Мир русской песни
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Моисеева Анна Анатольевна

урок музыки в 5 классе, УМК В.В.Алеев, Т.И.Науменко

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока (УМК Т.И.Науменко, В.В.Алеев)

Общая часть

Предмет

музыка

Класс

5

Тема урока

"Мир русской песни"

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- развивать умение слушать вокальную музыку  (сольное, хоровое пение)

- способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)

знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)

- способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности

- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения

- формировать навык свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка»

- научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами

- создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка

- развивать диалогическую и монологическую речь

- создать условия для творческой самореализации

- воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)

- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (дневник музыкальных наблюдений, стр.8)

 - умение познавать мир через музыкальные формы и образы,

- оценивать результаты своей деятельности

 

Цель урока

Дать представление о музыкальной культуре русского народа

Понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня

Задачи урока

Образовательные: выяснить как происходит рождение музыкального произведения на основе стихотворного текста.

 Воспитательные: выяснить и осознать роль музыки в семье искусств

Развивающие: создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) по вопросам учителя

Основные понятия, изучаемые на уроке

народная песня, авторская песня, легато, распев

используемые ИКТ, ЭОР

компьютер, проектор, экран, музыкальный центр

Методическое оснащение

Презентация (портреты композиторов, репродукции картин)

Музыкальный материал урока:

"Ах ты, степь широкая…" Р. н. песня, обработка Т. Триодина

"Вечерний звон". стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова

"Стоит ива одинокая" муз. В.Алексеева, сл. И.Лейме

Учебник, рабочая тетрадь, оркестровые треугольники

Организационная структура урока

Деятельность этапа

Основная форма работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного изучения нового материала

Организационный момент

Актуализация знаний и музыкально-слуховых представлений о народной музыке

Постановка целей и задач урока

Вход в класс под звучание народной музыки: определение жанровой принадлежности

Презентация (стихотворные строки, картины созвучные изучаемому на уроке материалу): накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах

 Л: понимание жизненного содержания народной, современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством.

К: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Повторение пройденного материала

О чем поется в русских народных песнях? Есть ли специфические черты русской народной песни?

«Ах ты, степь широкая...» (р.н. песня, обработка Т. Триодина) Поиск ответа на вопрос на основе музыкального опыта

Использование эмоционального словаря

Слушание, участие в исполнении

Л: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности

П: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных стилей народной и профессиональной  музыки в ее связях с другими видами искусства

К: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией

Этап 3. Практическая деятельность

Формирование новых знаний по теме урока

Углубление знаний детей о связи искусств

Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях на примере песни Вечерний звон. ст. И. Козлова, обработка Н. Иванова

Работа с учебником (стр. 60-62): выразительное чтение стихотворения

Слушание и анализ песни:

- определение средств музыкальной выразительности

- определение состава исполнителей,

- определение разновидности вокального исполнения

Участие в исполнении песни с применением оркестровых треугольников.

Определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)

К: инициирование взаимодействия в группе, коллективе

Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности.

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования.

Этап 4. Проверка полученных результатов

Обобщение и первичное закрепление знаний

Многообразие и богатство мира русской песни, ее связь с жизнью народа, красотой русской природы.

Совершенствование навыков пения: работа над легкостью звучания, выразительностью, паузами

Современные песни в народном стиле: коллективная музыкально-творческая деятельность - хоровое исполнения песни в народном стиле «Стоит ива одинокая» муз. В.Алексеева, сл. И.Лейме

Личностные:

Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса. Метапредметные:

самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Предметные:

владение умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия.

Итоги

Подведение итогов: обсуждение впечатлений от урока, выставление оценок.

Домашнее задание: Работа с творческой тетрадью «Дневник музыкальных наблюдений» (стр.8)

Расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства.

Формирование умений применять ИКТ как инструмент преобразования информации;

Самоанализ открытого урока

Параметры анализа

да

час-тично

Комментарии и разъяснения

1.

Соответствие урока требованиям, ФГОС

+

Урок получения новых предметных знаний, умений, навыков. Комбинированный

2.

Соответствие урока заявленной теме

+

3.

Соответствие цели урока его содержанию

+

Формирование применения предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности

4.

Достижение предметных результатов урока  

+

5.

Достижение метапредметных результатов урока

+

6.

Достижение личностных результатов занятия/урока

+

7.

Использование средств ИКТ, ЭОР

+

компьютер, проектор.

Музыкальный центр

8.

Адекватное использование методического сопровождения урока

+

9.

