требовать от него в начале урока «устный самоотчет о проделанной работе дома, о том, что у него в данной пьесе стало хорошо, и что еще не выходит.

Главной предпосылкой организации рациональной домашней и классной работы ученика является умение научиться сосредотачивать внимание на той задаче, которую он перед собой ставит. Родители учеников часто жалуются на то, что во время домашних занятий ребенок часто отвлекается, начинает думать о чем-нибудь постороннем. Нужно научить учеников ставить перед собой позитивную задачу: о чем нужно думать. Часто мы сталкиваемся с тем, что ученики сами не умеют конкретизировать задачи, стоящие перед ними, они играют произведение «просто так». Младшим школьникам педагог должен подсказывать, чего нужно добиваться в каждом отдельном случае, старших учеников нужно постоянно приучать самих ставить конкретные задачи, изживать в своей работе проигрывание без определенной цели. Приемы могут быть разные:

  1. Часто не выходит длинный пассаж, ученик в середине или в конце сбивается. Секрет кроется в том, не хватает внимания. Следует расчленить пассаж и начинать его играть с последнего раздела, прибавляя постепенно предыдущие. Это более эффективно, чем учить пассаж с начала.
  2. Существует еще один метод – прием временного оставления.

Пример: Ученик долго проигрывает один пассаж, результата нет. Следует оставить пассаж и поработать над поиском звучности в другом произведении или выучить отрывок наизусть. Важно, чтобы работа не прекратилась вообще. А затем вернуться опять к пассажу.

Пример: Долгая работа над произведением утрачивает свежесть восприятия. Полезно бывает на некоторое время отложить его, поработать над другим. А по возвращению как бы учить все «заново». Играть в замедленном темпе, обязательно по нотам, тщательно вслушиваться, учить отдельно трудные эпизоды. Многое услышится по-новому.

3. Метод для запоминания текста наизусть - вычленение на отдельные элементы, уметь играть главную мелодию. Особенно важно, чтобы ученик играл уверенно партию левой руки. В обычных условиях левая рука всегда «в тени» и недостаточно прослушивается.

4. Умение игры текста вразброс (по цифрам, границам фраз, частей). Объяснить это можно так, если начинать игру с привычного пункта, то в значительной мере присутствует автоматизм, а начиная игру с непривычных мест, требуется более напряженная работа памяти и воображения.

5. Часто бывает полезным играть пассаж противоположным штрихом: вместо легато - стаккато, или портаменто и наоборот. Игра стаккато (пальцевым, а не кистью, только кончиками пальцев) полезна тогда, когда звуки пассажа в сознании сливаются и нужно закрепить четкое слышание каждого из них. Портаменто дает ощущение опоры на каждом пальце, укрепляет их. Существует образное выражение: « чувствуешь, что входит в пальцы». Стаккатную последовательность стоит поиграть легато для того, чтобы услышать лучше взаимосвязи между отдельными звуками, весь мелодический рисунок. Все эти приемы нужно применять к каждому конкретному случаю. Важно, чтобы ученик владел разными способами звукоизвлечения и был приучен к поискам того, когда целесообразней использовать тот или другой прием.

6. Самым простым вариантом является прием «громкой игры». При этом ученику нужно обладать определенными исполнительскими навыками, связанными с высокой культурой звукоизвлечения, хорошо чувствующими кончиками пальцев, умеющих играть цепко. Но громкая игра быстро утомляет внимание, поэтому следует не злоупотреблять этим приемом. Задача при данном варианте решается для укрепления моторно-двигательной памяти. Громкая игра укрепляет пальцы.

7. Если пропадают или выскакивают какие-то звуки, неровный пассаж, то следует сосредоточить внимание ученика на том, чтобы он услышал конкретно, что же именно пропадает или выскакивает. Следует придумать специально ритмический рисунок, при котором «уязвимый « палец упражняется более интенсивно.

Вывод: Три основных навыка развития самостоятельности ученика (навык «предварительного обдумывания», «промежуточного обдумывания» и «заключительного обдумывания») существенно различны между собой:

Первый требует припоминания того, что было в предыдущий день работы.

Второй требует особой активности во время игры.

Третий требует привычки заботиться о следующем дне работы.

Воспитание самостоятельности ученика нередко оказывается наиболее уязвимым в методике педагогов. Можно отметить два основных типа педагогических ошибок, влияющих на самостоятельность учащихся, которые отобразил в своей работе профессор Российской академии им. Гнесиных Б Л. Кременштейн:

  1. Резко выраженная неравномерность музыкального развития ученика (чрезмерное увлечение педагогом каким – либо элементом исполнительства за счет развития других). Обычно это влечет за собой узость мышления.

Задача и большое искусство педагога - так воспитать своего ученика, чтобы его музыкальные стремления и технические умения находились в гармонии. Ученик должен знать, чего он хочет, и уметь воплощать свои намерения.

  1. Второй тип ошибок, тормозящий развитие самостоятельности учащегося - находится в неумении организовать и построить процесс занятий с учеником (желание поделиться с учеником сразу всеми своими знаниями, сразу научить ученика всему).

Пример: Урок, перегруженный детальными указаниями, важное тонет в океане второстепенного. Ученики не в состоянии весь этот материал усвоить, и в следствии чего на следующий урок выполнено мало. Нельзя проходить все произведения по тактам, достаточно небольшого отрывка и.т.д. Очень вдумчиво следует подходить к составлению индивидуальных планов.

Часто на своих уроках я сталкиваюсь с такой проблемой: ученик несколько раз подряд повторяет часть пьесы или фразу просто так, и продолжает «долбить» отрывок, чтобы он выходил «сам собой». Считаю очень важным обратить внимание ученика на умение повышать качество игры при каждом повторном проигрывании. Это требует настойчивого внимания. Количество неудачных проб должно быть минимальным, а их накопление засоряет память, и могут создаваться предпосылки для возможного срыва при концертном выступлении. Если «трудное место» не сдвигается в работе, то нужно приучать ученика расчленять на более простые детали.

Я на своих уроках часто прошу учеников сделать самим конкретную оценку сыгранному, надо приучать к вдумчивому проигрыванию произведения, а не ждать что все подскажет педагог (за исключением начального обучения). Бывает часто, ученику трудно сосредоточить внимание на большом круге задач, следует подсказать и расчленить задачи на более мелкие.

Систематическое привлечение ученика к конкретному определению недостатков и удач приводит его к лучшему самоконтролю.

В заключении следует отметить, что развитие познавательной самостоятельности и активности при обучении является делом большой важности, поскольку связано не только с обучением, но и с развитием и с воспитанием личности ученика.

В процессе обучения происходит не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но формируются такие качества ума, от которых зависит успех их  дальнейшей продуктивной учебной работы. Активизация познавательной деятельности во многом зависит от уровня выполнения самостоятельной работы учащимися – такого вида их учебной деятельности, когда при систематическом уменьшении прямой помощи учителя они выполняют учебные задания, способствующие успешному усвоению знаний, умений, навыков и формированию познавательной самостоятельности.

При этом познавательная самостоятельность должна буквально пронизывать весь ход учебного процесса, следовательно, ей необходимо определить подобающее место при использовании любого метода обучения на уроке.

Список используемой литературы:

  1. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище 2004г.
  2. Кременштейн В.В. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано 2003г.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика 2004г.
  4. С.И.Ожегов Толковый словарь
  5. Информация с интернет-сайтов nsportal.ru;  pedsait.ru

                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования «Детская музыкальная школа «Лира»

Развитие навыка самостоятельности в процессе обучения

                             игре на баяне

                                                                                                                                                                                 

                                                                               Лемехова Ирина Витальевна

                                                                                

                                               с. Карпогоры

                                                     

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Я выбрала данную тему, потому что в своей работе с учениками я неоднократно сталкивалась с проблемой неумения трудиться самостоятельно.

