Музыкальная гостинная Пушкин в русском романсе
занимательные факты по музыке по теме
«Лирика А.С.Пушкина в творчестве русских композиторов»
Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст.
В начале 19 века романс появляется в России, и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.
Начало расцвета романса в России, это первая половина 19 века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения: Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине 19 столетия и в начале 20 к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinnaya_pushkin_v_russkom_romanse.doc | 37.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
«Лирика А.С.Пушкина в творчестве русских композиторов»
Преподаватель класса «Академический вокал»:
Быкова Екатерина Михайловна
2012 год
Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст.
В начале 19 века романс появляется в России, и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.
Начало расцвета романса в России, это первая половина 19 века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения: Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине 19 столетия и в начале 20 к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.
Сегодня мы поговорим о романсах, написанных на стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И проследим, как лирика Пушкина отражалась в творчестве русских композиторов.
При жизни Пушкина было создано около восьмидесяти романсов.
В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало тридцать его современников. Среди них профессиональные композиторы: Верстовский, Алябьев, Глинка, Каждый воспринимал и толковал одно и то же произведение по своему. Предназначались эти романсы главным образом для домашнего музицирования. В концертах романсы в то время почти не исполнялись. Отсюда простая музыкальная фактура их, доступная любителям вокальная часть небольшой диапазон (полторы октавы, а иногда и того меньше).
Если мы послушаем романсы, на стихи А.С. Пушкина, композиторов того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви.
Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относится и современник А.С. Пушкин - М.И. Глинка.
Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".
Самый известный и поистине правдивый романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…», на стихи А.С. Пушкина. Является образцом вокальной лирики. Стихотворение было посвящено Анне Петровне Керн, девушке, с которой Пушкин не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства.
Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".
Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
В.И. Красов «Звуки»
Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания, как например романс «________________________________»
Исполняется романс М.И. Глинки "_______________________________»
Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился еще один замечательный роман Глинки «___________________________________»
Исполняется романс М.И. Глинки "________________________________»
Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина и друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы. Однако Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами и интонациями.
Исполняется романс А.С.Даргомыжского "Юноша и дева"
Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
Исполняется романс Н.А. Римский-Корсаков. "Не пой красавица при мне…"
Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...".
Исполняется романс Н.А. Римский-Корсаков. "На холмах Грузии печальной…
Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.
Исполняется романс «________________________________________________»
Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г. Ал. Струве «Храни меня мой талисман»
Исполняется романс Г.А. Струве "Храни меня мой талисман»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).
Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...
Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, эпиграф «Слыхали ль вы певца любви, певца печали?». На столиках – цветы. Подсвечники с зажжёнными свечами, портреты Анны Керн, Аннет Олениной, Натали Гончаровой. По...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...
Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"
Литературно-музыкальная гостиная...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....
Музыкальная гостиная "Пушкин в музыке"
Знакомство с поэзией А.С. Пушкина и музыкальными произведения, написанными на его стихи. Слушание стиховворений А. С.Пушкина, романсов, музыкальных произведений великих русских композиторов...