Конспект урока музыки в 7 классе по теме: "Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д.Д,Шостаковича"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Ломакина Ольга Владимировна

Конспект урока музыки в 7 классе, презентация к уроку, кроссворд, самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx814.54 КБ
PDF icon krossvord_samoanaliz.pdf1.64 МБ
Файл urok_muzyka_7_klass.docx33.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ ВОВ в Ленинградской симфонии Д.Шостаковича

Слайд 4

«Музыка – одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов и удесятирить силы людей!»

Слайд 5

С.С.Прокофьев с.Сонцовка Донецкая область Г.В.Свиридов г . Фатеже Курская область Д.Д.Шостакович г. Петербург А.И.Хачатурян г . Москва


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: « Образ Вов в Ленинградской симфонии Д.Шостаковича»

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель:  Музыкальное  приветствие.

2.Вводная беседа.

 1 Слайд

Учитель:  Ребята, скажите,  что изображено на этих фотографиях?

Ученики: Город в военное время. Ленинград – Санкт-Петербург.

Учитель:  Страшное слово «война»! за ним разрушенные города, горе людей, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Мы много знаем о войне, много о ней слышали. Потому что война пришла в каждый дом.

Учитель: Из каких источников мы узнаём о событиях того времени?

Ученики: Книги, фильмы, картины, песни, музыка.

Учитель: Конечно же, память о событиях тех лет сохранена во многих  произведениях литературы, живописи, скульптуры, и конечно же музыки.

Звучит «Священная война» 1 куплет и припев.

Учитель: Ребята вам знакома эта песня?  О чём она? К чему призывает?

Учащиеся: песня о войне, призывает весь народ встать на защиту своей огромной родины. 

Учитель: Эта песня стала  своеобразным гимном защиты Отечества. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была для нашей Родины священной,  освободительной, вся страна поднялась на  войну с врагом.  Песня звучала на Белорусском вокзале для бойцов, уезжавших первыми эшелонами из Москвы на фронт. Воевали, ребята, не только люди, но и …(а что, по вашему мнению, ещё воевало?). Да, стихи, музыка и т.д. А каким образом?  (поднимали на борьбу, звали за собой, помогали  выжить)

Давайте вспомним с вами песни военных лет или просто песни о войне.

Учащиеся: «Священная война», «Дороги», «Землянка», «На безымянной высоте», «Нам нужна одна победа».

Исполнение песни «На безымянной высоте»

Учитель: Конечно же о войне было написано много песен, но композиторы писали так же и крупные музыкальные произведения. Главным героем во многих произведениях был…

Учащиеся:  русский солдат, советский солдат.

Учитель:  Да, композиторы старались показать храброго воина, защитника, освободителя.

Учитель: А какими известными вам средствами  выразительности добивались они этого образа?

На доске  я напишу ключевое слово - средства  выразительности , а вы запишите  их, проведя стрелочки от ключевого слова

Учащиеся: темп, ритм, лад, динамика звука (ученик записывает на доске)

Включить аудиозапись голоса Левитана.

С этих страшных слов начался новый отсчёт времени для  нашего народа: 22 июня 1941 года   - начало войны с фашистской Германией. Страшная книга войны, в которой много глав,  и одна из  самых горьких и  безрадостных – глава о блокаде Ленинграда.

Справка:

Когда план молниеносной войны, разработанный Гитлером, сорвался, и Ленинград  не был взят фашистами 9 августа 1941 г., как предполагалось, красивейший город оказался в блокаде.

О тяжёлом, суровом времени блокадного Ленинграда нам прочитает стихотворение ______________________________________________

(слайды фото блокадного Ленинграда)

 Учитель: Что, в вашем представлении, блокада?

Словарная работа: Блокада           блок (зажатость, несвобода). Из города ни выехать , ни въехать туда. 900 дней длилась блокада. Голодом и холодом  хотел Гитлер взять город. В блокадном Ленинграде погибло около миллиона жителей.

Учитель: Предположите, кто из композиторов 20 века имел прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда и мог посвятить городу музыкальное произведение?

(На слайде)

  С.С. Прокофьев (1891-1953) опера «Война и мир», Д.Д. Шостакович (1906-1975) место рождения г.Петербург симфония №7, А.И.Хачатурян  (1903-1978) г.Москва балет «Гаянэ»,

Г.В. Свиридов (1915-1998) песни для фронта.

Учащиеся:  Д.Д. Шостакович, так как место рождения композитора г.Петербург.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Учащиеся: о войне, музыке написанной в годы войны.

Учитель: Сегодня, ребята, мы  соприкоснёмся с великой музыкой Д.Д. Шостаковича и попробуем понять, как композитор отразил образ ВОв  в своей симфонии №7.

Учитель: Сообщить тему урока.

 «Образ Вов в ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича. Записать в тетради.

(слайд с темой урока)

3. Изучение нового материала

Учитель: В это время среди жителей блокадного Ленинграда был и композитор Д.Д. Шостакович. Дмитрий Дмитриевич ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение. Вместе с другими он ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории.

Когда ему окончательно отказали в отправке на фронт, он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал под бомбами сочинять свою «Седьмую симфонию».

Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович не замечая, рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.

Симфония – музыкальное произведение, которое обычно состоит из четырёх частей. Благодаря тому, что работа шла так быстро, уже в сентябре композитор сумел завершить сочинение трёх частей. Но осенью композитора эвакуировали в Куйбышев. Здесь в нелёгких условиях эвакуации, он продолжал неотрывно писать свою симфонию.

Он создавал музыку, всё время ощущая боль за свой город, за сражавшихся там людей.

Он завершил работу 21 декабря 1941 года. Поставив последнюю точку в нотной партитуре, композитор написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается».

Первое исполнение  седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой которая была сочинена в осаждённом Ленинграде.

Но главное её исполнение состоялось немного позднее – в самом Ленинграде.

Учитель: Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию?

Учащиеся: чтобы показать, что Ленинград жив и борется

Шостакович посвятил её своему городу

Поднять дух людям в осаждённом городе.

Но единственный в Ленинграде  оркестр в страшную зиму 1942 года потерял половину своего состава. Необходимы были музыканты. Их даже набирали на передовой. Еле-еле передвигаясь от слабости, стекались они на репетицию. Но собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было её услышать самим ленинградцам.
9 августа 1942 года, ровно через год после начала блокады,  в зале Ленинградской филармонии, который был забит до отказа измученными от голода людьми, состоялось исполнение симфонии, под управлением дирижёра Карла Ильича Элиасберга.

(слайд с партитурой)

Ученик: И не знали они,

Что когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась-

Над краем передним

Как гром, величаво

Другая симфония раздалась:

Симфония

Наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу

Бить не стал,

Чтоб город

Седьмую симфонию слушал!

И в зале – шквал,

И на фронте – шквал…

Учитель: Зал слушал симфонию в полной тишине. Шёл 1942 год, до конца войны ещё оставалось три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»

Симфония вдохновляла: звала на борьбу.

Учитель: Сейчас наступило время послушать музыку Д.Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем, что рисует эта музыкальная тема?

Слушание темы нашествия из 1 части «Ленинградской симфонии»

4 минуты

Учитель: Какой жанр музыкального произведения?

Учащиеся: Симфония.

Учитель:   Какая тема звучала: добра или зла?

Учащиеся: Тема зла.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная.

Учитель: Какой образ создала музыка?

Учащиеся: Страшный, зловещий, разрушительный, образ горя, беды, как будто двигаются марионетки, картина вторжения разрушительной силы.

Учитель: Это знаменитый «эпизод фашистского  нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом.

Учитель: теперь поговорим о выразительных средствах музыки. Какой инструмент начинает «эпизод нашествия»?

Учащиеся: Барабан.

Учитель: Какой характер передаёт звук барабана?

Учащиеся: настороженность, тревога, приближение беды.

Учитель: Появляется мелодия. Как она звучит? Какой характер?

Учащиеся: механический.

Учитель: Мелодия отрывистая, рубленая. Затем вступает флейта. Какой  характер?

Учащиеся: Пустой, бездушный.

Учитель: Да. Флейта звучит, как будто из неё вынули душу. Мелодия звучит всё время одна и та же, но почему, кажется, что она звучит по- новому?

Учащиеся: Всё время вступают новые инструменты.

Учитель: Сам мотив повторяется 175 раз. Звучание симфонии начинается тихо. Динамика усиливается, музыка становится громче и громче и вот перед нами уже злобное чудовище. Звучит весь оркестр. Создаётся ощущение, что механическая сила вот-вот раздавит.

Послушайте, пожалуйста, как характеризуют образ вражеского нашествия музыковеды Л. Данилевич и А. Третьякова:

«Чтобы создать такой образ, Шостакович мобилизовал все средства своего композиторского арсенала. Тема нашествия – нарочито тупая, квадратная – напоминает прусский военный марш.

Она повторяется одиннадцать раз – одиннадцать вариаций. Меняется гармония, оркестровка, но мелодия остается неизменной. Она повторяется с железной неумолимостью – точно, нота в ноту. Все вариации пронизаны дробным ритмом марша.  «Разрастаясь до гигантских размеров, тема рисует какое-то невообразимо мрачное, фантастическое чудовище, которое, увеличиваясь и уплотняясь, движется вперед все более стремительно и грозно».  Эта тема напоминает «пляску учёных крыс под дудку крысолова» писал о ней А.Толстой.

