Странички дневника Шопена
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе.

Тема урока: Музыкальный образ.

Фридерик Шопен. Странички из дневника.

Задачи урока

- воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа, как специфического отражения действительности средствами музыки;

- выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;

- познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена;

- уметь определять музыкальный образ данного произведения;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- определение образного содержания произведений композитора;

-развитие эмоционально-осознанного восприятия, музыкального и художественного впечатления, вокально-хоровых навыков;

- воспитание  патриотизма, любви к родине.

Цели урока: способствовать

- воспитанию эстетических  чувств ;

- развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления, творчества, расширению кругозора;

- обогащению духовного мира детей.

- формированию знаний о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления;

- развитию представления о танцевальном жанре;

- повышению уровня музыкальной культурой учащихся;

- продолжению нравственного воспитания учащихся на примере музыки Ф. Шопена

- знакомство детей с непростой судьбой Ф. Шопена; поэтическими произведениями ( в частности с мазурками),  посвященными его жизни и творчеству;

- осознание  соответствия роли интонаций событиям и содержанию образу мазурок драматических интонаций в поздних произведениях Шопена трагическим событиям последних лет его жизни.

 Методы:

- проблемного обучения

- эмоциональной драматургии

- сопоставления и анализа музыкальных форм

Приемы: беседа, слушание музыки,  вокально- хоровая работа, использование наглядного материала.

Организация учебно-воспитательного пространства,

 Кабинет музыки

Оборудование

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийное оборудование

Телевизор

Аудио - диски

Музыкальный материал для слушания

Ф. Шопен .Прелюдия № 7

Ф. Шопен Прелюдия №20

Ф. Шопен Мазурка  № 5

Мазурка№ 9

 Мазурка № 68.

Песня « Письмо Шопену» в исп. Анна Герман.

  Песенный материал

 Изгиб гитары.  О. Митяев

Шпаги звон. Мы маленькие дети. Е. Крылатов

Точка, точка, запятая. Г. Гладков.

Творчество Ф. Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря которой любые жанры из бытовых превращаются в академические шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Мазурки Ф.Шопена это уже не танцевальная музыка, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани этому жанру.

Ход урока

Урок начинается с исполнения песни

   Мы маленькие дети

У.-весна, солнце не хочется учиться, но надо.

 Какой образ выражен в этой песни ?.

У. а в этой песне? Звучит песня « Изгиб гитары»

 Определение главного образа: единения , радости встреч, боли разлук, воспоминаний.

-: главная мысль песни, определите. О чем эта песня?

-. единство, радость от встречи, грусть воспоминаний.

- разучивание песни и исполнение.

- какой образ выражен в этой песне?

- драматургия . кульминация.. развитие

 Удивительно, что эту песню знают почти все ребята( лагерь ит. д.) она близка по духу люди., радость встреч, делим радость.

- можно ли разделить горе?

- ответы.

- сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора , который делился и делится сегодня и радостью и горем , тончайшими нитями души.

Учитель:

- Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

 - в одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов. (Ф. Шопен) 

- звучит фрагмент полонеза

- учитель рассказывает историю танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.

- на экране появляется портрет Фридерика Шопена.

- звучат прелюдии Шопена №7, №20. Анализ произведений, контраст, свет и горе, разные образы. Образ родины светлый, близкий, радостный. Образ родины далекой скорбной родины.

- звучит песня из кинофильма «Достояние республики», которая не противоречит творчеству композитора. Дети исполняют песню «Шпаги звон». Разговор о достоянии республики (раскрытие  названия).

- можно ли назвать музыку достоянием.

- музыка Шопена – достояние Польши.

- разговор о мазурках. Их 56. В них – жизнь композитора, жизнь как дневник.

Шопен писал мазурки всю жизнь. Свою первую мазурку он сочинил, когда ему едва исполнилось 14 лет, последнюю – за две недели до смерти. Так человек  порой в течение всей жизни ведет дневник, занося в него отдельные мысли, открывая чувства, владеющие его воображением, размышляя о событиях, которые его волнуют, поверяя неизгладимо живущие в нем воспоминания. В мазурках действительно слышится выразительность человеческой речи со всей причудливостью ее ритма, со всеми оттенками ее разговорных интонаций – вопрошающих, взволнованных, шутливых, гневных… В общении с шопеновскими мазурками никогда не возникает чувства монотонности, ограниченности жанра. Играя, слушая их, мы погружаемся в атмосферу Личности композитора: его мыслей о Польше, его живого природного юмора, его лирических признаний.

