Публикации
статья

Озеров Павел Васильевич

Статья посвящена вопросам музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор раскрывает инновационные формы и виды музыкальной деятельности при работе с детьми ОВЗ. Особое внимание обращается на применение интерактивных музыкально-дидактических игр. На основе анализа применения новых технологий,их  результативности,  определяется положительное влияние на музыкальное воспитание  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание

детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день в рамках модернизации системы образования все большее внимание обращается на проведение различных форм и моделей взаимодействия для наиболее полной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ особенно нуждаются во внимательном отношении при выборе видов деятельности.

Одним из таких занятий является музыка, играющая важную роль в развитии нарушенных функций детей с ОВЗ. Она способствует формированию внимания, развитию музыкальных способностей. Коррекционные упражнения под музыкальное сопровождение развивают моторную функцию, координацию движений, формируют правильную осанку и походку[1]. Кроме того, музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, основанный на положительном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Во время музыкальных занятий раскрывается творческий потенциал детей, их инициатива, речь, воспитывается вкус[2]. Вышеперечисленное способствует тому, что в музыкальной деятельности принимают участие все дети вне зависимости от тяжести заболевания.

В настоящее время используются новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. Интерактивно-дидактические игры позволяют в доступной форме развивать тембровый, мелодичный, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения. Подобные игры направлены на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора[3].

На занятиях можно использовать такие интерактивные музыкально-дидактические игры, как: «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришел?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. Во время подобных игр дети демонстрируют полученные ими знания и представления о знакомых музыкальных произведениях, жанрах, инструментах, решают различные интеллектуальные задач с музыкальным содержанием[4].

Возвращаясь к определению музыки, как психотерапевтическому методу, приведем примеры следующих игр.

Игра «Уходи, злость, уходи» представляется как терапевтическая. Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи» (од музыку П. И. Чайковского «Баба Яга»). Упражнение продолжается три минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку несколько минут (Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»).

Игра «Снеговик» является своеобразной психогимнастикой, направленной на расслабление, снятие напряжения. Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводя руками в стороны, надувают щеки в течении десяти секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, пускают руки. Приседают на корточки и ложатся на пол (под Вальс «Зимняя сказка» В. Шопена)[5].

Для того, чтобы сформировать речь ребенка, помочь ему почувствовать ритм речи, мелодию слов, необходимо использовать систему приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблица. В подобную схему-таблицу заложена определенная информация, изложенная графически: изображение персонажей песни, сказки и т.д. Данный метод признан исследователями достаточно эффективным[6].

Таким образом, можно сказать, что музыкальная деятельность имеет положительное влияние на развитие творческих способностей детей с ОВЗ. В данном случае, важно крайне внимательно подбирать необходимые методики для работы с детьми с ОВЗ.

Список использованной литературы.

  1. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем.
  2. Барац О. В., Воробьева Л. А. Опыт применения элементов музыкотерапии на занятиях по музыкальному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста. С. 185.
  3. Брехова Е. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального воспитания.
  4.  Зверева Л. А. Музыкально-игровая терапия как средство коррекции развития детей с ОВЗ.


[1] Брехова Е. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального воспитания. С. 263.

[2] Барац О. В., Воробьева Л. А. Опыт применения элементов музыкотерапии на занятиях по музыкальному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста. С. 185.

[3] Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мненосхем. С. 11.

[4] Там же.

[5] Зверева Л. А. Музыкально-игровая терапия как средство коррекции развития детей с ОВЗ. С. 81-82.

[6] Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по-средством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мненосхем. С. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...