Тема по самообразованию: "Развитие творческих способностей дошкольников"
материал по музыке

Кириченко Елена Александровна

Тема самообразования: "Развитие творческих способностей дошкольников".Здесь раскрывается проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии ( сущность понятия "творческие способности", оптимальные сроки начала развития творческих способностей), содержание программ по музыкальному содержанию, развитие творческих способностей дошкольников на опыте своей работы ( в главе II пункт 3)

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самообразование

По теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников»

Выполнила:

Кириченко Елена Александровна

        

Урай, 2018

Развитие творческих способностей дошкольников

Содержание

Введение

Глава I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. 

I.1. Сущность понятия «творческие способности»

I.2. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей

Глава II.  Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

II.1. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников

II.2. Содержание программ по музыкальному воспитанию дошкольников и их сравнительная характеристика

II.3. Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников (на опыте   своей работы)

Заключение

Список литературы

Введение

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.        

Одна из главных задач государственной культурной политики является «формирование гармонично развитой личности», «создание условий для реализации его творческого потенциала» (распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики  на период до 2030 года»).

Развитие творческих способностей – процесс сложный и длительный, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к разным видам искусства, овладевая разными видами деятельности. В последние годы уделяется все больше внимания развитию творческого и эстетического восприятия искусства. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. В последние годы все больше детей поступают в детскую школу искусств, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развития. Вот и встает вопрос, как сделать, чтобы обучение «захватило» ученика, а учеба не стала чем-то сухим и скучным. В своей педагогической практике я стараюсь научить малышей способности уметь слушать, развивать творческую фантазию. Очень большое значение уделяю игровой деятельности, так как считаю что именно через игру ребенок «раскрывает» свой творческий потенциал.

У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой

индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников. Для этого нужно было решить ряд задач:

  1. Изучение и анализ понятий творчество, способности,  творческие способности  на основе анализа современной научной литературы.
  2. Определение возраста для успешного развития творческих способностей дошкольников.
  3. Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
  4. Обзор нескольких программ по музыкальному воспитанию дошкольников, их сравнительная характеристика
  5.  Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки (на основе своего опыта работы по данной теме).

I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии.

I.1. Сущность понятия «творческие способности»

Быстрое развитие науки, техники и других сфер жизни общества, ставит проблему развития творческих способностей детей на первое место.

Чтобы определить сущность определения творческих способностей обратимся к рассмотрению основных понятий: «творчество» и «способности».

В научной литературе существуют разные определения  понятия «творчество». В энциклопедии Института философии РАН  творчество определяется как «присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно - деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень».

Психологический словарь дает определению творчества, как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)».

В педагогической энциклопедии определение творчество рассматривается как - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)»

В конце XVIII появилась концепция творчества, создателем которой был И.Кант. Он считал, что творческий процесс представляет собой общность сознания, субъективности представлений и воображения.

Творческая способность - связь рассудка и чувственных впечатлений. А под понятием воображение И. Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности.

Н.А.Бердяев считает творчество свободой личности, а З.Фрейд как «активность личности, возникающую в процессе снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей». Этот переход энергии исследователь назвал сублимацией.

А.Маслоу, К. Роджерс полагают, что творчество-это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самовыражение, самоактуализация.

Творчество – это созидающая деятельность, которая ведет к появлению новых идей. Открывает новое в самом субъекте и уже в существующих формах культуры.

Рассмотрим понятие «способности».

 Есть разные определения понятия «способности». Основоположник философски - психологической теории деятельности С.Л. Рубинштейн, рассматривал способность как сложное образование, которое содержит ряд психологических особенностей личности. «Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» (1с2)

К.К. Платонов, Б.М.Теплов, В.Э. Чудновский рассматривают способности как качество, индивидуально – психологические особенности личности, которые приводят к успеху в любом виде деятельности.

Согласно Б.М.Теплову, способности появляются на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они возникают во время деятельности. На развитие способностей влияют мотивация, самооценка и

темперамент. В.Д. Шадриков рассматривает понятие способности с трех позиций: индивида, субъекта деятельности и личности. «Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания».

