Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыка»
рабочая программа по музыке на тему
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБУ ДО «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина»
Принята на заседании методического совета от «___»______________20__г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор Е.Г.Шинкаренко ____________ «___»_________________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Музыка»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель: Медведева Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования |
г. Брянск, 2017
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» составлена в соответствии с нормативными документами:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
многолетнего опыта работы школы раннего развития «Росток»;
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы)»;
7) Устав Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина».
При разработке программы были использованы следующие программы: комплексная программа «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева), программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой).
Актуальность
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетационной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.
Педагогическая целесообразность
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, то есть талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом.
Отличительная особенность данной программы – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального развития детей. Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.
Образовательная программа «Музыка» является составной частью комплексно-целевой программы школы раннего развития «Росток», которая способствует музыкально-творческой деятельности детей, проявлению индивидуальных творческих способностей ребенка.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом её содержании, методических формах работы, широком использовании разнообразных форм освоения учебного материала, в специальном подборе адаптированного музыкального репертуара, музыкальных игр, адаптированных для дошкольников.
Цель данной программы – музыкальное воспитание детей через целенаправленное приобщение к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей и начальных исполнительских навыков.
Образовательная программа «Музыка» предполагает решение следующих задач:
Предметные:
- познакомить детей с системой опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- сформировать умение использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности;
- способствовать формированию певческих умений и навыков;
- познакомить детей с детскими музыкальными инструментами;
- обучить инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Метапредметные:
- развить музыкальные способности (ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, чувство ритма, гармонии и т. д.);
- развить у детей интерес к различным жанрам музыки с целью ознакомления с культурой других народов;
- развить музыкальное восприятие, музыкальную память, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;
- развить творческие способности детей в пении, игровой и музыкально-танцевальной деятельности.
Личностные:
- воспитывать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
- воспитывать интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать музыку и исполнять её;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Возраст детей и сроки реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка» рассчитана на три года обучения для детей от 4 до 7 лет.
Форма организации обучающихся на занятиях – групповая. В группу зачисляются дети, занимающиеся в школе раннего развития «Росток».
Основными формами музыкальной деятельности являются занятия, развлечения и праздники.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Год обучения | Возраст детей | Продолжи-тельность занятий | Режим занятий | Наполняемость учебной группы (согласно Устава ДДЮТ) |
1 | 4-5 | 20 минут | 1 раз в неделю – 1 час | не менее 12-15 детей |
2 | 5-6 | 25 минут | 1 раз в неделю – 1 час | не менее 10-12 детей |
3 | 6-7 | 30 минут | 1 раз в неделю – 1 час | не менее 6-8 детей |
Планируемые результаты по итогам первого года обучения
Умения:
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер;
- узнавать песни по мелодии;
- различать звуки по высоте (в пределах сексты-септимы);
- петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова;
- вместе начинать и заканчивать песни;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах;
- инсценировать (совместно с воспитателем) народные песни, хороводы.
Знания:
- звуки высокие и низкие;
- жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
-музыкальные инструменты: барабан, бубен, деревянные ложки, колокольчики, дудочку.
Планируемые результаты по итогам второго года обучения
Знания:
- выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро;
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, металлофон, баян, флейта, балалайка);
-узнавать произведения композиторов: К.Сен-Санса «Карнавал животных», П.И. Чайковского «Детской альбом», М.И.Глинки «Марш Черномора» по отдельным фрагментам произведения (вступлению, мелодии).
Умения:
- петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо; своевременно начинать и заканчивать песню;
- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
-самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг другу;
- играть на металлофоне, ксилофоне, флейте простейшие мелодии на одном звуке;
-ритмично двигаться в соответствии с различным характером, регистрами и динамикой музыки.
Планируемые результаты по итогам третьего года обучения
Умения:
- различать части произведения;
-эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавая несложный музыкальный ритмический рисунок, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;
- выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп;
-инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх, хороводах.
-петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;
- петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Знания:
- названия пройденных музыкальных произведений;
- музыкальные жанры: балет, опера, симфония;
- творчество композиторов: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, Ф.Листа, Э. Грига, П. Чайковского, Д.Д. Шостаковича и др.;
- элементарные музыкальные понятия: темп, ритм, динамика, исполнитель, дирижер, вокальная, инструментальная и оркестровая музыка.
Виды и формы контроля
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль (первичная диагностика) | Тестирование (определение типа детского голоса, примерный и общий диапазон). |
Текущий контроль | Открытые занятия для родителей, музыкальные викторины |
Промежуточный контроль | |
Итоговый контроль (аттестация) | Итоговые занятия, участие в итоговых и тематических праздниках, творческие отчеты для родителей. |
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теорети-ческих | Практи-ческих |
1 | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | - |
2 | Слушание музыки | 5 | 3 | 2 |
2.1Знакомство с тремя основными жанрами: песней, танцем и маршем 2.2Выразительные средства музыки | 2 3 | 1 2 | 1 1 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 6 | 2 | 4 |
3.1. Игровые упражнения 3.2. Хороводы | 3 3 | 1 1 | 2 2 | |
4 | Пение | 8 | 3 | 5 |
4.1. Певческая установка 4.2. Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса 4.3. Песенное творчество | 2 2 4 | 1 1 1 | 1 1 3 | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 2 | 2 |
5.1. Знакомство с музыкальными инструментами: барабаном, бубном, деревянными ложками, дудочкой 5.2. Обучение игре на ударных инструментах | 1 3 | 1 1 | 2 | |
6 | Музыкальные игры | 6 | 3 | 3 |
6.1. Игры с пением 6.2. Игры на развитие ритмического слуха 6.3. Игры на развитие звуковысотного слуха | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 3 | 3 | |
| 1 1 1 | 1 1 1 | ||
8 | Аттестационные занятия 8.1 Аттестационное занятие за 1 полугодие. Открытое занятие для родителей. 8.2 Аттестационное занятие за год. Открытое занятие для родителей. | 2 1 1 | 2 1 1 | |
Итого: | 36 | 15 | 21 |
Содержание образовательной программы
Первый год обучения
№ | Раздел | Содержание |
1. | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности | Знакомство педагога с детьми. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. |
2. | Слушание музыки | Знакомство детей с музыкой детских композиторов. Беседа с детьми о том, что в музыке могут передаваться различные чувства человека (радость, грусть, веселье и т.д.). Знакомство детей с такими жанрами как песня, танец, марш, с различными средствами музыкальной выразительности (темпом, ритмом, мелодией). Целенаправленное слушание музыкальных произведений, видение в них сходства и различия, общих и индивидуальных признаков, устанавление связи между предметами и явлениями окружающей жизни, музыкальными образами. Овладение элементами музыкальной грамоты: различие высоты и длительности звуков. Запоминание названий музыкальных произведений, самостоятельное высказывание детей об их содержании. Практическая работа. Сочинения на тему: «О чем мне рассказала музыка» с использованием наглядного материала. |
3. | Музыкально-ритмические движения | Знакомство детей с танцевальными движениями: прямым галопом, поскоками, пружинкой, выставлением ноги на пятку, на носок. Практическая работа. Ритмичные движения в соответствии с характером музыки, жанром (полька, вальс, марш, хоровод, плясовая). Движение в парах (сохраняя круг), перестроение из круга врассыпную и обратно. Пространственная ориентировка детей в различных построениях. |
4. | Пение | Формирование у детей певческих умений и навыков. Обучение детей перед началом пения делать активный вдох, положив руку на живот (при этом живот должен надуться, а плечи не подниматься). Выдох бесшумный. Пение с соблюдением правильной дикции. Отчетливое произнесение согласных звуков в конце слов. Новое дыхание следует брать, допев музыкальную фразу. Песенное творчество. Практическая работа. Пропевание мелодии ритмическими словами и прохлопывание ритма. Передача при пении характера музыки, точно соблюдая оттенки. Перед налом пения настроиться на первый звук, петь выразительно, без напряжения, в объеме ре-си. |
5. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомство с инструментами бубном, барабаном, деревянными ложками, дудочкой, колокольчиками и их звучанием. Практическая работа. Постановка корпуса, рук, освоение основных приёмов звукоизвлечения при игре на бубне, барабане, деревянных ложках, дудочке. Разучивание музыкального произведения. |
6. | Музыкальные игры | Знакомство с музыкальными играми. Практическая работа. Передача детьми различных по характеру игровых образов: котик заболел, выздоровел, зайка испугался, сердитый медведь, весёлый медведь и т.д. Инсценирование русских народных песен, инструментальных пьес с помощью взрослого. Создание индивидуального игрового образа. |
7. | Воспитатель-но-познава-тельные мероприятия | Организация и проведение праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:
|
8. 8.1 8.2 | Аттестационные занятия Аттестацион-ное занятие за 1-ое полугодие Аттестацион-ное занятие за год | Открытое занятие для родителей. Открытое занятие на Неделе дошкольников. Открытое занятие для родителей. |
Учебно-тематическое планирование
Второй год обучения
№ | Разделов, тема | Общее кол-во часов | Теорети-ческих | Практи-ческих |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Слушание музыки | 6 | 2 | 4 |
2.1.Эмоциональная окраска музыкального произведения 2.2. Знакомство с произведениями двухчастной и трехчастной формы | 3 3 | 1 1 | 2 2 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 5 | 2 | 3 |
3.1. Передача образов сказочных героев, животных и птиц 3.2. Хороводы и пляски | 3 2 | 1 1 | 2 1 | |
4 | Пение | 7 | 2 | 5 |
4.1. Закрепление певческой установки 4.2.Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса 4.3. Развитие исполнительских способностей | 1 3 3 | 1 1 | 1 2 2 | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 2 | 2 |
5.1. Знакомство с музыкальными инструментами: металлофоном, баяном, ксилофоном, флейтой 5.2. Обучение игре на ударно-мелодических инструментах | 1 3 | 1 1 | 2 | |
6 | Музыкальные игры | 6 | 2 | 4 |
6.1. Игры с атрибутами 6.2. Игры на развитие диатонического слуха 6.3. Игры на развитие музыкальной памяти | 2 2 2 | 1 1 | 2 1 1 | |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 5 | 5 | |
| 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | ||
8 | Аттестационные занятия 8.1Аттестационное занятие за 1 полугод 8.2Аттестационное занятие за год | 2 1 1 | 2 1 1 | |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание образовательной программы
Второй год обучения
№ | Раздел | Содержание |
1. | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о летних музыкальных впечатлениях детей. |
2. | Слушание музыки | Знакомство детей с творчеством композиторов: П.И. Чайковского, Моцарта, А.Т. Гречанинова, А.Филиппенко, Э.Грига, М.Глинки. Обучение детей более глубоко воспринимать музыкальные произведения, понимать их содержание, сопереживать музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке. Развитие звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического слуха, творческой активности. Практическая работа. Совершенствование музыкальной памяти детей через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Сочинения детей на темы: «Какие чувства передает музыка?». |
3. | Музыкально-ритмические движения | Развитие чувства ритма, умения передавать характер музыки через движения: спокойная, бодрая, пружинистая ходьба, легкий бег. Практическая работа. Танцевальные движения: движение в парах поскоками, поочередно выбрасывание ноги вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, полуприседание с выступами ноги на пятку, сужение и расширение круга. Разучивание танцев, состоящих из этих элементов. |
4. | Пение | Знакомство с особенностью музыкальной речи (фразировкой). Усвоение певческих навыков. Закрепление певческих навыков. Практическая работа. Выразительное пение, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до.Показ пения без музыкального сопровождения. Значение слов «ярмарка», «сенички», «горенка», смысловое ударение «во поле», «по саду». Сольное исполнение ранее выученных песен. Знакомство с отдельными частями музыкального произведения: вступлением, запевом, проигрышем, куплетом, окончанием. |
5. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомство с новыми инструментами- металлофоном, ксилофоном, флейтой, баяном. Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах. Практическая работа. Игра на металлофоне, флейте. Разучивание музыкальных произведений: «Вальс» муз. Е.Тиличеевой, «Сорока» обр. Т.Попатенко. Исполнение знакомых попевок, соблюдая общую динамику, темп, ритмический рисунок |
6. | Музыкальные игры | Знакомство с общим характером и традициями исполнения хороводных плясок, народными играми. Практическая работа. Инсценировка содержания детских песен, хороводов. Творческое использование знакомых движений в танцевальных и игровых импровизациях. |
7. | Воспитательно-познавательные мероприятия | Организация и проведение праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:
|
8. 8.1 8.2 | Аттестационные занятия Аттестационное занятие за 1полугодие Аттестационное занятие за год | Открытое занятие для родителей. Открытое занятие для родителей. |
Учебно-тематическое планирование
Третий год обучения
№ | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Слушание музыки | 6 | 3 | 3 |
2.1. Знакомство с музыкальными жанрами: опера, балет, симфония 2.2. Анализ музыкальных произведений | 3 3 | 2 1 | 1 2 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 5 | 2 | 3 |
3.1. Упражнения с предметами 3.2.Импровизации под музыку | 2 3 | 1 1 | 1 2 | |
4 | Пение | 7 | 2 | 5 |
4.1. Усвоение певческих навыков 4.2. Совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации 4.3. Исполнение попевок и песен | 2 2 3 | 1 1 | 1 2 2 | |
5 | Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 1 | 3 |
5.1. Знакомство с клавишно-язычковыми музыкальными инструментами 5.2. Исполнение знакомых мелодий сольно и в ансамбле | 1 3 | 1 | 3 | |
