Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Кузьменко Лариса Николаевна
Планируемые результаты обучения:
Личностные, предметные, метапредметные.
Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.
 

Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон,
мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Цель урока

Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление)

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx29.02 КБ
Файл prazdnik_pakhmutova.docx19.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                Сокольниковская общеобразовательная школа

                                                                         Тамбовской области Моршанского района                

                                                                                    Технологическая карта урока

                                                                                                по музыке 6 класс  

                                                                                                   Кузьменко Л.Н.    

                                                                                       Пос. Пригородный            

     Технологическая карта урока

Предмет

 Музыка

Класс

6 класс, 3 четверть. Урок № 25

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:

Личностные, предметные, метапредметные.

Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую  музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон,

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Цель урока

Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление)

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика

Время

1

Самоопределение к деятельности

Прослушивание в исполнении симфонического оркестра  музыкальную зарисовку «Весна. Осень». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? Учитель делит детей на две группы. От каждой группы обучающихся выбираем дирижёра.

Дети отвечают на вопрос.

Девочки изображают звучание картины «Весна», а мальчики «Осень»

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

5 минут

2

Мотивация и актуализация знаний

Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими. Опишите какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке.

Обсуждение. Музыкальная иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворённая, «Осень» - задумчивая , печальная. Из лепестков собирают музыкальный образ.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

3  минут

3

Открытие новых знаний

Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Г.В.Свиридов. Композитор ХХ века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств в г. Санкт-Петербурга. Кто написал музыку к худ. Фильму «Метель?»

Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

3 минуты

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Постараль слушали на прошлом уроке Эти пьесы посвящены лирическим образам «Метели».

Записывают в тетрадь тему урока.

Исполнение пьесы лирического, мечтательного характера «Звёздная печка» композитор В.Семёнова.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

15 минут

5

Самостоятельная творческая деятельность

А теперь превратимся в художников. Пока будет звучать музыка, в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы под названием «Тройка». Сколько в ней частей и чем они отличаются?

Ученики работают в тетрадях. Анализируют свои рисунки.

Познавательные:

логические-анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль т

5 мину

6

Физкультминутка

3 минут

7

Рефлексия деятельности

С какими новыми жанрами мы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке? Перечислите средства музыкальной выразительности.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование  самооценки, самоуважения

5 минут

8

Информация о домашнем задании

Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание». Написать сочинение.

3 минуты

9

Подведение итога

С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Лирический,

драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты

3 мин

                                                                                                 Технологическая карта урока

Предмет

 Музыка

Класс

6 класс, 3 четверть. Урок № 24

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:

Личностные, предметные, метапредметные.

Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую  музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон,

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Цель урока

На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.

Тип урока

«Открытия» новых знаний.

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика

Время

1

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас  хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами  поставим и достигнем цели нашего урока.   Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!

Слайд № 1

http://uslide.ru/muzika/11207-obrazi-simfonicheskoy-muziki.html

Личностные

Развитие эмоциональнонравственной отзывчивости

5 минут

2

Мотивация и актуализация знаний

- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.  А вот, что за  музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам  кратенько расскажу.

СЛАЙД №2.

- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.  Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие  жанры текстовой музыки вы знаете?

Слайд № 3

Ответы детей.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

3  минут

3

Открытие новых знаний

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

Слайд №4, 5, 6

Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

3 минуты

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

-  А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал  композитор.

Слайд №7

Рассуждение детей.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

15 минут

5

Самостоятельная творческая деятельность

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина  «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты;  с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.  

Ученики работают в тетрадях. Составляют синквейн.

Познавательные:

логические-анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль т

5 мину

6

Физкультминутка

3 минут

7

Рефлексия деятельности

- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята,  почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

СЛАЙД №8.

-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».

                

-  Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы? Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем  вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За  активную работу на уроке получают оценки…

Ответы детей

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование  самооценки, самоуважения

5 минут

8

Информация о домашнем задании

Закончить работу в тетрадях.

3 минуты

9

Подведение итога

С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Лирический,

драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты

3 мин

                                                                                   

                 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская общеобразовательная школа

Тамбовской области Моршанского района

Разработка внеклассного мероприятия

посвящённого творчеству А.Пахмутовой

учитель Кузьменко Л.Н.

20015 г.

Мальчик            - Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались по поводу юбилея выдающегося композитора Александры Пахмутовой, который 9 ноября этого года исполнилось 85 лет и  с вами   самые лучшие ведущие: Непревзойденный                                   , обворожительная    

Девочка                - И  Я думаю, что наш творческий праздник удастся.

Мальчик            - О, несомненно, ведь герой нашего праздника замечательный композитор, который уже полвека воспевает все самое лучшее. И этот праздник посвящается Александре Пахмутовой.

Девочка            - Ну что ж, тогда и нам пора воспеть о самом – самом, а вернее рассказать. Сейчас мы расскажем нашим ребятам о заслугах этого уникального человека.

На экране фото А.Пахмутовой

Слайды-рассказ

О творчестве А. Пахмутовой

Мальчик         Песня – это любовь, какая понравится и тронет сердце, ту и нужно выбирать.

