Конспект урока "Музыкальный портрет"
план-конспект урока по музыке на тему

Хасанова Ильмира Фаритовна

Конспект урока "Музыкальный портрет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzykalnyy_portret.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: 

«Музыкальный портрет».

Тип урока: 

Урок углубления в тему.

Цель урока: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока:

Обучающие:

- сформировать представление о жанре музыкального портрета;

- познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки»;

- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.  

Развивающие:

- развитие исследовательских навыков;

- развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения

- углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа музыки – «Песни Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины И.Репина «Протодьякон»;

- выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических).

Воспитывающие:

- воспитание чувства прекрасного на примере  произведений мировой музыкальной и художественной культуры;

- формирование эстетического вкуса учащихся;

- воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия родного народа.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, групповая технология

Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе урока:  В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета,  умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства , исследовательской деятельности.

Оборудование: ноутбук, колонки, экран, презентация о композиторах «Могучей кучки»,синтезатор.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в  путешествие по музыкальной картинной галерее.

II. Повторение пройденного и постановка новой проблемы.

- Ребята, давайте вспомним тему III четверти.

(Сл.1. «Можем ли мы увидеть музыку?»)

- А в чём состоит цель уроков этой четверти? Что мы должны с вами выяснить?

(Связь музыки с изобразительным искусством)

- Ребята, а в чём, на каких примерах и темах мы проследили уже эту связь?

(Музыка способна изображать движение, различные жизненные образы)

-Ребята, посмотрите ,кого вы здесь видите ?( портреты композиторов)

-А как называется  этот жанр изобразительного искусства? (портрет)

 - Ребята, скажите, а какое значение имеет понятие «портрет» в изобразительном искусстве?

(это повторение в линиях и красках живого лица, где через зрительный образ художник раскрывает внутренний мир человека)

-Скажите , а может ли существовать музыкальный  портрет?

 -  Тема нашего сегодняшнего урока  так и звучит – «Музыкальный портрет». (Сл.2)

- А как вы считаете, исходя из темы нашего урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель этого урока?

(Как музыка может нарисовать музыкальный портрет) (Сл.3)

- И рассмотрим мы это понятие на примере музыки русского композитора-классика Модеста Петровича Мусоргского.

II. Рассказ о творческом содружестве композиторов «Могучая кучка»

- Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

     Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой (Сл. 4), который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

     Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой» (Сл. 5).

     В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев (Сл. 6), молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи (Сл.7), восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский (Сл. 8), учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин (Сл. 9) и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков (Сл. 10).

     Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев (Сл. 11)       С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.

     Название «Могучая кучка» им дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов (Сл. 12), написав в своей статье после одного из концертов: «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». Именно Стасов вдохновлял композиторов на создание новых музыкальных полотен.

     В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.

     Это были Иван Крамской (Сл. 13), Василий Перов (Сл. 14), Исаак Левитан (Сл. 15), Виктор Васнецов (Сл. 16), Илья Репин (Сл. 17), Алексей Саврасов (Сл. 18), Василий Суриков (Сл. 19), Иван Шишкин (Сл. 20) и другие.        

     «Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.

          Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский (Сл. 21), который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях.

     О вот о таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим на наших уроках.

III. Знакомство с жанром музыкального портрета.

     - Сегодня мы обратимся к опере М.П.Мусоргского  «Борис Годунов» (Сл.22) 

Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – маленького царевича Дмитрия. 

- Ребята, давайте вспомним, что такое опера? (Музыкальный спектакль, где всё действие происходит под музыку и пение)

- А из каких музыкальных номеров состоит опера? (оркестровые эпизоды, хоровые эпизоды, арии, ансамбли) (Сл. 23)

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы-  Варлааму. Он поет свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».

ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

-Как мы назовем этот номер в опере,если Варлаам поет один  (оркестровые эпизоды, хоровые эпизоды, арии, ансамбли)

- Перед слушанием  «Песни Варлаама» каждая группа   получит  задание, на которое потом даст  аргументированный ответ.

Первое задание:    Вам даны эпитеты. Давайте их прочитаем: молодецкий, могучий, добрый, нежный, светлый, залихватский, буйный, яркий, спокойный, мощный. Ваша задача – прослушав номер, попытаться определить характер Варлаама и его песни с помощью этих эпитетов. Можете добавить свои, если у вас возникли какие-то другие впечатления.  

Второе задание:  Перед вами – 4 портрета. Попытайтесь определить, какой из них более всего подходит Варлааму, и почему. (Сл. 24)

  -Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить его внешний вид, и его характер. Сначала слушаем музыку  до конца, потом минуту обсуждаем и отвечаем

(Слушание «Песни Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского)

- Ну а теперь посмотрим, какими  эпитетами вы  охарактеризовали  образ и песню Варлаама.

- И, наконец, посмотрим, какой же портрет,  больше всего подходит образу Варлаама.

(Аргументированный ответ учащихся каждой группы.) Совпадут  ли ваши мнения?

 –  А каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?  Подходят ли эпитеты выбранные вами? 

- Ребята, Варлаам поёт песню не про себя. Как же мы смогли определить его характер? Что нам в этом помогло?   (Музыкальный язык)

- Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет?

-Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)

- Какие краски симфонического оркестра использовал композитор для передачи характера Варлаама?

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

 Ребята, всмотритесь внимательно в картину художника передвижника  Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки — в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас. Перед нами портрет протодьякона — это такой духовный чин в православной церкви. это старший помощник священника при совершении церковной службы) (Сл.25) 

- Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос.

- Скажите, ребята, схожи друг с другом образ Варлаама и образ Протодькона? (Да)

- Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако, своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама. Почему же и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали так похоже?

(Потому что, и Мусоргский, и Репин, правдиво изображали жизнь во всём её многообразии.Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).

- Итак, ребята, проанализировав «Песню Варлаама», мы подобрали к ней эпитеты, нашли даже портрет, схожий, по-нашему мнению, с образом Варлаама . А теперь давайте ещё раз послушаем музыкальный портрет Варлаама и осознанно сопоставим его с репинским «Протодьяконом».

(Слушание «Песни Варлаама»)

IV. Итог.

- Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?   (Да.)

- А что музыка нам изображала?

(Характер человека, его внутренний мир.)

- Так что же такое музыкальный портрет?

(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)

- Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. (Сл. 26)

- Смогли ли мы увидеть музыку?

V. Творческая деятельность учащихся.

- Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами и написать синквейн по теме нашего урока. 

- Синквейн – это английская игра, которая позволяет выражать свои мысли по отношению к чему-то более сформулировано. Давайте поиграем, выполним синквейн

Итак, первая строчка в синквейне – это одно слово, существительное, название произведения.

Вторая строчка – два слова, прилагательные, описание нашего названия.

Третья строчка – три глагола

Четвертая строчка – предложение из 4-х слов по нашей теме

Пятая строчка – синоним слова – названия.

 В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Сл. 27)

(Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)

- Ну а  теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.

(Зачитывание своих синквейнов.)

- А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни ,о маленьком трубаче.

(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)

VI. Рефлексия.

- Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?

- А что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

Домашнее задание : Слушать музыку композиторов «Могучей кучки» и рассказать об одном прослушанном произведении (письменно)( Сл.28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....