Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
статья по музыке на тему

Романова Ирина Владимировна

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формирование гражданской позиции. Уникальными возможностями гражданско- патриотического воспитания обладает система общего музыкального образования, которой в школах уделяется большое внимание. Музыкальная деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat.docx17.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.

 «Патриотизм или гражданская позиция  - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю.

 Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формирование гражданской позиции. Уникальными возможностями гражданско- патриотического воспитания обладает система общего музыкального образования, которой в школах уделяется большое внимание. Музыкальная деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал.

На протяжение всего изучения курса музыки обучающиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности, высоким гуманистическим идеалам.

Такие произведения понимаются и усваиваются благодаря тому, что на уроке раскрываются их характерные особенности, объясняющие причины их воздействия на слушателей.

На уроках музыки мы используем  не только произведения современных композиторов, но и классическую музыку 19 - 20 века. Многие произведения имеют нерасторжимую связь с жизнью народа, его историей.

Эпические мотивы в русском оперном творчестве XIX века определяют собой особое состояние мира, связанное с героико — патриотической ступенью его развития. Воссоздаются народные войны, блистательная история Руси представляется в его могуществе, с шумными гордыми и бескрайними степями, победными походами дружины, с колокольным звоном и пророческим волхованием, с песнями баяна и эпической речью воинов.

---Древние былины отобразили эпоху Киевской Руси, ее историю, жизненный уклад, и даже характеристики Киевских князей, богатырей. Героические подвиги народа отражены в операх «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Война и мир», «Александр Невский», «На поле Куликовым».

Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина — одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Опера насыщена многими деталями, благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения.

В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере величественный характер. Герой оперы — Князь Игорь наделен лучшими чертами русских витязей.

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки рождает гордость за нашу Родину.

Ария Сусанина — образец русской героической музыки. М.И. Глинка в этой арии рассказал о чувствах человека, который еще полон энергии и сил, но вынужден проститься с жизнью.

В опере «Иван Сусанин» немало известных сцен и музыкальных эпизодов, но самым знаменитым является финал. Одна их превосходных находок композитора заключается в том, что опера не заканчивается смертью героя. Показана победа русских войск и ликование народа.

Показательной в патриотическом воспитании учащихся является опера С.С. Прокофьева «Война и Мир»

Героическое, богатырское начало, самозабвенная любовь к родной земле является образ Кутузова — освободителя России.

В кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьев выразил психологическую суть двух противостоящих сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на полях сражения: Русь и ее поработители — сначала татаро — монголы, затем тевтонские псы — рыцари.

Образ Руси — народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды — все пронизано интонациями русской песенности.

Важное место в  развитии гражданской позиции отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. В данном случае актуально творчество Д. Шостаковича «Ленинградская симфония».

На партитуре симфонии Шостакович сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду».

Как только Шостакович закончил 7 симфонию, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США, где ее сразу же исполнили лучшие оркестры и дирижеры. Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»

На уроках музыки учащиеся слушают и исполняют большое количество песен гражданской и Великой Отечественной войны. Песни этого времени — это празднования огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость.

XX век — это время расцвета песенной культуры России.

Я назову лишь имена некоторых композиторов, творчество которых начиналось в первой половине века, и так необходимо нашим детям. Это И. Дунаевский, В. Соловьев — Седой, А. Новиков, К. Листов, Н. Богословский.

Через песни этих композиторов мы словно общаемся с замечательными людьми, которые жили в то время.

Таким образом, урок музыки на сегодняшний день актуален, он несет в себе важные предпосылки для формирования гражданской позиции у школьников,

направлен на воспитание у учащихся уважительного и благородного отношения к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Приводится аннотация к  программе "Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках  химии и во внеурочной  деятельности"...

Патиотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В статье освещены проблемы патриотического воспитания подростающего поколения, даются рекомендации по формированию чувств патриотизма...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

презентация Развитие метапредметных навыков учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Метапредметные навыки в реализации учебно-проектной деятельности...