"Мелодией одной звучат печаль и радость"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Бакулина Елена Михайловна

Урок музыки в 6 классе по программе Науменко,Алеева. Во время урока обучающиеся познакомятся с двумя разноплановыми произведениями Моцарта. Попробуют разобраться- в каких жизненных ситуациях была написана  эта музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_melodiey_odnoy_zvuchat_pechal_i_radost.doc78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Мелодией одной звучат печаль и радость".

Разноплановость художественных образов в музыке В.А.Моцарта.

Урок музыки в 6 классе по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева.

Цель деятельности учителя:  Обучающиеся научатся эмоционально - образно воспринимать и сопоставлять различные по смыслу и характеру музыкальные произведения В.А.Моцарта; обучающиеся получат возможность научиться выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных и письменных высказываний, определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

Задачи:

  1. Способствовать освоению музыки и знаний о музыке, жанровом и стилевом разнообразии произведений А.В.Моцарта;
  2. Содействовать овладению практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  3. Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке: устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской культуры учащихся.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

личностные:

  • обучающиеся продолжают  формировать художественный вкус, способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии;
  • уважительно относятся к музыкальной культуре, способны вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимают чувств других людей и сопереживают им;
  • умеют познавать мир через музыкальные формы и образы.

метапредметные:

познавательные:

  • обучающиеся умеют определять понятия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • умеют работать с разными источниками информации;

регулятивные:

  • обучающиеся оценивают музыкальные произведения с позиции красоты и правды;
  • творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в слове;
  • регулируют волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над слушанием музыкальных произведений;

коммуникативные:

  • обучающиеся аргументируют  свою точку зрения по поводу музыкального произведения;
  • участвуют в коллективной беседе и творческой деятельности;
  • применяют полученные знания для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • участвуют в совместной деятельности с учителем и сверстниками, определяют цели собственной деятельности;

предметные:

  • обучающиеся  узнают биографию В. А. Моцарта, особенности его  творчества;
  • освоят  новые понятия: серенада, реквием, лакримоза.

Используемые методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод перспективы и ретроспективы.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, рабочие листы для учащихся, портреты композиторов.

Ход урока.

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

эти годы я поняла, что не все музыкальные произведения, с которыми я знакомлю ребят на уроках, нравятся мне одинаково. Какие-то заставляют меня в который раз заплакать, какие-то вызывают улыбку. Есть у меня и любимые композиторы.  Посмотрите на эти портреты. Узнаете кого-нибудь? (Учащиеся высказывают свои мнения)

- Под портретами 2 даты. Что они означают? (Рождение и смерть)        

- А между ними - маленькая черточка. Что за ней скрывается? (Жизнь)  Да. Целая жизнь, со своими радостями и печалями, взлетами и падениями. Чем наполнить эту черточку, каждый решает сам. Обычный человек  повседневными делами, путешествиями, художник картинам- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Михайловна! Я преподаю музыку более 30 лет. За и, писатель книгами, а композитор - музыкальными произведениями.

II. Этап актуализации знаний, целеполагания.

- Посмотрите, ребята, у кого из композиторов самый короткий жизненный путь? (У Моцарта) Всего 35 лет. Или целых 35 лет? Наполненных разными событиями - и грустными и веселыми, ставшими источником вдохновения для великого композитора. Вы уже догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о творчестве А.В.Моцарта.

- Перед вами высказывание А.Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость». Какое отношение имеют эти слова к творчеству Моцарта? (Учащиеся высказывают свои предположения, например, веселое и грустное в музыке Моцарта и проч.)

- Сформулируйте тему урока.

- Перед вами рабочий лист. Запишите тему урока.

- Еще раз прочитайте высказывание А.Блока, записанную тему урока и предположите, почему наш рабочий лист разделен  на 2 части? (В цитате Блока содержатся антонимы: печаль и радость. Эти чувства, вероятно, будут вызывать разные произведения. Созданные Моцартом произведения разноплановые, потому что жизнь разная и проч.)

- Какова цель нашего урока? Чему научимся? (Научимся воспринимать различные по смыслу и характеру музыкальные произведения В.А.Моцарта).

III. Этап проработки нового знания.

1. – В первом произведении, которое мы сейчас послушаем, Моцарт выразил свои чувства музыкой, а вы попробуйте записать их словами. Попробуйте, следуя за музыкой предать, чем жил композитор, что чувствовал, какое у него было настроение? Запишите несколько слов, навеянных музыкой. А может у кого-то из вас получатся стихи или небольшой рассказ.

Дети слушают музыку и работают на рабочем листке, записывая ассоциации (или отдельные слова, или небольшой рассказ, или стихотворение).

Проверка работы.

-Я знаю, что вы написали очень много, но мне бы хотелось послушать каждого. Поделитесь со мной  своими впечатлениями.

По цепочке дети читают по 1 слову. Если ребятам понравилось слово, а оно  у них не записано, то они могут его добавить.

- Представьте, что все ваши впечатления совпадают со словами самого Моцарта:

 «Если ты довольна и весела, для меня нет большего удовольствия, ибо только если я уверен, что у тебя ни в чем нет недостатка, мои труды милы и мне приятны, ибо самое роковое  и сложное будет для меня мелочью, если я буду знать, что ты довольна и радостна.. Почаще думай и говори обо мне - люби меня вечно, как я люблю тебя!»

- Как выдумаете - кому посвящены эти строки и музыка? (Возлюбленной)

- Да,  эту музыку композитор подарил своей жене Констанце, а называется она  «Маленькая ночная серенада».

- Вам, наверное, знакомо слово серенада?

- Для кого исполнялись серенады? (Для любимого человека, это песня любви)

Словарная работа. Определение термина записывается в рабочий лист

Эту серенаду Моцарт написал, будучи еще совсем молодым. Они  с Констанцей совсем недавно поженились, и в день ее рождения, сославшись на то, что у него нет денег на дорогой подарок, он предложил ей прогуляться по парку. В парке они услышали прекрасную музыку, которую девушка не слышала прежде. Она позвала мужа пойти посмотреть. откуда льются эти прекрасные звуки. В глубине парка они увидели небольшой оркестр, а возле него - красиво накрытый стол. Вольфганг предложил любимой присесть  и тут же нарядно одетые официанты стали подавать им самые изысканные блюда. На удивленные вопросы жены Вольфганг только весело смеялся.  Как потом оказалось, это и был его подарок ко дню рождения.

- В маленькой ночной серенаде лишь одна сторона музыки Моцарта, та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.

И хотя почти вся музыка Моцарта пронизана оптимизмом, он создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений.

История его создания окутана тайной. Я предложу вам несколько слов. Попробуйте составить из них связный рассказ:

черный, Моцарт, человек, реквием, заказ,

если успеваем, почитать.

- Узнать - насколько вы были близки к истине, нам поможет отрывок из «Маленьких трагедий»  А.С. Пушкина.

Отрывок из фильма "Моцарт и Сальери"

Слушание Лакримоза (сразу за отрывком из фильма)

- По вашим лицам я поняла, что вы почувствовали музыку, изменилось ваше настроение. Так что же такое «Реквием»?  (Вероятнее всего дети не назовут истинное предназначение Реквиема. Предполагаемые ответы - грустная, печальная музыка.) 

- Что может вызвать такую печаль, трагедию, как назвал ее Пушкин? (Смерть)

Реквием - это музыкальное произведение, которое исполнялось в память об умершем человеке. Словарная работа. Определение термина записывается в рабочий лист.

Как вы поняли из видео, Моцарт написал его на заказ. И это оказалось последним музыкальным произведением в жизни композитора. Как говорил сам Моцарт - «это моя погребальная песня».

IV. Рефлексия.

1. Я смотрю: вы загрустили. Но Моцарт не одобрил бы вашего настроения. Вот он смотрит на нас с портрета и словно говорит:

Я понял, я постиг: жизнь - это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и ценность,
И музыку! Bcё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - Музыка! Всё - радость!

2 . Пение песни И.Крутого "Музыка"

Вначале 1 слайд без музыки. Прочитываем текст с интонациями, затем пение

3. Говорят, что музыка - это письма в будущее. Представьте, что вы сегодня получили 2 письма от Моцарта. На письма принято отвечать, но, увы, это невозможно. Письма пишут лишь современникам. Но вы все равно напишите ему письмо. А все ответы Моцарта на все ваши письма находятся в его музыке.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мелодией одной звучат печаль и радость!"

О стихах, ставших песнями....

"Мелодией одной звучат печаль и радость..."

Урок Музыки в 8-ом классе. "Мелодией одной звучат печаль и радость..."...

Урок музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость".

Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки,  формиру...

"Мелодией одной звучат печаль и радость".

Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки,  формиру...

УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»  «Песнь моя летит мольбою»  1 час   Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о ...

"Мелодией одной звучат печаль и радость..."

конспект урока для 5 класса...

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

конспект урока музыки для 5 класса...