Рабочая программа по музыке для 5 класса
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается   в 5классе 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_5_klass.doc238.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                   Г.    Донецк

         Муниципальное       бюджетное        общеобразовательное       учреждение

                            Средняя    общеобразовательная    школа       №   13

                                                                                                        «Утверждаю»

                                                                                          Директор МБОУ  СОШ №  13_________

                                                                                          Приказ    от_________№_______________

                                                                                          Подпись руководителя_____________ФИО

                  РАБОЧАЯ            ПРОГРАММА

            По                                  музыке    

Уровень   общего  образования -5а,5б   

Количество  часов  -   34

Учитель  музыки   Кузнецова  Юлия  Александровна

Программа    разработана    на    основе     УМК     Д.Б. Кабалевского,   Г.П.Сергеевой,  Е. Д Критской

                                 Рабочая программа по музыке для 5 класса

Пояснительная записка

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

-.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

-3-го издание авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год)АвтоААпррская программа

-утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Общая характеристика учебного  курса:

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается   в 5классе 1 час в неделю (34 недели).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема: «Можем ли мы увидеть музыку»;IV четверть Тема: «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие  в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В связи с поэтапным переходом  с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:

  • специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
  • музыка в театре, в кино, на телевидении;
  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.

В связи с освоением новых содержательных аспектов  и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
  • духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
  • старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);
  • современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке)

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
  • знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д

об элементах музыкальной

Материально–техническое оснащение:   музыкальный  центр,  пианино,  DVD плеер, мп3 диски  с  фонохрестоматией,   нотные  хрестоматии,  микрофоны,

Календарно-тематическое  планирование:

5 а

КЛАСС

3№

1 четверть

ддата

Тип урока

Содержание урока

Требования к освоению знаний

1

Что стало бы  с  музыкой,  если  б  не было литературы?  

1

Может  ли  музыка  существовать  без  слов?

5.09

Вводный  урок

Постановка  проблемы. Для  чего  нужны  слова в песне? В  чем  их значение? Вокализ,  его  особенности.

Уметь  отвечать  на вопросы  о  важности  слов  в  мелодии,  знать : жанры,  вокализ

22

Композиторская   музыка  в  народном  духе

12.09

Углубление  в  тему

Показать  пример  вокальной  музыки,  в  которой  определяется  не  словами, а  муз. интонацией

Развивать  умение слышать, определять, исполнять интонации,  романс,народная  песня

33

Слово  и музыка – друзья -соперники

19.09

Углубление  в  тему

Подвести  к  мысли, что сочетание  слова  и  музыки  многообразно,  

Знать  жанры в  музыке  и  литературе, термины

44

С.Есенин.  Поющие  стихи

26.09

Углубление  в тему

Познакомиться  со  стихами  рус, поэта.  Вывод:  в  самих  стихах  уже  звучит музыка, характер  стиха и  музыки  едины( интонация)

55

Жанр  оперы  и  балета. Сказка  в музыке.

3.10

Углубление  в  тему

Уяснить важность  литературы  для  муз. жанров  оперы  и  балета.  Либретто. Внимание  жанру сказки

Знать:  либретто, спектакль,  опера,  балет, хор, солист

66

Опера-былина  «Садко»  Н.А. Римского- Корсакова

10.10

Углубление в  тему

Музыка  в  оперном  спектакле помогает  глубже  почувствовать   характеры  и  настроение  литер. героев,  обогащает  образы.   Жизнь  и  творчество  композитора

Уметь  анализировать

77

Слияние   музыки  и  стихов. Вторая  жизнь  песни.

17.10

Углубление  в  тему

Знакомство  с  симфонической и  инструментальной  музыкой,  которая  выросла из  песенного  жанра, т. е. песня  обретает «вторую жизнь»

Развивать  слушательские  и  исполнительские  качества  

88

Содружество  слова  и  музыки

24.10

повторение

Закрепить  мысль  о  том, что  без  литературы   музыка  понесла  бы  большие  потери

Знать  новые   понятия, термины, исполнять

2  четверть

Что  стало  бы с   литературой , если  не  было  бы  музыки  ?

11

Что  стало  бы  с  литературой,  если  бы  не  было  музыки ?