6 | Музыкальные игры | 5 | 2 | 3 |
6.1. Игры на развитие тембрового слуха 6.2. Развитие музыкальной памяти и чувства ритма 6.2. Развитие умений сотрудничества и сотворчества в играх | 1 2 2 | 1 1 | 1 1 1 | |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 6 | 6 | |
| 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | ||
8 8.1 8.2 | Итоговые занятия Аттестационное занятие за 1 полугодие Итоговое занятие за год | 2 1 1 | 2 1 1 | |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание образовательной программы
Третий год обучения
№ | Раздел | Содержание |
1. | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о летних музыкальных впечатлениях. |
2. | Слушание музыки | Знакомство детей с музыкой русских композиторов-классиков (М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Д. Шостакович). Обогащение музыкальных впечатлений детей при восприятии музыки разного характера. Различие вокальной и инструментальной музыки. Узнавание по слуху произведений музыкального фольклора, соотношение их с особенностями празднования народных праздников. узнавание произведения композиторов-классиков (русских, зарубежных). Развитие словарного запаса детей для определения характера музыкального произведения. Практическая работа. Совершенствование у детей навыка различения звуков по высоте (в пределах квинты), различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев). |
3. | Музыкально-ритмические движения | Показ элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Практическая работа. Танцевальные движения: хороводный шаг, шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, переменный шаг, движениям современного танца. Развитие творческой активности детей. Закрепление умений детей двигаться естественно, выразительно, ритмично. Образная передача настроения, чувств, развитие сюжетных линий. |
4. | Пение | Знакомство с мелодическим каноном. Усвоение певческих навыков. Практическая работа. Умение петь выразительно(ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до¹-ре²), правильно передавая мелодию; брать дыхание перед началом песен и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Исполнение русских народных песен в соответствующем содержанию характере. Пение acappella сольно, группой. Самостоятельная импровизация мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни и пьесы. |
5. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомство с музыкальным инструментом – аккордеоном. Создание детского оркестра. Практическая работа. Совершенствование исполнительских навыков детей в процессе игры на музыкальных инструментах (играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками). |
6. | Музыкальные игры | Знакомство с новыми музыкально-дидактическими играми. Практическая работа. Самостоятельная инсценировка содержания песен, хороводов без подражания друг другу. Освоение этюдов на внимание, фантазию, выражение эмоций, выразительность жеста. |
7. | Воспитательно-познавательные мероприятия | Организация и проведение праздников (итоговых, тематических) в течение года и в каникулярное время:
|
8. 8.1 8.2 | Итоговые занятия Аттестационное занятие за 1-ое полугодие Итоговая аттестация | Открытое занятие для родителей. Открытое занятие на Неделе дошкольников. Открытое занятие для родителей. Творческий отчет для родителей. |
Методические материалы
Методы и приёмы обучения
Метод | Приём |
Словесный (вербальный) | Рассказ, объяснение, беседа |
Наглядный | Пособия, иллюстрации |
Объяснительно-иллюстративный | Рассказ, объяснение |
Практический | Упражнения, практические задания |
Игровой | Учебный материал в игровой форме |
Методические приемы по разделам:
- слушание:
- пояснение и беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой;
- наглядно-выразительный показ;
- выразительное исполнение музыкального произведения, образное, краткое пояснение характера произведения, настрой на слушание музыки;
- пение:
- выразительное пропевание слов и музыкальных фраз совместно с музыкальным руководителем;
- беседа по содержанию песни;
- музыкально-ритмические движения:
- выразительный показ взрослого (персонаж, музыкальный руководитель), словесные указания;
- выполнение ритмических движений по показу.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология группового обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: музыкальное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть настраивает ребенка на занятие. На эту часть отводится 5-10% общего времени. В основную часть занятия включаются: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактические игры. На основную часть занятия отводится 70-80% общего времени. Заключительная часть занятия – это музыкальная игра или пляска. На заключительную часть занятия отводится 10-20% общего времени (вызвать у детей чувство радости, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них).