Учитель: Поэт Лев Болеславский под впечатлением от музыки Д.Шостаковича создал стихотворную поэму, которую назвал «Седьмая». Послушайте отрывок из поэмы:

Звук,

Лёгкий далёкий звук,

Вдруг

Переходящий в стук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг,

Мерный тяжёлый шаг,

Вдруг

Шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысяч чужых сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь обращая в прах-

ВРАГ!

 Учитель: На что вы обратили внимание в стихотворении? Усиливающийся звук. Ключевые слова: звук, стук, шаг

Учитель - вывод: в этом стихотворении звуки в словах передают нам, то же ощущение тревоги, нарастания той сокрушительной силы, которая надвигалась на страну. Такой приём в литературе называется ЗВУКОПИСЬ, а часто повторяющиеся согласные К,Г,Р создают ощущение атаки.

Учитель:  А как вы думаете можно ли так закончить на этом произведение?

Учащиеся:  Нет. Должна появиться тема борьбы.

Учитель: действительно тема сопротивления появится. И начнётся схватка нашего народа с фашизмом.

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов.

Назовите эти противопоставления. Например: Мир создания – мир разрушения. Добро-зло, жизнь – смерть, сытость – голод, любовь – ненависть, победа – поражение, храбрость – страх.

ИТОГ УРОКА. А теперь подведём итоги.

Учитель:  Композитору удалось передать дух военного времени?  Образ врага?

Почему симфония №7 Д.Шостаковича носит название «Ленинградская?

Симфония №7 Дмитрия Дмитрия Шостаковича носит название "Ленинградская" наверное по двум причинам.

1.Большую часть симфонии композитор писал в Ленинграде, когда уже началась блокада города. Финал же он писал уже в Куйбышеве, такое название носила тогда Самара,

2.Эту симфонию композитор посвятил подвигу своего родного и любимого города. Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года,в то время Ленинград еще был в блокаде..

 Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие  дирижёра Элиасберга, признались ему: Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...”

Учитель: Каждый на войне совершал подвиги - на передовой,  в партизанских отрядах, в тылу, на заводах, в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли её на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7 симфония это не только музыкальный, но и военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить.

Симфония №7 Шостаковича звучала всем смертям назло. Она  напоминание миру, что ужас блокады и бомбёжки не должен повториться.

Около  миллиона  солдат погибло при защите города. Я с гордостью сообщаю вам ребята, что в  прорыве блокады участвовали и наши земляки. А ещё с большей гордостью говорю вам, что в числе этих воинов-освободителей и имя нашего земляка Яшкулянина – Адьянова Бориса Горяевича.

Учитель: Наряду с таким серьёзным произведением как, симфония №7 Д.Шостаковича, большую роль играли песни о войне. Песни поддерживали бойцов, вызывали чувство патриотизма, чувство гордости за страну, за свой народ.

Исполнение песни «О той весне».

Рефлексия:

Домашнее задание: А в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое эссе о значении музыки в годы войны.

Учитель: Ребята я  надеюсь, наш урок не пройдёт зря, а оставит в ваших сердцах память о подвигах наших героев в тяжёлые времена.

 Решите кроссворд.

По горизонтали:

  1. Музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства?
  2. Как называлась операция «огненной симфонии»?
  3. Фамилия дирижера, руководившего оркестром в Ленинграде в 1942 году?
  4. Назовите город, где был дописан финал Ленинградской симфонии?
  5. Второе название симфонии №7?
  6. Фамилия автора симфонии № 7?

По вертикали:

  1. Назовите месяц, когда впервые была исполнена симфония №7 в Ленинградской филармонии в 1942 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

конспект урока музыки 8 класс по теме: Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки

Последние десятилетия ознаменованы бурным расцветом оперного искусства. Наибольшей популярности добиваются певцы, способствующие популяризации оперы на мировой сцене. К их числу относятся Лучано Павар...

Открытый урок в 9 классе на тему« Окончание Великой Отечественной войны». 2020 г.

Открытый урок  в 9 классе на тему« Окончание Великой Отечественной войны». 2020 г....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...

Конспект урока по теме «Значение песни во время Великой Отечественной войны».

Урок памяти очень важен для учеников, поэтому мной был разработан конспект урока по теме "Значение песни во время Великой Отечественной войны"....

Урок в 10 классе по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»       (10 класс)Тип урока: урок изучения нового материала на основе анализа исторических источниковЦель урока...