Девочка              - Тогда сегодняшний праздник обещает быть для нас очень интересным и неожиданным, потому что будут совершенно новые исполнители – наши ребята, и скоро мы узнаем, какие песни тронули их сердца.

Мальчик              - Уважаемые друзья! Сегодня мы услышим произведения   Александры Пахмутовой .И попросим во время выступлений  поддерживать наших артистов.:

Девочка                 И так начинаем!.

Мальчик             - Ты знаешь                       , человек покорил космос, ты представляешь, какое это было великое событие для всех! Небольшой шажок человека в кабину космического корабля и огромный скачек для всего человечества!

Девочка            - Да, в шестидесятые годы каждый ребенок мечтал полететь к звездам и побывать на других планетах, изучая учебники астрономии. Ну, я тоже неплохо разбираюсь в звездах, и говорю я о нашем сегодняшнем дуете.

Мальчик                          - Друзья! Нам сегодня выпала возможность побывать в необычайном месте, на планете творчества Александры Пахмутовой, и мы начнем с песни, которая вдохновляет уже несколько поколений космонавтов.

*Звучит: песня «Надежда» –  поют ведущие*

Девочка                - А ты знаешь                  ,  о том, что во времена великих строек БАМ, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС тружеников награждали вымпелами?

Мальчик                   - Знаю. После Великой Отечественной Войны, разрушение сменилось созиданием. Люди возвращались с таких строек героями, буквально выстроив фундамент нашей страны.

Девочка                    - Все, от мала до велика, вложили в это дело частичку себя. Вымпела висели и у высоких начальников, и в простых, низеньких строительных бытовках.

Мальчик                    -Александра Пахмутова написала песню, которая пробуждает огонь в домнах души Российских строителей до сих пор.

Девочка                          - У строителя и песня – инструмент!

Мальчик                     - Слушаем песню –«О тревожной молодости». 

*Звучит: «О тревожной молодости»

Мальчик       -                           , ты ведь в курсе, что в нашей стране проходила   олимпиада?

Девочка                - Конечно, зимняя олимпиада в Сочи, а что ты этим хотел сказать??

Мальчик            : А я хотел сказать, что у нас в стране огромное внимание сейчас уделяют спорту.

Девочка             Конечно же я об этом знаю и наша страна впереди! А ты вот знаешь, что А. Пахмутова написала очень много песен о спорте?

Мальчик                 : Знаю! И сейчас вашему вниманию ребята предоставляется песня

Команда молодости нашей

Дев.:                , а ты смелый мальчик?

Мальч.: Конечно!

Дев.: И не боишься хулиганов?

Мальч.: Не боюсь!

Дев.: И не струсишь защитить меня, если будут обижать?

Мальч.: Конечно не струшу, к чему это ты?

Дев.: Значит будешь хоккеистом!

Мальч.:Это ещё почему?

Дев.: Да у А.Пахмутовой есть такая песня Трус не играет в хоккей, а ты же не трус! Значит будешь играть!

 Песня Трус не играет в хоккей прозвучит в исполнении 6а класса.

Мальч.-                    а ты знаешь что на олимпиаде 1980 года, Российским талисманом был олимпийский мишка. Все знают его и любят, у многих он даже вызывает слезы радости на глазах.:

Дев.- Да, наверно все помнят его в сопровождении песни «До свидания Москва», когда на закрытии олимпийских игр, все прощались с ним.

Сейчас прозвучитпесня «До свидания Москва» в исполнении ребят 5а класса.

Мальч.-              , я составил, поискав в интернете, список исполнителей с которыми довелось поработать Пахмутовой. Это не просто список, это фантастический список!

Дев.- Да, это такие легенды сцены, как: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и многие другие замечательные исполнители. Своими песнями они приносят людям счастье.

 Песня Птица счастья звучит в исполнении ребят 5а класса

Мальч. - Ну вот, дорогие друзья. Мы с вами побывали в настоящем путешествии, в котором гордились своими спортсменами, поговорили о счастье и надежде

Дев.- …а после забрались на самое высокое здание, построенное нашими героями-строителями.

Мальч.- На его крыше мы видели, как улетает высоко в небо олимпийский мишка…

Дев.-…и тут же отправились за ним далеко-далеко, в открытый космос.

Мальч.- Все это благодаря нашим замечательному композиторуАлександре Пахмутовой. Спасибо ией большое за её творчество.

Дев.: А вам мы вам хотим пожелать добра и мира на нашей земле.

И сейчас прозвучит Песня  Нам нужен мир, которую исполнят ребята 6б класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».

Знакомство  с жанром сказочная картина   в музыке на примере произведения «Музыкальная табакерка» А.К.Лядова....

Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»

Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"

Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"  Разработан для учащихся 3 класса...

Технологическая карта урока: "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Объяснение важности здорового образа жизни и приобщение к нему....

Технологическая карта урока "Нужна ли нам музыка?"

Разработка комбинированного урока для 10 класса. На уроке изучаются музыкальные инструменты, музыкальные направления. Урок позволяет расширить кругозор, развить лингвистическую догадку, память. На уро...

Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.

Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства....