На вечерах "Могучей кучки"
статья по музыке (7 класс) на тему

Доржиева Цыпилма Балдановна

Текст составлен по книгам: «М.И. Глинка в воспоминаниях современников», «А.П. Бородин в воспоминаниях современников»,  «Летопись моей музыкальной жизни» Н.А. Римского-Корсакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_moguchaya_kuchka.docx30.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

На вечерах «Могучей кучки»

    Роли:

  • В.В. Стасов – преподаватель
  • М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Надежда Пургольд, Александра Пургольд – ученики

Стасов (объясняет слушателям).

        Друзья обычно собирались на квартире у Балакирева. Милий Алексеевич обладал уникальной способностью зажигать и увлекать людей. Для членов «Могучей кучки» он был одновременно и строгим учителем, и воспитателем, заботившимся о формировании вкусов своих питомцев. По музыкальной образованности Балакирев был на целую голову выше других.

Сегодня на вечере собрались практически все члены балакиревской партии. К сожалению, нет только Кюи. Наш Чезаре, Цезарь Антонович, заболел, поэтому просил прощения, что не может присутствовать сегодня.

            Стасов представляет всех присутствующих на вечере.

Стасов. Позвольте представить: Милий Алексеевич Балакирев – сила, Александр Порфирьевич Бородин…

Н. Пургольд. Наш алхимик, Сашенька.

Стасов. Модест Петрович Мусоргский…

Н. Пургольд. Мусорянин, Модинька.

Стасов. Николай Андреевич Римский-Корсаков…

А. Пургольд. Адмирал, Корсинька.

Стасов. А вот и наши голубушки – Наденька и Сашенька Пургольд.

                      Музыканты говорят об оперных сюжетах.

Стасов. История русская – вот сюжеты для опер! В прошлом России надо искать объяснение настоящему. Вон сколько появилось исторических драм – «Царская невеста» Мея, «Димитрий Самозванец» Чаева… Мусорянин вот взялся за сочинение «Бориса Годунова»!

Стасов (обращается к Мусоргскому). Как дела идут, Модинька?

Мусоргский. Опера кипит, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать по бумаге! Вот послушайте (садится за инструмент). Эх, да Мусорянин грянет по Руси-матушке! (исполняет песню Варлаама «Как во городе было во Казани»).

Стасов. Бесподобно! Талант, несомненный талант!

              Все присутствующие выражают восхищение.

Мусоргский. Варлаам – это народ. Народ хочется сделать! Сплю и вижу, ем и помышляю.  Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Ее хочу разрешить в опере.

Балакирев (обращается к Бородину). Саша, а вы что принесли?

Бородин. Вот сделал наброски Второй симфонии (садится за инструмент, играет начало главной партии I части). Здесь я хотел показать собрание русских богатырей.

А. Пургольд. Прекрасная музыка!

Балакирев. Да, неплохо. Только надо усилить мощь этой темы оркестровым тутти.

Римский-Корсаков (восхищенно). Слушаешь вашу музыку, Саша, и понимаешь, что не перевелись еще на Руси-матушке богатыри, вроде Ильи-Муромца да Добрыни Никитича.

Стасов. Вот и назовите, Саша, свою симфонию «Богатырской»!

Мусоргский. А я бы дал ей название «Славянская героическая».

Стасов. Нет, нет, друг мой Мусорянин, это ведь не вообще славянская, а именно русская богатырская музыка! И не затягивайте, Саша, заканчивайте скорее свою симфонию. Сегодня же делайте инструментовку.

Бородин (наставительно). Никогда не делай того сегодня, что можно сделать завтра.

Н. Пургольд. Саше бы только пошутить.

Балакирев (обращаясь к Стасову). Саша – талант оригинальный. До встречи со мной он считал себя дилетантом и не придавал серьезного значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, я был первым композитором, сказавшим ему, что настоящее его дело – композиторство.

Бородин.  Ну, для кого музыка – прямое назначение, цель жизни. А для меня – отдых, блажь, отвлекающая меня от настоящего дела, от профессуры, науки, химии. Я люблю свое дело, люблю академию, учеников. Вот химикус Дмитрий Иванович Менделеев считает, что я напрасно теряю время, занимаясь музыкой.

Балакирев (строго). Не стоит спорить на эту тему. Вы бы, Саша, гораздо большего достигли в искусстве, если бы больше занимались им.

Стасов (произносит с пафосом). Наш порфироносный Саша – самый талантливый музыкант среди химиков и самый талантливый химик среди музыкантов!

А. Пургольд. Владимир Васильевич, вы совершенно правы.

Балакирев. А что же вы, Корсинька, молчите? Что принесли? Показывайте скорее.

               Римский-Корсаков садится за рояль, играет начало

                           симфонической картины «Садко».

Н. Пургольд. Это же море, настоящее море!.. Слушаешь музыку, словно видишь волны, набегающие друг на друга. Это великолепно! Как напоминает эта музыка морские образы Ивана Константиновича Айвазовского!

Стасов. Великолепно! Бесподобно!

Балакирев. Вот ведь каким чудесным образом проявилась ваша, Корсинька, любовь к морю. Нет, не напрасно прошли для вас эти три долгих года морского путешествия. Вот она морская стихия – силища! Только я бы советовал вам перенести начало картины в тональность До мажор.

Римский-Корсаков.Милий Алексеевич, мне думается, Ми бемоль мажор здесь самая подходящая тональность. Эта тональность как нельзя лучше подходит для моря, ведь  я представляю  ее в серо-свинцовом цвете.

Стасов(обращается к Бородину). Саша, я вам достал в библиотеке материалы для вашей будущей оперы – вот сочинения о «Слове о полку Игореве», вот летописи… Может быть, вам пригодятся «Мамаево побоище», «Ипатьевская летопись» и эти старинные песни. Я набросал для вас первоначальный сценарий оперы.

Бородин. Владимир Васильевич, не знаю, как вас благодарить за горячее участие в деле моей оперы! Мне сюжет «Слова о полку Игореве» ужасно нравится. Вот только будет ли мне по силам? Попробую… Волков бояться в лес не ходить.

А. Пургольд. Сашенька, сыграйте то, что вы вчера  сочинили.

Бородин садится за инструмент, делает серьезное лицо, берет первый мощный аккорд.  Исполняет хор «Солнце красному слава…». Внезапно делает удивленное лицо и играет мелодию «Чижика». Закончив, закрывает крышку рояля.

Бородин (страшно морщась). Фу, какая гадость! Фу, какая пакость!

                      Сестры и все присутствующие аплодируют.

А. Пургольд. Сашенька, вы умница!

Н. Пургольд. Ну, и шутник, вы, Саша!

Бородин. Вам понравилось? Я рад (галантно кланяется).

Стасов. А как там продвигается ваша премилая вещица «Тати-тати»?

Стасов играет тему польки одной рукой в верхнем регистре. Все собираются у рояля. Бородин садится за рояль, играет одну вариацию. Мусоргский шутливо отталкивает Бородина и исполняет вторую вариацию. Бородин играет тему польки в верхнем регистре – получается игра в три руки (это знаменитые «Парафразы» - коллективное сочинение Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Кюи и Листа).

Стасов. Великолепно! Бесподобно!

Одна из вариаций звучит в духе вальса. Сестры  начинают вальсировать. Смех.

Стасов(во время исполнения вариаций громко восклицает, обращаясь к слушателям). Сколько таланта, поэзии, чувства и уменья  у этой маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов!

             Текст составлен по книгам:  

     «М.И. Глинка в воспоминаниях современников», «А.П. Бородин в воспоминаниях            современников»,  «Летопись моей музыкальной жизни» Н.А. Римского-Корсакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Могучая кучка"

Презентация для учащихся 5 класса о музыкальном содружестве XIX века "Могучей кучке"...

Урок музыки по теме "Могучая кучка"

Презентация к уроку музыки в 5 классе (программа Д.Б.Кабалевского) "Могучая кучка" или Балакиревский кружок"...

Нина Куратова "Куим вожа тополь" повесьт серти восьса урок кежло материал.

11 классын Нина Никитична Куратовалысь "Куим вожа тополь " повесьт серти ме нуоди восьса урок, кыдзи ачым нимти, личностно-ориентированной. Велодчысьяс уджалисны группаясон. Чайта, коми литература гыр...

Нина Куратова "Куим вожа тополь" повесьт серти восьса урок кежло материал.

11 классын Нина Никитична Куратовалысь "Куим вожа тополь " повесьт серти ме нуоди восьса урок, кыдзи ачым нимти, личностно-ориентированной. Велодчысьяс уджалисны группаясон. Чайта, коми литература гыр...

Презентация детей, использованная на уроке 11 класс."Куим вожа тополь"

Данная презентация подготовлена по рисункам  старшеклассников, в каком образе они видят человескую жизнь, судьбу. Она помогает сравнить, как смотрят на трудности жизни герои Нины Куратовой и как ...

Презентация "Могучая кучка"

Презентация "Могучая кучка"...

Презентация "Могучая кучка"

Презентация для учащихся основной школы  ¨«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге ...