Русский романс
статья по музыке (7, 8 класс) на тему

Очкурова Ирина Ивановна

Данная работа посвящёна русскому романсу XIX века. В статье рассказывается о рождении и развитии этого  популярного музыкального жанра, его месте в творчестве великих русских композиторов того времени. Представленный материал рассчитан на учащихся 7-8 классов и будет полезен в работе учителям музыки, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_romans.docx27.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Ораниенбаум»

                                 «Русский романс»

                                сценарий мероприятия

                        для учащихся 12-13 лет (7-8 классов)

                        

                                                                        Автор

                                        Очкурова Ирина Ивановна – концертмейстер

        

                                        2018 год

                                   Санкт-Петербург

Ведущий: « Ах, романс, наш старинный романс -
                Недосказанность главных событий,
                В те века тебе слава пришлась…».

        На фоне музыки романса Г.Листова  

          «Я помню вальса звук прелестный» фонограмма

                                

Ведущий: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в нашей                         уютной гостиной. Сегодня наша встреча будет посвящена                                 известному всем музыкальному жанру – романсу.

                Популярность романса трудно переоценить. Он звучит в                                 классических операх: в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин» -                         «Романс Антониды»; в кино «Жестокий романс» режиссёра                         Н.Михалкова звучат прелестные произведения А.Петрова на                         слова М Цветаевой «А напоследок я скажу», «Одинокий шмель».

                        Какова же история романса? Когда и как зародилась                                 музыкальное произведение, называющееся романсом? Чтобы                         узнать это, мы перенесёмся в средневековую Испанию, пройдём                 по тесным улочкам Мадрида».

        Презентация видов средневекового Мадрида, костюмов той                         эпохи.

Ведущий: «В эти далёкие времена всякое поэтическое произведение,                                 написанное на романском (испанском) языке, называли                                 романсом. А потом стихотворения, положенные на музыку тоже                  получили название «романс». Как музыкальный жанр                                 романс расширил со временем свои рамки, наполнился новым                         содержанием: появилась любовная лирика, юмор, сатира. А                         вскоре появились разновидности романса – элегия, баллада,                         колыбельная, драматический монолог. Все они глубоко и тонко                         отражают  душевный мир человека и широкий круг явлений                         действительности.

                        Сегодня мы познакомим вас с каждым из этих видов. И                         первым примером станет  романс «Колыбельная Светланы» из                         кинофильма режиссёра Э.Рязанова «Гусарская баллада»,                                 написанный русским композитором Т.Хренниковым.

        Звучит романс Т.Хренникова «Колыбельная Светланы» в                                 исполнении певца – солиста в сопровождении фортепиано.

Ведущий: « В России романс стал очень популярным в начале XIX века.                         Века, который получил название «золотого века» в искусстве и                         литературе. В это время творили поэты и писатели:  А.С.Пушкин,                 М.Ю.Лермонтов, А. Некрасов, И.С.Тургенев,                                                 Лесков, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский,                                                         Л.Н.Толстой. Музыкальное искусство                                                         подарило  таких гениальных композиторов, как Ф.Шопен,                                 Ф.Лист, И.Брамс, И.Штраус, А.Алябьев, А.Гурилёв, А.Варламов,                 М.Глинка, А.Даргомыжский, М.Балакирев, М.Мусоргский,                         А.Римский-        Корсаков, Ц.Кюи, А.Бородин,                                                 П.Чайковский, А.Глазунов, А.Рубинштейн, А.Лядов и                                  других.Также мощно развивается русское изобразительное                         искусство,балет, театр.

                Чтобы нам с вами более глубоко ощутить всю прелесть и                                 романтичность этой эпохи, давайте посмотрим виды Петербурга                 XIX века, костюмы дам и кавалеров тех времён.

        Презентация видов Петербурга XIX века, костюмов той поры.

