Презентация к уроку музыки 1 класс "Музы не молчали"
презентация к уроку по музыке на тему

Соломина Анна Михайловна

Урок музыки в 1 классе на тему «Музы не молчали»

Технологическая карта

Предмет

музыка

Класс  

1

Программа:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 1-4классы. – М.: Просвещение, 2013г.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок – историческое путешествие

Раздел

Музыка и ты

Тема урока

Музы не молчали

Цель урока

Сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвященных истории России, защитникам Отечества. Создать коллаж – памятник Героям России.

Задачи урока

  1. 1.Обучающие: 
  • показать подвиги героев нашей Родины в разные исторические эпохи на примерах произведений разных видов искусства;
  • формировать у обучающихся  представления о связи музыки, поэзии, живописи и скульптуры;
  • прийти к выводу о том, что произведения искусства, воздействуя на человека, обостряют его чувства, вызывая эмоциональный отклик на  запечатленные в них исторические события;
  • подвести к пониманию того, что разные виды искусства помогают сохранить память об историческом прошлом нашей Родины и её героических защитниках,
  • учить обучающихся применять в жизни имеющиеся и полученные на уроке знания о музыке, живописи и поэзии,
  • познакомить с новыми понятиями «симфония», закрепить понятия: «симфонический оркестр», группы инструментов симфонического оркестра;
  • обогащать музыкально-эстетический словарь.

 

2. Воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа, ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, сопереживание, умение дружить.

 

3.Развивающие: 

  • развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов, интонационно-образное мышление,
  • совершенствовать певческие навыки; речевую активность; звуковысотный слух; музыкальную память, эмоциональную отзывчивость, умение откликаться на музыку с помощью простейших движений;
  • активизировать творческий потенциал обучающихся.

Планируемые

результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыке, посвященной историческому прошлому России и защитникам Отечества;

Умение выявлять характерные особенности патриотической и героической музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Усвоение дидактических единиц: Родина, Отечество, памятник, память; жанр музыки – симфония; мелодия; солист, хор, имена композиторов (А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко)

Демонстрация уровня сформированности певческих исполнительских умений (интонация, дикция, дыхание, звукообразование, понимание дирижерского жеста учителя);

Метапредметные:

Размышлять о роли патриотической музыки в жизни человека.

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Ориентироваться в информационных текстовых источниках.

Развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров.

Мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий

Сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач

Применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Расширение песенного репертуара и возможность исполнения, выученных на уроке песен в повседневной жизни;

Расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, поэтах, скульпторах и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.  

Личностные УУД:

  • понимание значения музыки в жизни общества, человека;
  • усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;
  • осознание особенностей деятельности композитора, поэта, художника, скульптора.

Познавательные УУД:

  • усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
  • овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
  • осмысление символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
  • выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера

Регулятивные УУД:

  • опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
  • планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
  • прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество и коррекция недостатков исполнения);
  • оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме («эмоциональный словарь»);
  • освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
  •  осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общедидактические методы:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные (наглядно-зрительные, наглядно-слуховые);

- практические (упражнения);

-проблемно-поисковые;

-анализа, сравнения;

-междисциплинарных взаимодействий;

методы музыкального воспитания: метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки, метод эмоциональной драматургии; создание ситуации успеха; метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу; метод «художественного движения»; системно-деятельностный подход.

Формы организации учебной деятельности

- коллективная (слушание музыки; хоровое исполнение песен, музыкальные игры; пластическое интонирование, творческие задания, защита проекта);

- индивидуальная (высказывания о музыке; пение сольное, индивидуальный опрос).

Музыкальный репертуар

А.П. Бородин симфония № 2 «Богатырская»

«Радуйся, Росско земле!» старинный петровский кант

Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

«Вот какая бабушка» муз. Т. Попатенко, сл.И. Черницкого

«Вечер на рейде» муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина.

Оборудование

фортепьяно, музыкальный центр, мультимедийное оборудование с проектором, раздаточный материал, репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря», опорные таблицы.

Сценарный

план урока

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

II. Сообщение темы, проблемы, определение цели урока. Слайд 1. Тема урока. 

В течении урока создать коллаж – памятник героям России.