7.11

Вводный  урок

Установить  обратную  связь , «рождённая  музыкой  литература, не может  обойтись   без  музыки»

Уметь  слышать , развивать  творческое  воображение

22

Музыка  в  сказках

14.11

Углубление  в  тему

Убедиться в  том,  что  силой  своего  искусства музыканты  творят   чудеса, создатели  сказок высоко  ценили  силу музыки.

Уметь  слышать  идею  поизведения

33

Литература  в  музыке.  Басни  И. Крылова

21.11

Углубление  в  тему

Прийти  к суждению  о  необходимости  профессионализма  в  любом  деле.

Знать  идею  басни,  солисты

44

Литература  о  волшебной  силе  музыки. Музыка- подпора  и   утешение

28.11

Углубление в тему

Музыка  может  изменить  настроение,  помочь, испытать  чувства,  вспомнить  события.  Принести  подпору и  утешение.  В.А. Моцарт

Уметь  раскрыть  внутренний  мир  человека

55  

Музыка- литература- жизнь

5.12

Углубление  в  тему

Увидеть  по-новому  образ  писателя,  бойца, музыканта,  человека.  Через  музыку  раскрывается   внутренний  мир  А.Гайдара

66

Поэт и  музыка.    А.С. Пушкин

12.12

Углубление  в  тему

Помочь  почувствовать .  какую  роль  играла  музыка  в  жизни  и  творчестве   поэта

77

Обобщение   темы   четверти.

19.12

повторение

Обобщение   знаний

3  четверть

Можем  ли  мы  увидеть   музыку?

11 2

Роль  изобразительного  искусства в  музыке

16.01

23.01

Вводный  урок

Музыка и  литература  связаны  с  изобразительным   искусством,  вызывает   зрительные  образы, картины

33

Богатырская  тема  в  русском   творчестве

30.01

Углубление  в  тему

Рассмотреть  в  разных  видах  искусства  тему  русских  богатырей

Уметь делать  сравнительный  анализ;  симфония

44

Времена   года  в  музыке ,  изобразительном  искусстве

6.02

Углубление  в  тему

Знакомство  с  фр. Из  4х   произведений.  Настроение, хар-р, муз.  язык.

Уметь  проводить  сравнительный ,   интонационный   анализ

55

«Петрушка»  И. Стравинского

13.02

Углубление  в  тему

Отметить  образ  русской  песенности,   русской   души, народного   гулянья, веселья.

66

Образ   Золушки

20.02

Углубление   в  тему

Выделить, охарактеризовать  образ  Золушки

Уметь  проводить  интонационно-образный  анализ

77

Музыка  и  природа

27.02

Углубление  в  тему

Знакомство  с  произведениями, рисующими картины природы

88

К.Сен-Санс.  Карнавал  животных

6.03

Углубление  в  тему

Знакомство   с  циклом  произведений. Каждое  - портрет  животного.

Уметь  вслушиваться, анализировать, исполнять

19

Обобщение.

13.03

Повторение

Повторение  тем  четверти,  произведение, образов, героев, муз. красок

Выделять   главное, исполнять

4 четверть

Можем   ли  мы  услышать живопись?

21

Роль   живописи в  музыке

20.03

Вводный   урок

Внимательно всматриваясь в  пр-я  изобразительного  искусства можем  услышать ту  или  иную  музыку

12

Современность  музыки  и  живописи

3.04

Углубление  в  тему

Картины праздников расширят  представление о  музыке  красочной,  нарядной,  изящной

Уметь проводить сравнительный   анализ

43

Звучание  картин

10.04

Углубление  в тему

Всматриваясь  в  картины  русских  просторов, полей, природы  определить   настроение картины, соотнести с  музыкой,  преобладанием   красок

54

М. П. Мусоргский. Картинки  с  выставки

17.04

Углубление в   тему

Музыка  и  изобразительное  искусство   выражают  и изображают   образы,  героев.

Уметь  анализировать

65

«Три   чуда»  в  музыке,  литературе,  изобразительном  искусстве.

