Цикл мероприятий "Начало пути. Детские годы великих музыкантов"
материал по музыке на тему

Исабаева Елена Владимировна

Цикл мероприятий «Начало пути. Детские годы великих музыкантов» ориентирован на учащихся Детских музыкальных школ.

Толчком для разработки данного цикла стал проявляемый учащимися интерес  к детским годам композиторов, любопытство к подробностям  обыденной стороны жизни будущих знаменитостей и их музыкального развития. «Примеряя» на себя факты из детства музыкантов, сравнивая с собой, дети глубже начинают понимать сложный, длительный процесс достижения истинного мастерства и успеха. Цикл включает 4 встречи, рассказывающие о детских годах  И. С. Баха, Н. Паганини, Э. Грига и С. Прокофьева.

Встречи могут проводиться как в рамках внешкольных мероприятий, так и открытых   мероприятий с родителями. К каждой встрече готовятся выступления учащихся (от 6 до 10 пьес). Для проведения требуются технические средства: ноутбук, мультимедийная установка, музыкальный центр; наглядные – компьютерная презентация,  книги о композиторах, нотные издания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_isabaevoy.docx109.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исабаева Елена Владимировна

36 лет педагогического стажа

Заслуженный работник культуры Ямало-Ненецкого автономного округа

https://nsportal.ru/isabaeva-elena

Цикл мероприятий

«Начало пути. Детские годы великих музыкантов»

Цикл мероприятий «Начало пути. Детские годы великих музыкантов» ориентирован на учащихся Детских музыкальных школ.

Толчком для разработки данного цикла стал проявляемый учащимися интерес  к детским годам композиторов, любопытство к подробностям  обыденной стороны жизни будущих знаменитостей и их музыкального развития. «Примеряя» на себя факты из детства музыкантов, сравнивая с собой, дети глубже начинают понимать сложный, длительный процесс достижения истинного мастерства и успеха. Цикл включает 4 встречи, рассказывающие о детских годах  И. С. Баха, Н. Паганини, Э. Грига и С. Прокофьева. 

Встречи могут проводиться как в рамках внешкольных мероприятий, так и открытых   мероприятий с родителями. К каждой встрече готовятся выступления учащихся (от 6 до 10 пьес). Для проведения требуются технические средства: ноутбук, мультимедийная установка, музыкальный центр; наглядные – компьютерная презентация,  книги о композиторах, нотные издания.

 

Встреча 1

И. С. Бах

             (Слайд 1)

            Музыкальная пауза  И. С. Бах Концерт для флейты, скрипки и клавесина

Добрый день ребята! Приходя в музыкальную школу, вы каждый раз можете видеть  развешанные на стенах  портреты знаменитых композиторов. Многие из этих изображений были созданы еще при жизни музыкантов, и композиторы предстают перед вами зрелыми, в зените своего творческого расцвета, людьми. Но задумывались ли вы над тем, что такими они были не всегда и  они, как и вы, были маленькими детьми, а жизнь с ее трудностями и радостями,  творческими поисками и достижениями была еще впереди?

Начнем мы свой рассказ с записи XVII века в магистратско - церковной книге небольшого немецкого городка  Эйзенах. Она гласит о том, что 21 марта 1685 года    у городского музыканта Амвросиуса Баха и его жены Элизабет появился на свет сын, нареченный Иоганном Себастьяном.  (Слайд 2)

Фамилия Бахов принадлежала к одной из старейших области Германии в Тюрингии. В городских реестрах этой области можно найти упоминание этой фамилии уже в XIV веке. Когда Иоганн Себастьян стал уже именитым музыкантом, он заинтересовался генеалогией своего рода и начал составлять «семейную хронику», из которой можно узнать много интересного о  представителях семейства Бахов. Так, например, прапрадед композитора был пекарем, но свободное время посвящал игре на цитре. Его старший сын Ганс тоже обладал выдающимися музыкальными способностями,  играл на скрипке, хотя основной его деятельностью было ковроткачество. Талант и любовь к музыке победили в следующем поколении. Трое сыновей Ганса не стали рассматривать музыку, как увлечение, а сделали ее делом своей жизни, а следующее за ними поколение продолжило семейную традицию. Так появился и стал разрастаться музыкальный клан Бахов, насчитывающий более 50 известных музыкантов. И можно поверить в высказывание в те времена, что имя «Бах» подразумевает «Музыкант».

В роду Бахов никогда не было ни богачей, ни лентяев. Все они упорным и кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни. Нужно отметить, что всех представителей рода Бахов отличала еще и тесная привязанность друг к другу. Проживая в разных городах Германии, они раз в году  собирались вместе  в доме одного из самого уважаемого семейства. В  этот день  отмечались сразу все семейные праздники  и торжественные события  за год. Эти встречи превращались в настоящий  музыкальный праздник.  Собравшиеся пели народные песни, играли на разных инструментах, много шутили и смеялись от души.

Итак, рождение сына в семействе  Амвросиуса Баха говорило о том, что появился еще один будущий музыкант. Иначе и не могло быть. Талант, как наследство, передавался из поколения в поколение и в гениальности Иоганна Себастьяна проявился ярчайшей глубиной.  Маленький Себастьян рос в семье, в которой соблюдались  традиции добропорядочности, порядка, трудолюбия и ответственности. Первые знания о музыкальной грамоте и навыкам игры на  инструментах все Бахи получали дома, это было в обычаях семей музыкантов. Первым учителем  Иоганна Себастьяна  был  отец, обучающий его игре на скрипке и немного на клавесине.  Как записано в книге одного из биографов Баха: отец «…рано подметил большое музыкальное дарование сына и принял зависящие от него меры к развитию их».

В семь лет Иоганн поступил в городскую школу. Интересно: первый класс назывался секстой, следующие – квинтой, квартой и далее. Вам знакомы эти названия? Маленький Себастьян с удовольствием посещал занятия хора при школе. В праздничные дни школьники-певчие ходили по домам горожан и распевали несложные кантаты. Доучиться до последнего класса – примы, Иоганну не пришлось. В 9 лет он потерял мать, а год спустя – отца. Обязанности кормильца и наставника взял на себя старший брат Себастьяна, и  мальчик оказался в городе Ордруфе, где   Иоганн Христоф  работал церковным органистом.  (Слайд 3)

В Ордруфе  Себастьян был зачислен в гимназию, одну из лучших в Тюрингии. Обучение здесь велось по учению выдающегося чешского гуманиста, мыслителя и педагога Яна Коменского. Нужно отметить, что и в наше время это учение не устарело, и современные педагоги опираются на него  в своей работе. Главное в этом учении – это не только получение знаний, а обращение к мышлению, к глубинам сознания, умению самостоятельного поиска решения разнообразных задач. Думается, что в классах Ордфурской гимназии стало формироваться  особое мышление Баха, отразившееся в будущем в его творчестве, позволяющее говорить о нем, как философе в музыке. Его музыка – это океан чувств, мыслей, потрясающий глубиной и жизнеутверждающей силой.

В гимназии Себастьян отличался упорством и усидчивостью. Помимо основных предметов, пять часов в неделю отводилось занятиям музыкой. Если к этому прибавить занятия дома под руководством старшего брата, то можно с уверенностью утверждать, что уже в эти годы Себастьян добился высоких результатов в исполнительском мастерстве. (Слайд 4)

 Музыкальная пауза. Г. Пёрселл «Ария»

История сохранила воспоминания об Иоганне Христофе, брате Себастьяна, как музыканте, и эти воспоминания рисуют нам образ сухого, педантичного человека, исполнявшего  из года в год одни и те же прелюдии во время церковного богослужения, лишь изредка добавляющего небольшие украшения, что всегда вызывало шутливое замечание прихожан: «О! Сегодня наш Бах развеселился!» Так же сухо и педантично он обучал Себастьяна, опасаясь по-видимому, что свобода выражения, вольность исполнения может в будущем повредить карьере Себастьяна. Церковное начальство не очень-то поощряло всякие новшества в музыке. Но любознательность и интерес к новому все более овладевали Себастьяном. Он знал, что в кабинете брата, в шкафу, за дверцой с решеткой, хранится особая тетрадь, которую строго – настрого не разрешается трогать. И в этой тетради, о! чудо, записаны ноты  известных композиторов того времени. И Себастьян решил во чтобы – то ни стало раздобыть эту тетрадь. Забрать ее он не мог, так как брат обнаружил бы пропажу. Тогда каждую ночь он прокрадывался в кабинет, протискивал руку через решетку и, свернув ноты в трубочку, вытягивал их наружу. Затем примостившись за столом так, чтобы лунный свет падал на ноты, начинал переписывать. (Слайд 5)

Эти тайные ночные занятия продолжались около 6 месяцев и, когда работа уже почти была закончена, старший брат застал Себастьяна за переписыванием. В наказание за столь, по его мнению, непростительный поступок, брат отобрал и свою заветную тетрадь, и рукопись Себастьяна. Но время, проведенное за переписыванием, не было потрачено зря. Хоть и не было возможности у Себастьяна  сыграть записанное, но, как и многие музыканты, он обладал прекрасным внутренним слухом, и все написанные ноты были для него «звучащей музыкой». К сожалению, ночные переписывания при луне повредили зрение юного музыканта и привели к полной слепоте в старости.

Конечно, хотелось бы побольше рассказать о детских годах Баха, но, к сожалению, сохранилось очень мало сведений об этом. Можно добавить, что в Ордруфе Себастьян с увлечением осваивает особенности игры на органе, его устройство и возможности инструмента. Ведь вы помните, что его брат служил церковным органистом. Орган станет для Баха любимым инструментом и свои первые сочинения он напишет именно для него. Интересный факт: Бах так хорошо изучил тонкости устройства инструмента, что в зрелые годы его часто приглашали «полечить» какой-нибудь инструмент. (Слайд 6)

Годы обучения в гимназии подошли к концу,  окончен выпускной класс – прима. Себастьяна рекомендуют в  Люнебург в лицей при соборе Святого Михаэля, где он сможет продолжить образование и серьезно заняться музыкой. Он покидает дом брата-опекуна.  Ему 15 лет. Детство закончилось. Музыкальным «университетом» Баха станет библиотека Люнебургского монастыря, в которой хранились нотопечатные и переписанные сборники произведений немецких и итальянских музыкантов. В этой библиотеке  Иоганн Себастьян проведет много часов. Сама музыка будет «учителем и воспитателем его таланта».

Начиналась самостоятельная, уже взрослая жизнь, и этот рубеж отмечен первыми  попытками сочинения для органа. Вскоре появится знаменитая Токката и фуга ре минор, но это уже будет совсем другая история. История Мастера, музыкального Творца, высочайшего гения мирового искусства, и даже эти эпитеты не  в полной мере передают все величие композитора. Его наследие бессмертно и принадлежит всему человечеству. «Если представить всех композиторов в виде длинной горной цепи, то Бах своей вершиной высоко уходит в небо», - написал Максим Горький. (Слайд 7)

 Музыкальная пауза Токката и фуга ре минор

Подводя итог, что мы можем сказать о личности будущего композитора. Каким он был ребенком? Уже в  юном возрасте он проявлял  упорство, старательность, усидчивость, склонность к размышлению, вдумчивость, любознательность, способность воспринимать, усваивать все новое. Было ли его детство счастливым? На этот вопрос ответить трудно, ведь он остался сиротой, будучи совсем маленьким. Но посмотрите – родился он в музыкальной семье, у него была возможность учиться,  в общей сложности  образование он получал до 18 лет. И всегда рядом с ним была Музыка, а это разве  не счастье – получать то, чего больше всего желаешь? К тому же вы должны понимать: талант, гениальность – это еще не результат. Любой талант требует развития, совершенствования. Без напряженных усилий достичь вершины невозможно. У Баха было все – и талант, и упорство, и стремление к познанию нового. Детские годы Баха – это формирование личности, мировоззрения, накопление знаний, исполнительского мастерства, опыта. «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же», - так писал сам И. С. Бах.

На этом рассказ о детских годах Иоганна Себастьяна  Баха можно было бы и закончить, но хочется  остановиться еще на одной странице жизни композитора. Пройдет немало времени. Иоганн Себастьян станет маститым музыкантом и отцом многочисленного семейства. В семье композитора родится двадцать(!) детей, из которых  4 дочери и 6 сыновей переживут своего отца. (Слайд 8) 

Как и во всех семьях Бахов, музыкальным образованием детей занимался отец семейства. В те времена специальной нотной литературы для детей не было. Учителя сочиняли  небольшие пьески или переделывали произведения других композиторов в более упрощенном варианте специально для юных музыкантов. Подумайте, как повезло сыновьям Баха. Ведь для них сочинял сам великий Мастер!  И не заслуга ли Иоганна Себастьяна в том, что четверо из его сыновей стали известными на всю Европу музыкантами, и было даже время, что их популярность на некоторое время   затмила славу их гениального отца. Кстати, сыновья Баха, став известными музыкантами, безоговорочно признавали исполнительское мастерство своего отца, но не очень-то высоко ценили его, как композитора. Но время прошло, и все вернулось на свои места. Вы,  обучаясь в школе, обязательно исполняете менуэты, прелюдии, двух – и трехголосные инвенции Иоганна Себастьяна. Теперь будете знать, что эти пьесы, написанные Бахом для своих детей, стали достоянием  юных музыкантов всего мира. (Слайд 9) 

 Музыкальная пауза. Играют учащиеся музыкальной школы произведения И. С. Баха. 

Встреча 2

Никколо Паганини

(Слайд 1)

Музыкальная пауза Н. Паганини «Каприс № 24».

Сегодня мы обратим свой взор на другого гения – итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини. Отправимся в Италию, город Геную и, прогуливаясь по улочкам старого города, свернем в переулок с названием Черная кошка и остановимся   около дома номер 38. Здесь мы сможем увидеть мраморную доску с высеченной надписью: «Счастливая судьба выпала на долю этого скромного жилища – в этом доме – дня 27 октября 1782 года родился – к чести Генуи и на радость миру - Никколо Паганини – в божественном искусстве звуков непревзойденный мастер». (Слайд 2)

 Прогуливаясь дальше, мы увидим церковь Святого Креста. Здесь, среди хранящихся документов, можно найти запись о крещении Никколо Паганини. Отец будущего музыканта – Антонио - был портовым грузчиком и держал небольшую лавочку, при переписи населения города он был назван «держателем мандолин». Сам Антонио считал, что судьба обошлась с ним сурово. Страстно влюбленный в музыку, он неплохо играл на мандолине и скрипке. Его мечтам о славе, признании и аплодисментам восторженной публики не удалось осуществиться. Свое недовольство и раздражение он вымещал на близких. Мать Никколо – Тереза - занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, а их в семье было пятеро. Слыла она женщиной доброй и мягкой. Из  детей больше всех она любила Никколо. Однажды ей приснился необычный сон.  Явившийся ангел спросил ее, какую милость хотела бы она получить у Господа. Она попросила, чтобы ее любимый сын стал великим музыкантом. Почему она попросила именно это? Наверное, она  почувствовала это своим материнским чутьем. Часто Тереза замечала, что ее малыш зачарованно слушает звон колоколов или затихает, когда отец начинает играть на мандолине, и его распахнутые глаза начинают блестеть каким-то удивительным светом.

Никколо было четыре года, когда однажды, слушая игру отца, он заметил ему, что тот фальшивит. Антонио понял -  сын обладает тончайшим слухом, и, как часто бывает, не сумев реализовать себя на музыкальном поприще, он решил, что  сын осуществит его мечты о славе. В пять лет он начал учить Никколо игре на мандолине, а в шесть лет – на скрипке.

Первые занятия, счастливые и радостные, быстро закончились. Наступило время серьезного и тяжелого труда, бесконечного повторения упражнений для овладения техникой. Отец был суровым учителем. Заставляя заниматься по нескольку часов, он закрывал его в комнате и не  разрешал выходить на улицу, а если малыш тайком убегал в порт, к морю, Антонио наказывал его еще более жестко – избивал и лишал его еды. Сам Никколо впоследствии с грустью вспоминал: «Трудно представить более строгого отца, чем мой. Когда ему казалось, будто я недостаточно прилежен, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моем здоровье». (Слайд 3)

Мать беспокоилась за сына, она знала, как тяжело Никколо переносит любые болезни, как ее любимец хрупок и чувствителен. Когда ему было 4 года, он заболел краснухой. Болезнь протекала так тяжело, что случился припадок каталепсии, и Никколо пролежал целый день неподвижный и холодный. Родные уже решили, что он умер и стали готовиться к похоронам. В тот момент, когда завернутого в белую простынь Никколо готовились укладывать в гроб, он шевельнулся. Другие болезни тоже протекали тяжело и с осложнениями. Мать часто ходила в церковь, горячо молилась за  Никколо и, помня о своем удивительном сне, верила, что Господь будет милостив к ее сыну.

Несмотря на тяжесть занятий под руководством сурового отца, музыка все более и более захватывает мальчика. Позже он скажет своему биографу: «Я был в восторге от инструмента, и занимался непрерывно, пытаясь найти какие-то совершенно новые, никому не ведомые прежде позиции пальцев, чтобы извлечь звук, который поразил бы людей». В этом высказывании весь Паганини: занятия до изнеможения,   совершенствование мастерства до высочайшего уровня. И главное –   исполнение должно потрясать, изумлять, приводить в восторг слушателей. Это станет определяющим в его творческой жизни, но заложилось оно еще в детские годы. Маленький мальчик проявляет упорство и волю к достижению мастерства. К сожалению, тяготы особенностей отцовского воспитания – чрезмерные занятия, отсутствие движения, свежего воздуха, нарушение питания, страдания, связанные с телесными наказаниями подорвали здоровье ребенка. Всю жизнь Паганини страдал от множества болезней.

Вскоре, видя  поразительные успехи сына, Антонио понял, что больше он ничему научить его не может, пришло время определить Никколо к опытному музыканту. Отец не оставляет мысли о том, чтобы его сын стал знаменитым исполнителем-виртуозом. В этом он и сын солидарны. Оба жаждут славы и успеха. Отец определяет сына к Джованни Черветто. Проходит совсем немного времени, как успехи юного скрипача, его первая слава перешагивает за пределы переулка Черной кошки. Никколо начинает выступать в церкви перед публикой. Нужно сказать, что в XVIII веке Генуя была одним из важных музыкальных центров Италии. Многие концерты проходили во время богослужения в воскресные и праздничные дни. Помимо духовной музыки, исполнялась и светская. Талант Никколо привлекает к нему внимание маститых музыкантов. Так известный генуэзский композитор Франческо Ньекко дает ему немало советов, о которых Паганини с благодарностью вспоминал всю жизнь. Ньекко посоветовал Антонио сменить учителя Никколо и предложил обратиться к скрипачу и дирижеру Джакомо Коста. Известно, что в это время Никколо пробует свои силы в сочинительстве. Так сохранились воспоминания о его сонате, довольно сложной для исполнения, но с которой сам Никколо с легкостью справлялся. К сожалению, эти первые сочинения не сохранились.

Мальчик подрастает. В газетах все чаще  публикуются заметки о выступлениях юного скрипача. Вот одна из них: «Прекрасный концерт прозвучал в исполнении необыкновенно искусного молодого скрипача двенадцати лет Никколo Паганини, ученика знаменитого преподавателя музыки синьора Джакомо Коста. Исполнение вызвало всеобщее восхищение». Коста приглашает Никколо выступить в кафедральном соборе Генуи – Сан-Лоренцо. И сегодня можно зайти в этот собор, где экскурсоводы укажут место, где стоял Паганини во время концерта, почувствовать потрясающую атмосферу храма и мысленно перенестись в то  время. (Слайд 4)

 Музыкальная пауза

А. Вивальди Concerto grosso d-moll Op. 3 № 11

Послушайте строки из книги о Паганини Марии Тибальди-Кьеза: «Никколo появлялся, держа в одной руке скрипку, в другой – смычок, с бледным лицом, обрамленным длинными черными локонами, с блестящими глазами, трепещущий от волнения. Только что прозвучали вокальные и оркестровые произведения… Наслаждение и волнение, какие он испытывал, слушая музыку, были столь сильными, что кожа его, необычайно тонкая и крайне чувствительная, покрывалась мельчайшими капельками пота, а нервы так напрягались, что порой он едва не терял сознание. Однако первый же удар смычка, будто электрическая искра, возвращал его к жизни. Музыка, словно вырвавшись из плена, заполняла собор, поднималась все выше и выше, вознося с собой и музыкальную душу мальчика. Высшая степень восторга, воодушевления – экстаз, который он переживал, оказывался столь сильным, что к концу выступления Никколo приходил в полное изнеможение – буквально холодел и едва не лишался чувств».

31 июля 1795 года Никколо Паганини в возрасте тринадцати лет дал свой первый концерт в самом большом театре Генуи «Сант-Агостино». Бледный, с длинными темными волосами, в черном бархатном костюме – таким предстал он перед взыскательными слушателями. Потрясающее мастерство юного виртуоза привело публику в неописуемый восторг. В программу концерта было включено и произведение Никколо – Вариации на тему Карманьолы. Послушайте, как красиво описывает этот знаменательный момент жизни музыканта Марии Тибальди-Кьеза: «Так состоялся первый из бесчисленного множества грандиозных триумфальных концертов Паганини. И, наверное, именно тогда он заключил тайный договор с другим, бесплотным, но реальным участником этого события – с Душой скрипки. Эта загадочная Душа привязала его к себе неразрывными узами. И с того дня он принадлежал только ей – ни себе, ни другим…Того требовал молчаливый договор, заключенный вечером 31 июля 1795 года, цена которого – триумф, известность, слава». (Слайд 5)

 Музыкальная пауза Н. Паганини Вариации на тему Карманьолы (фрагмент)

Шумный успех все более воспламеняет душу Паганини. Он придумывает сам для себя различные упражнения для совершенствования исполнительской техники, постоянно ищет новые возможности звучания. Он ставит перед собой невиданные высоты и занимается, занимается, занимается – восемь, девять, десять часов до полного измождения. Но таков Паганини. Всю жизнь его окружали легенды, одна фантастичней другой. И в одной из них Паганини будто бы  получил свой неподражаемый дар виртуоза, продав за это дьяволу свою душу. Но только талант, помноженный многократно на труд сможет достичь запредельных высот.

«Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других!» – скажет он однажды. Паганини понимает, чтобы выразить все, что бурлит, плавится в его душе, он должен сам сочинять и исполнять свою музыку. И к его многочасовым занятиям на инструменте добавляется внутренняя творческая работа. Воедино сливаются исполнительское совершенствование и сочинительство. Гаспаро Гиретти, еще один учитель Паганини, научит юного музыканта основам композиторской техники и умению  сочинять музыку, опираясь только на внутренний слух. Вновь  обратимся к автору книги о Паганини: «Паганини следовало писать другую музыку и по-другому исполнять ее. Он чувствовал, что в нем рождается совершенно новый мир, и творческий порыв увлекал его на самую безрассудную смелость, которая приведет к непревзойденной исполнительской виртуозности. Что только не сотворит он, каких только высот не достигнет скрипка в его руках и при его таланте!»

Остановимся еще на одном моменте. Италия издавна считалась родиной классической, или, как принято называть, «академической» скрипки. Именно в этой стране работали лучшие скрипичные мастера, известные и поныне – Страдивари, Амати, Гварнери. Яркая плеяда виртуозов-скрипачей оставила  заметный след в истории скрипичного искусства. И, наверное, вовсе неслучайно, что гений Паганини расцвел именно на итальянской земле. У Паганини за всю жизнь накопилось целая коллекция скрипок знаменитых скрипичных мастеров. Первую свою скрипку мастера Гварнери он выиграл в пари. Однажды  художник Пазини, у которого хранилась скрипка, предложил юному Паганини: если он сыграет с листа сложнейший концерт, то получит скрипку. Паганини с легкостью справился,  и Пазини вручил ему скрипку. В 17 лет Паганини получил в дар скрипку мастера Бартоломео Джузеппе Гварнери от некоего французского купца, чье имя  затерялось в истории. Эта скрипка стала любимым концертным инструментом музыканта, он дал ей прозвище «Cannone»  - «Пушка». Название это родилось в связи с политическими событиями, происходящими в Италии. В стране развернулось национально-освободительное движение, и звучание неистовой скрипки Паганини  воодушевляла борцов за свободу. Со своим любимым инструментом  музыкант никогда не расставался, но однажды его скрипка «заболела» - «потеряла голос». Паганини пришлось обратиться к известному скрипичному мастеру Вильому, о котором ходила слава, что он творит чудеса. Через неделю мучительных переживаний Паганини вернулся в дом Вильома. Какую радость, трепет, волнение он испытал, стоило ему прикоснуться смычком к струнам своей «Cannone» и убедиться: звук все такой же сильный и мощный. И даже в последние дни своей жизни, когда силы покинули великого маэстро,  и он не мог держать скрипку, то, лежа в постели, обнимал свою любимицу и пальцами перебирал струны.  (Слайд 6)

Свою коллекцию скрипок  и любимую «Cannone» Паганини завещал городу Генуи с условием, что они никогда не покинут пределы города. Сегодня  скрипку Маэстро можно увидеть  в музее Палаццо Дориа-Турси под  своим вторым именем «Вдова Паганини». Раз в году ее бережно вынимают из специальной витрины для того, чтобы торжественно вручить на одно  концертное выступление  в честь великого Маэстро скрипачу-виртуозу, победителю международного конкурса имени Паганини. (Слайд 7)

Но вернемся к детским годам и подведем итоги. Хрупкий, нервный, впечатлительный, со слабым здоровьем этот мальчик обладал неукротимой волей и потрясающим упорством. Залог его будущего триумфа, недосягаемого мастерства не только в длительных, изматывающих занятиях по овладению техникой игры, но и в постоянных поисках новых приемов, нюансов, порой на грани возможного. Музыка занимала все пространство детского мира Паганини. Сведений о том, учился ли он в школе, нет. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, много грубых орфографических ошибок. Несмотря на то, что Никколо жил в большой семье, внутренне он был одинок, и это одиночество, рожденное  страстной привязанностью к музыке, будет  сопровождать его всю жизнь. «История его детства - это история про мальчика и скрипку и их зарождающейся дружбе. Отныне они всегда будут вместе. Потому что юная душа Никколо сумела открыть в этом ласково сверкающем инструменте родственную ему душу и слиться с ней воедино» (Евгений Шлей).

На этом мы закончим рассказ о юном Паганини, впереди его ждала яркая, насыщенная жизнь, но это уже другая история. История триумфа, ошеломляющего успеха, бессмертной славы великого Маэстро. Ференц Лист напишет: «Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с его именем… Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами…  Второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, – это единственный случай в истории искусства… Он был велик…». Это поистине пророческие слова: ни до, ни после никому не удалось достичь высот мастерства великого Никколо Паганини. (Слайд 8)

Как композитор, Паганини писал свои сочинения для собственного исполнения, поэтому в его творчестве нет произведений легких, доступных для маленьких музыкантов. Но ведь так хочется прикоснуться к великому Маэстро, и юные скрипачи играют произведения Паганини, правда, в облегченной обработке.

Музыкальная пауза

Играют учащиеся музыкальной школы произведения Н. Паганини

Встреча 3

                                   Эдвард Григ

   (Слайд 1)

         ♫ Музыкальная пауза Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Наш следующий рассказ начнется с путешествия в Норвегию –  страну удивительных красот  и фантастических сказаний; страну скал, фьордов, ледниковых озер, бескрайних долин, гигантских утесов, несмолкающих водопадов и сказочных жителей, живущих рядом с людьми -  кобольдов, гномов, эльфов и фей. (Слайд 2)

15 июня 1843 года в городе Бергене в семье британского вице-консула родился  мальчик,  прославивший Норвегию.   Звали его Эдвард Григ. Отец будущего композитора Александр Григ был третьим  в династии представителей Великобритании, которой положил его дед, перебравшийся в Норвегию в 1770 году. Мать Гесина Хагеруп обладала выдающимися музыкальными способностями -  пела, превосходно играла на рояле,  часто выступала в публичных концертах и руководила музыкальным кружком любителей.  Кстати, она закончила консерваторию в Гамбурге, в которую принимали  исключительно юношей.  (Слайд 3)

Интеллигентные, образованные родители с разумной строгостью  воспитывали своих детей,  а в семье их было пятеро, приучали к дисциплине, порядку и трудолюбию. В семье  Григов любили музыку, мать подолгу музицировала за роялем, в доме часто собирались друзья, знакомые,   возникали разговоры об искусстве, звучали произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера. Эти первые музыкальные впечатления глубоко запечатлелись в памяти Эдварда. Больше всего ему  нравилась музыка   Моцарта, любовь к которому он сохранит на всю жизнь. Творчество Моцарта станет для него мерилом красоты и гармонии.

       Музыкальная пауза. В. А. Моцарт Соната C-dur, 1 часть

Как принято в почтенных семействах обучение игры на музыкальном инструменте было обязательным, и  мать стала первой учительницей  своих детей.

Дом, наполненный музыкальным звучанием, был благодатной средой для развития творческих способностей Эдвард и  зарождения композиторского дара. В возрасте 4 лет Эдвард впервые сел за рояль, его занимала красота созвучий. Позже он напишет: «Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлек – о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук – о ликованье! – пятизвучие… Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет». В возрасте шести лет мать начала обучать Эдварда игре на фортепиано. Играя скучные гаммы и упражнения, он представлял, как маршируют солдаты. Мать старалась привить ему хорошую пианистическую технику, сделать из него в первую очередь исполнителя-пианиста. Но Эдварда мало привлекали этюды и упражнения, он хотел выдумывать свою музыку, подбирать по слуху. Уже тогда созревал в нем творческий дар. Став взрослым, он часто корил себя, что пренебрегал игрой гамм и упражнений. «Будь я в те времена прилежен, следуя любовному, хотя и строгому руководству матери, я бы впоследствии легче преодолел многое».

Все детство Эдвард жил в мире фантазий.  Маленьким мальчиком он любил смотреть на облака, в их причудливых формах ему чудились косматые викинги, загадочные феи, маленькие воздушные эльфы. Гуляя  с отцом в лесу, он высматривал на траве круглые следы от башмачков гномов или, подойдя к пещере, громко кричал и слушал, как эхо отвечает ему.  Эдвард верил, что внутри фортепиано  живут крошечные тролли и горные волшебники - кобольды. И они оживают, когда его мать играет старинные мелодии. Эдвард даже со страхом несколько раз заглядывал внутрь рояля. Мама смеялась и объясняла: тролли и кобольды живут в пещерах, а ночами водят хороводы в лесу. А вот свою маму он считал феей, ведь только фея может так играть на рояле. 

 Музыкальная пауза «В пещере горного короля»

В десятилетнем возрасте Эдвард пошел в обычную школу.  Учеником он был посредственным, школьные предметы интересовали его гораздо меньше, чем сочинительство. Рассеянный, мечтательный он на уроках пребывал в мире своих фантазий, чем вызывал недовольство учителей. Эдвард Григ в своей автобиографической повести «Мой первый успех» оставил воспоминания о своих детских годах.

 «… Каждое утро мы со старшим братом должны были тащиться в школу под знаменитым бергенским ливнем. Но именно этот ливень я использовал для одной — как мне тогда казалось — весьма хитроумной проделки. В нашей школе существовало правило: опоздавшего ученика не пускали в класс, а в наказание оставляли за дверью до конца урока. И вот, когда в дождливую погоду случалось, а это случалось довольно часто, что я отправлялся в школу, не выучив урока, я не только шел помедленней, чтобы опоздать, но еще вдобавок останавливался на улице под какой-нибудь водосточной трубой и стоял там, пока не промокал до нитки. Когда я наконец появлялся в классном помещении, с моей одежды стекали на пол такие ручьи, что учитель ради меня и в интересах других учеников немедля отправлял меня домой переодеться, а по причине долгой дороги это было равносильно полному освобождению от дневных занятий. Уже то, что я частенько повторял этот эксперимент, было само по себе довольно рискованно, но, когда я зашел так далеко, что однажды пришел промокший, когда дождя почти не было, у учителя возникло подозрение, и за мной установили слежку. В один прекрасный день меня застигли на месте преступления, я был арестован и имел близкое знакомство с "ударными инструментами"».

А вот еще одна история:  «В тексте встретилось слово "Реквием", и учитель спросил, кто из учеников может назвать знаменитого композитора, написавшего церковное произведение с таким названием. Никто не отвечал, пока я не отважился произнести совсем тихо: "Моцарт". Весь класс вытаращился на меня как на какое-то неведомое, диковинное существо. Я ощутил успех. Но сразу же появилось предчувствие, что он таил в себе что-то недоброе. И слишком скоро мне пришлось убедиться в правоте этого предчувствия. Классу — как это часто бывает — не понравилось, что в его недрах завелось такое существо,  и с этого дня при каждом удобном случае ученики преследовали меня бранным словом: «Смотрите! Идет Мосак! Мосак! Мосак!» 

Отметки Эдварда были под стать его стараниям, и лишь однажды он сумел удивить учителя. На экзамене по истории ему повезло. Учитель спросил о французском короле Людовике XIV, и это было то, что Эдвард выучил назубок. Он ответил без единой запинки, и учитель поставил ему единицу – высший балл в школе. Интересно, не правда ли? Да, в школе, где учился Эдвард «пятерка» выставлялась за полное незнание урока.

Однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь. На обложке красовалась надпись: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига, соч. 1». Тетрадку увидел классный наставник. Он взял ее, с интересом перелистал, но после поднял мальчика на смех и даже позвал своего коллегу «полюбоваться на маленького мошенника, возомнившего себя композитором». Потом он дернул Эдварда за волосы и прошипел: «В следующий раз принеси лучше в приличном виде свой словарь, а эту ерунду оставь дома!». Ему было 12 лет, и это было его первое самостоятельное музыкальное произведение. (Слайд 4)

Несмотря на свое увлечение сочинительством, Эдвард не был уверен, что музыка является его судьбой. Послушаем еще одно воспоминание: «Когда меня спрашивали, кем я xoчy стать, я неизменно отвечал: священником. Духовного пастыря в черном облачении моя фантазия наделяла самыми привлекательными чертами, какие я только мог себе представить. Получить возможность проповедовать перед внимающей тебе массой народа — в этом мне виделось нечто великое. Проповедник, пророк — это дело было по мне.  И сколько я декламировал кстати и некстати моим бедным родителям, брату и сестрам! Я знал наизусть все стихи из школьной хрестоматии. Каждый день после обеда, когда отцу хотелось вздремнуть в кресле, я не давал ему покоя и, опершись на спинку стула, словно на церковную кафедру, начинал речь, невзирая ни на что. При этом я не спускал глаз с отца, который прикидывался, будто дремлет. Но время от времени он не мог удержаться от улыбки. Тогда я бывал счастлив. То было признание. И как я мучил отца тем, что хотел все продолжать и продолжать: "О, еще один кусочек!"— "Нет, довольно с тебя". — "Ну один-единственный!" Да, это детское честолюбие!» (Слайд 5)

Но однажды все переменилось. В дом Григов заглянул Уле Булль, замечательный скрипач, «норвежский Паганини». В честь приезда важного гостя, Эдвард сыграл ему несколько своих произведений. Услышав его игру, Булль посоветовал родителям отправить сына учиться в консерваторию в Лейпциг. Так определилась судьба будущего великого музыканта и композитора. Эдварду было 15 лет. Детство закончилось. Эдвард уезжает в Германию, успешно сдает вступительные экзамены. Наступают трудные годы учения. И удивительное дело – мечтательный, впечатлительный мальчик превращается в  серьезного, ответственного студента. Все упущенное в детстве пришлось исправлять многочасовыми занятиями. Он  был требователен не только к самому себе, но и к педагогам и даже сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

Консерваторию Эдвард окончил с отличием, вернулся в родной Берген, и в жизни начался новый этап, этап творчества и признания, но это уже другая история. История Творца, музыкального поэта родной Норвегии. «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…».  Картины родной природы, народные напевы и сказания станут для композитора источником силы, живого творческого вдохновения. Григ - это сама Норвегия в красках, звуках, чувствах, где каждый звук пронизан тончайшими оттенками любви к ней. Произведения композитора, окрашенные  поэтичным чувством, подкупающие своей искренностью и душевной отзывчивостью, неизменно привлекают сердца людей.

Вернемся к детским годам. Каким ребенком был будущий композитор? Эдвард рос в большой дружной семье, обласканный любовью, заботой и вниманием близких. Мечтательный, чувствительный, живущий в мире фантазий, не очень усидчивый. Любил слушать скандинавские легенды и  сказания, гулять по окрестностям Бергена, любоваться окружающей природой. Мог подолгу слушать музицирование матери, и сам часами фантазировать за роялем. Постепенно, не спеша вызревал  талант Эдварда, в глубинах которого переплавлялись в единое целое мир его фантазий, любовь к родной земле, природе и народным сказаниям. Несмотря на увлечение музыкой, Эдвард до 15 лет сомневался в выборе жизненного пути. Будь он старшим сыном в семье, судьба его - продолжателя дела отца - была бы предрешена. Эдвард не был старшим сыном, ему  предназначалось иное будущее. Будущее, прославившее его на весь мир, и из которого он шагнет в бессмертие.

Эдвард Григ не писал произведения специально для детей, но многие его фортепианные пьесы так просты, выразительны и доступны, что  юные музыканты с удовольствием их исполняют. (Слайд 6)

Музыкальная пауза

Учащиеся музыкальной школы исполняют произведения Э. Грига

Встреча 4

Сергей Прокофьев

(Слайд 1)

Музыкальная пауза С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

В удивительно красочном, многообразном мире искусства солнечным светом,  оптимизмом наполнена  музыка Сергея Сергеевича Прокофьева. Будучи уже известным, композитор завел альбом, в котором просил друзей ответить на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Известный русский пианист Антон Рубинштейн сделал такую запись: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-Солнце сказал: «Государство - это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце - это я!»

В окружении бескрайних степей, лугов, полных душистым разнотравьем, расположилось живописное село. Аккуратные дома, церковь, большое имение с чудным садом.  В честь  владельца имения помещика Сонцова, село получило название Сонцовка. 11 апреля 1891 года  здесь появился на свет будущий «солнечный» композитор. Отец композитора, Сергей Алексеевич, получил прекрасное образование, он закончил Московский университет и Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. По приглашению Сонцова он взял на себя обязанности   управляющего имением. Увлеченно занимаясь хозяйственными делами имения, Сергей Алексеевич, тем не менее, постоянно  заботился о пополнении домашней библиотеки,  выписывал столичные журналы и газеты. Мать, Мария Григорьевна, была незаурядной женщиной. Выросшая в бедной семье, она  с золотой медалью закончила гимназию. Большим ее увлечением было музицирование, скрашивающее долгие деревенские вечера,  она подолгу засиживалась за роялем. Ожидая рождение ребенка, она занималась до шести часов.  «Будущий человечишка формировался под музыку», - напишет позже сам композитор.  Приехав в Сонцовку, Мария Григорьевна первое время преподавала в сельской школе, потом стала ее попечительницей, но главное свое призвание – материнство – она ощутила, обнаружив недюжинные способности своего сына. Из троих детей, рожденных в семье, выжил только Сережа, названный в честь отца. Малышу досталась вся родительская любовь, забота и внимание. (Слайд 2)

            Сергей Прокофьев свои детские впечатления красочно описал в «Автобиографии». В нашем рассказе мы будем обращаться к строкам этих воспоминаний. Послушайте: «…к трем годам, относится мое первое воспоминание. Я кувыркаюсь на постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок, приехали гости. Все бегут встречать. Я продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рев, все бегут обратно. Удар был здоровенный – шишка на лбу осталась на всё детство и юность и сравнялась лишь к тридцати годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал ее пальцем и говорил: «А может, в ней–то весь талант!»

Как вспоминал Прокофьев, мать любила музыку, а отец – уважал. Послушав однажды игру сына, он произнес: «Благородные звуки».

«Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где–то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена… затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена… ». Интерес к музыке проявился рано. Уже с четырех лет Сережа любил усаживаться в кресло и слушать игру матери. Позже он стал по-детски экспериментировать вместе с ней, далее - самостоятельно подбирать знакомые мелодии. Мать, видя интерес сына, стала ненавязчиво заниматься с ним, осваивать азы игры на инструменте. В пять с половиной лет, послушав разговор взрослых о голоде в Индии, Сережа сочинил незамысловатую пьеску под названием «Индийский галоп». Записала ее Мария Григорьевна, так как он не знал еще нотной грамоты. (Слайд 3)

Музыкальная пауза

http://opentextnn.ru/data/318.p41.jpg

Сам Прокофьев вспоминал, что с одной стороны «подбирал за роялем мотивчики, которые не умел записать; с другой стороны, сидя за столом, писал ноты, которые ничего не обозначали. Писал, как орнамент, как дети рисуют человечков и поезда, потому что постоянно видел ноты на пюпитре». Постепенно Мария Григорьевна начала учить сына нотной грамоте и вскоре сочиненная музыка нотками записывалась маленьким Сережей самостоятельно. Так появились Вальс, Марш и Рондо. Вскоре автору вручили альбом с золотой надписью «Сочинения Сереженьки Прокофьева», в нем пьески юного музыканта были  аккуратно и четко переписаны опытным переписчиком из самого Петербурга.

Мария Григорьевна придерживалась правила – не навредить, «поддержать в ребенке интерес к музыке и… не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой». Сначала занятия длились лишь 20 минут, постепенно продолжительность увеличивалась. Мария Григорьевна сама выбирала пьесы для разучивания и ввела обычай обсуждать вместе с сыном характер  и предпочтительность выбора той или иной пьесы для разучивания. Это сформировало вкус будущего музыканта и умение высказывать собственное мнение. Мария Григорьевна стремилась познакомить сына как можно с большим количеством произведений, правда в ущерб технической стороне исполнения, которое никогда не доводилось до совершенства – «ничто не было доучено, развивалась небрежность исполнения». В будущем это создало определенные проблемы, с которыми ему придется упорно бороться.

Помимо музыкальных занятий, родители заботились  об общем образовании Сережи.  Отец занимался с сыном русским языком, историей, математикой и географией. Для обучения немецкому и французскому языку были специально приглашены учителя. Несмотря на ежедневные занятия музыкой и изучением школьных предметов,  находилось время и для детских игр. (Слайд 4)

 Сережа был натурой увлекающейся и разносторонней. Так, интересуясь железной дорогой, он с азартом штудировал расписание поездов или в специальной тетрадочке отмечал, какие цветы растут в Сонцовке, собирал марки, увлекался ходьбой на ходулях, а познакомившись с игрой в шахматы, серьезно пристрастился к ним. Родители  для него даже выписывали немецкий шахматный журнал.  В будущем он станет блестящим игроком и даже сумеет выиграть партию у чемпиона мира Касабланки.  Еще одним большим увлечением мальчика был театр. Он писал маленькие пьески – представления, которые вместе с друзьями – сверстниками, деревенскими мальчиками и девочками,  разыгрывали перед обитателями имения.  

Родители не только любовью окружали своего сына, заботились о его обучении, но и воспитывали в нем трудолюбие, дисциплинированность. «Отец приучил его к точному выполнению установленного расписания, к порядку в тетрадях, внушил ему нетерпимость к растрате времени, требуя чтобы у мальчика было какое-либо занятие» (И. Мартынов). Мария Григорьевна: «… горячо любила своего единственного сына, гордилась им. Но эта любовь никогда не переходила у нее в слепое обожание. Она очень ясно осознавала свою ответственность за воспитание сына, была к нему строга и требовательна» (Р. Глиэр).  

Новое столетие - 1900 год - семья решила отметить поездкой в Москву. После тихой  деревенской жизни Москва ошеломила Сережу шумом, блеском электрических огней, множеством народа, но самым ярким впечатлением стало посещение Большого театра, где Прокофьевы слушали оперу «Фауст». Вернувшись в  Сонцовку с багажом впечатлений, Сережа с воодушевлением принялся за сочинение своей оперы. Ему 9 лет, он полон уверенности и энтузиазма и уже к лету заканчивает свое творение. Представление оперы «Великан» состоялось через год в доме дяди композитора и прошло с успехом. Сюжет оперы незамысловат:   Великан желает похитить девочку Устинью, а два храбреца, Егоров и Сергеев, защищают ее и побеждают Великана. Один из храбрецов – сам автор. Конечно же, опера детская, наивная, но это еще одна ступенька к освоению композиторского опыта. Сохранилась фотография, где юный музыкант сидит за картонным фортепиано, на пюпитре которого стоит «клавир» оперы «Великан». (Слайд 5)

Зимой 1901 года семья отправилась в длительную поездку в Петербург и Москву. В Москве состоялась встреча, определившая дальнейшую судьбу Сережи. Мария Григорьевна решила показать сына профессору Московской консерватории Сергею Ивановичу Танееву, который, оценив талант мальчика, посоветовал родителям серьезно заняться музыкальным образованием сына и  рекомендовал им молодого талантливого музыканта Рейнгольда Глиэра. Занятия начались летом и оказали благотворное влияние на юного музыканта. Глиэр оказался отличным педагогом, занятия проходили увлекательно, были интересны и ученику, и учителю. Под руководством своего учителя Сережа продолжает пробовать свои силы в сочинительстве, изучает основы гармонии, композиции. Пишет оперу «Пир во время чумы» по пушкинской маленькой трагедии, множество фортепианных пьес, работает над сочинением первой симфонии. Одновременно проходят занятия по совершенствованию исполнительской техники на фортепиано. Ученик радует и восхищает учителя своими успехами. Он все схватывает на лету, с энтузиазмом относится к выполнению заданий. Интересно, что серьезное отношение ко всему, что связано с работой, удивительным образом сочеталось в Сереже с детскостью. Так, во время его занятий, на пюпитре инструмента восседала принесенная кукла Господин, которая должна была слушать его исполнение.

Р. Глиэр оставит воспоминания о времени, проведенном с юным Сергеем Прокофьевым. Приехав на следующее лето для продолжения занятий, он отметит, что в свои двенадцать лет, мальчик производил впечатление ребенка, обладающего  «сильным характером и волей к труду, большим самолюбием, особенно проявляющимся в работе». Родители, видя, что увлечение сына музыкой становится для него жизненной необходимостью, принимают решение о профессиональном обучении Сергея. И вновь одна встреча определяет дальнейшую судьбу юного музыканта. Во время поездки в Петербург, Прокофьевы встретились с А. К. Глазуновым, известным русским композитором, который познакомившись с сочинениями Сергея, обратился к родителям с настойчивой просьбой отдать сына в Петербургскую консерваторию.

Решение было принято, и наступил волнительный день вступительного экзамена. «Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, симфония и довольно много фортепианных пьес», - вспоминал С. Прокофьев. Музыкальная одаренность, композиторские данные талантливого музыканта  и внушительный список музыкальных сочинений произвели на приемную комиссию самое благоприятное впечатление. И вот, в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев стал самым юным студентом Петербургской консерватории. Детство закончилось. Впереди 10 долгих лет обучения, но это уже другая история. История Художника – новатора, открывателя «новых музыкальных миров», яркого, солнечного явления в искусстве XX века. «Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка», - писал С.С.Прокофьев.

 Подведем итоги. Счастливое детство в окружении любящих, понимающих близких, заботящихся  об образовании,  воспитании будущего композитора; прилагающих все усилия для развития его таланта, увлечений и горячо поддерживающих во всех его творческих опытах, не могло не сказаться на мироощущении, радости жизни, отразившиеся в будущем в творчестве композитора. Отсутствие строгих запретов, поощрение  собственного мнения и экспериментирования в области литературного, музыкального сочинительства сформировало личность музыканта  свободной, яркой индивидуальностью.

На долгие годы сохранит Прокофьев способность радоваться, удивляться, как ребенок, испытывать поистине детский восторг и, не случайно, что в его творчестве есть немало страниц музыки для детей. Это  «Детский альбом» для юных музыкантов-пианистов,  сказки: «Гадкий утенок», «Петя и волк», балет «Золушка». (Слайд 6)

Музыкальная пауза

Учащиеся музыкальной школы исполняют произведения С. С.Прокофьева

           

 

   Вот и подошли к концу наши встречи. Четыре истории, четыре имени, четыре ярких своей неповторимой индивидуальностью музыкальные миры, объединенные  главным - беззаветным служением  Музыке,  истоки которого в   раннем детстве. Это истории начала  пути к высотам мастерства. Нельзя сразу оказаться на вершине, как говорят альпинисты, ее нужно покорить. А для этого требуются месяцы, годы упорных тренировок. Желаю вам найти свою вершину и, не откладывая на потом, начинайте свое восхождение.

           

Список использованной литературы:

  1. С. Морозов «Бах». Серия "Жизнь замечательных людей", М., "Молодая гвардия", 1975
  2. И. О. Форкель «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха».
    Издательство: "Классика-XXI", 2008 г
  3. Мария Тибальди-Кьеза  «Паганини». Серия «Жизнь замечательных людей», М., «Молодая гвардия», 2008
  4. Э. Григ «Мой первый успех». Интернет:  контент-платформа Pandia.ru  
  5. Г. И. Кублицкий «В стране странностей» (глава «Детство Грига»). М., «Детская литература», 1970
  6. О. Левашова «Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества». Издание 2-е, М., «Музыка», 1975
  7. С. С. Прокофьев «Автобиография». М., «Советский композитор», 1982
  8. Н. П. Савкина «С. С. Прокофьев». М., «Музыка», 1981
  9. И. Мартынов «Сергей Прокофьев». М.,  «Музыка», 1974
  10. Ссылка: Презентация   https://yadi.sk/i/cpJepUeY3UcTy6 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и пути преодоления волнения юного музыканта на сцене (из опыта работы преподавателя музыкально-теоретических дисциплин)

Каждый исполнитель – неповторимая индивидуальность, целая «планета», и путь к преодолению волнения на сцене во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и возможности делать «открыт...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сибиряки в годы Великой Отечественной войны» (на примере боевого пути Борсоева В.Б. – уроженца улуса Холбот Баяндаевского района)

Внеклассное мероприятие соответствует плану военно-патриотического воспитания. Применение технологии проектной деятельности предоставляет учащимся 8-9 классов возможность исследовать интересующую тему...

Цикл занятий на тему : "Значение музыки и песни в годы Великой Отечественной войны"

laquo;А песни ходят на войну,А песню любят свято…За всех людей, за всю странуОна хранит солдата!..»...