III. Основное содержание урока:

1 Картина художника В. Васнецова «Три богатыря»  вспомнить кто такие богатыри на Руси, какие подвиги они совершили, сделать анализ картины.

2 А.П.Бородин симфония № 2 «Богатырская» Слайд 2. Портрет композитора.

Слушание фрагмента экспозиции симфонии, определение музыкального образа богатырей, характера, темпа, динамики. Сравнить симфонию «Богатырская» с картиной «Три богатыря» - найти общее и разное. Повторить группы инструментов симфонического оркестра. Определить инструменты не входящие в состав симфонического оркестра.

3Учебник стр. 56-57 памятник Петру I Слайд 3 портрет Императора – беседа о деятельности первого российского императора, памятник Петру I в Санкт-Петербурге.

4 «Радуйся, Росско земле!» старинный петровский кант – сочинение самими учащимися в роли

композиторов характера, настроения, темпа. Слушание, соотношение с прослушанной музыкой. Использование музыкального словаря.

5 Учебник стр. 56-57 памятник Александру Васильевичу Суворову. Слайд 4 Портрет А.В.Суворову - Это был один из самых необыкновенных людей века, – великий полководец и великий политик, «не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля» (более 60 сражений). 

6 Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» – назвать характер исполнения. Исполнение по группам, используя маршевые шаги. Определение уровня собственного исполнения и уровня противоположной группы. Соотношение с образом солдат.

7 Подвиг моряка Ивана Голубца Слайд 5, 6, 7.  рассказ о подвиге героя, определение качеств личности, подбор слов характерных для этого человека.

8 Песня В.Соловьев-Седой «Вечер на рейде» Слайд 8 – слушание, определение характера, темпа, динамики, инструментов аккомпанемента, соотношение с портретом героя.

9 «Вот какая бабушка» муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкого Слайд 9-16 – исполнение песни в характере хором, по группам, с солистами.

IV. Подведение итогов урока. Собирание пазла из слов: Герой, подвиг, памятник, память.

Вопросы. Выводы обучающихся. Защита мини проекта.

V. Оценивание работы учащихся на уроке. Рефлексия. Слайд17. В конце урока на память о героях нашего Отечества обучающиеся получают георгиевскую ленточку и звездочку. Если урок понравился, детям необходимо знать о подвигах героев нашей родины, рассказывать о них дома, своим друзьям, то нужно положить звездочку на красный квадрат, а если этого не надо делать, то положить звездочку на зеленый квадрат.

Деятельность учителя

- мотивация, организация, руководство и оценивание деятельности обучающихся (музыкально-познавательной, исполнительской, игровой, творческой);  

- аккомпанирование детскому хоровому и сольному исполнению;

- пение с детьми индивидуально, показ образцов исполнения;

- проведение содержательного и сравнительного анализа музыкальных произведений.

Деятельность учащихся

 

- слушают музыку, размышляют, сравнивают, высказывают собственное отношение к музыке, оценочные суждения;

- поют, выполняют творческие задания;

- сравнивают музыкальные произведения;

- размышляют, сравнивают, сопоставляют, обобщают, анализируют, делают выводы, дают оценку своей работе (рефлексия).

Познавательные задания. Дидактические игры

- определить, назвать по иллюстрациям инструменты, входящие в состав симфонического оркестра и не входящие в его состав;  

- познакомиться с новым музыкальным термином «симфония»;

- сравнить произведения разного жанра искусства;

- найти слова для определения характера музыки;

- определить форму песни, назвать ее структуру (куплет, запев, припев, вступление);

- определить особенности музыки симфонии № 2 А.П.Бородина «Богатырская»;

Развитие умений учащихся

Предметные:

- певческие (распределять дыхание, правильно интонировать в составе группы и индивидуально; дикционно внятно, отчетливо и выразительно исполнять текст песен);  

- моторно-двигательные (умение маршировать под музыку, исполняя песню); дослушивать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на музыку разного характера.

