Дыхательный тренинг для начинающих певцов
учебно-методический материал по музыке на тему

Орлова Наталья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnyy_trening.doc202 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дыхательный тренинг для начинающих юных вокалистов.

 

  1. Краткие сведения о голосовом аппарате:

     — органы голосового аппарата ( таблица);

     — механизм образования голосового звука;

  1. Дыхательные тренировочные упражнения:

     — дыхательные упражнения для развития дыхательного аппарата  ребёнка;

     — дыхательные упражнения для укрепления голосового аппарата ребёнка;

     — упражнения для снятия напряжения с голосового аппарата.

     

  1. Заключение.

     — навыки, которыми должен владеть ученик.

1. Краткие сведения о голосовом аппарате.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый звукопроизводящий аппарат (голосовой аппарат). В его состав входят: ротовая  и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной стенки.

   

Органы голосового аппарата

       

         

 В голосообразовании принимают непосредственное  участие центральная нервная система (ЦНС), соответствующие нервные центры головного мозга. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с ЦНС, которая организует их функции в единый процесс звукообразования.

Механизм образования голосового звука.

Любое упругое тело, совершая колебания, приводит в движение молекулы воздуха, организованное движение которых образует звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом, как звук. В человеческом организме таким  «упругим телом» являются голосовые складки. При желании ученика говорить или петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс звукопроизведения начинается со вдоха, во время которого воздух нагнетается в лёгкие. Затем под действием импульсов из ЦНС голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха.

Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху. Воздух в подскладочном пространстве под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подсвязочное давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки. Упругие голосовые связки начинают колебаться, пропуская воздушную струю. Возникает звук.

При пении происходит « чудо» перерождения воздушной струи в звуковой поток. Когда колебания голосовых связок  передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а сам певец, как хороший оператор, контролирует этот процесс с помощью уха и внимания. Колебания связок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Само дыхание к частоте образующихся колебаний ( т.е. высоте звука) не имеет никакого отношения: это явление обусловливается тем, какие части голосовой складки и с каким напряжением модулируют прохождение воздушного потока.

  1. Дыхательные тренировочные упражнения.

Фундаментом, «основой» владения голосом является дыхание. Считается, что владение голосом – это «мастерство выдоха», но чтобы «мастерски выдыхать» надо научить ребёнка вдыхать.

Для того чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объём воздуха, который, проходя постепенно, непрерывной струёй через голосовые связки, как смычок по струнам , заставит «голосовой инструмент» звучать.

С точки зрения владения голосом, дыхание ребёнка должно быть активным, целенаправленным, собранным в упругий «пучок» - «смычок». Для мастерского владения голосом ребёнок должен брать дыхание, чтобы грудная клетка «раскрывалась», наполнялась воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.

Для этого надо научить ребёнка набирать в лёгкие воздух, в чём может помочь комплекс специальных упражнений.

               

Дыхательные упражнения для развития дыхательного аппарата ребёнка.

№ 1. Ученик кладёт руки ладонями на нижние рёбра так, чтобы центр каждой ладошки пришёлся на вертикальную линию от полмышки, а пальцы были расположены горизонтально и направлены к центру груди. Плечи опущены и расслаблены. Далее ребёнок делает глубокий вдох так, чтобы нижние рёбра разошлись в стороны – это признак того, что взят нужный объём воздуха. На выдохе поднявшиеся рёбра «опадают».

№ 2. Ученик проводит кончиком языка у основания верхних резцов, затем вверх по твёрдому нёбу. Если нужно, движение повторяется, чтобы создалось чёткое ощущение объёма, представление об этой части.

Теперь на вдохе руки по- прежнему контролируют нижние рёбра, а на выдохе ученик считает чётким , громким голосом ( «раз», «два», «три»,…..), стараясь при этом почувствовать напряжение той зоны у корней резцов, к которой прикасался языком. Необходимо следить как по мере расходования воздуха, у ребёнка  плавно, а не толчками опускаются рёбра, как плавно выходит воздух из лёгких, расходуясь на произведение звуков.

№ 3. Ученик очень глубоко, резко и быстро делает вдох через нос (по- прежнему педагог контролирует нижние рёбра и следит, чтобы плечи не поднимались). Также резко, активно ученик выдыхает через рот. Это упражнение развивает и тренирует дыхательный аппарат ребёнка.

№ 4. Ученик активно вдыхает через рот и без паузы проговаривает на  выдохе слог «да»: «да-да-да-да….». Проговаривая, он должен ощущать корни передних зубов, особенно «щёлочку» между двумя передними зубами, через которую « идёт ниточка звука». Нижняя челюсть при этом расслаблена, но  не «отталкивается». Педагог должен следить, чтобы дыхание было плавным, не сбивалось.

№ 5. Ученик делает глубокий вдох, выдох – через нос, очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро вышел весь объём воздуха из груди. Звук «стона» упирается в верхние резцы, губы ощущают вибрацию ( или хотя бы слабую щекотку).

№ 6. Ученик делает глубокий вдох, на выдохе – протягивая « мычит» звук «М». Губы сомкнуты, но не сжаты. Руки контролируют рёбра и живот. Звук должен отозваться в груди, в голове, « заполнить тело» своим объёмом. Это упражнение повторяется на звуки  «Н», «В», «З».

№ 7. Ученик кладёт руки на рёбра. Вдыхает и начинает «задувать свечу». Необходимо обратить внимание ребёнка, как замечательно природа координирует его действия: воздух из лёгких выходит постепенно и плавно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, но мере выдувания воздуха.

Дыхательные упражнения для укрепления голосового аппарата ребёнка.

       

В работе с учениками ,которые быстро устают от певческой нагрузки, можно использовать дыхательные упражнения для укрепления голосового аппарата.

Заниматься надо в спокойной обстановке и сосредоточенно. Перед выполнением упражнений – проветрить комнату. Ученик выполняет упражнения сидя на стуле.

№ 1. Активный вдох- выдох через нос – 10 раз;

№ 2. Энергичный вдох через нос, выдох через рот – 10 раз;

№ 3. Вдох через рот, выдох через нос – 10 раз;

№ 4.Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Ребёнок зажимает то большим, то средним пальцем ноздрю (10 + 10 раз);

№ 5. Вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы: воздух с усилием проталкивается через напряжённые губы – 10 раз;

№ 6. На выдохе ученик беззвучно протягивает « ы - ы – ы - ы - ы….». Произносить этот звук надо не глубоко, чувствуя лёгкую вибрацию у корней верхних резцов;

№ 7. « Мычание» на выдохе ( до 30 сек.). Ученик мычать должен близко, « на зубах», чтобы ощущалась вибрация на губах. Хорошо перед «мычанием» открыть рот, а потом сомкнуть губы, не смыкая зубов,- 10 раз;

№ 8. После «мычания» потянуть на хорошем выдохе, через свободное горло следующие звуки:

М - - - - - - - -  З - - - - - - - - -

Н - - - - - - - -  В - - - - - - - - - ;

№ 9. Ученик приседает и одновременно говорит на резком выдохе: «ох, ах».Необходимо не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать нужно с выдохом, вставать со вдохом.

Упражнения для снятия напряжения с голосового аппарата.

После длительной певческой нагрузки у ребёнка может возникнуть усталость голосового аппарата, сопровождающаяся затруднением артикуляции, жжением в горле, снижением звучности голоса. Необходимо помочь голосу ученика. Принести облегчение может комплекс упражнений, приведённый ниже.

№ 1. Ученик должен быстро и громко «поцокать» языком в течение 10-30 сек.;

№ 2. Смотря в зеркало, ученик произносит «Ка-аа-аа-ар»: при этом он должен обратить внимание на своё горло – как можно выше поднять мягкое нёбо и нёбный язычок. Повторение 6-8 раз;

№ 3. Ученик прижимает кончик языка к верхнему нёбу и, напряжённо скользя и сворачивая язык колечком, старается дотянуться до нёбной занавески. Упражнение выполняется с закрытым ртом – 10 раз;

№ 4. Ученик складывает губы трубочкой. Далее вращает «трубочкой» по часовой стрелке и против неё, тянется попеременно к носу и подбородку – 10 раз;

№ 5. Ученик должен засмеяться, положить ладонь на горло, и почувствовать, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц. Не имеет никакого значения, смеётся ученик или просто произносит «ха–ха–ха».

  1. Заключение.

Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объём грудной клетки. Пение – это мастерство выдоха.

Навыки, которыми должен владеть ученик.

  1. Стоять удобно на двух ногах. Обязательно держать корпус прямо, плечи развёрнутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии.
  2. Никогда не петь на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, « подпирает» её снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятием вокала была пауза не меньше часа.
  3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания не допустимы.
  4. Брать полный объём воздуха ( нижние рёбра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Всё должно быть естественно, без чрезмерности.
  5. Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или диафрагму, т. е. следует сохранять « вокальную форму» тела в паузах между выдохом и новым вдохом, это даёт ровность и опору звука.
  6. Следить, чтобы пауза между вдохом и началом звука была мгновенной.
  7. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.
  8. Выдыхать по возможности незаметно для глаз и слуха слушателей.
  9. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать её частыми дыханиями.
  10. Дыхание берётся в паузах или тех местах, где оно не противоречит музыкальному тексту.
  11. Никогда не тренировать певческий выдох без начала звука, надо спеть хотя бы один звук.  

Список используемой литературы.

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., -  «Музыка», 2004.
  2. Дмитриева Л. Г. Методика воспитания в школе. -  М., -  «Academa», 2000.
  3. Ингерлейб М. Б. путеводитель по дыхательным гимнастикам. -  М., -  «Астрель», 2006.
  4. Казьмин В. Целительная сила дыхательной гимнастики. -  М., -  «Астрель», 2007.
  5. Кочеткова И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. -  М , -  «Образ-компани», 2004.
  6. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. -  М., -  «Астрель», 2007.
  7. Петров В.В. Лёгкое дыхание. -  Минск, -  2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями, посредством применения игровых дыхательных пособий для развития дыхательной мускулатуры.

Теоретическое обоснование  обеспечения процесса здоровьесбережения  у детей дошкольного возраста посредством применения игровых дыхательных пособий.        Детям, ослабле...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Актерский тренинг для начинающих вокалистов

Данная методическая разработка поднимает вопросы физической и психологической подготовки юных вокалистов к выступлению  на сцене. Для педагогов по вокалу и преподавателей музыкию...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Методическая презентация "Роли и функции каждого из компонентов дыхательного аппарата начинающего флейтиста"

На самых первых занятиях  музыканта – духовика начинается работа по постановке дыхания. Именно это играет важную роль в становлении дальнейшего профессионального исполнительства. Достаточно...