Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве
план-конспект урока по музыке на тему

Наташенкова Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме " Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве".

Технологическая карта урока

  Автор: Наташенкова Светлана Юрьевна, с.ш.№4 г.Вязьма

УМК     Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Класс: IV, I триместр.

Раздел: «День, полный событий»

Тема урока: Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Методическая цель урока: формирование УУД  с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных и художественных  образов и литературного произведения.

Цели урока:

 образовательная: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления,  закрепления учащимися  особенностей    воплощения  стихотворных  образов   А.С.Пушкина  в музыке русских композиторов.

воспитательная: воспитывать любовь к русской природе, к родному краю.

развивающая: развитие музыкальной памяти и слуха на  основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.

3.        

Учебные  задачи, 

направленные  на достижение  личностных  результатов  обучения:

- способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения;

- создать  условия  для  развития  творческого потенциала;

- формировать  мотивационную  направленность  на продуктивную музыкально – творческую деятельность.

направленные  на достижение метапредметных  результатов:

- создать  условия  для  развития образного мышления;

- способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение;

- способствовать формированию умения владеть своей устной речью.

направленные  на достижение предметных  результатов  обучения:

- конкретизировать   знания о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа;

- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Оборудование: фортепиано, мультимедиапроектор, компьютер, музыкальная запись  произведений: П.И.Чайковский «Зимнее утро», В.Шебалин «Зимняя дорога», Г.Свиридов«Зимняя дорога».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные  учебные действия

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация

Задачи этапа:

1.Включить учащихся в учебную деятельность

2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Музыкальное приветствие.  

 «Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки,

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.»

Поприветствуйте, пожалуйста,  наших гостей,  передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе

Дети под музыку «Осенняя песня»П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие  «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!»

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое

Этап урока: 2 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Задачи этапа: 

Актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала

- С творчеством какого поэта мы гоаорили на прошлом уроке?

-Воплощение каких стихотворных образов  в музыке мы услышали на прошлом уроке?

Вспомните ,кто автор произведения, которое прозвучало в начале урока, и как оно называется.

Дома вы должны были вспомнить стихи А.С.Пушкина о зиме. Я буду читать вам отрывки, а вы постарайтесь вспомнить название стихотворения.

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Какое настроение в этом стихотворении?

(Вот ветер, тучи нагоняя..)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Какие чувства передаёт это стихотворение?

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?

А.С.Пушкина.

Образов осенней природы.

П.И.Чайковский, «Осенняя песня».

(Вот ветер, тучи нагоняя..)

Опрятней модного паркета

«Зимнее утро»

Этап урока: 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи этапа:

Организовать коммуникативное взаимодействие,  через побуждающий  диалог организует перевод интереса  в область проблемы данного урока.

Молодцы! Вы знаете стихи Пушкина. Что объединяет эти стихи?

Как вы думаете, почему именно эти стихи прозвучали на уроке?

Слайд №2

Слайд №3

Они о зиме.

Мы будем наблюдать за воплощением  зимних образов  в музыке, определять настроение музыки, средства музыкальной выразительности.

Мы познакомимся с произведениями русских композиторов, в которых, возможно, мы найдем отражение  образов пушкинских стихов, определим, может ли музыка так же ярко воплотить эти образы при помощи выразительных и изобразительных возможностей музыки, поищем воплощение этих образов в изобразительном искусстве.

Познавательные: 

- сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности

Этап урока: 4.Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Задачи этапа:

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его

понимания. 

Слайд№4

Мы с вами с первого класса знакомы с музыкой из «Детского альбома» П.И.Чайковского. О чём рассказывает эта сюита?

Слайд №5

О жизни ребёнка, о его чувствах и мыслях.

Послушаем пьесу «Зимнее утро».

О чём рассказывает эта пьеса? Какие средства музыкальной выразительности  помогают нам понять образ этой пьесы? Определим это, заполнив таблицу.

Перед вами таблица, которую вы заполните, работая в группах.

Слайд №6 

Работа в группах с таблицей.

Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Познавательной и практической деятельности

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

Проверка выполнения задания.

Слайд №7

Учащиеся озвучивают полученные результаты.

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.

Физкультминутка.

СЧИТАЛОЧКА

Раз, два, три, четыре, пять.

Считают хором.

Все умеем мы считать.

Выходят из-за столов.

Отдыхать умеем тоже.

Поднимаются на носки, подтягиваются, поднимая руки вверх.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Пение.

 Вокальная физкультминутка.

Личностные:        

  • - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.
  • Предметные:

-умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

Этап урока : 5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Стихи А.С.Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились»- так писал П.И.Чайковский. Продолжим знакомство с образами А.С.Пушкина в музыке на примере стихотворения «Зимняя дорога».

Прослушивание стихотворения «Зимняя дорога»

Какое настроение слышится в этом стихотворении? Изменяется ли настроение ?

Почему? Какие чувства передаёт нам А.С.Пушкин ?

Вы услышите два разных  музыкальных произведения. Давайте определим,

как воплощается  стихотворный образ в этих произведениях.

А в каком ещё виде искусства можно встретить похожие образы?

В чём  схожесть и различие воплощения? Что мы должны для этого сделать?

В живописи.

Прослушать произведения, определить настроение, средства музыкальной выразительности, образ.

Мы продолжим работать в группах. Первая группа заполняет таблицу для «Зимней дороги»Г.Свиридова.

Вторая группа –для «Зимней дороги» В.Шебалина.

Слайд №8

Третья группа подберёт подходящие к этим двум произведениям картины.

Слайд №9

Работа в группах.

  • Познавательные:
  • - знание основных закономерностей музыкального искусства (образ, средства музыкальной выразительности, изобразительность, выразительность);

М/П:

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

  • Личностные:
  • - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Проверка выполнения задания.

В каком из этих произведений было больше выразительности, а в каком –изобразительности. Какое из них. По вашему мнению, больше соответствует настроению стихотворения Пушкина и почему?

Согласны ли вы с выбором третьей группы?

Поднимите руку. Кому больше понравилось исполнение солиста?

Кому хоровое исполнение?

Слайд № 10

Этап урока 6. Подведение  итогов  урока - рефлексия деятельности.

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества.

Какова была тема нашего урока:

«Пушкинские образы зимы в музыке  и изобразительном искусстве». Как вы думаете, способна ли музыка воплотить эти образы так же ярко? Что выражала и изображала музыка ,которую мы слушали сегодня на уроке? Нашли ли воплощение подобные образы в изобразительном искусстве?

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии;

-самооценка своих музыкально-творческих способностей;

  • творческая переработка изученной информации

Личностные:

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Давайте споём песню «Наш край».

Мы все хорошо поработали на уроке. На дом вам следующее задание: в тетради на печатной основе выполните задание на стр.  А теперь оцените, пожалуйста . свою работу на уроке. У каждого есть карточка самооценки. Поставьте + и – около каждого пункта.

Самооценка.

Карточка самооценки.

А теперь оцените, пожалуйста, наш урок!

Слайд№11

До свидания!

Слайд №12

Песня «Наш край»

Заполняют карточку самооценки.

До свидания!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

Видеоурок по теме "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

Данный урок проводится в 5 классе по программе Сергеевой, Критской в разделе программы  " музыка и изобразительное искусство " На уроке учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального и худо...

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе  по  музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти)  составлена в соответствии с Феде...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством...

Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

Мама - это слово звучит почти одинаково на многих языках. Его мы старательно произносим в первый раз, учась говорить, с ним начинаем читать букварь. Мы кричим "мама!" непроизвольно, когда на...