Ведущий:  «В России XIX века романс стал жанром, в котором наиболее                         тесно сплелись поэзия и музыка. В нём используются более                         сложные формы, чем простая куплетная форма, характерная для                 песни, тогда как в песне разные стихотворные строфы поются на                 одну мелодию, которая повторяется несколько раз, - куплет, а в                         припеве повторяются одни и те же слова. Песню можно петь с                         сопровождением и без него. Романс не обходится без                                 инструментального сопровождения, потому что оно                                         (сопровождение) вместе с мелодией не только передаёт                                 содержание текста, но и углубляет его, участвуя в создании                         музыкального образа. Композитор стремится передать                                 точные интонации поэтической речи и отразить всю череду                         лирических образов и настроений.

                        Русские романсы первой половины XIX века создавались                         не для исполнения в концертах, их назначение было более                                 скромно – будить чувство прекрасного у узкого круга людей,                         встретившихся в непринуждённой обстановке. Отсюда и                                 рождение традиций не столько петь романс, сколько напевать,                         что вовсе не означает музыкальную и вокальную небрежность».

        Звучит романс А.Варламова «Белеет парус одинокий»  в исполнении         певца и фортепиано

Ведущий: «А.Варламов, А.Алябьев, А.Гурилёв – замечательная триада                         композиторов, современников М.Глинки. В своё время их                                 называли дилетантами, в отличие от Глинки, при жизни                                 названного классиком. Однако впоследствии стало ясно, что они                 тоже классики (классики русского романса) и исполнять их                         произведения по-настоящему могут не все».

        Звучит романс А.Алябьева «Соловей» в исполнении певца и         фортепиано.

Ведущий: «Обращает на себя внимание особый оттенок лирического                                 характера русского романса: задушевность, проявляющаяся не                         только как сочувствие, сострадание автора лирическому герою,                         но и как рассказ о его радостях и муках. Однако романс – это не                         всегда лирическое произведение, наполненное только личными                         чувствами и переживаниями. Достижением русских                                         композиторов (А.Даргомыжского, М.Мусоргского, А.Бородина и                 других русских композиторов) является расширение рамок                         романса, превращение его в музыкальное произведение                                 острого социального содержания».

        Звучит романс-баллада  А.Алябьева «Нищая» в исполнении певца и         фортепиано.

Ведущий:         «Барин мой миленький,

                  Барин мой добренький,

                  Сжалься над бедненьким,

                  Горьким, бездомным сироточкой.

                Музыка романса М.Мусоргского звучит тихо, жалобно, точно                         стон. Перед нами возникает образ маленького, оборванного                         мальчишки, замерзающего от холода.

        Звучит романс М.Мусоргского «Сиротка» (фонограмма)                         Ведущий:         Он был титулярный советник.

                 Она – генеральская дочь.

                 Он робко в любви объяснился,

                 Она прогнала его прочь.

                Романс А.Даргомыжского «Титулярный советник» тоже                                 поднимает социальные проблемы, которые в литературе и                                 живописи нашли отражение в теме «униженных и                                         оскорблённых». Вспомним пушкинского «Станционного                                 смотрителя», гоголевского Башмачкина из «Шинели», картины                         Перова «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом».

        Презентация с кадрами из фильмов «Станционный смотритель» ,         «Шинель», репродукций картин Перова «Тройка», «Приезд         гувернантки в купеческий дом» и других в сопровождении фонограммы         романса А.Даргомыжского «Титулярный советник».

Ведущий: «Разнообразны по содержанию романсы А.Бородина. Среди них                         есть глубоко лиричные, как, например, элегия на стихи                                 А.Пушкина «Для берегов отчизны дальней».

        Звучит романс А.Бородина «Для берегов отчизны дальней»         фонограмма

 Ведущий: «А баллада «Море» - это рассказ о смелом пловце, гибнущем в                         неравной борьбе с разбушевавшейся стихией. Фортепианное                         сопровождение рисует суровую картину морской бури».

        Звучит романс А.Бородина «Море» фонограмма

Ведущий: « Романс «Спящая княжна» - настоящая эпическая поэма.

                        Спит, спит в лесу глухом,

                        Спит княжна волшебным сном,

                        Спит под кровом тёмной ночи.

                        Сон сковал ей крепко очи.

                        Спит, спит…

                        Слух прошёл, что в лес дремучий

                        Богатырь придёт могучий,

                        Чары силой сокрушит,

                        Сон волшебный победит

                        И княжну освободит.

                Мелодия звучит как мягкая колыбельная на фоне мерного                                 фортепианного сопровождения. Но постепенно интонации                         становятся решительными, грозными, героическими. Бородин                         применил музыкально-поэтическую аллегорию: спящая княжна –                 это Русь, не проснувшаяся ещё для борьбы. Однако музыка                         заставляет нас думать, что пробуждение наступит».

        Звучит романс А.Бородина «Спящая княжна» (фонограмма)

Ведущий: «Свыше ста романсов написал П.Чайковский. Среди них:

               «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «Растворил я                        окно», «Ночь», «Мы сидели с тобой» и другие. Воспевая силу и                          благородство человеческих чувств, красоту и могущество природы,                с которой неразрывно связан человек, романсы Чайковского стали                одним из самых значительных достижений русской музыки».

        Звучит романс П.Чайковского «Средь шумного бала» (фонограмма).

Ведущий: « Прекрасное влияние фольклора и любовь к нему русских                                 композиторов зачастую побуждали их к весьма удачной                                 стилизации своих произведений в духе народной песни. Целый                         ряд романсов напоминают нам «городскую народную песню». В                 качестве примера послушайте романс композитора Бориса                         Юрьева «Динь – динь – динь».

        Звучит старинный русский романс Б.Юрьева «Динь – динь – динь» в         исполнении певца и гитары.

Ведущий: « Русский романс испытал  на себе влияние фольклора других                         народов: цыган, грузин и других. Послушайте распевный в                         присущей цыганской манере романс Б.Фомина «Дорогой                                 длинною» и романс П.Чайковского «На холмах Грузии».

        Звучит романс Б.Фомина «Дорогой длинною»» в исполнении певца и         фортепиано, романс П.Чайковского «На холмах Грузии»         (фонограмма).

Ведущий: « Существуют романсы и  без слов. Их поют инструменты:                                 скрипка, виолончель, труба, рояль, как бы подражая                                         человеческому голосу».

        Звучит « Романс» Г.Свиридова из музыки к фильму «Метель»         (фонограмма).

Ведущий: « Прошла целая эпоха, а романс жив и поныне. И в наше время                          композиторы часто обращаются к жанру романса и пишут                                 музыку к замечательным поэтическим произведениям                                 современных авторов».

        Исполняется «Романс» В.Баснера, из кинофильма «Дни Турбиных»         певцом и гитаристом

Ведущий: « Современный русский романс продолжил обе линии                                 классического романса – лирическую и социальную. Он сохранил                 свою способность пробивать тонкую, как паутинка, но глубокую,                 как горное ущелье, тропинку «от сердца к сердцу». И в                                 заключение нашей встречи послушайте «Романс» великого                         русского композитора Д.Шостаковича из музыки к кинофильму                         «Овод».

        Звучит «Романс» Д.Шостаковича из музыки к кинофильму «Овод»         (фонограмма).

Ведущий: «Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
                 В этом мире всё так преходяще,
                 Оставайся навечно для нас
                 Воплощением чувств настоящих.

                 До свидания, друзья! До новой встречи!».

Использованная литература:

1. Е.Домрина «Беседы о музыке» Ленинград «Просвещение» 1982 год

Интернет источники:

1. www.notarhiv.ru

2. a-pesni.org

3. Muz-color.ru

4. www.stihi.ru

5. yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О любви «высоким словом русского романса».

  Литературно-музыкальный вечер для 8-11 классов. Внеклассное мероприятие для любителей поэзии, романса,  детей и родителей....

Вечер русского романса.

Сценарий вечера русского романса. Материалы позаимствованы в интернете. Заранее выражаю благодарность тем учителям, которые увидят фрагменты своих текстов. На их основе, добавив свои материалы, я сост...

Презентация "Русский романс"

Презентация содержит сведения о происхождении романса, сопровождается интересными фотографиями  и музыкой....

«Поэзия русского романса»

Внеклассное мероприятие...

Музыкальная гостинная Пушкин в русском романсе

«Лирика А.С.Пушкина в творчестве русских композиторов»         Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а ...

Вечер русского романса

Мероприятие для 8-11 классов. Происхождение романса. История романсов и их исполнителей....

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...