Главные вкладки

    Работа над техникой в классе фортепиано
    статья по музыке на тему

    Ахлюстина Клавдия Валерьевна

    Из опыта работы могу сказать - нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и к их механическому проигрыванию. Здесь важно не только количество, но и качество работы, постоянное совершенствование исполнения, неустанный слуховой контроль.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_nad_tehnikoy_v_klasse_fortepiano.docx34.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    [Введите текст]

    Муниципальное учреждение дополнительного образования

    «Детская школа искусств» г. Воркуты

    Доклад

    «Работа над техникой в классе специального фортепиано»

    Подготовила: Ахлюстина К.В.

    Воркута, 2017

    Работа над техникой в классе специального фортепиано

    Из опыта работы могу сказать - нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и к их механическому проигрыванию. Здесь важно не только количество, но и качество работы, постоянное совершенствование исполнения, неустанный слуховой контроль.

    Связь музыкального и технического развития

    Нужно рассматривать технику пианиста не как цель, а как средство достижения художественного результата. К. Игумнов писал, что тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения, совершает величайшую ошибку. В этом случае музыкальная инициатива исполнителя сводится к нулю; получается механическая игра, лишённая всякого смысла.

    Абсолютно похожих фактур не существует, как не существует и универсальных игровых движений. В каждом произведении встречаются, наряду с уже знакомыми и освоенными видами изложения, совершенно новые, требующие особого подхода.

    Такие качества, как точность движений, беглость, ловкость, имеют ценность лишь в том случае, если ученик ясно слышит и понимает смысл изучаемого произведения.

    Развитие слухового контроля

    При работе над техникой необходимо учитывать, что играть механически нельзя, необходимо ликвидировать всё, что приводит к такому исполнению. «Ни одного звука вне слухового контроля!»- таким должно быть основное требование пианиста.

     С самого раннего возраста необходимо воспитывать у ребенка привычку вслушиваться в звучащую ткань произведения, умение не только слушать, но и слышать воспроизводимые звуки. Трудно добиться успеха в технической работе при общей музыкальной инертности учащегося.

    Развитие культуры интонирования

    Культуру интонирования необходимо развивать для технического роста ученика. Преодолению трудностей помогает естественная фразировка, тогда как полное отсутствие интонирования влечёт за собой неточные движения, искажения декламационного рисунка мелодии и приводит к техническим помехам.

    Техническая работа основывается на многократном повторении отдельных фрагментов произведения; чрезвычайно важно правильно фразировать то, что повторяется  много раз. Искажение декламационного рисунка мелодии ведёт к тому, что пальцы играющего могут  «запутаться» в пассаже (чего допускать нельзя!). Исходя из этого следует постоянно искать интонационное осмысление исполняемого материала.

    Свобода и гибкость игрового аппарата

    Игровой аппарат ученика следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с постоянно растущими техническими задачами, помогал их выполнить.

     Недопустима скованность, «зажатость» игрового аппарата; следует неустанно развивать его гибкость и пластичность, пальцы должны быть активными. Ученик должен ощущать свой игровой аппарат, уметь освобождать его во время игры, стараться чувствовать все участки аппарата и работать над их независимостью. Правильная посадка за инструментом -залог успеха!

    Удобная посадка за инструментом

    Мышечная зажатость, которая  возникает у детей чаще всего в плечах,  обычно появляется  в результате неправильной посадки за инструментом. Острота слухового внимания пианиста находится в прямой зависимости от общей физической собранности. Основой  в этом должно быть сочетание подтянутости корпуса и свободы рук.

     В спине должно быть ощущение опоры, которое способствует общей внутренней организованности; поддержка мышц спины -  одно из главных условий беглого аппарата.

    Высокое положение головы позволяет следить за исполнением как бы со стороны, лучше контролировать себя, спокойно смотреть на любое расстояние в любом направлении.

    Хорошая опора на ноги помогает сохранять осанку. Посадка, при которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь заранее, очень удобна.

    При выборе положения пальцев на клавиатуре необходимо учитывать индивидуальное строение рук и особенности фактуры произведения.

    Положение пальцев должно быть таким, чтобы его легко можно было бы изменить. Например, слишком вытянутые пальцы трудно сокращать, а слишком согнутые не способны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее  и правильнее форма пальцев естественная, слегка закруглённая.

    Недооценка всех этих положений губительно сказывается на техническом развитии ученика.

    Формирование рациональных игровых движений

    Необходимо добиваться точно выверенных, рациональных игровых движений и ощущений. Это приводит к  успешному техническому росту.

    Существует три важных момента в ощущениях пианиста:

    -ощущение кончика пальца («подушечки»);

    -ощущение силы, скорости и продолжительности взаимодействия кончика пальца с инструментом;

    -ощущение непосредственно момента контакта пальца с клавиатурой.

    Все три компонента неразрывно связаны и  взаимодополнимы  друг другом. Чем ярче и конкретнее ребенок представляет звуковой образ, тем быстрее и правильнее находятся верные и точные игровые движения для его воплощения.

    При контроле за двигательными ощущениями важно уметь мысленно воспроизвести игровое движение. Это является предпосылкой  музыкально-исполнительского мышления.

    Выразительная игра не требует дополнительных  движений рук и корпуса. Это лишние движения, от которых надо избавляться, поскольку они мешают игре («разболтанная» кисть,  «тряска» руки, размахивание пальцами).

    Нужно учиться экономно расходовать двигательную энергию; палец пианиста всегда должен быть нацелен в клавишу и взаимодействовать с ней.

    Хорошая «прилаженность»  к клавиатуре - залог быстрого технического продвижения ученика. Но при этом  необходима тщательная проработка игровых движений на фортепиано. Необходимо направить ученика на закрепление пианистических навыков: есть такая фактура - ты должен ею овладеть!

    Если ученик  делает лишние движения при многократных повторах, то он усвоит и закрепит именно эти неправильные движения! Поэтому  надо вырабатывать удобные, естественные игровые движения и приёмы игры на инструменте.

    Работа над звукоизвлечением

    Самое главное в работе пианиста - это звук; любой музыкант, прежде всего,  работает со звуком  - вот почему так важны приёмы звукоизвлечения при работе над техникой.

    В игре выдающихся пианистов в первую очередь поражает певучесть туше (каждый палец - «певец»!).

    В фортепианной игре главным штрихом остаётся  легато, который неотделим от эмоционального содержания мелодии. Можно старательно связывать клавиши пальцами но не достигать впечатления связной игры. Ошибочно стремление «уравнять» все пальцы, заставив их действовать с одинаковой силой. Об этом писал Ф.Шопен в своей «Фортепианной методе».

    Исполнитель должен стремиться к штриховому разнообразию. Существует огромное множество всевозможных штрихов (от легато до стаккатиссимо), способ исполнения которых зависит от слитности или различной степени  остроты звуков.

    Стаккато - артикуляционный штрих. Он связан  с извлечением коротких, отрывистых звуков. Для стаккато очень важен момент снятия пальца с клавиши (быстрое движение вверх). Недопустимы лишние движения кисти,  т.к. это приводит к нарушению целостности фразировки.

    Педагог должен слышать наполненность каждого звука и всю фразу в целом. Степень активности пальцев определяется в соответствии с исполняемой музыкой. На первом месте  всегда музыкальная фраза, на втором - игровое движение, которое ученик  находит на основе фразы.

    Важность объединяющего движения

    Любой, даже самый сложный  пассаж можно разделить на более простые позиции.

    Сначала надо освоить объединение звуков в пределах одной позиции,  найти удобное движение руки, а потом  можно переходить к смене позиций и к более сложным комбинированным движениям.

    Важно уметь делать правильные кистевые повороты - при восходящем движении кисть слегка поворачивается вправо, при нисходящем - влево. Все «повороты» пассажа надо как бы «прорисовать» кистью; при этом рука должна двигаться вслед за пальцами, а  не наоборот.

    Работа над усвоением объединяющих движений ведётся на всех этапах обучения ученика.

    Овладение всеми видами фортепианной техники

    Задача педагога – научить ребенка  овладевать разнообразными видами фортепианной техники: различными фигурациями, техникой двойных нот, крупной и мелкой техникой, скачками, и т.д. Все эти виды неразрывно связаны между собой и нацелены на раскрытие художественного образа.

    В техническую подготовку ученика должны также входить упражнения, которые обычно конструируются на материале трудноисполняемых отрывков. Цель таких упражнений: приспособление к  конкретной трудности и развитие  пианистического навыка.

    Грамотный подбор репертуара

    Чтобы технический потенциал ученика развивался всесторонне и гармонично, необходимо грамотно подбирать репертуар.

     Техническая подготовка должна присутствовать на всем периоде обучения. Юные пианисты начинают с небольших и простых этюдов, затем объём и сложность  постепенно увеличиваются.

    При подборе «технического» репертуара должны учитываться  и индивидуальные особенности учащегося; очень важно не допустить пробелов или односторонности в развитии пианиста; он должен постепенно и целенаправленно, овладевать разнообразными видами техники.

    Значение технической работы

    Работа над техникой имеет большое значение в занятиях на фортепиано. Технические требования должны постоянно углубляться, фактурные возможности неуклонно расширяться; исполнительский уровень возрастать.

    Юный музыкант должен неустанно овладевать разносторонними приёмами игры, постоянно восполняя свои технические пробелы. Только в этом случае учащегося  ждут большие творческие победы.

    Список литературы:

    1. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М.: «Советский композитор», 1989.
    2. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков.»  Л.: «Музыка»,1985
    3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. - М.: «Просвещение», 1984.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

    ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

    Реферат"Методы развития мелкой техники в классе фортепиано детских школ искусств"

    Важнейшей основой для развития мелкой моторики учащихся была и будет всегда правильная организация игрового аппарата, начиная с первых шагов юного пианиста. Очень важно научить ученика умело пол...

    Работа над техникой в классе специального фортепиано

    Данная работа раскрывает важнейшие аспекты преподавания специального фортепиано: формирование технических навыков, связь музыкального и технического развития, совершенствование слухового контроля...

    Крупная техника в классе фортепиано. Аккорды.

    Живое осязание клавиш является необходимым условием для всех видов пианистической техники. В методическом сообщении расматриваются некоторые пианистические приемы поэтапной работы над аккордовой техни...

    Работа над техникой в классе фортепиано

    Техника – это «умение художника выразить то, что он хочет выразить. Это способность его материализовать задуманное в звуках…»Художественная сторона исполнения музыкального про...

    Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"

    Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспита...

    Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020

    Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...