- звучат мазурка №5 №9, №20, №56.

- сравнение, драматургия, образ.

- « Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» Р. Шуман. Почему?

- памятник Ф. Шопену, просмотр.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горстки земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Граши

Не случайно в 1939 году, когда фашисты заняли Польшу, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену (почему). Хотя с 20-ти лет он жил вдалеке от родины и умер во Франции. Обобщение, ответы. (Независимо от того,  где человек жил и живет, его определяют поступки. Шопен был патриотом. Почему?)

Памятник действительно был разрушен, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм.

Вторым приказом коменданта был приказ об уничтожении сердца Шопена, но польские партизаны смогли его сберечь.

Памятники – это и музыка, и произведения ИЗО. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.

- звучит песня в исполнении Анны Герман «Письмо Шопену». В это время показ слайдов.

-Мазурки – не только дневник Ф. Шопена, но и наш. Читая его, мы познаем себя. И вообще все великие люди пишут о нас. Они  открывают нам нас независимо от того, где они жили.

- В мазурках мы словно вслушиваемся в жизнь Шопена от первых шагов до последних дней. И они навсегда останутся для нас его сокровенным лирическим дневником, который читаешь, не пресыщаясь, не уставая открывать каждый раз заново.

 Исполнение песни

Точка , точка, запятая.

 Определение  кульминации в песне, выразительных средств

Обобщение :

- Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты.

Учитель: Я иду за музыкой Шопена,

Открываюсь радости сама:

Плещут искры Вислы белопенной;

И мазуркой взвихрена корчма.

В черно-белых клавишах рояля

Есть волынки, скрипки, контрабас,

Разом загудели, заиграли –

И кого же не подхватит пляс!

Приложение к уроку.

 

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные способности. Музыкальный гений". К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе". Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла").

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.

Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь.

С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название "революционного". В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь.

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину.

Шопен "завоевал" Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным.

О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: "Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан". Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: "Шапки долой, господа, перед вами гений".

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей. С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его "Конрада Валленрода", родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по "музыкальным портретам" Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д'Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена. Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации.

Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое "самопожертвование" и "материнские заботы" о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.

Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, "которая отравила все его существование", была виновницей его гибели. "Ядовитым растением" называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.

Такова Вторая соната (с похоронным маршем), принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби.

Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли.

Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание. "Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось", - писал он одному из своих друзей.

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.

Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Прозвучали и его собственные сочинения, среди них - похоронный марш из фортепианной сонаты си-бемоль минор в исполнении оркестра. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой своего друга Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.(книга « 100 великих композиторов»Д. К. Самин 1999г. изд.Вече.

Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"

Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...

презентация "Музыкальный мир" о жизни и творчестве Ф.Шопена

Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой...

Тема: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ" ФРИДЕРИК ШОПЕН. СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА.

Знакомство с жизнью  и творчеством польского  композитора Фридерика Шопена....

мне так больно и страшно (странички из дневника)

Материал  предназначен  для  классных  часов  в  старших  классох...

"Странички дневника классного руководителя"

Все годы работы в школе являюсь классным руководителем. За 35 лет много воды утекло, сменились пять выпусков, сейчас у меня шестиклассники, которых я, если даст Бог, доведу до выпуска. Конечно, что-т...

Дневник путешественника к уроку географии в 5-6 классе с дополнительными материалами"Сравниваем страны мира"

Данный материал является дополнением к презентации "Сравниваем страны мира" и является неотъемлемой частью этого урока....

Кадетское образование.Эссе «ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА…» (странички из дневника человека, жаждущего истины).

Работа представлена на конкурс литературного творчества обучающихся довузовских образовательных организаций Минобороны России "Проба пера",посвящённого 205 -летию со дня рождения М.Ю.Л...