Использование дополнительных образовательных ресурсов уроке

+

аудиодиски, видеофрагменты

10.

Создание учителем условий для осознанного и эмоционального усвоения учебного материала учащимися

+

доступный язык, доброжелательный тон

11.

Наличие мотивации учащихся  к освоению темы  урока и ее форма

+

12.

Наличие форм самоорганизации учащихся

+

13.

Установление обратной связи учителя с учащимися в процессе урока

+

Дискуссия

14.

Организация художественно- практической деятельности учащихся

+

вокально-хоровая работа

15.

Коррекция достижений учащихся в процессе учебной деятельности

+

16.

Наличие дифференцированного подхода

+

17.

Наличие индивидуального подхода

+

18.

Владение учителем современными технологиями, методами и приемами обучения учащихся

+

Здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, развивающие, продуктивная творческая деятельность

19.

Формирование УУД на уроке, каких именно

+

личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных.

20.

Формирование компетенций на уроке/занятии, каких именно

+

Музыкально-творческая, компетентности общих умений, вокально-хоровой, компетентности слушания музыки

21.

Проведение рефлексии в течение занятия/урока

+

22.

Проведение рефлексии в конце занятия/ урока

+

23.

Подведение итогов занятия/ урока

+

24.

Имидж учителя: внешний вид, речь и т.п.

+

25.

Контакт учителя с учащимися

+

26.

Способность учителя "сглаживать" противоречия и  конфликты

+

противоречий и  конфликтов мнений учащихся, их реакции  в процессе урока не замечено



Предварительный просмотр:

Особенности формирования способов музыкально-практической деятельности учащихся  на уроках музыки.

Раздел учебника «Музыка и литература»,   тема урока «Мир русской песни».

Авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Последовательность изучения музыкального

(художественного) материала урока

Способы музыкально-практической деятельности учащихся (использовать формулировки из программы)

Организационный момент

Вход в класс под звучание народной музыки

1. Актуализация знаний и музыкально-слуховых представлений о народной музыке

Постановка целей и задач урока

Презентация (стихотворные строки, картины созвучные изучаемому на уроке материалу)

2. Определение жанровой принадлежности

3. Накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах

Повторение пройденного материала

О чем поется в русских народных песнях? Есть ли специфические черты русской народной песни?

«Ах ты, степь широкая...» (р.н. песня, обработка Т. Триодина)

3. Поиск ответа на вопрос на основе музыкального опыта

4. Использование эмоционального словаря

5. Слушание, участие в исполнении

Формирование новых знаний по теме урока

Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях на примере песни Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова

Углубление знаний детей о связи искусств

.

6. Работа с учебником (стр. 60-62)

7. Выразительное чтение стихотворения

8.Слушание и анализ песни:

- определение средств музыкальной выразительности

- определение состава исполнителей,

- определение разновидности вокального исполнения

9. Участие в исполнении песни с применением оркестровых треугольников.

Обобщение и первичное закрепление знаний

Многообразие и богатство мира русской песни, ее связь с жизнью народа, красотой русской природы.

Современные песни в народном стиле «Стоит ива одинокая»
музыка В.Алексеева, слова И.Лейме

10. Совершенствование навыков пения: работа над легкостью звучания, выразительностью, паузами

11. Коллективная музыкально-творческая деятельность - хоровое исполнения песни

Подведение итогов

Выставление оценок за работу на уроке.

12. Рефлексия

Домашнее задание

13. Работа с творческой тетрадью «Дневник музыкальных наблюдений» (стр.8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная пртграмма ансамбля русской песни "Забава"

Данная программа является авторской, написана мною в 2006 году. Программу можно использовать целиком или использовать отельные её разделы....

Классный час "Русской песни запевала" (посвящен творчеству поэта- песенника А.И. Фатьянова)

Классный час посвящен творчеству моего земляка, поэта- песенника Алексея Ивановича Фатьянова....

Презентации "Русская песня", "Русские композиторы 17-19 в.в.

Презентация о видах русских народных песен, о композиторах 17-18 веков....

Мир русской песни (конспект открытого урока с презентацией)

Папка содержит конспект урока и презентацию (другой вариант)....

"Русская песня" для мальчишек.

Моё портфолиоХочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллект...

Сценарий концерта образцового ансамбля "Родная песня" - "ВЕЛИКОЕ ЧУДО - РУССКАЯ ПЕСНЯ"

Сценарий  для отчётного концерта  детскоо ансамбля народной песни....

мир русской песни

:  сформировать представление о тесной связи в  русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России...