Исследователь В.А. Крутецкий считает, что любая деятельность требует от человека целого ряда взаимосвязанных, общих  способностей, которые необходимы для выполнения любой деятельности, без которых невозможно их успешное выполнение. В.А. Крутецкий также подразделяет способности на теоретические и практические. Теоретические способности связаны со склонностью человека к абстрактно – теоретическим умозаключениям, а практические - к конкретным практическим действиям.

Т.И.Артемьева подчеркивает индивидуализированность способностей. На это влияют: индивидуальные пути развития личности, взаимодействие его с действительностью, выработка типичного способа выполнения деятельности. Развитие способностей связано со всей системой воспитания, обучения, процесса общения и зависит от активности самой личности. Процесс развития способностей индивида – качественные изменения имеющихся способностей. Поэтому Т.И.Артемьева делит способности на потенциальные и актуальные, а не по видам деятельности. Потенциальные способности – новообразования, которые возникают на основе появления новых проблем и задач, требующих решения. Актуальные способности – это такие способности, которые развиваются в конкретных условиях любого

вида деятельности. Т.И.Артемьева считает понятие «способность» высшим уровнем «развития психических процессов», психической деятельностью особого качества, которая обнаруживает в себе психическую активность, высокую мотивацию, что ведет к успешному выполнению определенной деятельности.

Определим сущность возникновения «творческих способностей». Многие исследователи с понятием креативность сравнивают понятие творческие способности, а творчество – со способностью к творчеству.

В начале XX века появилась психоаналитическая теория творчества. Ее основоположником был З.Фрейд. Такие понятия, как способности, творческие способности, рассматриваются как индивидуальные врожденные характеристики.

Дж. Гилфорд под креативностью подразумевает универсальную познавательную творческую способность. Основа креативности дивергентное мышление, которое направлено на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выходит за пределы существующих стандартов.

Е.Торренс подчеркивает, что творческие способности – высший мыслительный процесс, связанный с яркой догадкой, которая соединяет в себе решение проблемы с новыми ассоциациями.

По мнению А.Ребера, креативность – психический процесс, который и приводит к уникальным результатам.

Некоторые психологи считают, что творческие способности есть в каждом из нас. И проявляются в любых видах деятельности. По мнению А.Маслоу, источником творчества есть потребность в самореализации и самоактуализации.

С точки зрения А.Г.Маклакова, под понятиями творческие способности подразумеваются как специальные способности, определяющие успех творчества.

А.Н.Леонтьева под понятием творческие способности считает результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для любых видов творчества (музыкального, технического и т.д.).

А.Н. Лук в определении творческих способностей уделял большое внимание приемам мышления, памяти, мотивации и особенностям восприятия. Все люди обладают творческими способностями, но уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, воспитательных воздействий, среды и личности воспитывающего.

В.А. Петровский вычленил из механизма творческого процесса понятие «неадаптивная активность» («надситуативная»). Она поднимается над проблемой, ставя высокие цели, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности.

В концепции «дуальности неадаптивных и адаптивных проявлений в творчестве», которая была разработана С.В.Максимовой, различают два вида активности: неадаптивную активность и адаптивную активность.  В первом виде активности происходит постановка цели, появление гипотезы, образа, идеи. Здесь задействовано образное и дивергентное мышление, интуиция. Во втором виде активности лежит воплощение идеи, образа, решение проблемы и появление  нового результата; преобладают логика, вербальный интеллект, конвергентное мышление.

Из всего вышеперечисленного теоретического анализа понятий «творчество», «способности» и «творческие способности» мы можем дать свое определение. Творческие способности – синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности, новых качественных состояний (изменений в восприятии, в мышлении, в мотивационной сфере и опыте жизнедеятельности), появляющихся в процессе новой деятельности (в процессе решения новых задач), что ведет ее к появлению нового продукта (предмета, идеи и т.д.). Креативность – качественное изменение психики индивида, характеризующиеся принятием нетипичных решений, позволяющих создавать совсем новые идеи. Творческие способности есть в каждом из нас. Они развиваются в процессе деятельности. Огромное значение для их развития играет социальная и воспитательно-образовательная среда.

I.2. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей

С какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.  

 Мозг ребёнка очень быстро растет и "дозревает" в ранние годы жизни. Это дозревание (рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними) зависит от многообразия, интенсивности работы уже существующих структур, а также насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" и есть время самой высокой чувствительности к внешним условиям, больших возможностей в развитии. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых есть стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, тем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие ребенка. Если созревание и начало развития (функционирования) совпадают по времени и идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с ускорением. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.  

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться и деградировать. Это угасание возможностей развития, и есть необратимый процесс. Б. П. Никитин, который течение многих лет занимался проблемой развития творческих способностей детей, назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Он считает, что НУВЭРС очень негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей (3, с 286-287).  

С психологической точки зрения дошкольное детство - самый благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны. У них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют накоплению детского опыта. А расширение опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых людей т.к. оно более независимо. И это качество необходимо  развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного сделаем вывод: дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

II. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

II.1. Условия успешного развития творческих способностей

Мы уже говорили о том, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Чтобы в полной мере раскрыть и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо создать ряд условий. На основе анализа работ нескольких авторов (Дж. Смита, Б.Н. Никитина, Л. Кэррола), можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей(4):

- раннее физическое развитие малыша. Физические занятия с первых месяцев ребенка, - это первый шаг в закладывании основ творческих способностей;

- создание обстановки, опережающей развитие малыша. Ребенка нужно окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом (подарить кубики с буквами или цифрами и называть их во время игр);

- увеличение и усложнение поставленных задач. Если поставленную планку постоянно повышать, то способности будут развиваться еще успешнее. Процесс познания окружающего мира у малышей проходит интенсивно, поэтому эту особенность необходимо использовать, давая малышу самому находить решения, стимулируя развитие творческого мышления. Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам;

-предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш сам выбирает, что ему более интересно и чем он хочет заниматься, тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу;

-помощь взрослого ненавязчивая и разумная. Свобода, которая дается ребенку, ни в коем случае не должна приобретать вседозволенность. Подсказка – это «медвежья услуга со стороны старших;

- комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в коллективе – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Взрослым важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо  относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Педагогическая практика доказывает, что если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их «необученные» сверстники. Поэтому сейчас так востребованы детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.  

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

II.2. Содержание программ по музыкальному воспитанию дошкольников и их сравнительная характеристика

Программа Н.А. Ветлугиной.

Цель данной программы: развитие у ребенка общей музыкальности. Н.А.Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. В программе выделены три формы занятий – фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения. Используется концентрический метод (задачи последовательно усложняются).

Главная задача программы – овладение действиями. Умениями и навыками в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки строится на произведениях композиторов-классиков. Для полного восприятия музыки автор рекомендует  использовать различные наглядные пособия.

В разделе пение, акцентирует внимание на использование упражнений – попевок (их многократное исполнение, по словам автора, развивает чистоту исполнения). Считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников - пению по нотам. Данная методика изложена в «Музыкальном букваре». На музыкально – ритмических занятиях важно следить за выразительным исполнением движений, которые помогают более полно воспринимать музыкальные произведения. Используется народная музыка, музыка советских композиторов.

Через игру в оркестре ребенок выражает свое настроение, свое чувствование музыки.

Программа О.П. Радыновой.

Эта программа составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П. Палавандишвили.

«Музыкальное воспитание-это организованный педагогический  процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка». Это, по словам авторов можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Они считают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, слушание, ритмика, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Все виды музыкальной деятельности в данной программе тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, произведение, с которым дети познакомились, автор предлагает оркестровать и выучить к нему танцевальные движения, которые соответствуют характеру музыки.

Вводят в программу «словарь эмоций»- накопление слов, которые характеризуют настроение, характер, чувства, которые передаются в музыке. Такая «чувственная программа» предполагает умственные операции - анализ, сравнение, синтез.

На занятиях обязательно  использование музыкально-дидактических пособий, т.к. у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные занятия, по подгруппам и фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.

Программа М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «Синтез» под редакцией  К.В.Тарасовой.

«Синтез»- это программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Группа авторов программы используют принцип синкретичности искусства, который используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». Наиболее ярким и действенным, по мнению авторов, является синтез музыки, литературы, живописи, который дает большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Программа «Синтез» основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

-специальный подбор музыкального репертуара;

-использование синтеза искусств;

-на занятиях по слушанию музыки использование других видов музыкальной деятельности (пения, игры в оркестре, дирижирования).

Музыкальный материал отвечает принципам высокой художественности и доступности, куда вошли произведения разных эпох и стилей. Авторы обратились к музыкальным жанрам, в основе которых лежит синтез нескольких искусств – к опере и балету (через сказку).

Предлагаемые в программе произведения искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. Живописные, скульптурные произведения даются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Такой подход будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Работа по данной программе предполагает вариативность занятий (авторы выделяют слушание музыки в самостоятельное занятие).  Вместе с программой, в пакет  материалов входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета с записями музыкальных произведений, видеокассеты, диафильмы, слайды.

Подведем небольшой итог и сравним программы между собой. Сравнивая все программы, можно сказать, что они похожи между собой, особенно первые две программы, но есть и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главная задача заключается в овладении детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, игре на детских музыкальных инструментах, движения). В программе О.П.Радыновой главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. Также все виды музыкальной детской деятельности тесно взаимосвязаны, а в программе Н.А.Ветлугиной они существуют поодаль друг от друга (кроме игры на детских музыкальных инструментах). Поэтому программа О.П.Радыновой более совершенна. Когда ребенок с одним произведением проделывает разные операции (слушает, танцует, исполняет на инструменте), то оно воспринимается им более многолико, оставляя след в духовном развитии ребенка. Обе программы предполагают наличие разных дидактических материалов. Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучению детей  по нотам. Практика показывает, что знание нот не помогает дошкольникам, а у некоторых даже наоборот отбивает интерес к музыкальным занятиям. На свое усмотрение педагог может провести  любое тематическое или комплексное занятие, используя определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной формы занятий ограничены тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные). Они имеют строгую структуру - в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах, пение, слушание музыки).

Программа «Синтез» значительно отличается от двух других программ. Она больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом. Использование литературных произведений и зрительного ряда (репродукции, картины, фотографии) помогают не только понять, но и прочувствовать музыкальный образ. Программа отличается вариативностью занятий. Преподаватель ограничен только темами блоков, а форму и структуру занятия он выбирает на свое усмотрение.

Изучив данные методики можно сделать вывод, что их нужно использовать в своей работе, используя все виды музыкальной деятельности на занятиях. Необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, но не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала и как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

II.3. Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников (на опыте своей работы)

«Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития» (Б.В.Асафьев)  

Развитие творческих способностей – процесс сложный и длительный, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к разным видам искусства, овладевая разными видами деятельности. В последние годы уделяется все больше внимания развитию творческого и эстетического восприятия искусства. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Основными направлениями музыкального развития творческих способностей ребенка являются пение песен, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, ритмические задания.

Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности благоприятно влияет на подготовку детей к школе – т.е. способствует повышению:

- уровня социально-психологической готовности детей (умение работать в коллективе, коммуникативные навыки, формирование самооценки детей, адекватные реакции на неудачи);

- уровня эмоционально-волевой готовности детей (эмоциональное развитие , умение выполнять задания самостоятельно);

- уровня интеллектуальной готовности детей к школьному обучению (внимание, мышление, воображение и др.).

Поскольку я работаю преподавателем на отделении ране эстетических групп в ДШИ, мне хочется поделиться своим небольшим опытом работы в данной области. 

В нашей ДШИ, на занятиях между всеми видами искусств: музыкальной, танцевальной и художественной – устанавливаются тесные связи. Проводятся совместные школьные мероприятия, такие как «День Музыки», «Праздник танца» и другие. Так как дети занимаются несколькими видами искусств, то появляется возможность выявить ту область, в которой он в дальнейшем наиболее полно сможет себя раскрыть.

Формирование творчества у детей дошкольного возраста осуществляю поэтапно.

На I этапе:

- стараюсь научить детей активно подражать (учу на показе). Все делаем как я.

На II этапе:

- работаю над формированием таких способов действия, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал.

На III этапе (он самый продолжительный):

- побуждаю детей к самостоятельному применению уже достигнутых умений, развиваю творческую инициативу детей, вызываю желание импровизировать, развиваю самостоятельную исполнительскую деятельность (без показа).

Для развития творческих способностей изготовила шумовые инструменты, дидактический материал (различные ритмические карточки), фланелеграф. Все это дает возможность для исследования  творчества, развитию воображения. Учитывая интересы и склонности воспитанников, организовала в школе вокальную группу «Барбарики», где ребята могут почувствовать себя настоящими маленькими артистами, выступая в концертах и конкурсах.

Обучение на занятиях по музыкальной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

— активность и самостоятельность детей в музыкальной деятельности;

— умение находить новые способы для музыкального творчества;

— умение передавать свои чувства с помощью различных средств музыкальной выразительности.

С родителями своих воспитанников достигла доверительных отношений. Наиболее эффективными формами работы с родителями в моей практике являются: индивидуальные беседы и консультации, совместная подготовка к праздникам, концертам, конкурсам, открытые занятиям для родителей. Данная работа позволяет развивать творческие способности и способствует личностному росту школьников.

Упражнения, которые я использую для развития творческих способностей:

1. «О чем говорит музыка?». Звучит яркое классическое музыкальное произведение (например «Марш Черномора» М.И. Глинки) Нужно закрыть глаза и представить о чем рассказывается в музыкальном произведении. Описать свои фантазии, а дома нарисовать рисунок.

2. «Рисуем музыку». Звучат два разнохарактерных произведения (например «Весело - грустно» Л.Бетховена) Дети внимательно слушают и в цвете передают музыкальное настроение произведений.

3. «Рисуем музыку» Дети слушают рассказ, а потом слушают произведение Д.Б. Кабалевского «Три подружки».Высказывают  свое отношение к героям (подсказка - как звучала музыка?), фантазируют, описывая каждую из подружек (ее характер, одежду, мимику…) А дома рисуют рисунок. На следующем уроке показывают свои рисунки и отгадывают, кто это – злюка , резвушка или плакса.

4. «Танец - этюд» (игра для развития творческих способностей и эмоциональности) Предложить детям пофантазировать и придумать образ «непослушный щенок», «озорная обезьянка» или «ласковый котенок». Образ под музыку необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «удивление», «радость»).

Примеры творческих заданий в игре на детских инструментах:

  1. «Сыграть танец снежинок» на металлофоне.
  2. «Изобразить шуршание ежика в осенних листьях» с помощью шумовых инструментов.
  3. «Придумать и сыграть марш» на барабане.
  4. «Придумай песенку дождя или солнечных зайчиков» на треугольнике.

Я давно заметила, что дети старшего школьного возраста с большой активностью включаются в работу, но у них не хватает, ни достаточного опыта, ни мастерства. Но в совместной деятельности с детьми они выходят на качественно другой уровень. Моя задача, как педагога, предлагать задания в порядке нарастания сложности, находить оптимальную нагрузку для детей. Таким образом создавать благоприятные условия для их творческого роста. Поощрять активность и развивать воображение.

В основе творческих способностей лежат процессы мышления и воображения (Л.С. Выготский), поэтому можно выделить основные направления в развитии творческих способностей дошкольников:

  1. Развитие продуктивного творческого воображения. Оно характеризуется такими качествами как направленность и богатство продуцируемых образов.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

В результате долгих поисков, наблюдений я сделала вывод о том, что в  работе по развитию творческой деятельности дошкольников не обходимо проводить комплексные занятия. Отличительная особенность таких занятий, предполагает синтез различных видов искусств, необычная форма организации. Во время комплексных занятий у детей возникают сильные эмоциональные переживания, что позволяет воспитывать эстетические чувства, способность ориентироваться в окружающем. Также во время комплексных занятий повышается активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств, в реализации поставленной задачи. Такие занятия очень динамичны и увлекательны. В процессе комплексных занятий у детей:

-    развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);

- накапливается опыт совместной работы, формируются взаимоотношения между детьми; проявляются интересы и наглядно выделяются результаты и способности каждого ребенка в отдельности.

При работе с детьми на занятиях по музыкальной деятельности необходимо уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, умений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в музыкальной деятельности.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Таким образом, необходимыми условиями развития музыкального творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации.

Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (куклы, медвежонка и т.д.) и побуждаем детей ему - помочь.

Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у волшебницы Госпожи мелодии » дети решают немало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают ритмический рисунок из карточек (придумывая разные ритмические варианты), сообща играют на детских инструментах, придумывают свою мелодию на задуманные слова и наоборот, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: «А как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?».

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на занятиях, где дети вспоминают расположение нот на нотном стане, дети помогают Незнайке выложить ноты, которые называет преподаватель (фланелеграф с нотным станом, разноцветные ноты).

Важным моментом в структуре занятий считаю обязательным применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки (применяю здоровье сберегающие технологии).

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия и вообще в перерывах разных видов деятельности, способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Например, при проведении занятия «Музыкальный калейдоскоп» можно использовать следующее упражнение. Вместе с детьми читать стихотворение и выполнять движения (дети повторяют слова и движения как эхо).

Раз, два (дети хлопают в ладоши).

Острова (два хлопка руки вперед, показывая ладошки).

Три, четыре (по два хлопка вправо затем влево).

Мы приплыли (два хлопка руки в стороны).

Пять, шесть (хлопок вверху и внизу).

Сходим здесь (два хлопка руки на колени).

Семь, восемь (один хлопок вверху два внизу).

Сколько сосен?(четыре хлопка).

Девять, десять (два хлопка вправо два влево).

Я в пути (два хлопка нагнуться вперед правая рука «козырьком» к голове).

Сосчитал до десяти (шесть хлопков и прыжок на месте).

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой преподаватель обязательно добьется успеха.

Заключение

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего.

Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с лучшими произведениями искусства.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Необходимыми условиями развития музыкального творчества у детей дошкольного возраста являются:

- приоритетное внимание к детской деятельности – игре;

- творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;

 - широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей дошкольного возраста;

- вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;

- исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и музыкального творчества;

- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей музыкальной деятельности и развитию творчества;

- взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Считаю, что осуществлять широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по музыкально-творческой деятельности (игра на детских инструментах, пение, слушание музыки), а также участвовать в концертной деятельности, внеклассных мероприятиях, праздниках наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости, развитие творчества.

Мы исходим из того, что занятия разнообразными видами музыкальной деятельности, комплексные занятия (синтез разных видов искусств), включение игровых приемов  создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение, развивая  творческий потенциал.

В творческой деятельности вижу свою задачу не столько в обучении детей музыкальному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Список литературы

1.Кондратьева Н.В. «Сущность понятия творческие способности» //Концепт.-2015.-№9(сентябрь).

( электронный ресурс) http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.

2.Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей». - Ярославль: Академия развития, 1997.240 стр.

3. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.

4.Евсеева М.А. «Развитие творческих способностей дошкольников»  //Концепт.-2016.-Т.46.-с.126-128

( электронный ресурс) http://e-koncept.ru/2016/76395.htm.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». - М.: Издательский центр «Академия», 2007.416 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).

Педагогический проект.Развитие творческих  способностей дошкольников в театрализованной деятельности....

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Интегрированная музыкальная деятельность по выявлению творческих способностей дошкольников «Музыкальный коктейль»

Интегрированная НОД «Музыкальный коктейль» Цель: ·         развитие эмоционально – нравственной сферы посредством различных видов музыкальной деятельн...

Взаимодействие с семьей в развитии творческих способностей дошкольников

в статье рассказывается о современных инновационных формах взаимодействия с семьями воспитанников по развитию творческих способностей дошкольников....

Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »

1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок»  с применением комплексного подхода по программе  «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...

Тема по самообразованию:"Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью пальчиковой гимнастики

Развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....