Дидактические материалы
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия лото. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя. представляют себя музыкантами).
2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
- с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта).
- с фиксированной мелодией;
- с одним фиксированным звуком (дудки);
- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы).
3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения.
4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты).
5. Репродукции картин русских и зарубежных художников, портреты композиторов.
Оценочные материалы
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 4-5 лет (1 год обучения)
Вводный контроль
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 4-5 лет (1 год обучения)
Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 4-5 лет
(1 год обучения)
Промежуточная аттестация (конец года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 5-6 лет (2 год обучения)
Промежуточная аттестация (начало года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 5-6 лет (2 год обучения)
Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 5-6 лет (2 год обучения)
Промежуточная аттестация (конец года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 6-7 лет (3 год обучения)
Промежуточная аттестация (начало года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 6-7 лет (3 год обучения)
Промежуточная аттестация (по окончании I полугодия)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Критерии оценки развития музыкальных способностей детей 6-7 лет (3 год обучения)
Итоговая аттестация (конец года)
Критерии | Количество баллов |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 0 |
Общий балл: высокий – 7-9; средний – 4-6; низкий – 0-3.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном помещении с хорошим освещением и музыкальным инструментом (фортепиано). Для проведения занятий необходимы: музыкальные пособия, учебники по предмету, магнитофон, аудиозаписи и CD-диски с записями произведений русских, зарубежных и современных композиторов.
Список литературы для педагога
- Брыксина Е.В. Организация музыкального воспитания в семейном детском саду. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3, 2010, с.56-61
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.:ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой : Изд. 3-е переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Журнал «Музыкальная палитра» 2009, №1-6
- Журнал «Музыкальный руководитель» 2008, №1-8
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Младшая, средняя и старшая группа: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением.- Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Изд. : Композитор. Санкт-Петербург, 2008.
- Карцер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб.пособие.-2-е изд., доп.- СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
- Крюкова. Музыкальная педагогика. М.: Просвещение, 2004.
- Некрасова Е.А. Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у детей. Дошкольная педагогика №3(44) 2008. стр. 28.
- Орлова Т.М., С.И. Бекина. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2012.- 144 с.:ил.
- Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре. Москва «Музыка», 2015.
- Струве Л. Музыкальные ступеньки. Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. Москва, 2010.
- Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса. Музыкальный руководитель №3 2009. стр.2-9.
- Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности. Музыкальный руководитель. №5, 2009 стр.11-13
Список литературы для родителей и обучающихся
- Р. Паулс. Птичка на ветке. песни для детей в сопровождении фортепиано, Ленинград, всесоюзное издательство «Советский композитор», 2005
- Чаморова Н.В. Божья коровка: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2015. – 48 с.
- Чаморова Н.В. Кисонька-мурысонька: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2010. – 48 с.
- Песенки в картинках. Выпуск 5 Популярные песни для детей. Издательство «Музыка», 2008 г. Составление. Иллюстрации.
- Чаморова Н.В. Шла коза по мостику: Детские игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2010. – 48 с.
- Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни с нотами. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2011. – 48 с.
- https://xmusik.me/q/ls28xbTR5PKR_Yrkt80Xs8aC0KDRtvO9zrbH/
- http://detskij-dvorik.ru/musicchild.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Инструментальная музыка" (стартовый уровень)
Автор-составитель программы:Педагог дополнительного образованияКазарманова Лолия АнатольевнаДополнительная общеобразовательная программа «Инструментальная музыка» разработана в соответстви...