Богатырская тема в музыке и живописи
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Рыбцова Татьяна Александровна

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Богатырская тема в музыке и живописи. Урок разработан согласно ФГОС, указаны цели и задачи, написаны произведения искусства (песни, картины, классическая музыка). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: Музыка

Класс: 5 класс, 3 четверть, «Музыка и изобразительное искусство».

Тема урока: «Богатырская тема в музыке и живописи».

Тип урока: урок - размышление, комбинированный.

Форма урока: интегрированный урок

Ведущий метод: проблемно – поисковый.

Методы исследования:

  • изучение произведений искусства;
  • работа с Интернет-ресурсами;
  • анализ проделанной работы

Методы обучения:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод художественного контекста;
  • метод сравнения;
  • метод размышления о произведениях искусства;
  • словесные методы: диалог, беседа, разъяснение, дискуссия

Цели урока: Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской темы”.

Задачи:

Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
  2. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.
  3. Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства.
  4. Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.

Развивающие:

  1. Развитие личности. Затронуть чувства ребёнка, ощущение своего «Я».

Тема должна быть ему близка.

  1. Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, архитектуры, скульптуры.
  2. Развитие у учащихся внутреннего слуха и внутреннего зрения - основу творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области жизни.
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.

Обучающие:

  1. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
  2. Развивать интонационное мышление - способность постигать интонацию во всём окружающем мире.
  3. При работе над песенным репертуаром добиваться эмоционального исполнения, ансамблевого звучания, выразительности хора.

Актуальность: Рассмотреть образы сильных, мужественных защитников нашей Отчизны в разных видах искусства.

Планируемый результат:

Предметный:

  • Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока.
  • Установить связь музыки с другими видами искусства;
  • Формировать эмоциональное отношение к музыке;

Личностный:

  • Мотивационный - желание вернуться к пройденному материалу; желание анализировать в мире искусства.
  • Ценностный - развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного ответов на уроке, умения работать самостоятельно, понимание ценности полученного на уроке по литературе опыта.

Межпредметный:

  • Применение знаний полученных при изучении «Богатытской темы в музыке и живописи» на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.

Полученные навыки по развитию речи, умению анализировать и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла (истории, литературе), так и за пределами школы- коммуникативный результат.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- развивать навык контроля, самоконтроля, прогнозирования.

Познавательные УУД:

- формирование критического мышления;

- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждение.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- овладение диалогической и монологической речью;

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, раздаточный материал.

Музыкальный ряд:

  • А. Пахмутова «Богатырская наша сила»
  • Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина
  • “Богатырские ворота» М.П.Мусоргского

Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов.

I. Вводная часть:

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое. А помогут нам в этом следующие виды искусства: музыка и живопись. Я желаю вам интересных встреч и новых впечатлений. Итак, все готовы? Давайте проверим. Послушайте и повторите за мной ритмический рисунок, который я вам прохлопаю. Я вижу, что все готовы, тогда в путь!

Итак, сейчас вы попробуете определить, о чем пойдет речь на уроке. Чтобы узнать ключевое слово, нужно выполнить небольшое задание.

(Выполняют: проходят лабиринт, собирают слово, отгадывают загадку.) (слайд 1,2)

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Богатырская тема в музыке и живописи». (слайд 3)

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

В 1 полугодии на уроках музыки вы говорили о двух величайших искусствах? Давайте вспомним о каких?

ДетиО музыке и литературе. (слайд 4)

Учитель: Совершенно верно. Музыка и литература – это виды искусства, которые тесно связаны между собой и отлично ладят. А во втором полугодии о каких видах искусства идет разговор?

Дети: О музыке и живописи. (слайд 5) Музыка изображает нам всё при помощи чего? (звуков) А живопись? (при помощи кисти и красок)

Как вы думаете, к чему мы должны прийти к концу нашего урока? 

Дети: Найти связь между музыкой и живописью на примере «Богатырской темы». (слайд 6)

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.

Ребята, а кто такой богатырь? (ответы детей) Каким должен быть богатырь? (ответы детей) (слайд 7,8)

С древних времен и до нашего времени ( ВОВ) со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Учитель: Перед вами портрет русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. (слайд 9) Он создал первую русскую классическую симфонию. Что такое симфония? Симфония- крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.(«сим»-вместе, «фонос»- голос).

Одно из лучших произведений Бородина, жемчужина его творчества - симфония №2 «Богатырская». Я предлагаю вам послушать фрагмент из симфонии и представить образы, подходящие к этой музыке.

(слушание)

Учитель: Итак, ребята, какие образы у вас возникли при прослушивании? (ответы детей) А что вам помогло услышать богатырский образ в произведении Бородина?

Дети: Характер музыки

Учитель: А какими словами вы бы охарактеризовали «Богатырскую симфонию»? (ответы детей)

Учитель: (слайд 10) Перед вами портрет еще одного знаменитого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. В память о друге, художнике Викторе Гартмане, Мусоргский создал цикл «Картинки с выставки». Одним из произведений, входящих в цикл, являются «Богатырские ворота». Давайте послушаем. (слушание)

Учитель:  Представьте, как бы богатырь въезжал в ворота города? (ответы детей)

Учитель: Мы можем сделать вывод с вами, что музыка может создать богатырские образы.

Перейдем к живописи. (слайд 11) Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Три Богатыря”. Всмотритесь внимательно в картину. На ней изображены три богатыря, как их зовут?

Дети: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Учитель: А кто мне скажет, кто из них кто? (ответы детей)

В центре – Илья Муромец. Он могуч, в нем чувствуется спокойствие, сила, но в тоже время он всегда стоит на страже Родины.

Справа самый младший богатырь – Алеша Попович, полон отваги и смелости,

«душа-парень».

Третий богатырь – Добрыня Никитич. Умный, вдумчивый, величавый.

Скажите, ребята, а можем ли мы с вами увидеть этих богатырей в музыке композиторов. (ответы детей)

Правильно, их величие и сила передаются в характере произведений. Так мы видим тесную взаимосвязь музыки и живописи.

Богатыри – это герои, защитники. Я надеюсь, что в будущем, вы тоже станете героями и защитниками Родины. И поэтому я хочу, чтобы сейчас вы все вместе произнесли богатырскую клятву. Но для этого мне нужен богатырь.

(вызываю ученика, наряжаю, все встают, читает клятву, все клянутся)

А теперь скрепим данную клятву «богатырской физкультминуткой».

(ЗСТ - разминка)

Учитель: Молодцы, ребята, садитесь. Сделайте, упражнение на восстановление дыхания. Сегодня мы с вами разучим песню, которая называется «Богатырская сила». Давайте для начала распоемся, а потом прослушаем песню.

(Распевание, слушание, исполнение)

IV. Закрепление новых знаний.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги полученным знаниям.

Кто такой богатырь?

С какими композиторами мы сегодня познакомились и с какими произведениями? С каким художником?

V. Рефлексия.

  1. Ребята, сделайте жест Ильи Муромца те, кому понравилось наше путешествие?
  2. А теперь пусть те, кто хотел бы ещё больше узнать о богатырской теме, посмотрят на меня взглядом Алёши Поповича.
  3. И пусть добро Добрыни Никитича объединит нас всех.

Спасибо, ребята, за активность на уроке! Мне очень приятно было с вами путешествовать.

Оценки!!!

VI. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

" Богатырская тема в музыке и живописи" в 5 классе.

"Богатырская тема в музыке и живописи" в 5 классе....

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

урок музыки в 5 классе "Богатырская тема в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: показать как музыка и изобразительное искуссто разными путями идут к созданию богатырских образов....

Богатырская тема в музыке 5 класс

Пробуждать интерес к русской подлинной музыке, воспитывать чувство патриотизма....