Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Тимошевская Ольга Владимировна

Тема: Симфоническая музыка. Симфония №7  Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).

Учебный предмет: музыка.

УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,  (М.: Просвещение, 2017).

Класс: 7 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).

Цель урока: формирование у обучающихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

Задачи:

- развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки;

- развитие познавательного потенциала личности обучающихся через освоение источников о героическом подвиге композиторов в годы Великой Отечественной войны;

- обогащение духовного мира, воспитание патриотических чувств через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны;

- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_simfoniya_d.shostakovicha.docx61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Симфоническая музыка. Симфония №7  Д.Б. Шостаковича («Ленинградская»).

Учебный предмет: музыка.

УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,  (М.: Просвещение, 2017).

Класс: 7 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: метод содержательного анализа музыкального произведения, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод погружения.

Цель урока: формирование у обучающихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

Задачи: - развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки;

- развитие познавательного потенциала личности обучающихся через освоение источников о героическом подвиге композиторов в годы Великой Отечественной войны;

- обогащение духовного мира, воспитание патриотических чувств через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны;

- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;

- воспитание уважительного отношения друг к другу,  трудолюбия на уроке.

Коррекционно-развивающие задачи: 

- коррекция отклонений интеллектуально-познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы;

-  коррекция и развитие произвольного, непроизвольного и устойчивого внимания, переключения внимания;

- коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза;

- коррекция и развитие кратковременной памяти, зрительного  и слухового восприятия.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- умение определять средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальной терминологией;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 

- осознание роли музыки, силы ее воздействия на человека в процессе постижения таких высоких образцов музыкального искусства, как Седьмая симфонии Д.Д. Шостаковича; 

- умение выразительно исполнять песни;

- умение почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение.

- умение определить тему;

- умение сотрудничать со сверстниками при исследовании звучания музыкального произведения;

- умение выражать свои мысли и эмоциональные состояния после воздействия звучащей музыки;

- умение работать с разными источниками информации;

- умение осуществлять регулятивные действия самоконтроля, самонаблюдения и самооценки в процессе коммуникативной деятельности  в групповой работе;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

- повышение мотивации к учебно-творческому процессу;

 - умение осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

- формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей;

- развитие личных качеств: воли, целеустремленности, дисциплинированности, трудолюбия и эмпатии;

- воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, народ и историю нашей страны.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке: самостоятельная работа.

Межпредметные связи: предметы гуманитарного цикла (литература, история).

Техническое оснащение: компьютер, проектор, синтезатор.

Форма работы: индивидуальная,  фронтальная, вокально-хоровая.

Ресурсы урока: учебник;  рабочая программа, раздаточный материал.

Музыкальный материал: песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»;

Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича: экспозиция 1 части - главная и побочная партия, фрагмент 1 части - «Тема фашистского нашествия» и финал первой части симфонии - "Тема сопротивления советских войск";

песня "Москвичи"  (стихи Е.М. Винокурова, музыка А.Я. Эшпая).

Зрительный ряд: портрет Д. Д. Шостаковича, блок слайдов о блокаде Ленинграда.

Видео: фрагменты художественного фильма "Ленинградская симфония", Мосфильм, 1957 год.

Этапы урока

1. Организационный.

2. Определение темы урока.

3. Подготовка к усвоению нового материала. Целеполагание.

4. Открытие новых знаний

5. Закрепление изученного материала.

 6. Вокально-хоровая работа

7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся

8. Домашнее задание

9. Рефлексия

1 мин.

2 мин.

2 мин

11 мин

12 мин.

7 мин.

3 мин.

1 мин.

1 мин.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный

Учитель приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

2. Определение темы урока

Актуализирует внимание.

Предлагает ответить на вопросы:  В какое время была написана песня? Какие жизненные события легли в основу?

 Предлагает сформулировать тему урока.

Метод погружения. Предлагает посмотреть блок слайдов о блокаде Ленинграда, подготовленный одним из учеников класса.  

Метод критического мышления.

Предлагает обсудить утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат» и ответить на вопрос, звучала ли музыка на войне?
Приводит пример написания симфонического произведения во время блокады и озвучивает тему урока.

 Слушают песню. Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война».

Отвечают на вопросы, приводят примеры военных песен. Обсуждают и формулируют тему урока, предполагая, что разговор пойдет о музыке, написанной во время Великой Отечественной войны. Показывают подготовленные слайды о Блокадном Ленинграде.
Обсуждают выражение «Когда пушки говорят, музы - молчат», делают вывод, что музыка на войне звучала и была нужна людям даже в таких трудных условиях.

3. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация. Целеполагание

Помогает наводящими вопросами,  предлагает на основе полученной информации выбрать цель урока.

Определяют цель: познакомиться с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.

4. Открытие новых знаний

Фронтальная работа.

Метод моделирования художественно-творческого процесса.

Показывает слайд-портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, рассказывает о жизни композитора, об истории создания симфонии, погружая в атмосферу тяжелых первых дней войны.

Рассказывает о том, что когда композитору из-за очень плохого зрения отказали в его желании попасть на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так, в блокадном Ленинграде, он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.  Работа над симфонией шла очень быстро, была закончена в эвакуации уже в конце декабря 1941 года. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Первая премьера состоялась в 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру симфонии транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Тогда и возникла идея её исполнения в блокадном Ленинграде.

Предлагает послушать фрагмент из воспоминаний художественного руководителя радиовещания Якова Бабушкина:

«По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. Всего 15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно - оркестру быть. Репетиции продолжались, не взирая ни на что…»

Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях? Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду?

Метод анализа музыкальных произведений.

Предлагает вспомнить: что такое симфония?  

Предлагает послушать тему главной и побочной партии из первой части, которая рисует столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, человека и цивилизованного варвара, добра и зла.  

Во время слушания просит подумать какой образ рисует главная партия и побочная.

Предлагает послушать знаменитую музыкальную тему симфонии, эпизод вместо разработки. Во время слушания мысленно ответить дна вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер?

Напоминает, что тема нашествия написана в форме вариаций.

Предлагает подумать, как будут развиваться события дальше и послушать следующий фрагмент первой части симфонии - финал первой части симфонии – тему сопротивления советских войск)

Ставит задачу ответить на вопрос: что происходит в музыке?

Акцентирует внимание, что война еще не закончена, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям.

Но финал Седьмой симфонии - победный!

Слушают, сопереживают, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод, что симфонию  хотели исполнить в блокадном Ленинграде для того, чтобы поднять дух народа, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы по теме.

Переходят к анализу муз произведения.

Слушают музыку (экспозиция 1 части - главная партия и побочная).

Анализируют главную партию, приходя к выводу, что она показывает мирную жизнь нашего народа.

Анализируют характер побочной партии, отмечая, что мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, Это затишье на рассвете -  «образ Родины и русского народа».

Слушают и анализируют эпизод фашистского нашествия, Приходят к выводу, что это образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил.

Замечают, что начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то несерьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и тёмная разрушительная сила надвигается.

Слушают музыку, анализируют. 

Отмечают, что появляется тема советских войск, как противодействие фашистам. В музыке слышится борьба между ними. Это тема сопротивления советских войск.

Учитель зачитывает отрывок из поэмы поэта Льва Болеславского «Шостакович»:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!  Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

Предлагает подумать,  почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит?

Метод погружения. 

Предлагает  придумать название симфонии.

Озвучивает название Симфонии №7 - «Ленинградская». Зачитывает надпись Шостаковича на титульном листе партитуры:  «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Рассказывает о том, что в Ленинграде 7 симфония прозвучала 9 августа 1942 года , именно в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась из зала филармонии по радио и через уличные громкоговорители. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.

За все 80 минут, пока звучала "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Враг замертво слушал две симфонии - 7-ю симфонию Шостаковича и "залповую симфонию" наших солдат, защищавших площадь Искусств и зал Филармонии.  Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что композитор будет казнен одним из первых после взятия Москвы. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!! Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие  дирижера Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

Приходят к выводу о том, что это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом.

Придумывают свои названия для симфонии, близкие по смыслу: «Мужество в блокадном Ленинграде», «Симфония Победы», и.т.д.

Слушают и сопереживают.

5. Закрепление изученного материала

Предлагает посмотреть фрагменты художественного фильма, снятого уже после войны, в 1957году - «Ленинградская симфония», в котором отражена история исполнения в осажденном Ленинграде «Седьмой Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.

Во время просмотра определить, какой момент изображен в фильме

Смотрят и анализируют фрагмент фильма 2 мин. (16'-17'). Отвечают на вопрос (показано, как решается вопрос о приезде с фронта 50 музыкантов, о том, что симфония должна быть исполнена  в Ленинграде 9 августа 1942 года).

Во время просмотра следующего отрывка подумать, какие моменты из жизни Ленинграда в нем показаны.

Предлагает посмотреть фрагмент,  в котором показывается момент концертного исполнения симфонии в блокадном Ленинграде.

 Во время просмотра просит определить, какие темы звучат.

Подводит итог, что «Ленинградская симфония» - это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит 7 симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом.

Метод музыкальных обобщений. Предлагает ответить на вопросы, слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня? Какие чувства возникли после знакомства с «Ленинградской» симфонией?

