Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
план-конспект урока по музыке по теме

Варнакова Светлана Геннадьевна

 Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс        2 класс

Автор      УМК        «Школа России»

Урок №32

Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Тема урока: «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»

 Тип урока: узучение нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с музыкальными терминами лад (мажор и минор).
  • формировать интерес к инструментальной музыке;
  • развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Планируемые результаты

Направленные на достижение личностных результатов:

  • понимание значения и функции музыки в жизни людей, в своей жизни общества,;
  • интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
  • владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышления о музыке, музицирования;
  • прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях;
  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  • умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
  • формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
  • способность к рефлексии и оценки своей деятельности

Направленные на достижение предметных результатов:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Этапы урока

  1. Орг. момент         1  мин
  2. Актуализация ранее полученных знаний.      2  мин
  3. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.    3 мин
  4. Усвоение новых знаний.           2  мин.
  5. Первичное закрепление  2 мин
  6. Вокально-хоровая работа + (физ.минутка) 5мин
  7. Рефлексия 2 мин
  8. Домашнее задание 1 мин
  9. Подведение итогов занятия.    2 мин.

Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, физ. минутка (движения под музыку), просмотр презентаций.

Форма организации работы        

  • Коллективная: – хоровое пение, слушание, пластическое интонирование.
  • Фронтальная: – музыкальная беседа – рассуждение.
  • Групповая – самостоятельная работа в группах

Методы: деятельностный подход, метод содержательного анализа инструментального произведения, музыкальные обобщения,   сравнение, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, портрет  Д.Кабалевского, П. Чайковского; карточки  «мажор и минор»»,  раскраска мажор и минор.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

  •  Д.Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Болезнь куклы», «Наша перепёлочка»  белорусская народная песня фрагменты из м.ф «Спят усталые игрушки», «Антошка»
  •  Ермолов «Весёлая песенка»

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 1 мин

2.Актуализация полученных знаний

2 мин.

3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

3 мин

4.Усвоение новых знаний.

2 мин

5. Первичное закрепление.

Слушание

Музыки. 2 мин

Мин.

Музыкальное приветствие.

- Прозвенел звонок.

-Здравствуйте ребята.

(слайд1)

Ребята сегодня сегодня в музыкальную страну нас перенесет волшебный цветик семицветик.  (слайд 2).

Посмотрите на его лепесточки, что вы увидели?

Ребята , как вы считаете, вас можно назвать дружным классом? А бывают между вами раздоры? Что нужно для того чтоб раздоров не было? (Размышление детей) Верно, ладить друг с другом! Находить общий язык. В этом цветке есть слово, которое нам нужно на уроке, как вы думаете, какое это слово? Учащиеся – Лад. Молодцы!

         Нам осталось узнать еще очень важное выразительное средство, которое является одним из лепестков нашего семицветика. А это! Я вам предлагаю посмотреть сказку.

-Скажите ребята как звали этих героев?

-Что произошло с героями?

-Как же удалось мажору и минору найти дорогу домой?

Мажор предложил спеть весёлую песенку и они нашли дорогу, ведущую к дому.

Так что значит  слово лад?

Откроем тетради по музыке и запишем  тему урока. (слайд 3)

Какая будет цель урока? на основе музыкальных произведений  научиться определять мажорный  и минорный лад.

Задачи:  развивать музыкальную культуру слушателя и исполнителя, вырабатывая чувство понимания  друг друга, жить в согласии и в мире.

(слайд 4)

«Музыка учит людей понимать друг друга»- эта фраза принадлежит советскому композитору и педагогу Дмитрию Кабалевскому. (слайд 5)

Определение  музыкальный лад - выразительное средство в музыке, бывает мажорный и минорный. (слайд 6)

Мажор - несет радость, веселье. Минор - печаль, раздумье. (7 слайд)

Сейчас мы прослушаем музыкальные загадки и определим в каком ладу прозвучал фрагмент музыкального произведения. У каждого из вас на партах лежат карточки смайлики «мажорчик» и «минорчик».  (слайд 8)

После того как вы прослушаете музыкальную загадку вы поднимаете карточку с «минорчиком» или «мажорчиком».

Звучат музыкальные фрагменты.

Д.Кабалевский «Клоуны»,

«Наша перепёлочка» белорусская народная песня,

П.Чайковский «Болезнь куклы»

«Спят усталые игрушки»,

 «Антошка». (слайд 9)

 Ребята ёще раз посмотрите, как выглядел минор и как выглядел мажор.

Если вы определяете мажорный лад поднимите карточку с «мажорчиком», а если минор –  «минорчиком». Только  после того как закончит звучать музыкальная загадка мы поднимаем карточки.

Ещё раз мы сейчас с вами закрепим, что  обозначает мажорный и минорный лад.

 Мажор - ……радость, обозначается , светлые, яркие интонации , минор - ………..печаль обозначается тусклые, темные интонации.

Перед вами лежат цветные карандаши распределите их на две группы по ладам в одну яркие, сочные, теплые к смайлику с улыбкой «мажорчиком»,а в другую  темные, хмурые холодные и смайлику с грустью «минорчиком».

 Перед вами подсказка на слайде «Цветовая палитра» (слайд 10)

 «Зайцы делают зарядку»

Сейчас я предлагаю вам новую песню.

Послушайте и посмотрите о чём песенка. В каком ладу прозвучала песенка?

 В названии песенки есть подсказва , это слово «Весёлая». (слайд 12)

Вокально – хоровая работа

Чтобы нам приступить к разучиванию песенки, нужно выполнить гимнастику для язычка. (артикуляционная  гимнастика) 

Упражнение «укольчики», «шарик».

Работа над 1 куплетом.

 «Весёлой песенки» Ермолова»

Теперь посмотрите на ваши парты и найдите листочек, на котором  два  нераскрашенных домика.

Что нужно сделать с этими картинками?

Сейчас вы будете работать в парах, раскрашивая каждую  половину домика в соответствии с ладом мажор или минор. (слайд 13)

(На ваших партах располагаются цветные карандаши и картинки на которых располагаются два домика раскрасьте их в соответствующие цвета мажора и минора)

Звучит музыкальный фон.

Домашнее задание.

(слайд 14)

Быстро пролетел урок

Подведем теперь итог

Чем сегодня занимались

В чем с охотой упражнялись

Что узнали и познали

Почему умней вы стали!?

 -Ребята, а что нового вы узнали сегодня на уроке?

Так чему учит музыка?

(слайд 15)

Я желаю вам, чтобы ваш класс всегда был дружный, чтобы были вы одной большой семьей и жили всегда в мажорном ладу. У вас на столе есть «мажорчики» и «минорчики», каждый из вас подойдет и выразить свое настроение к уроку, прикрепив их на нашей доске. Если понравился урок–«мажорчик», а если нет, то грустный «минорчик».  

Спасибо за урок . Всем мажорного настроения. До следующего урока

 Приветствуют  учителя.

-Начался урок.

-Здравствуйте учитель.

Каждый лепесток определенного цвета и у каждого есть своё название..

1 лепесток «Лад»

2 лепесток «Темп»

3 лепесток «Ритм

4 лепесток «Мелодия »

5 лепесток «Регистр»

6 лепесток «Тембр»

7 лепесток «Динамика»

Размышляют.

показ сказки «Мажор и минор»

Мажор и минор заблудились в лесу

Мажор предложил спеть весёлую песенку и они нашли дорогу, ведущую к дому.

Ответы учащихся.

Умение понимать друг друга, слушать друг, друга.

Записывают тему урока.

Определяют цель и задачи урока.

Учащиеся смотрят на смайлик с улыбкой- мажор и на минорный смайлик - с грустью.

Слушают .

 Поднимают  карточки после того как звук стихнет.

Ещё раз ребята слушают музыкальные фрагменты и определяют на слух мажорный и минорный лад, поднимая карточку с «мажорчиком» или «минорчиком».

Отвечают.

Раскладывают цветные карандаши по группам.

Выполняют разминку.

Слушают новую песню.

Определяют лад.

Дают ответы на вопрос.

Песня «Весенняя» написана в мажорном ладу, наполнена чувством радости наступления весны, солнца, тепла.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют упражнения.

Играют в игру «Эхо»

Разучивают  1 куплет и припев песни.

Ещё раз проговаривают особенности каждого лада.

Раскрасить. Грустный минорный и весёлый мажорный домик.

Раскрашивают картинки, слушая музыку.

Найдите и выучите небольшое  стихотворение в мажорном ладу или минорном ладу.

Ответы учащихся.

Музыка  учит понимать друг друга жить в согласии и в мире.

5Первичное закрепление

Слушание музыки.

2 мин

Физ. минутка.

2 мин

Исполнительская деятельность

6.Вокально – хоровая работа

Физ. минутка.

Исполнительская деятельность  

1 мин

6.Вокально – хоровая работа

4 мин

7.Рефлексия

2 мин.

8.Домашнее задание.

1 мин.

9. Подведение итогов занятия

2 мин.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...