конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства"
план-конспект урока по музыке на тему

Самсонова Наталья Владимировна

конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства" ФГОС Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevneyshaya_pesn_materinstva.docx26.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе

Учитель: Самсонова Наталья Владимировна

Тема: «Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока: изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы.  Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи: раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства; развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки; способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах; воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

МЕТОДЫ: созерцания,  словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице. «Мамина улыбка» сл. Ольга Чусовитина, муз. С. Соснина

Дополнительный материал к уроку:  Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»

 Раздаточный материал: репродукции картины «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти,  Словари Ражникова.

Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина,  достоинство).

Организационный момент.

-Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить,  вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.

  Введение в тему урока

(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)

-Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

Ответы детей:…

- Почему?

Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

- Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

Д.:  (выводы детей)

-Есть особые произведения в искусстве раскрывающие  великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.  (Слайд 2)

Актуализация темы урока

«Древнейшая песнь материнству. Образ матери в музыке, поэзии  и изобразительном искусстве»  вот тема нашего урока сегодня.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:  

            Я верю, что женщина – чудо такое,

            Какого на Млечном пути не сыскать,

            И если «любимая» - слово святое,

           То трижды священное – женщина-мать!»

 (Л.Рогожников)

- Ребята, дайте название этой музыке одним словом

- А где обычно звучат молитвы?

- Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то,  которое больше подходит  к молитве: (Слайд 3 )

 Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства

1). Унылая пора! очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,

В молельню тихую земля превращена;

Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!

(Владимир Бенедиктов)

3).          «Ave Maria – лампада тиха,

               В сердце готовы четыре стиха:

               Чистая дева, скорбящая мать,

               Душу проникла твоя благодать.

               Неба царица, не в блеске лучей,

               В тихом предстань сновидении ей!

               Ave Maria – лампада тиха,

               Я прошептал все четыре стиха

                                                                  ( Афанасий Фет)

 (Слайд 4)

-   “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам  на несколько минут стать «композиторами» и  подобрать музыку для этого стихотворения. Можно воспользоваться словарем.

Д.: -  (  выбирают характер,  темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)

https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo   Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти

-  Давайте послушаем молитву  “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта  в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку,  всмотритесь в картину, которая лежит перед вами (раздаточный материал репродукция картины «Сикстинская Мадонна » Рафаэля Санти)  (Слайд 5)

- Слушая молитву, перед глазами у вас была  картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

(Слайд 6)

Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?

-  Это  икона русского  художника  В.Васнецова  «Богоматерь  с младенцем»  

Беседа по картинам

Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

(Слайд 7)

-Кто изображен на картинах?

-Откуда явилась Мария?

- Куда направляет стопы?

- Куда устремила взгляд?

-Какие краски на холстах художников?

- Какого цвета больше?

- Есть ли разница на картинах между небом и землёй?

-  Где происходит действие?

- Перед кем стоит Дева Мария?

- Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?

Д.: - …

- Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери. (Слайд 8  изображение из Библии) 

Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует   праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,  в основе которого лежит евангельская история

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели  Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

 Однажды, читая священное писание перед  Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

 — Он сказал ей:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

 Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу?   Дева Мария молчала и ждала...

«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна   Ты   между  жёнами»,   -  этот же,   только   несколько   измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.

 Слушание «Богородице, Дево,  радуйся»

- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.

Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

https://www.youtube.com/watch?v=qkOiPSy29jw   (Звучит «Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинова)- Что вы почувствовали?

- Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

- Чем?

- (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание,  красота)

- Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?

Повторное слушание фрагментов молитв.

Д.: -  У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.

- Кто-нибудь знает почему?    

Д.: - …

- Это    из-за    веры.    В    православных    церквях    нет    музыкальных инструментов, а в католических - есть.

 Динамическая пауза.

Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в  Австрию на Родину  Франца Шуберта (Звучит запись  шума  моря)

   Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – выдох!

                     Стало палубу качать!

