Выступление по предмету "Музыка" "Традиции и новшества"
статья по музыке на тему

Традиция рассматривается как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений.

Новшество в музыкальном искусстве трактуется как художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

слайд 1

«Новшества и традиции в музыкальном образовании»

слайд 2

«Традиции – это связь с прошлым,

Новшество – это устремление в будущее»

Д.Кабалевский

Традиция рассматривается как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений.

Новшество в музыкальном искусстве трактуется как художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли.

Меняется жизнь, меняется время и с каждой переменой возникает что-то новое и это совершенно естественно, т.к. если бы человечество не менялось – мы возвратились бы опять к первобытнообщинному строю. Это происходит не только в музыке, но и в живописи, в литературе, искусстве в целом. Как показывает история, с развитием цивилизации возникают и новые направления в искусстве, т.к. творческие люди первыми, как правило, реагируют на изменения. Так появились романтики, (слайд 3)так появился импрессионизм (слайд 4)и такие великие имена, как Равель, Дебюсси, К.Моне, О.Ренуар и другие. Так появилась опера, (слайд 5) затем оперетта, а вслед за ней в 20 веке и рок-опера и мюзикл, (слайд 6) так появилась бардовская (авторская песня), рок-н-ролл и многие другие направления в музыке.(слайд 7)

Но при всей переменчивости нельзя забывать и о традициях. Как растение без корня не может существовать, оно погибнет, так и человек, искусство в целом не сможет существовать без своих корней, без традиций – это приведёт к гибели.

(слайд 8) Для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И программа начинает действовать только тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.

        Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга (слайд 9) прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (слайд 10)

- Анализировать свои действия;

- Самостоятельно принимать решения, прогнозируя их  возможные последствия;

- Отличаться мобильностью;

-  Быть способным к сотрудничеству;

В чём же новизна  современного урока? Какие требования  предъявляются к современному уроку? (слайд 11)

-  Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее  начало и хорошее окончание.

-  Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- Учитель организует проблемные  и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- Вывод делают сами учащиеся;

- Максимум творчества и сотворчества;

- Времясбережение и здоровьесбережение;

- В центре внимания урока – дети

- Учёт уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;

- Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- Планирование обратной связи;

-  Урок должен быть добрым.

При ведении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической  техники:

-  Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

- Открытости (не только давать знания, но и показывать  их  границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами  изучаемого курса);

- Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно  в форме  деятельности, ученик  должен уметь использовать свои знания);

-  Максимально использовать возможности, знания,  интересы самих учащихся);

- Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный традиционный урок? (слайд 12) На уроках музыки в первом поколении дети слушали музыку, знакомились с творчеством композиторов, изучали новую песню. Была одна программа Д.Кабалевского и деятельность школьников была весьма ограниченной, не было деятельностного подхода, акценты были смещены, было разграничено понятие учитель-ученик. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, во-первых появилось множество новых программ по музыке, с разносторонней направленностью, во- вторых появилась потребность прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В содержании образования усилено внимание к информационным  (слайд 13) технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь детей - зрелищные и экранные искусства, электронная музыка,  интернет, игра на синтезаторе, чего не было в первом поколении и, это естественно, т.к. технологии не были настолько развиты. 

Но активно внедряя в  урок музыки   ИК-технологии   необходимо помнить, что современные технические средства обучения  не могут заменить (слайд 14) живое слово учителя, живое звучание музыки, звучание детского голоса – и традиции в этом нужно сохранять.

 «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, даёт рекомендации в течение урока. (слайд 15) Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Основные типы уроков остаются прежними, традиции сохраняются, но в них внесены изменения:

1  Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа. Имеет  целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2 Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3  Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4 Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью  обобщение единичных знаний в систему.

5 Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачёт, смотр знаний и т.д.  Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы  общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов

Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут к  перестройки всей  образовательной  деятельности  и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. 

  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот и есть главный ресурс, без которого новые требования  в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.  Если человек сам по себе  открыт для нового  и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет в более сжатые сроки, но при этом не стоит совсем отказываться от традиционных методов ведения уроков брать, (слайд 16) в совмещении с новым, только лучшие традиции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление "Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики"

Преимущества интеграции на уроке;Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями; При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие у...

ИНТЕГРАЦИЯ – НОВШЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ

В условиях современного реформирования школы и введения новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов актуальным и перспективным направлением в развитии образования является интеграция...

Новшества в проведении ГИА по русскому языку в 2014 году

Новшества в проведении ГИА по русскому языку в 2014 году...

Презентация отдела "Я САМ.РУ" - новшества и традиции в дополнительном образовании

Краткое описание деятельности отдела, созданного 1 сентября 2014 года, путем слияния пяти учреждений дополнительного образования детей: МОУ ДОД "Станция юных техников", МОУ ДОД  "Центр детского т...

Новшество

Актуальность и профессиональные проблемы. Технология и технический труд- это главные технические предметы в школе, где формируются необходимые школьнику интеллектуально-технические умения и навы...

ФГОС третьего поколения: изменения и новшества по БИОЛОГИИ

Первое поколение образовательных стандартов. Были приняты в 2004 году. Основной целью был предметный результат. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось...