В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка».
план-конспект урока по музыке на тему

Земцова Татьяна Викторовна
Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Задачи: Обучающие: научить определять изученные музыкальные жанры (танцевальность и маршевость в музыкальных фрагментах балета); научить выражать свои впечатления через музыкальные и пластические импровизации. Развивающие: развить внутренний слух, вокальные навыки плавного, певучего голосоведения; развить исполнительское мастерство. Воспитывающие: воспитывать культуру слушания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Земцова Т.В. – МБОУ Щёлковская гимназия

В гостях у сказки. Балет  С. Прокофьева «Золушка».

(II класс, II полугодие, тема «В музыкальном театре»)

Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Задачи: 

Обучающие: 

научить определять изученные музыкальные жанры (танцевальность и маршевость в музыкальных фрагментах балета);

научить выражать свои впечатления через музыкальные и пластические импровизации.

Развивающие 

развить внутренний слух, вокальные навыки плавного, певучего голосоведения;

развить исполнительское мастерство.

Воспитывающие: 

воспитывать культуру слушания.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии:

- развивающая, проблемная технология;

- культуросообразное обучение;

2. Макротехнологии:

- технологии восприятия художественного образа;

- технологии интеграции искусств;

3. Мезотехнологии:

- технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения;

- технологии коллективного музицирования;

4. Микротехнологии:

- технологии развития тембрового слуха;

- технологии развития ансамбля в хоре.

5. Информационно-коммуникативные технологии.

6. Технологии арт-терапии и здоровьесбережения.

Познавательные УУД: 

выявлять особенности развития музыкальных образов;

определять музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные УУД: 

участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Регулятивные УУД:

рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения;

оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Оборудование, технические средства:

1. Фортепиано.

2. Музыкальный центр, проектор.

3. Презентация.

Основные понятия: балет, вальс, интонация, выразительность, изобразительность.

Музыкальный материал: песня «Золушка» музыка И. Цветкова, слова И. Резника, фрагменты из балета С. Прокофьева «Золушка».

«Портрет в музыке». «В каждой интонации спрятан человек».

В. Медушевский

Эпиграф написан на доске. К нему вернемся в конце урока, чтобы выяснить как дети поняли смысл этих слов.

Дорогие ребята, все вы любите читать сказки. К сегодняшнему уроку вам было задание, какое?

Прочитать сказку Шарля Перро «Золушка».

Все прочитали?

Да.

Понравилась вам сказка? Хотелось бы вам увидеть её в театральной постановке?

Да, да, да.

А теперь представим, что в один из воскресных праздничных дней, наполненных приятными сюрпризами и событиями, вы гуляете с родителями по Москве. Вдруг к вам подходит прохожий и  предлагает лишние билеты в театр. Родители покупают билеты, и вы идете в театр.

Скажите, кто из вас с родителями уже был в театре? Какие у вас остались впечатлениями от похода в театр?

Светлые,  радостные, удивительные, очень понравилось, хотим ещё…

Великий русский поэт А.С. Пушкин, был большим любителем сказок и театров. Вот как он делится своими воспоминаниями о театре:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательно, полувоздушно,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.      

                                  (глава I из Евгения Онегина)

Как вы думаете, куда нас перенесли эти строки?

В балет.  

Балет возник в Италии более трех веков тому назад. Издавна там любили танцевальные сценки, исполняемые на карнавале. Слово «балет» имеет французские корни происхождения. Вспомните, какие балеты нам уже известны?

Чайковский «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Давайте вспомним основные особенности балетного жанра.

В балете нет слов, но действие понятно благодаря движению, мимике, пластическим жестам артистов под музыку.

Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным балетом С.С. Прокофьева (1891-1953) «Золушка» (написан в 1940-1941 гг.).

С каким произведением этого композитора мы уже встречались, когда знакомились с инструментами симфонического оркестра?

Симфоническая сказка «Петя и Волк».  

