Открытый урок по сольфеджио для учащихся 3 класса
план-конспект по музыке по теме

Стадник Елена Анатольевна

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 3 класса (8-летний курс обучения) в ДМШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc171 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА№3

ИМЕНИ ЮРИЯ БОГАТИКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

Открытый урок по сольфеджио

для учащихся 3 класса

«Традиционные формы работы на уроках сольфеджио

 как залог качества обучения»

семинар-практикум Методического объединения №3

преподавателей музыкально-теоретических дисциплин

«Мастерство и творчество в педагогической деятельности»

                                                                                          

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

высшей категории 

Стадник Елена Анатольевна

Симферополь

2018 г

Тема урока: «Традиционные формы работы на уроках сольфеджио

 как залог качества обучения»

Цель урока: Способствовать систематизации и закреплению  усвоения знаний  учащимися.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствование освоения изучаемого материала.

Умение использовать полученные знания на практическом занятии.

Развивающие:

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора

Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Воспитательные:

Воспитание интереса  и любви к предмету

Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

Воспитание навыков самоконтроля

Воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.

Личностные: осознание потребности и умения сознательного применения  изученного материала в целях оценки и стабильности качества знаний;

Проблемная ситуация: использование традиционных форм работы на уроке для успешного освоения и закрепления изученного материала.

Ожидаемые результаты:

-умение применять учащимися   приобретенные  теоретические сведения на занятии;

-повышение   познавательной и эмоциональной активности;

-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат

Методы:

-словесный

-наглядный

-практический

Реализуемые технологии:

-развивающего обучения

-творческая лаборатория

-художественно-эстетическая

-информационно-компьютерная

-здоровьесберегающая

Тип занятий:    

обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Вид занятий: урок сольфеджио

Место проведения: аудитория, класс

Продолжительность урока: 60 минут

Инвентарь и оборудование:

Парты, стулья

Раздаточный материал

Компьютер

                                                                       

 Время проведения:  22.02.2018 г.  

Этапы урока:

I. Организационный этап                                                                      2 мин

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.

II. Основной этап

1.Работа в тональности Ля мажор:                                                       10 мин

а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ля мажор

б) пение гаммы Ля мажор:

* с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме

*с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

* пение гаммы «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука

в) пение распевки А.Агажанова «3,2,1»

г) анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор

2.Диктант                                                                                                     15 мин

* простукивание ритма с ритмослогами

* пение с дирижированием нотами

*пение диктанта с названием римских цифр

*пение с транспонированием ↑↓

*пение диктанта «цепочкой» по тактам

3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и б 6 в тональности»            5 мин

*проигрывание секст в тональности Ля мажор с названием их качества

*анализ музыкальных произведений

4.Творческие задания  в тональности                                                   5 мин

*вокальные импровизации

*жанровые импровизации

5.Работа с ритмом                                                                                      10 мин   

*прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 1)

* «бумажные ритмы»

* «ритмостаканчики»

6.Слуховой анализ                                                                                       5 мин 

7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина                      5 мин

III.Заключительный этап:                                                                                 3 мин                                                                                                

-Подведение итогов урока

Анализ урока

№ п/п

Этап урока

Примечания

I

Начало урока

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Приготовьте тетради, дневник, садитесь.

Сообщение темы и постановка задач:

- Сегодня на уроке мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал. Будьте, пожалуйста, внимательны и активны.

Приветствие.

Настрой на работу.

II

Основной этап

1.Работа в тональности Ля мажор:  

 а) Педагог: Ребята, мы с вами проходили тональность Ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: три диеза (перечисляют)

Педагог: Давайте повторим знаки альтерации по считалке.

Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации

Педагог: А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?

Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.

б) Педагог: мы сейчас споем гамму Ля мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.

Учащиеся: поют гамму Ля мажор:

-с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме↑↓

-с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

- «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука

в) Педагог: Ребята, ваш голос немного проснулся, давайте споем ступеневую распевку А.Агажанова «3,2,1»

Учащиеся: поют распевку

г) Педагог: вы вспомнили все интонации, не забывайте, что в некоторых тактах распевки есть одинаковое количество ступеней, но мелодическое движение разное: восходящее и нисходящее. Я вам буду играть такты вразброс, а вы отгадайте и пропойте

 Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор по распевке

2.Диктант в тональности Ля мажор

а) Педагог: ребята, прослушайте диктант, определите размер

Учащиеся: диктант похож на жанр польки, размер диктанта 2/4

Педагог: давайте определим, какие ритмические группы есть в диктанте

Учащиеся: восьмые, четверти и группа две шестнадцатых и восьмая

Педагог: ребята, я еще раз сыграю диктант, а вы простучите ритм с названием ритмослогов                                                                                                     

Учащиеся: простукивают ритм с ритмослогами

Педагог: а сейчас мы проанализируем мелодию диктанта

Учащиеся: поют с дирижированием нотами, записывают диктант

(8 проигрываний)

Педагог: диктант записан успешно всеми учащимися, молодцы, ребята. А сейчас мы поработаем с диктантом, выполняя следующие задания:

-пропеть диктант с названием римских цифр

-пропеть с транспонированием ↑↓

-пропеть диктант «цепочкой» по тактам

Учащиеся: выполнение заданий

3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и

б 6 в тональности»

Педагог: ребята, а сейчас мы повторим тему «Интервалы». Что такое интервал?

Учащиеся: интервал – это сочетание двух звуков, интервалы бывают мелодические и гармонические.

Интервалы бывают чистые, большие и малые.

Интервалы делятся на консонансы и диссонансы

Педагог: давайте повторим таблицу интервалов (видео 1)

Учащиеся: повторяют интервалы

Педагог: ребята, мы с вами выучили интервал сексту. Что вы можете рассказать про этот интервал?

Учащиеся: интервал секста относится к консонансам, он звучит распевно, мягко, широко

Секста охватывает 6 ступеней, бывает большая и малая

В малой сексте 4 тона, в большой сексте 4,5 тона

Малая секста звучит минорно, большая секста звучит мажорно

Педагог: ребята, а давайте вспомним, на каких ступенях в мажоре получаются малые и большие сексты?

Учащиеся: большие сексты в мажоре строятся на I, II, IV,V ступенях. А малые сексты на III, VI, VII.

Педагог: а кто у нас смелый? Кто сыграет и назовет сексты в тональности Ля мажор?

Учащиеся проигрывают и называют сексты в тональности Ля мажор

Педагог: молодцы, ребята! А сейчас мы прослушаем 2 песенки, в которых есть этот интервал. Попробуйте определить, какие сексты использованы композитором.

Прослушивание фрагментов и определение секст

«Олень» (видео 2)

«Оленёнок» (видео 3)

Педагог: ребята, а сейчас прослушайте произведение композитора Д. Кабалевского Рондо. Обратите внимание, что в этом произведении интервал секста звучит много раз то в восходящем движении, то в нисходящем. Такой прием называется параллельные сексты.

Прослушивание произведения.

 

4.Творческие задания в тональности Ля мажор

Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?

Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.

Педагог: а что важно в импровизации?

Учащиеся: закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения.

Педагог: я сейчас буду петь нотами в тональности Ля мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.                                                                                

Учащиеся выполняют:

- вокальные импровизации

-жанровые импровизации

           

5.Работа с ритмом

Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.

-прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 4)

Педагог: для следующего упражнения возьмите, пожалуйста, стаканчики

- «ритмостаканчики» (видео 5)

6.Слуховой анализ                                                                                      

Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа. Вспомните, какие блоки мы уже проработали?

Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.

Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.

Учащиеся отгадывают прослушанные элементы.

7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина

 Педагог: наш урок близится к завершению. Откройте, пожалуйста, тетради на с.32, вокальные упражнения. Сначала мы споем №5 все вместе, повторим его. А, затем, споем номер цепочкой.

Учащиеся: исполняют №5

                   

III.Заключительный этап:                                                                                                                                                                              

Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой? Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас, над чем еще работать?

Ответы учащихся

Оценка работы каждого учащегося.

Закрепление знаний, полученных ранее

Повторение ранее изученного материала.

Воспитание умения слушать ступени в тональности Формирование навыка самостоятельности

Воспитание навыка анализа музыкального произведения с помощью определения средств музыкальной выразительности

Постановка цели

грамотной записи диктанта

Закрепление навыка транспонирования с листа, умения контролировать чистоту интонации

Закрепление теоретического материала

Закрепление навыка игры и анализа в тональности

Формирование умения концентрации внимания при слуховом анализе

Формирование и расширение знаний о средствах музыкальной выразительности

Формирование  и закрепление навыка вокальной импровизации

Воспитание чувства музыкальной формы

Воспитание чувства ритма, работа над ритмической точностью, умение работать в команде

Воспитание концентрации внимания

Закрепление пройденного, воспитание навыков слухового анализа

Формирование умения концентрации внимания при слуховом анализе

Закрепление навыка контроля чистоты интонации, концентрации внимания, работы с нотным текстом

Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, воспитание умения анализировать свою деятельность на уроке.

Формирование умения делать выводы, обобщения.

Постановка перспективных целей для дальнейшей работы.

Анализ урока: Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся. Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута. Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на  творческий лад, пытались максимально показать свои знания.

Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, поэтому, анализируя видео, можно сказать о некоторой скованности у детей в начале занятия.

Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной  цели урока.

Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке. Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное.

Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.

 Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом  над материалом урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по сольфеджио для 4 класса детской музыкальной школы «Путешествие в королевство Гармонии»

Ход урока сольфеджио в 4 классе по теме «Путешествие в королевство Гармонии»....

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса на тему: "Интервалы. Малые и большие секунды"

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса программы ФГТ «Фортепиано, народные инструменты». Тема: «Интервалы. Малые и большие секунды».Цель: Познакомить учащихся ...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Обращение к данной теме позволяет решить целый ряд следующих целей и задач:Образовательные:- организация и развитие музыкального слуха;- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирова...