Урок "Дорога к Пушкину"
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

Преснякова Ольга Геннадьевна

Цель урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass_doroga_k_pushkinu.doc820.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс II полугодие тема «Музыкальный образ»

 Тема урока: «Дорога к А.С. Пушкину»

Вид деятельности

Задачи

Методы

Ход урока

Введение в тему урока

Настроить ребят на восприятие содержания урока.

Создать соответствующий эмоциональный настрой

рассказ

Дети вошли в класс, встали.

- Добрый день, ребята! Сегодня в продолжение темы «Музыкальный образ» мы урок посвящаем памяти А.С. Пушкина и назовем его «Дорога к А.С. Пушкину».

Эпиграфом будут слова поэта:

«И долго буду тем любезен я народу,

 Что чувства добрые я лирой пробуждал». /А.С. Пушкин/

Цель нашего урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов.

Сегодня мы пройдем дорогами поэта в период его ссылки в с. Михайловское в 1824 – 1826 годах 19 века.

Ну что же, в добрый путь! Садитесь!

3 сентября 1826 года внезапно прибыл курьер и передал Пушкину приказ царя немедленно покинуть с. Михайловское и вернуться в столицу. Обратный путь поэта был проникнут тревогой о предстоящей встрече с царем, но воспоминания возвращали его в старый дом, запущенную усадьбу, где прожил он одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры 2 года.

Обратный путь… Дорога… Но мысли поэта возвращали его в Михайловское…, где в один из долгих вечеров он создает строки…

Учитель: «Буря мглою небо кроет,

                  Вихри снежные крутя…»

Чтение вслух хором

Усилить эмоциональное восприятие произведения

Усилить эмоциональное восприятие материала

Художественный анализ

Наглядный иллюстративный

Дети (заканчивают стих вместе с учителем):

                 «То как зверь она завоет,

                   То заплачет как дитя».

  • Насколько ярок стих Пушкина?
  • С чем сравнивается буря?

Дети:

  • Зверь завоет
  • Заплачет, как дитя
  • По крыше соломой зашуршит
  • В окошко застучит

Учитель:

  • Знаком ли вам романс на эти стихи. Что привлекло ваше внимание в этом романсе?

  • Мелодизм
  • Гитарный аккомпанемент
  • Куплетная форма
  • Кажется, что все происходит за окном

Слушание романса «Зимний вечер» музыка Яковлева

  • Кто автор этого романса? /М.Л. Яковлев. Это друг Пушкина по лицею. Он был известен как певец баритон, композитор, писавший романсы и песни на стихи Пушкина/.
  • Давайте сейчас сами попытаемся передать интонацией голоса и аккапаниментом образ вьюги.

Исполняем романс «Зимний вечер»

Поработать над интервалами /кроет, вихри – снежные,

То по кровле…/

Поработать над акцентами в каждой фразе.

«Буря мглою небо кроет,

  Вихри снежные крутя,

  То как зверь она завоет,

  То заплачет как дитя и т.д.

  • Многие композиторы пытались создать музыку на эти стихи. Сейчас я вам предлагаю в этом убедиться.

Слушаем романс «Зимний вечер» Г.В. Свиридова

  • Какой из романсов ярче передает образ вьюги?
  • В чем отличие романсов Яковлева и Свиридова?
  1. аккомпанемент
  2. строение (форма)
  3. характер
  4. образ

  • Какой из романсов более современен?
  • Кто автор последнего романса, как вы думаете? (возможно, что кто – то ответит  - автор Г.В. Свиридов)
  • Почему такое предположение? (его звучание сходно со звучанием II кантаты «Поэма «Памяти Есенина» («Поет зима, аукает»), которую мы разбирали в 5 классе.
  • Звучание какого романса вам ближе?

(ответы детей)

  • Какой образ передают романсы «Зимний вечер» (образ зимней природы, образ вьюги)
  • Ребята, о ком эти строки:

«Наша ветхая лачужка

  И печальна, и темна

  Что же ты, моя старушка,

  Приумолкла у окна?...»

  • О няне Пушкина, Арине Родионовне.

Поэт писал: «… вечером слушаю сказки моей няни. Она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно».

Слайд «Флигирек няни. Ее комната в с . Михайловское».

Инсценирование фрагмента урока

демонстрации

/стол, свеча, чернильница, перо, книга/

На фортепиано портрет А.С. Керн, свеча.

Выходит няня, зажигает свечу, пишет письмо Пушкину

«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо, которое Вы мне писали. За все Ваши милости я все сердцем вам благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас  и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой.

                                                                            Целую. Арина Родионовна.

/потом няня берет вязание/

  • Няня, ты много песен знаешь, спой нам.

Няня поет русскую народную песню «В низенькой светелке».

Ребята, какой образ навевает нам эта песня? /образ добра, красоты/

С окончанием песни звучит лейтмотив урока «Однозвучно звенит колокольчик…»

Рассказ

Расширить знания детей о жизни Пушкина

словесный

Годы Михайловской ссылки окрашены светлыми воспоминаниями о встрече с Анной Петровной Керн!

/у ее портрета зажигается свеча/

На заднем плане слайд «Аллея Керн в селе Тригорское».

Здесь, по этой аллее они любили гулять.

Теперь она называется Аллеей  Керн.

Здесь же Пушкин дарит Анне Петровне рукопись стихотворения «Я помню чудное мгновенье», в котором поэт раскрывает свои чувства к ней.

Читаю стихотворение.

«Я помню чудное мгновенье»

  • Если бы вы, ребята, были композиторами, какую бы вы создали музыку для передачи чувств, состояния поэта?

/начало и окончание – возвышенное, счастливое, середина – мрачная/.

Через несколько лет после создания это стихотворения А.П. Керн встречается с М.И. Глинкой и, отдав ему рукопись Пушкина, просит, используя новые средства музыкальной выразительности, написать романс.

В 1840 году Глинка создает известный романс, но посвящает его старшей дочери А.П. Керн, Екатерине Ермолаевне, в которую был нежно влюблен.

Слушание музыки

Закрепить понятие в музыке «Романс»

Проблемно - поисковый

Слушаем роман «Я помню чудное мгновенье»

  • В какой форме написан романс?
  • Где музыка изменяется?

Мы часто используем слово «романс»

  • Дайте определение романса. /романс – это произведение лирического или лирико – драматического содержания/.
  • Какой образ романса? /образ любви, он развивающийся/

Звучит лейтмотив урока «Однозвучно, гремит колокольчик…»

  • Через несколько часов Пушкин прибудут в столицу. А пока он согрет воспоминаниями.

Прошло много лет, но места, связанные с именем поэта, остаются для нас священными.

  • Давайте пройдемся по Пушкинскому парку.

Исполнение песни «В пушкинском парке» музыка Леви.

  • Какой образ объединял все разделы урока? /образ одиночества, образ воспоминания.

Вывод: Пушкина называют певцом великих чувств дружбы и любви.

Зная об этом, композитор Г.В. Свиридов работал над музыкой к фильму «Метель», созданному по одноименной повести Пушкина, соединил эти чувства, а, следовательно, и образы нашего урока воедино.

Звучит вальс из к/ф «Метель».

Слушание музыки

Формировать способность ориентироваться в категориях прекрасное и безобразное

Метод эмпатии

Не зря эпиграфом нашего урока стали слова поэта:

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».

Учитель благодарит ребят за работу. Выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...