Постарайтесь внимательно вслушаться в музыку, которая сейчас прозвучит. (Звучит фрагмент «Вальс» из балета «Золушка»).

Что вы услышали?

Вальс.

"Что такое вальс?" Но ответить надо одним словом и не говорить, что это танец. Музыка, которую вы прослушали, поможет найти ответ на этот непростой вопрос.

Радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, счастье, красота, мечта, бодрость, задумчивость, ласка, нежность, очарование, доброта.

А может эта музыка быть портретом главной героини?

Может.

Какие душевные качества Золушки передала эта музыка?

Робость, застенчивость, мечтательность, нежность, чистоту.

Если мы вспомним вальс Чайковского из балета «Спящая красавица», то этот танец там танцуют все, а у Прокофьева вальс – сольный танец. Его танцует одна Золушка.

Куда же перенесла нас музыка? В водовороте каких событий мы оказались?

Нет сомнений, что мы оказались на балу. Об этом говорят радостное настроение музыки, характерные для вальса ритмы, кружение.

Вы заметили, что к концу фрагмента с музыкой стали происходить изменения. В чем это выражалось?

Ускорился темп, появились странные созвучия, которые внесли  тревогу, напряжение, ощущение препятствий.

Что явилось препятствиями в сказке?

Мачеха злая, вредные сестры, грязная работа по хозяйству, унижения и лишения.

А как это слышно в музыке? (Повторяю тему на фортепиано).

Музыка имеет жалобные интонации, постепенно ускоряясь.

          Что мешало Золушке достичь счастья в сказке?

Золушке мешает насладиться своим счастьем поставленное Феей условие - она торопится вернуться до боя часов.

 Слышно ли это в музыке?

Да, музыка ещё больше ускоряется.

Слушаем ещё раз музыку, но уже с боем часов. Изменился ли характер музыки, а настроение человека?

 Да, с каждым ударом часов появлялось чувство страха, растерянности, отчаянья.

Почему в балете возникла необходимость появления такого образа как Часы, отмечающие своими мерными ударами полночь?

 По содержанию сказки таково условие Феи, вернуться домой до полуночи.

Какими средствами композитор создает образ злых Часов и времени в балете?

Равномерным ритмом.

Зло в образе часов неумолимо. (Играю этот фрагмент на фортепиано).

Троекратное повторение одно мотива олицетворяет зло…..

Кто будет сопротивляться злу?

(В пустоте звучит мерные отсчеты оркестра).

Пробило 12.

Какой будет сейчас музыка?

Печальной, трагичной, в ней  будет звучать разочарование.

Все ли исчезло?

Волшебство исчезло.

Что осталось?

Осталась одна хрустальная туфелька, как символ, как связь миров, устремленность в будущее в музыке.

Вот как писал о музыке С. Прокофьева Д. Кабалевский: «Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки XX века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых драматически-напряженных, трагедийных страницах его музыки…мы всегда чувствуем, что где-то там, за тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно засияет над нами».

У вас возникло такое ощущение от музыки Прокофьева? – Да. 

Вспомнив давний разговор о вальсе, можно ли теперь сказать, что вальс - это только счастье, мечта, очарование?..

Ученики. Вальсу подвластны все оттенки чувств и, поэтому правильней сказать, что вальс - это жизнь!

Учитель. Вспомните, как прошел у вас позавчерашний день? Вы проснулись, умылись, позавтракали, пошли в школу... А вчерашний? Проснулись, умылись, позавтракали... А сегодняшний? Похоже па вальс! Не случайно люди часто говорят: "Жизнь меня закружила" (круг - вальс). Поэтому не удивительно, что композиторы так часто обращаются к жанру вальса.

Сам композитор назвал его "Навстречу счастью". Почему? Да потому, что дорога к счастью не может быть легкой и простой. Это мы видим даже в сказке на примере Золушки, сколько трудностей ей пришлось преодолеть и пережить. Чем же заканчивается рассматриваемая сцена в балете? Помните мы говорили "Все исчезло". Слушаем музыку. Тут же, нарушая правила слушания музыки в тишине, вслух произносятся новые названия: "Рассвет", "Счастье", "Любовь". Записываю на доске и их. Что же произошло? Может быть, Прокофьев не знает сказки? Нелепый вопрос. Тогда в чем дело? Давайте подумаем, до какого возраста можно читать сказки? Да всю жизнь. Причем, если взрослый человек читает сказку, которую он знал в детстве, он понимает ее совсем по-другому, т.к. сам стал другим. Чем мудрее становится человек, тем большую мудрость находит он в сказках. Вот и получается, что сказку читаем все одну и ту же, а понимаем ее все по-разному. Так получилось сейчас и у нас. Вот ваша фраза (обращаюсь к доске) "Всё исчезло". Что вы имеете в виду под словом "всё"?

Ученики. Платье, карета, слуги...

Учитель. Значит, человек состоит из платья, слуг и кареты? Конечно - нет. Карета, правда, исчезла, но что-то же осталось? Что?

- Золушка хотела побывать на балу и побывала.

- Хотела танцевать с принцем и танцевала.

- Мало этого, она его полюбила, и принц полюбил ее.

Разве это исчезло? Человека можно обокрасть, отнять у него многое, но есть то, что отнять невозможно: доброта, знания, любовь, память...

Вот так прочитал детскую сказку С. Прокофьев. А если вспомнить, что эта музыка создавалась в 1940-41 годах, представить это страшное время, когда весь мир переживал войну с гитлеровской Германией, можно понять музыку Прокофьева как своего рода музыкальное наставление композитора: главное, не потерять себя. Даже в годы трудных испытаний Прокофьев вселял надежду в людей музыкой своего балета о победе добра над злом.

«Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта». Шато Руставелли

Ф.М. Достоевский надеялся, что «красота спасет мир». А кто же спасет красоту? Хочется верить, что вы – наши дети.

Русский композитор Шостакович говорил: «Художник может показать миллионам людей, то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества». Теперь, ребята, вам понятен смысл эпиграфа к нашему уроку.

Давайте вспомним песню про Золушку….

1 задание: позиция «собеседника музыки»: о чем она повествует. Ученики должны рассказать о своих чувствах, которые родились в них во время прослушивания музыки на уроке.

2 задание: Ученики должны раскрыть музыкальное содержание в пластике, в движение. (Это может быть пластичная миниатюрная пантомима – импровизация или, в крайнем случае, могут просто «подышать» руками).

3 задание: Воплощение самого себя в рисунке, не музыки, которую ученики прослушали, а то, какими они себя почувствовали во время звучания данного музыкального произведения.

Это условие распространяется на все задания, так как не сама музыка интересует нас, а ребенок, его самооценка. Музыка здесь выступает в качестве источника.

«Попробуйте представить себе, что музыка – живое существо. Попробуйте эту личность так нарисовать, как вы её чувствуете, понимаете, когда её слушаете. Не забудьте так же изобразить себя в вашем рисунке. Маленькими перед ней или же наоборот её частичкой, единой в цвете, порыве, движении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"

Конспект урока для 2 класса, по программе   Г.П. Сергеева Е.Д. Критская, составлен с учетом требованиями  ФГОС. Тема урока :  Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «...

Театрализованное представление по мотивам сказки Ш. Перро « Золушка» « В ГОСТЯХ У ЗОЛУШКИ» (оформление и сценарий)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12497780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"384","width":"480"}}]]...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк".  Учителям музыки....

Изучение духовых инструментов на примере сказки С. Прокофьева «Петя и Волк»

Технологическая карта урока в 9 классе "особый ребенок"....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк»

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Петя и волк». А написалэту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев.Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная,симфоническая сказка. А назыв...