24.04

Углубление  в  тему

Сказка  о   царе  Салтане- пример  различных чудес, представленных  в волшебных  звуках   оркестра

76

Урок  посвящённый  Дню  Победы

8.05

Показать,  как показана  в  музыке,  литературе, изобразительном  искусстве  тема  светлого, мирного  праздника  человечества

Анализировать, слушать, исполнять

87

В  мире  красок  и  мелодий

15.05

Углубление  в  тему

Показать в  музыке,  изобр. искусстве  тему   детства,  мира  т.д.

Анализировать, исполнять

98

Обобщение  темы  четверти

22.05

повторение

Закрепление  изученного  материала

9

5 б

КЛАСС

3№

1 четверть

дата

Тип урока

Содержание урока

Требования к освоению знаний

1

Что стало бы  с  музыкой,  если  б  не было литературы?  

1

Может  ли  музыка  существовать  без  слов?

3.09

Вводный  урок

Постановка  проблемы. Для  чего  нужны  слова в песне? В  чем  их значение? Вокализ,  его  особенности.

Уметь  отвечать  на вопросы  о  важности  слов  в  мелодии,  знать : жанры,  вокализ

22

Композиторская   музыка  в  народном  духе

10.09

Углубление  в  тему

Показать  пример  вокальной  музыки,  в  которой  определяется  не  словами, а  муз. интонацией

Развивать  умение слышать, определять, исполнять интонации,  романс,народная  песня

33

Слово  и музыка – друзья -соперники

17.09

Углубление  в  тему

Подвести  к  мысли, что сочетание  слова  и  музыки  многообразно,  

Знать  жанры в  музыке  и  литературе, термины

44

С.Есенин.  Поющие  стихи

24.09

Углубление  в тему

Познакомиться  со  стихами  рус, поэта.  Вывод:  в  самих  стихах  уже  звучит музыка, характер  стиха и  музыки  едины( интонация)

55

Жанр  оперы  и  балета. Сказка  в музыке.

1.10

Углубление  в  тему

Уяснить важность  литературы  для  муз. жанров  оперы  и  балета.  Либретто. Внимание  жанру сказки

Знать:  либретто, спектакль,  опера,  балет, хор, солист

66

Опера-былина  «Садко»  Н.А. Римского- Корсакова

8.10

Углубление в  тему

Музыка  в  оперном  спектакле помогает  глубже  почувствовать   характеры  и  настроение  литер. героев,  обогащает  образы.   Жизнь  и  творчество  композитора

Уметь  анализировать

77

Слияние   музыки  и  стихов. Вторая  жизнь  песни.

15.10

Углубление  в  тему

Знакомство  с  симфонической и  инструментальной  музыкой,  которая  выросла из  песенного  жанра, т. е. песня  обретает «вторую жизнь»

Развивать  слушательские  и  исполнительские  качества  

88 9

Содружество  слова  и  музыки

22.10

5.11

повторение

Закрепить  мысль  о  том, что  без  литературы   музыка  понесла  бы  большие  потери

Знать  новые   понятия, термины, исполнять

2  четверть

Что  стало  бы с   литературой , если  не  было  бы  музыки  ?

11

Что  стало  бы  с  литературой,  если  бы  не  было  музыки ?

12.11

Вводный  урок

Установить  обратную  связь , «рождённая  музыкой  литература, не может  обойтись   без  музыки»

Уметь  слышать , развивать  творческое  воображение

22

Музыка  в  сказках

19.11

Углубление  в  тему

Убедиться в  том,  что  силой  своего  искусства музыканты  творят   чудеса, создатели  сказок высоко  ценили  силу музыки.

Уметь  слышать  идею  поизведения

33

Литература  в  музыке.  Басни  И. Крылова

26.11

Углубление  в  тему

Прийти  к суждению  о  необходимости  профессионализма  в  любом  деле.

Знать  идею  басни,  солисты

44

Литература  о  волшебной  силе  музыки. Музыка- подпора  и   утешение

3.12

Углубление в тему

Музыка  может  изменить  настроение,  помочь, испытать  чувства,  вспомнить  события.  Принести  подпору и  утешение.  В.А. Моцарт

Уметь  раскрыть  внутренний  мир  человека

55  

Музыка- литература- жизнь

10.12

Углубление  в  тему

Увидеть  по-новому  образ  писателя,  бойца, музыканта,  человека.  Через  музыку  раскрывается   внутренний  мир  А.Гайдара

66

Поэт и  музыка.    А.С. Пушкин

17.12

Углубление  в  тему

Помочь  почувствовать .  какую  роль  играла  музыка  в  жизни  и  творчестве   поэта

77

Обобщение   темы   четверти.

24.12

повторение

Обобщение   знаний

3  четверть

Можем  ли  мы  увидеть   музыку?

11 2

Роль  изобразительного  искусства в  музыке

14.01

21.01

Вводный  урок

Музыка и  литература  связаны  с  изобразительным   искусством,  вызывает   зрительные  образы, картины

33

Богатырская  тема  в  русском   творчестве

28.01

Углубление  в  тему

Рассмотреть  в  разных  видах  искусства  тему  русских  богатырей

Уметь делать  сравнительный  анализ;  симфония

44

Времена   года  в  музыке ,  изобразительном  искусстве

4.02

Углубление  в  тему

Знакомство  с  фр. Из  4х   произведений.  Настроение, хар-р, муз.  язык.

Уметь  проводить  сравнительный ,   интонационный   анализ

55

«Петрушка»  И. Стравинского

11.02

Углубление  в  тему

Отметить  образ  русской  песенности,   русской   души, народного   гулянья, веселья.

66

Образ   Золушки

18.02

Углубление   в  тему

Выделить, охарактеризовать  образ  Золушки

Уметь  проводить  интонационно-образный  анализ

77

Музыка  и  природа

25.02

Углубление  в  тему

Знакомство  с  произведениями, рисующими картины природы

88

К.Сен-Санс.  Карнавал  животных

4.03

Углубление  в  тему

Знакомство   с  циклом  произведений. Каждое  - портрет  животного.

Уметь  вслушиваться, анализировать, исполнять

9

0

Обобщение.

11.03

1803

Повторение

Повторение  тем  четверти,  произведение, образов, героев, муз. красок

Выделять   главное, исполнять

4 четверть

Можем   ли  мы  услышать живопись?

21

Роль   живописи в  музыке

1.04

Вводный   урок

Внимательно всматриваясь в  пр-я  изобразительного  искусства можем  услышать ту  или  иную  музыку

12

Современность  музыки  и  живописи

8.04

Углубление  в  тему

Картины праздников расширят  представление о  музыке  красочной,  нарядной,  изящной

Уметь проводить сравнительный   анализ

43

Звучание  картин

15.04

Углубление  в тему

Всматриваясь  в  картины  русских  просторов, полей, природы  определить   настроение картины, соотнести с  музыкой,  преобладанием   красок

54

М. П. Мусоргский. Картинки  с  выставки

22.04

Углубление в   тему

Музыка  и  изобразительное  искусство   выражают  и изображают   образы,  героев.

Уметь  анализировать

65

«Три   чуда»  в  музыке,  литературе,  изобразительном  искусстве.

29.04

Углубление  в  тему

Сказка  о   царе  Салтане- пример  различных чудес, представленных  в волшебных  звуках   оркестра

76

Урок  посвящённый  Дню  Победы

6.05

Показать,  как показана  в  музыке,  литературе, изобразительном  искусстве  тема  светлого, мирного  праздника  человечества

Анализировать, слушать, исполнять

87

В  мире  красок  и  мелодий

13.05

Углубление  в  тему

Показать в  музыке,  изобр. искусстве  тему   детства,  мира  т.д.

Анализировать, исполнять

98

Обобщение  темы  четверти

20.05

повторение

Закрепление  изученного  материала

9

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
  6. Кейт Спенс  Популярная энциклопедия «Все  о музыке»  Белфакс
  7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  8. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  9.  «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  11. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  12. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  13. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  14. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  15. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  2. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  3. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  4. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  5. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  6. Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.
  7. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
  8. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  9. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 200
  13. Песенные сборники

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования : 1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных  оценках,

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)        

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

   Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

 Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального  музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

     Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

     Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание  исполнительского плана

     Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение  результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)        

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

   Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение  использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение  целесообразности их  использования.

«3» (удовлетворительно)        

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует распознавание  и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

    Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)        

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

     К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

     Согласовано                                                              Согласовано

Протокол  заседания                                        Заместитель директора по УВР

методического совета                                      _________________ФИО

МБОУ СОШ  №  13                                             __   ___________2014года

От_______2014года №____

________    ___________

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...