Переходя к процессу обучения в музыкальной школе, мы опираемся на то ценное, что находится в установках передовой методики, в высказываниях и опыте лучших педагогов прошлого и современного, а так же на собственные методические наблюдения.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связано с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:                                                                                                                        1) развитие мыслительных и эмоционально волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;                                                2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Актуальность проблемы объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, взрыв информации и быстрая смена технологии производственных процессов приводят к тому, что современный работник должен постоянно обновлять свои знания. Способность человека приобретать их без посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в школьные годы, когда изучается комплекс дисциплин. Поэтому целенаправленное развитие познавательной самостоятельности школьников является одной из важных задач обучения.

Во-вторых, самостоятельная работа служит одним из основных средств повышения учебной активности школьников. Характер познавательной деятельности может быть воспроизводящим и творческим. И совсем не безразлично, как усваиваются знания, умения и навыки. Давно установлено, что если ученики только заучивают новый материал по образцу, то быстро охладевают к учению. Самостоятельная работа повышает их творческую активность и поддерживает постоянный интерес к занятиям.

Хотелось бы, чтобы ученик с самого начала работы научился подходить к произведению, как музыкант. Часто этот этап выпадает из поля зрения преподавателя и подменяется «разбором без фальшивых нот».  Только обращая внимание на ряд смысловых элементов, на то, что он должен услышать в тексте создается база для осмысленного прочтения новых произведений. Работать продуктивно, уметь мыслить, анализируя свои ошибки и достижения этому должен научить педагог.

Работа ученика любого уровня над произведением начинается с общего ознакомления с этим произведением. В том, как происходит это ознакомление, сразу сказывается различие между учениками. Весь процесс педагогической работы должен протекать таким образом, чтобы ученик постепенно накапливал то, что можно назвать музыкальными качествами.

Первое отличие малоопытного ученика от музыканта заключается в разном знании музыкальной литературы. Чем больше мы ее знаем, тем легче воспринимаем новое произведение, тем больше удается в нем сразу услышать. Благодаря определенному музыкальному, жизненному опыту у ученика уже при первом знакомстве должен возникать целый ряд ассоциаций (связи с другими произведениями данного композитора и близкими ему по стилю, ассоциации с явлениями жизни, природы). Ученик, видя нотный тест должен как бы схватить то, что он должен услышать внутри. Возникает вопрос: что же может сделать педагог, если он сталкивается с учеником, который знает еще слишком мало? Можно сказать смело, что от руководства педагога зависит очень многое, он поможет ученику значительно быстрее войти в круг той музыки, которая обогатит его. Давать слушать не только те произведения, которые проходятся в классе, но и родственные по стилю, не обязательно в исполнении выбранного инструмента, но и симфоническое, вокальное, камерное. Аналоги нужны для выявления стилистических особенностей, характера, мелодических оборотов. Кроме музыкальных ассоциаций полезно использовать и другие примеры, взятые из жизни, литературы и других искусств.

Пример: Взяв в работу произведение, написанное по картине художника , мы знакомимся с его биографией и другими репродукциями.

Такой подход к произведению очень обогатит восприятие ученика и постепенно создает умение использовать имеющийся опыт и потребность в обогащении этого опыта.

Под вторым основным отличием музыкального прочтения текста учеником я определяю знание теоретических комплексов (схватить ритмический рисунок, услышать до игры хотя бы приблизительно темп, понять характер). Наличие или отсутствие этого умения зависит от того, как протекала предшествующая музыкальная жизнь ученика.

Получая знания на теоретических дисциплинах, наши ученики должны синтезировать их в классе специальности, образовывая условно-рефлекторные связи. Если у ученика прочные теоретические знания, то он не «утонет» в фактуре, а быстро схватит основу. Много недоразумений вызывает прочтение ритмического рисунка. Следует давать ритмические задания, и на основе пульса прохлопывать ритмические группировки. Каждому педагогу приходилось сталкиваться с плохим знанием терминологии, что очень мешает правильному, осмысленному прочтению текста. Необходимо вызвать у ученика интерес к прочтению музыкальных терминов в произведениях (посмотреть в конце дневника для музыкальной школы, если нет, то найти в словаре). Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить пьесу без всякой помощи со стороны. Пьесы подбираются такие, чтобы ученик мог справиться с ними. Трудность должна соответствовать исполнительским возможностям ученика. Прослушивание самостоятельно выученной пьесы проводится с последующим обсуждением проигранного. Польза такого рода работы несомненно велика. Подготовка ученика к такому заданию заставляет напрячь все его творческие силы, переосмыслить многое в своей работе, заставляет критически относиться к своему исполнению. Также полезны систематические занятия чтения с листа.

Отсутствие упорядоченных навыков самостоятельной работы характерно для многих учеников. Привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы его домашняя работа была достаточно продуктивной. Роль педагога в деле воспитания самостоятельной работы исключительно велика, нельзя ограничиваться лишь словесным объяснением того, как надо дома учить, нужно достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один. Опираясь на труды знаменитого педагога А.П.Щапова остановлюсь на конкретных навыках, которые должен привить ученику педагог:

1.Основной первоочередной навык предварительного обдумывания (привычка представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения, привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный момент сделать).

Отсутствие этой привычки является обычно главным недостатком в самостоятельной работе ученика, этот недостаток сказывается нередко и в работе ученика на уроке: он, сразу, не подумавши, начинает играть, срывается на одном из первых тактов, торопливо начинает, вновь срывается и путается.

Продуктивность работы на уроке значительно повышается, если часть времени отдается мысленной работе ученика, идет на предварительное обдумывание текущих задач (сюда входит и припоминание всех сделанных педагогом указаний). Очевидно, ученик, не приученный к обдумыванию игры на уроке, никогда не будет иметь этой привычки и в домашней работе. Не следует забывать того обстоятельства, что детям свойственно думать медленно, чем ребенок меньше, тем медленнее он думает. Надо говорить «Ты слишком рано начинаешь играть, подумай еще, обрати внимание на такой – то такт». После того, как привычка к предварительному обдумыванию уже прочно выработалась, нужно приучать ученика обдумывать задачи быстрее.

2.Несколько труднее приучить ученика к промежуточному обдумыванию, к тому, чтобы он, повторяя несколько раз тот или иной отрезок, в промежутках соображал, что у него не вышло и что надо еще сделать. На этом этапе хочется выделить вопрос об умении ученика слушать себя, так как проявление этого вопроса всегда и везде – решение любой музыкальной задачи. Приучить ребенка слышать себя  помогают такие аспекты:

  1. При наличии пассажей, скачков, мелизмов и других технических неудобств полезно поиграть крайние голоса в облегченном варианте, добиваясь пластичности звучания всей фразы, не нарушая цельности верхнего голоса.
  2. Активизация воображения ученика с помощью образных характеристик, дает толчок к слушанию качества звучания. Найденное меткое слово, яркий образ по- новому осветит звучность произведения.
  3. Ученик должен быть приучен к тому, что нужно всегда играть «красивым звуком» (планирование градаций силы звука, и «вслушивание в звучание», координированность игровых движений, эмоциональную настройку).

3. Еще труднее воспитать навык заключительного обдумывания, то есть умение по окончанию работы над пьесой припомнить, какие неточности еще не удалось устранить, какие задачи вообще не выполнены. Поэтому нужно требовать достаточно часто, чтобы ученик, проиграв пьесу, или ее часть, умел рассказать, следя по нотному тексту, где и что у него не вышло. При этом приходится мириться с тем, что ученик вначале указывает на часть своих недостатков, притом не самых главных, в дальнейшем самокритика ученика обычно становится полнее.

Для того чтобы ученик и в домашней работе практиковал последнее обдумывание, полезно требовать от него в начале урока «устный самоотчет о проделанной работе дома, о том, что у него в данной пьесе стало хорошо, и что еще не выходит.

Главной предпосылкой организации рациональной домашней и классной работы ученика является умение научиться сосредотачивать внимание на той задаче, которую он перед собой ставит. Родители учеников часто жалуются на то, что во время домашних занятий ребенок часто отвлекается, начинает думать о чем-нибудь постороннем. Нужно научить учеников ставить перед собой позитивную задачу: о чем нужно думать. Часто мы сталкиваемся с тем, что ученики сами не умеют конкретизировать задачи, стоящие перед ними, они играют произведение «просто так». Младшим школьникам педагог должен подсказывать, чего нужно добиваться в каждом отдельном случае, старших учеников нужно постоянно приучать самих ставить конкретные задачи, изживать в своей работе проигрывание без определенной цели. Приемы могут быть разные:

  1. Часто не выходит длинный пассаж, ученик в середине или в конце сбивается. Секрет кроется в том, не хватает внимания. Следует расчленить пассаж и начинать его играть с последнего раздела, прибавляя постепенно предыдущие. Это более эффективно, чем учить пассаж с начала.
  2. Существует еще один метод – прием временного оставления.

Пример: Ученик долго проигрывает один пассаж, результата нет. Следует оставить пассаж и поработать над поиском звучности в другом произведении или выучить отрывок наизусть. Важно, чтобы работа не прекратилась вообще. А затем вернуться опять к пассажу.

Пример: Долгая работа над произведением утрачивает свежесть восприятия. Полезно бывает на некоторое время отложить его, поработать над другим. А по возвращению как бы учить все «заново». Играть в замедленном темпе, обязательно по нотам, тщательно вслушиваться, учить отдельно трудные эпизоды. Многое услышится по-новому.

3. Метод для запоминания текста наизусть - вычленение на отдельные элементы, уметь играть главную мелодию. Особенно важно, чтобы ученик играл уверенно партию левой руки. В обычных условиях левая рука всегда «в тени» и недостаточно прослушивается.

4. Умение игры текста вразброс (по цифрам, границам фраз, частей). Объяснить это можно так, если начинать игру с привычного пункта, то в значительной мере присутствует автоматизм, а начиная игру с непривычных мест, требуется более напряженная работа памяти и воображения.

5. Часто бывает полезным играть пассаж противоположным штрихом: вместо легато - стаккато, или портаменто и наоборот. Игра стаккато (пальцевым, а не кистью, только кончиками пальцев) полезна тогда, когда звуки пассажа в сознании сливаются и нужно закрепить четкое слышание каждого из них. Портаменто дает ощущение опоры на каждом пальце, укрепляет их. Существует образное выражение: « чувствуешь, что входит в пальцы». Стаккатную последовательность стоит поиграть легато для того, чтобы услышать лучше взаимосвязи между отдельными звуками, весь мелодический рисунок. Все эти приемы нужно применять к каждому конкретному случаю. Важно, чтобы ученик владел разными способами звукоизвлечения и был приучен к поискам того, когда целесообразней использовать тот или другой прием.

6. Самым простым вариантом является прием «громкой игры». При этом ученику нужно обладать определенными исполнительскими навыками, связанными с высокой культурой звукоизвлечения, хорошо чувствующими кончиками пальцев, умеющих играть цепко. Но громкая игра быстро утомляет внимание, поэтому следует не злоупотреблять этим приемом. Задача при данном варианте решается для укрепления моторно-двигательной памяти. Громкая игра укрепляет пальцы.

7. Если пропадают или выскакивают какие-то звуки, неровный пассаж, то следует сосредоточить внимание ученика на том, чтобы он услышал конкретно, что же именно пропадает или выскакивает. Следует придумать специально ритмический рисунок, при котором «уязвимый « палец упражняется более интенсивно.

Вывод: Три основных навыка развития самостоятельности ученика (навык «предварительного обдумывания», «промежуточного обдумывания» и «заключительного обдумывания») существенно различны между собой:

Первый требует припоминания того, что было в предыдущий день работы.

Второй требует особой активности во время игры.

Третий требует привычки заботиться о следующем дне работы.

Воспитание самостоятельности ученика нередко оказывается наиболее уязвимым в методике педагогов. Можно отметить два основных типа педагогических ошибок, влияющих на самостоятельность учащихся, которые отобразил в своей работе профессор Российской академии им. Гнесиных Б Л. Кременштейн:

  1. Резко выраженная неравномерность музыкального развития ученика (чрезмерное увлечение педагогом каким – либо элементом исполнительства за счет развития других). Обычно это влечет за собой узость мышления.

Задача и большое искусство педагога - так воспитать своего ученика, чтобы его музыкальные стремления и технические умения находились в гармонии. Ученик должен знать, чего он хочет, и уметь воплощать свои намерения.

  1. Второй тип ошибок, тормозящий развитие самостоятельности учащегося - находится в неумении организовать и построить процесс занятий с учеником (желание поделиться с учеником сразу всеми своими знаниями, сразу научить ученика всему).

Пример: Урок, перегруженный детальными указаниями, важное тонет в океане второстепенного. Ученики не в состоянии весь этот материал усвоить, и в следствии чего на следующий урок выполнено мало. Нельзя проходить все произведения по тактам, достаточно небольшого отрывка и.т.д. Очень вдумчиво следует подходить к составлению индивидуальных планов.

Часто на своих уроках я сталкиваюсь с такой проблемой: ученик несколько раз подряд повторяет часть пьесы или фразу просто так, и продолжает «долбить» отрывок, чтобы он выходил «сам собой». Считаю очень важным обратить внимание ученика на умение повышать качество игры при каждом повторном проигрывании. Это требует настойчивого внимания. Количество неудачных проб должно быть минимальным, а их накопление засоряет память, и могут создаваться предпосылки для возможного срыва при концертном выступлении. Если «трудное место» не сдвигается в работе, то нужно приучать ученика расчленять на более простые детали.

Я на своих уроках часто прошу учеников сделать самим конкретную оценку сыгранному, надо приучать к вдумчивому проигрыванию произведения, а не ждать что все подскажет педагог (за исключением начального обучения). Бывает часто, ученику трудно сосредоточить внимание на большом круге задач, следует подсказать и расчленить задачи на более мелкие.

Систематическое привлечение ученика к конкретному определению недостатков и удач приводит его к лучшему самоконтролю.

В заключении следует отметить, что развитие познавательной самостоятельности и активности при обучении является делом большой важности, поскольку связано не только с обучением, но и с развитием и с воспитанием личности ученика.

В процессе обучения происходит не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но формируются такие качества ума, от которых зависит успех их  дальнейшей продуктивной учебной работы. Активизация познавательной деятельности во многом зависит от уровня выполнения самостоятельной работы учащимися – такого вида их учебной деятельности, когда при систематическом уменьшении прямой помощи учителя они выполняют учебные задания, способствующие успешному усвоению знаний, умений, навыков и формированию познавательной самостоятельности.

При этом познавательная самостоятельность должна буквально пронизывать весь ход учебного процесса, следовательно, ей необходимо определить подобающее место при использовании любого метода обучения на уроке.

Список используемой литературы:

  1. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище 2004г.
  2. Кременштейн В.В. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано 2003г.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика 2004г.
  4. С.И.Ожегов Толковый словарь
  5. Информация с интернет-сайтов nsportal.ru;  pedsait.ru

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Доклад на тему: "Формирование навыков самостоятельности в процессе обучения математике"

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей математики. Ее решение важно еще и с той точки зрения,...

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...

Развитие музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано

В данной статье рассмотрено понятие музыкальной памяти , ее виды. А также даны упражнения лоя развития музыкальной памятьи....