                     Ногу к полу прижать!

                     Крепче ногу прижимаем,

                     А другую расслабляем.

Упражнения выполняются поочерёдно для каждой ноги.

Вернулись из нашего «путешествия» домой и с новыми силами продолжаем урок.

- Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы

(В руках учителя   маленькая  копия иконы  из церкви)

Посмотрите видео об этой иконе и скажите, почему же она так близка нашему народу, обратите внимание на музыкальное сопровождение.

(Слайд 9)

-О чем молятся этой иконе?

Д.: …

Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:

«Странная история России

 Вся прошла перед Твоим Лицом....

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)

-Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по мнению  автора?

Д.: - …

- Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.

- Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучит?

https://www.youtube.com/watch?v=JrXSw2VPd5w 

Д.:(возможный ответ Похожа на молитву.)

- Кто-то заметил название этой молитвы?

(Слайд 10)

Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

Запишем новое слово в музыкальные словарики.

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и  иконы Богоматерь Владимирская. (Слайд 11)

 Не на троне – на Её руке, Левой

 Ручкой, обнимая шею, -

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует…Немею –

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит…

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

                                 Максим Волошин

У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?

По выражению художника  И.  Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства».

Богоматерь Владимирская – считается заступницей Москвы, а вот неизменная заступница куртамышан  Абалацкая  Божия Матерь («Знамение»).

(Показать маленькую копию из церкви)

(Слайд 12)

В книге  «Земная жизнь Пресвятой Богородицы …»  есть чудесное предание о том, что эта икона написана по видению во сне благочестивой вдове Марии из села Абалак в 1636 году. В видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Такое видение случилось четырежды. Последнее, очень знаменательное, Мария уже не могла более скрывать.

   И в 1637 году со слов Марии протодьякон кафедрального Тобольского Софийского собора Матфей написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой. Икона, по преданию, давно принесена в Куртамыш одной вдовой за явленные ей исцеления. Избавление от болезней - это не единственное благодеяние святыни. Внизу иконы есть надпись о том что, празднование совершается  8 июля по случаю избавления посёлка Куртамыш от пожаров с выносом иконы в 1864, 1868 и 1869 годах. В память избавления от пожаров и в настоящее время  ежегодно совершаются  крестные ходы с иконой только вокруг храма 2 августа, в Ильин день. Невозможно записать все сведения знамений Матери Божией для каждого человека.

Если вы с родителями будете в нашем храме, обратите внимание на эту икону, ее легко узнать по количеству золотых украшений, принесенных иконе  людьми в благодарность за помощь.

 Развитие вокально-хоровых навыков.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

Дома  вы доучивали слова песни  «Мамина улыбка». Давайте с вами споем ее красиво, с чувством,  каждый постарается  петь так, как будто вы дарите песню в подарок   своей маме.

 Исполнение песни «Мамина улыбка».  

(Слайд 13)

- Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

Д.: - …

- Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.

 ( На доске слова повесить    (или сейчас или перед началом урока): мир. радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина. достоинство).

слайд 14

Д.: - (выбирают,  придумывают свои)

- Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в   любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.  Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.  (Слайд 15)

Домашнее задание,

-Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания  музыки на уроке,  остались свои впечатления   найдите   стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок. (Слайд 16)

Рефлексия. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и  Абалацкой)

-Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?

Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

- Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок  Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить , чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!

Список используемой литературы
УМК «Музыка» 3 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=qkOiPSy29jw  «Богородице Дево, радуйся»

 С.В. Рахманинова)

https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo Робертино Лоретти - Ave Maria

https://www.youtube.com/watch?v=JrXSw2VPd5w  тропарь Богородице, глас 4-й.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока по немецкому языку "Алфавитная песня. Das ABC-Lied" 5 класс

Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме "Алфавит"...

Конспект урока литературы на тему «Авторская песня. В.Высоцкий»

Цели: развитие интереса к предметам: литература, музыка; воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценнос...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...