Смотрят и анализируют фрагмент фильма 3 мин (53'-55')

Узнают  документальные кадры из жизни блокадного Ленинграда.

 Смотрят и анализируют фрагмент фильма 5 минут (1,23'-1,27').

Узнают и определяют темы, которые были прослушаны на уроке -  тема фашистского нашествия и тема сопротивления советских войск. И еще «залповая симфония» наших орудий.

Обобщают полученную информацию, приходя к выводу о том, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.

6. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни

Учитель предлагает разучить песню «Москвичи», созвучную теме урока,  написанную уже после войны в 1953 году.

 Слова: Е. Винокурова,  музыка: А. Эшпая. Исполнил  Марк Бернес. Это песня про мальчишек, не вернувшихся с войны.

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Серёжка с Малой Бронной

И Витька с Моховой,

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспалённой

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

Друзьям не встать, в округе

Без них идет кино,

Девчонки, их подруги,

Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,

И ночь шумит листвой

Над тихой Малой Бронной,

Над тихой Моховой.

Но помнит мир спасённый,

Мир вечный, мир живой

Серёжку с Малой Бронной

 И Витьку с Моховой!

7. Контроль усвоения материала - самостоятельная работа обучающихся

Учитель предлагает заполнить карточки по проверке усвоения материала. (Индивидуальная работа. ) [1]

8. Домашнее задание

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник: По выбору учащихся: 1) Сообщение о том, как тема блокады нашла отражение в другом жанре 2) Привести примеры, как тема блокады нашла отражение в других жанрах: поэзии, изобразительном искусстве, кино и т.д.

9. Рефлексия

Обучающиеся заполняют карточки рефлексии (Индивидуальная работа. ) [2]

Список литературы

УМК: «Музыка 5-8 классы. Искусство 8-9 классы» под редакцией  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,  (М.: Просвещение, 2017);

Учебник для общеобразовательных учреждений авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2014г.

Электронные ресурсы

https://rosuchebnik.ru -  корпорации «Российский учебник» (издательство «ДРОФА – ВЕНТАНА»);

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал;

 https://pedsovet.org/beta   - Всероссийский интернет-педсовет;

https://www.litmir.me/br/?b=156585&p=1 - ЛИТ МИР Электронная библиотека (Фрагменты книги О. Берггольц "Говорит Ленинград");

Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7 класс. 1 СD,  МР3, М, Просвещение, 2013г.;

фильм "Ленинградская симфония" в формате mp4 на электронном носителе.

Приложение [1]

1.  Почему Симфонию №7 называют Ленинградской?       а) первые 3 части симфонии написаны в Ленинграде    

 б) посвящена Ленинграду      в) впервые исполнялась в Ленинграде    

 2. При исполнении Симфонии №7 в блокадном Ленинграде в состав симфонического оркестра входили:

а) только исполнители симфонического оркестра       б) только солдаты-музыканты, мобилизованные из воинских частей

в) музыканты симфонического оркестра и солдаты-музыканты, мобилизованные из воинских частей

3. Во время исполнения Симфонии №7 в блокадном Ленинграде:

а) не разорвался ни один снаряд        б) был артиллерийский обстрел        в) обстрелы чередовались с затишьями

4. Слышали ли фашисты прямую трансляцию Симфонии №7 из блокадного Ленинграда?    а) нет     б) да     б) слышали в записи

5. В какой день Гитлер планировал захватить Ленинград?

а)  9 мая 1945 года               б) в Новый 1942 год          в) в день премьеры Симфонии №7 в Ленинграде – 9 августа 1942 года        

Приложение [2]

Урок

Я на уроке

Итог

  • Мне было интересно
  • Мне было скучно
  • Безразлично
  • Работал
  • Отдыхал
  • Плохо себя вел
  • Я понял материал
  • Я узнал новое для себя
  • Я не понял материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока Симфония №7 Д.Шостакович

Самоанализ  урока Симфония №7 Д.Шостакович...

План-конспект урока музыки в 7 классе "7-ая симфония Д.Д. Шостаковича"

План-конспект урока музыки в 7 классе "7-ая симфония Д.Д. Шостаковича"...

Конспект урока музыки в 7 классе по теме: "Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д.Д,Шостаковича"

Конспект урока музыки в 7 классе, презентация к уроку, кроссворд, самоанализ урока...

презентация к уроку по теме Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича

краткое изложение жизни и творчества Шостаковича, история создания симфонии № 7...

Презентация "Д.Д. Шостакович, Ленинградская симфония"

Презентация  "Д.Д. Шостакович, Ленинградская симфония"...

Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.

Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...