Метапредметные: отвечать полным ответом; воспроизводить образец (в пении, движении и пр.); сравнивать жизненные явления с произведениями искусства; узнавание и называние;

Основные понятия,  термины урока

(дидактические единицы)

- жанр музыки (песня, симфония);

- мелодия, аккомпанемент;

- строение песни (куплет, запев, припев, вступление, проигрыш, заключение);

- имена композиторов (А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко)

- наименования музыкальных произведений для слушания, песен, музыкальных творческих заданий;

-  стихи;

Итоги урока

- яркие впечатления детей от произведений разных видов искусств, рассказывающих о жизни и подвигах людей разных исторических эпох, ответ на проблему урока: музы не молчали, показали подвиги героев разных времен, нашедших отражение в видах искусства, вызвали чувства гордости, сопереживания. Герои уходят, а память о них остается.

- освоение и демонстрация программных навыков в различных видах музыкально-познавательной деятельности;

- усвоение информации о видах искусства, их связи;

 - освоение дидактических единиц, понятий;

Оценивание обучающихся

- устная оценка работы учащихся на уроке;

- рефлексия (самооценка обучающихся).

Ресурсы

Технические средства обучения:

Мультимедийное оснащение.

Методическое обеспечение

- фоно- и аудиозаписи музыкальных произведений;

- портреты композиторов: А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко

-портреты: императора Петра I ,полководца А.В.Суворова, Героя Советского Союза И.Голубца;

-картина художника В. Васнецова «Три богатыря»;

-стихотворения о героях;

- опорные карточки для определения настроения, характера произведения;

- иллюстрации с изображением симфонического оркестра, групп инструментов симфонического оркестра, народных инструментов;

- пазлы

-мультимедийная презентации к уроку.

Литература:

1.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 классы. Методическое пособие. – М., 2013.

3.Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования школьников: Банк оценочных средств. Методическое пособие. – Курск: Издательство КГУ, 2010.

4.Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс. Учебник.– М.: Просвещение, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzy_ne_molchali.ppsx1.72 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музы не молчали

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин Симфония № 2 «Богатырская»

Слайд 3

СИМФОНИЯ («СОЗВУЧИЕ, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра.

Слайд 4

Император Петр I – умный , волевой, решительный, талантливый, не жалевший своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Энергичный , целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр Великий при всей своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России. В память великому царю построены многочисленные памятники в Петербурге.

Слайд 5

Суворов Александр Васильевич – кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру не знал ни одного поражения: дал более 60 сражений, окончившиеся победой . Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат.

Слайд 6

Голубец Иван Карпович – рулевой сторожевого катера «СК-0183» 3-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота, старший краснофлотец.

Слайд 7

Памятник герою Советского Союза Ивану Голубцу в городе Севастополе

Слайд 8

Морской траулер носит имя Ивана Голубца

Слайд 9

Василий Павлович Соловьев-Седой

Слайд 10

Тамара Александровна ПОПАТЕНКО

Слайд 11

Мы на старых карточках бабушку искали. В санитарке девушке вдруг её узнали!

Слайд 12

Рядом с ней спасённый раненый боец. Вот какая бабушка просто молодец!

Слайд 13

Рвались над окопами мины и снаряды. Молодая бабушка шла с бойцами рядом.

Слайд 14

В сапогах в пилотке, как лихой боец! Вот какая бабушка просто молодец!

Слайд 15

Есть у нашей бабушки орден и медали. За спасенье раненых ей награды дали.

Слайд 16

И её сестрою называл боец! Вот какая бабушка просто молодец!

Слайд 17

Георгиевская лента - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом. Лента послужила прототипом лент советских наград — ордена Славы и медали «За победу над Германией», а также Гвардейской ленты.

Слайд 18

– о чем мы с вами говорили на уроке? - с кем/чем познакомились? – чему вы научились на уроке? Понравился ли вам урок? Покажите мне грустный или веселый смайлик и о г т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в музыке"

В 7 классе в 1 четверти  по программе Критской - Сергеевой блочно изучается тема "Героическая тема в русской музыке". в качестве обобщающего урока по этой теме я включила национально-региональный...

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Музыка народов Закавказья"

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Музыка народов Закавказья". По программе В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, В.А. Школяр 3 четверть. Содержит изображения природы Закавказья, армянских, грузински...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....

Презентация к уроку музыки. 8 класс. Тема урока: "Музыка в кинофильмах".

Презентация к открытому уроку музыки "Музыка в кинофильмах"....