Цикл занятий на тему : "Значение музыки и песни в годы Великой Отечественной войны"
методическая разработка по музыке

Ибрагимова Зухра Раджабовна

«А песни ходят на войну,

А песню любят свято…

За всех людей, за всю страну

Она хранит солдата!..»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx43.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Песни военных лет.

Цикл тематических занятий,

посвященных роли песни в  Великой Отечественной войне

Тема: "Песни военных лет"

Цель: показать непреходящее значение песни Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека

Задачи:

1. Воспитательная:

            через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы обучающиеся  увидели войну глазами старшего поколения, испытали гордость за совершённые ими подвиги, воспитать уважение к прошлому Родины. 

2. Образовательная:

        познакомить  детей с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.

3. Развивающая:

             развить творческое нестандартное мышление и воображение воспитанников посредством слушания и анализа  музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.

Структура занятия

Организационный момент:

Мотивация.
Проблемная ситуация.
Слушание и осмысливание.
Выполнение творческих заданий.

Виды деятельности обучающихся:

1. Слушание музыки.
2. Вокально-хоровая работа.
3. Анализирование  музыкальных произведений.

Методы обучения:

Словесный.

Наглядно-слуховой.

Стимулирование музыкально-творческой деятельности через    создание проблемно-поисковой ситуации.

Анализ, сравнение, обобщение.
Используемые педагогические технологии: арт-технология, ИКТ.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, фортепиано, микшерный пульт, акустическая система, мультимедийная презентация, видеофрагменты из документальных фильмов, музыка Советских композиторов.

Музыкальный материал:

«Священная война»

«В землянке»

«Синий платочек»

«Смуглянка»

«Темная ночь»

«Эх, дороги»

«День Победы»

«Катюша»

«Журавли»

«На безымянной высоте»

«Ехал я из Берлина»

«Птицы белые»

«Все о той войне»


Ход занятия

Организационный момент.

                 Музыка и война…Казалось бы несовместимы понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: « Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни ВОВ : они и теперь по прошествии более чем 70 лет, по- прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. 2015 год особенный – 70 лет со дня Победы ВОВ.

2. Слушание.

"Священная война".

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Как вы охарактеризуете эту песню?

- Внимательно всмотритесь в слайды, найдите ту, которая бы выражала такое настроение, как и песня "Священная война". 

Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую роль сыграла эта песня в начале войны?

Какой музыкальный образ создал композитор в этом произведении?

Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

Как бы сформулировали тему нашего занятия?

3. Объявление темы занятия.

Начинаем цикл занятий, посвященных о песня ВОВ.

        Я на прошлом занятии дала задание подготовить сообщения о песнях ВОВ.(дети читают сообщения соответственно данной песне)

     Много лет назад 22 июня на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Нелегко пришлось нашим защитникам, но они отстояли победу. И на протяжении всей войны поддерживали наших солдат песни. Эти песни мы храним и поем до сих пор. Нет ни одного российского человека, который бы ни знал военных песен. И именно об этих песнях мы поговорим сегодня.

Все, кто мог держать оружие, уходили на фронт.

Призывно и тревожно звучали в эти дни слова песни «Священная война» композитора Александрова.

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Кто хотя бы раз не слышал эти строки? Они были написаны Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом. На второй день после объявления войны один актер малого театра прочел их по радио. В тот же день оно было напечатано во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку на эти стихи написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.

Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы исполнять перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по дорогам войны, ее пели в землянках партизаны. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали все. Ее и сейчас знают и поют.

1 сообщение (обучающийся)

 ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ:

      Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была "Священная война". Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера "Священной войны" в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

                                                                                       «Священная война», 

муз. Б. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

https://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A&feature=emb_logo

- Что вы можете сказать о характере этой песни? /ответы детей/

- Да, это песня отважная, мужественная, такая, как и наши защитники, которые все, как один поднялись на защиту Родины.

Занятие  2.

       Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.

Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А всё как раз было наоборот. Песни нужны были всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с фронта живыми и невредимыми.

В первые четыре дня войны было написано более ста песен. А в течение долгих четырёх лет возникло столько прекрасных песен, сколько могло быть создано в течение десятилетий мирной жизни. Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали.

- Насмерть стояли наши солдаты, порой даже не зная название того поселка, который они защищали. И часто бывало так, что из целого взвода, батальона оставалось в живых всего несколько бойцов. Об этом поется в песне композитора В. Баснера «На безымянной высоте».

 «На безымянной высоте»,

муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

https://www.youtube.com/watch?v=-NeXE6W0FQA

2 сообщение (обучающийся).

 ДО ТЕБЯ МНЕ ДОЙТИ НЕЛЕГКО, А ДО СМЕРТИ - ЧЕТЫРЕ ШАГА:

Одна из самых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

 Просмотр видеоклипа.

Занятие 3.

- После трудных боев солдаты отдыхали в землянках и готовились к новым сражениям. Вы знаете, что такое «землянка»? /ответы детей/

- Разжигали огонь, грелись и, конечно же, вспоминали своих близких и родных, оставшихся ждать их дома. Так родилась в ноябре 1941 года песня «В землянке», слова А. Суркова, музыка К. Листова. Алексей Сурков специально песню не писал. Он просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Он рассказал жене, где находится, о чем думает, какая погода в тех местах, где он воюет и какая обстановка. Письма в стихах в ту пору были весьма распространенным явлением, и многие красноармейцы писали домой стихотворные послания в самые тяжелые периоды Великой Отечественной. Возможно, потребность высказаться возвышенно, в стихах была той самой отдушиной между тяжелейшими боями, когда люди стояли на краю смерти и смотрели ей в лицо. После появления этого стихотворения многие солдаты просто переписывали его и отправляли домой своим любимым. В ее спокойной, задушевной интонации солдаты передавали свою тоску по дому, родным. Это была одна из самых любимых песен в годы войны. Такой же осталась она и теперь.

 «В землянке»,

муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

https://www.youtube.com/watch?v=JZLPjWRKWjY

Предлагаю разучить эту песню детям вместе с воспитателем.

«В землянке».

Слова Алексея Суркова
Музыка Константина Листова


Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

слова - ноябрь 1941
музыка - февраль 1942

Занятие 4. 

- Пока солдаты защищали нашу Родину, дома, в тылу ждали их семьи: матери, жены, дети. Им тоже приходилось нелегко – они работали за себя и за своих солдат: готовили снаряды, оружие, выращивали хлеб и отправляли все на фронт.

Горячо верили, что Россия победит и надеялись, что их любимые обязательно вернутся с войны и обязательно – героями. И писали им письма.

Стихотворение И. Уткина «Письмо на фронт». 

Если будешь ранен, милый, на войне,
Напиши об этом непременно мне.
Я тебе отвечу в тот же самый вечер,
Это будет теплый ласковый ответ.

Все проходят раны – поздно или рано,
А любовь, мой милый,
Не проходит, нет!
Если вдруг изменишь, встретишься с другой…

И об этом пишут в письмах, дорогой.
Я тебе отвечу… ну, не в тот же вечер,
Только будь уверен, что ответ придет.
Все проходят раны – поздно или рано…

Погрущу, поплачу…
Может быть, пройдет.
Но в письме не вздумай заикнуться мне
О другой измене – клятве и войне.

Ни в какой я вечер трусу не отвечу,
У меня для труса есть один ответ:
Все проходят раны – поздно или рано,
А презренье к трусу не проходит, нет!

- Чего не прощали девушки своим парням? (трусость, предательство).

- Очень страшной и тяжелой была война! И бои шли не только на фронте. Фашистские самолеты-бомбардировщики «Мессершмидты» бомбили мирные города, и тогда погибали мирные жители: старики, женщины, больные и даже маленькие дети.

- Но вот в войне наступил переломный момент, и наша армия из обороны перешла в наступление, прогоняя фашистов с русской земли. Появились новые виды орудий. И одним из самых значимых стала минометная установка, ласково называемая «Катюша». Любимой в годы войны стала песня с таким же названием. Любимой она остается и в наши дни. Эту песню знают не только в нашей стране, но и во всем мире.

«Катюша»,

муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

https://www.youtube.com/watch?v=Mowe4ojo_iY

Предлагаю разучить песню детям вместе с воспитателем.

«Катюша».

Музыка М. Блантера

Слова М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

3 сообщение (обучающийся).

 ПИСЬМА ТВОИ ПОЛУЧАЯ, СЛЫШУ Я ГОЛОС РОДНОЙ:

Поистине необычна история и другой замечательной военной песни "Синий платочек". В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение "Синий платочек". Впервые песню "Синий платочек" исполнил солист "Голубого джаза" Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. "Синий платочек" пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

Привычный же "Синий платочек" появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты "В решающий бой!" Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.

Просмотр видеоклипа.

Занятие 5.
- Песни нашей памяти…Военные песни… Они не награждались во время войны орденами, о них не сообщалось в сводках Советского информбюро, их боевой потенциал не учитывался в штабах при обороне или наступлении. Но для нашей Победы они сделали очень и очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно и нужно. К долгосрочной и прекрасной службе этих песен не сможет предъявить претензий ни один, даже самый строгий командир.

Песня у нас – неотъемлемая часть нашего народа, верная спутница всех наших дел. В мирные дни – это помощник, друг, советчик, а в грозные дни войны – это воин, борец. Хорошо сказал об этом поэт Сергей Островой:

«А песни ходят на войну,

А песню любят свято…

За всех людей, за всю страну

Она хранит солдата!..»

Одной из таких песен, которые поднимают дух солдата была песня «Смуглянка», муз. Анатолия Новикова, сл. Якова Шведова

У «Смуглянки» была непростая судьба. Чтобы разобраться в истории её создания, пришлось поднять архивные документы. Вот что выяснилось: песня эта появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Песня была частью сюиты, посвященной герою гражданской войны Григорию Котовскому, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году. Но в песне описана и девушка-партизанка. А партизанское движение было очень распространено на оккупированных фашистами землях нашей страны и внесло огромный вклад в разгром вражеской армии. Песня «Смуглянка» стала поистине народной. 

«Смуглянка»,

муз А. Новикова, сл. Я. Шведова.

https://www.youtube.com/watch?v=CXMEto5NXb8

- Какой характер песни? Какая часть песни, запев или припев, звучит более задорно? Предлагаю послушать еще раз и прохлопать припев ладошками или шумовыми инструментами.

5 сообщение (обучающийся).

  РАДОСТНО МНЕ, Я СПОКОЕН В СМЕРТЕЛЬНОМ БОЮ: ЗНАЮ, ВСТРЕТИШЬ С ЛЮБОВЬЮ МЕНЯ:

История создания всенародно любимой песни "Темная ночь" очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь". Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, "Темная ночь" навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от: слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет "Темная ночь" вышла только со второй матрицы.

Занятие 6.

- Наши бойцы защитили свою Родину, а потом стали освобождать и другие страны: Польшу, Румынию, Болгарию. Но много, очень много солдат погибло в Великой Отечественной войне, защищая свой дом, свою землю, семью и нас с вами.

Помните!
Через века, через года!
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда!

Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны!
Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!
Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

Минута молчания.

Если сегодня над нами мирное небо, нет войны, люди радуются жизни, то это потому, что была Победа. Победа на фронте, победа в тылу. Свой вклад в Победу внесли и наши песни. Представляете, что надо было пережить, вынести, какие муки испытать, какую усталость превозмочь для того, чтобы однажды над удивленной землей прозвучала крылатая и лихая песня:

«Ехал я из Берлина

По дороге прямой.

На попутных машинах

Ехал с фронта домой.

Ехал мимо Варшавы.

Ехал мимо Орла,

Там, где русская слава

Все тропинки прошла!

Эй, встречай,

С победой поздравляй!

Белыми руками

Покрепче обнимай…!

«Ехал я из Берлина»,

музыка И. Дунаевского, слова Л. Ошанина.

https://www.youtube.com/watch?v=jfqEoOrNQvk

6 сообщение (обучающийся).

  НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ:

Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы "Весна победная". Сегодня эту военную песню часто инсценируют, а первой идея пришла советскому режиссеру Сергею Юткевичу, который предложил добавить в программу сценку: как солдаты едут с фронта и напевают. Называлась эта сценка "Под стук колес". По справедливым комментариям современников, песня "Эх, дороги" вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.

Просмотр видеоклипа

Занятие 7.

- В память о героях Великой Отечественной войны в каждом городе, в каждом селе есть памятники солдатам, отдавшим жизнь за Родину. И люди несут туда цветы. В нашем городе тоже есть мемориал памяти воинам, погибшим в Великой Отечественной Войне.  Каждый год в День победы проходит возложение цветов к вечному огню.

Уже после окончания войны композиторы и поэты написали много песен о войне. Песня «Журавли» принесла своему автору Расулу Гамзатову фантастическую популярность и славу. В своем последнем интервью Расул Гамзатов рассказывал об истории стихотворения «Журавли»: «В то не близкое уже время я находился в Японии и увидел в городе Хиросиме памятник белым журавлям. У японцев есть такое поверье, если больной человек вырежет из бумаги тысячу фигурок журавлей, то он выздоровеет. Мне рассказали, что в Хиросиме умерла девочка, ставшая жертвой последствий ядерной бомбардировки, но она не успела довести количество бумажных журавлей до тысячи. Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так было написано это стихотворение.

Известный артист Марк Бернес в 1965 году наткнулся в журнале «Новый мир» на стихотворение Р. Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям. Он прочитал это стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к нему музыку. Вникая в поэтические строки, композитор Я. Френкель окунулся в свои воспоминания: довоенное детство, начало войны, эвакуация, фронт, ранение и послевоенные годы. Вскоре песню узнали и полюбили все люди нашей страны. Каждый год в день Победы эта песня звучит как гимн об ушедших в небытие солдатах, не вернувшихся с войны.

«Журавли»,

муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.

https://www.youtube.com/watch?v=L_Y6Mj-nMWY

Занятие  8.

- Мы будем беречь мир, беречь свою Родину с ее необыкновенно красивыми полями, реками, лесами, в которых шумят русские березы.

- Мы вспоминали песни военных лет, песни о войне. Какие из них и чем вам запомнились? Какие военные песни вы поете дома с родителями? (ответы детей).

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно уснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!

Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.

Пусть спокойно проходят года…
Пусть не будет войны никогда!

            Всем известно, что фронтовики - народ не сентиментальный. Много раз они смотрели смерти в лицо. Но когда они слышат мелодию и слова песни «День Победы», никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. Впервые она прозвучала на праздновании тридцатилетия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают ее своей, фронтовой. И это самая высокая оценка работы авторов песни.

«День победы»,

муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

https://www.youtube.com/watch?v=Jv9wuRx42jk

Обобщение.

- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все.

- Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?

- Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?

 Итог  цикла занятий.

Прослушивая  песни ВОВ мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

(звучит минусовка и дети исполняют песню «Катюша»)

А в конце нашего занятия  хочу прочитать такие строки:

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.

 Наш цикл занятий подошел к концу, спасибо всем за проделанную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"

Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Классный час на тему: «Партизанские отряды на Кубани в годы Великой Отечественной Войны».

Классный час на тему: «Партизанские отряды на Кубани в годы Великой Отечественной Войны»....

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

Конспект урока по теме «Значение песни во время Великой Отечественной войны».

Урок памяти очень важен для учеников, поэтому мной был разработан конспект урока по теме "Значение песни во время Великой Отечественной войны"....