Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся.
статья по музыке

 

         В музыке, как ни в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир человека, его творческие возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Именно здесь проявляется мастерство педагога, его художественная зрелость, способность заронить в душу ребенка увлечение музыкой.

         Цель музыкального воспитания  сегодня – «… ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_emots_myshleniya.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

        В музыке, как ни в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир человека, его творческие возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Именно здесь проявляется мастерство педагога, его художественная зрелость, способность заронить в душу ребенка увлечение музыкой.

        Цель музыкального воспитания  сегодня – «… ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский). Урок музыки всегда должен быть эмоционально окрашен.

        « Восприятие – усвоение – переработка – развитие – новое созидание – такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста от первого касания человека к искусству до формирования из того же человека художественно просвещенной личности и – в особо благоприятных случаях – самостоятельного творца, художника…», утверждал Асафьев Б.В.

Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки учащихся.

Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание:

        а) эмоциональной отзывчивости на музыку,

        б) сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

 Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.

 Можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится  по- настоящему, грамотно ее исполнять.

Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первого дня занятий, стремиться воспитать в ребенке творческое отношение к любой музыкальной деятельности. Понимая и выполняя как основную задачу созидание и воплощение своего художественного замысла, ребенок никогда не будет, вернее уже не сможет заниматься монотонной зубрежкой. Этому помогают игровые формы обучения. Игра расцвечивает и оживляет даже такие однообразные занятия, как отработка пассажей, пианистических приемов. Можно  обратиться к игре и тогда, когда возникает потребность в серьезном, напряженном труде. Например, рассказать ребенку,  как трудятся профессиональные музыканты, балерины, спортсмены, изобретатели; сколько часов труда, пота, боли затрачивают они для достижения своей цели. Но сколько радости и счастья получают, реализовав себя. И тогда ребенок включится в новую игру – в настоящего музыканта – и со знанием дела будет отрабатывать технически сложные места, ритмические схемы и т. п. Следует также объяснить учащимся в образной, желательно игровой форме такие важнейшие для пианиста понятия, как темп, артикуляция, динамика, позиция, познакомить с основной итальянской музыкальной терминологией. Например, рассказывая об артикуляции, можно использовать сюжет сказки «Теремок», показывая на фортепиано, как скачет лягушка (staccato), как плавно движется лиса (legato), как тяжело ступает медведь (tenuto) и так далее. Легко усвоив понятие, ученики без усилий овладевают навыком артикуляции в процессе исполнения фортепианных произведений.

        Необходимо постоянно развивать у ребенка тонкую эмоциональность и чувствительность. Очень важно научить ребенка говорить о своих переживаниях, ощущениях. Это можно делать не только на музыкальном, а также на художественном и литературном материале. Предложите детям рассказать, какие чувства возникают у них при виде той или иной картины, описании различных людей и ситуаций. Но никогда не спрашивайте: « На что это похоже?». Ваша задача – научить ребенка говорить о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках.  Для совместного творчества необходимо разговаривать на одном уровне с учеником. Как можно чаще беседуйте о жизни, о людях, о том, что и как воплощается в музыке, расширяйте музыкальные взгляды ученика..

        Образному восприятию музыки часто способствует, например, программное название произведения. Педагог всегда может направить воображение ученика по пути раскрытия конкретно-образного содержания исполняемой музыки. Здесь в равной степени полезны и литературное сравнение, и напоминание о каком – либо знакомом явлении природы, и показ иллюстративного материала. Главное, чтобы все это преподносилось ученику в живой, доступной форме. Надо научить ребенка жить как бы в иной стране, стране чувств, образов, мыслей, выраженных не словами, а особым языком – музыкальным. Объясните ему, что мысль существует и без словесного выражения, поделиться ею можно не только с помощью слов. Мысли и чувства выражаются также языком музыки, танца, живописи и т.д. Это очень богатые и глубокие, сложные для понимания языки. «Перевести» их дословно невозможно, но научить ребенка выражать словами свое понимание и ощущение можно и нужно.

        Занятия музыкой, и в частности игрой на фортепиано, всегда связаны с эмоциональным переживанием. Музыка не терпит равнодушия. Это учащийся должен понять с детства. Вялая, безучастная, скучная игра не дает никаких положительных результатов и нисколько не обогащает внутреннего мира ребенка. В то же время сентиментальная, «чувствительная» игра не имеет ничего общего с подлинно выразительным, эмоциональным исполнением. Учащийся, играя с чувством, не обращает внимания, по сути, на исполняемое произведение, нередко нарушает его ритмическую стройность, произвольно обращается с динамическими оттенками и т.д. Получается манерная, изломанная, часто безвкусная игра. Повышенная эмоциональность ребенка, если только педагог вовремя не обратит на это внимание, может привести к двигательной перенапряжению и «зажатости». Стремясь играть выразительно и находясь во власти переполняющих их чувств, ученики, в особенности те из них, кто обладает повышенно – эмоциональным ощущением музыки, нередко допускают значительно большее, чем это необходимо, напряжение своего двигательного аппарата. В результате страдают и музыкальная, и техническая стороны исполнения; звук делается резким, стучащим, мелодическая линия рвется. Осторожное вмешательство педагога, постепенно и терпеливо помогающего ребенку освободиться от излишних мышечных напряжений, позволит ученику овладеть естественной и целесообразной манерой исполнения, при которой эмоциональность маленького музыканта сообщит его игре теплоту и выразительность.

        Подлинно выразительное исполнение основано на глубоком, прочувствованном изучении авторского замысла, на стремлении проникнуться настроением музыки и с помощью своих эмоциональных возможностей красочно передать все это слушателям. Разумеется, в какой-то мере индивидуальные качества исполнителя всегда будут отражены в его игре, но они не должны приобретать самодовлеющего значения. Так как ученик не всегда может сам достаточно глубоко разобраться в содержании музыкальной пьесы, ему на помощь приходит педагог, который будет на высоте, если сумеет избежать разукрашивания пьесы искусственными, придуманными оттенками, направит всю энергию, волю и музыкальные способности ученика на естественную, выразительную передачу образного содержания, внутренней логики развития произведения.

        Хорошо известно, что художественные наклонности детей различны: одни тяготеют к пьесам лирическим, другие предпочитают разучивать произведения виртуозного характера, третьи лучше всего передают драматическую сторону сочинения.

        Постоянное расширение мировоззрения, чувствительности, развитие речи приведет ребенка к приобретению собственного взгляда, мнения, творческому отношению к делу и умению объяснять и высказывать свои мысли и чувства. Он будет нуждаться в вашем совете, как следует играть, чтобы музыкальное произведение звучало соответственно его замыслу. Процесс обучения из выполнения чужих требований превратится в исполнение своих собственных желаний и задумок. Выполнять же свои желания гораздо приятнее, чем чужие. Только творческий труд может дать высокий результат и устойчивый интерес. Полезно чаще обращаться к симфонической музыке. Объясните, что инструментовка расширяет исполнительские возможности, так как каждый инструмент имеет свой тембр, характер, образ. Тогда работа над звуком, выразительностью исполнения приобретет более глубокий смысл, будет решать более глубокие задачи. Например, достаточно предложить сыграть тему, как играет виолончель, и ребенок, опираясь на слуховой опыт (тембр и звукоизвлечение) и, чувствуя характер инструмента как человеческий характер, уже будет иметь четкое представление как нужно играть. Ему останется решить лишь одну задачу – как передать свои представления и чувства с помощью фортепиано.

        Каким образом ученик может добиться выразительности исполнения? Как научить его понимать содержание музыкального произведения? Для этого приходится применять разнообразные педагогические приемы. Одним из основных является систематическая работа с учеником над разбором формы сочинения, выработка умения правильно расчленить музыкальную ткань на крупные и мелкие элементы. Конечно, речь идет о самых простых, может быть, даже элементарных знаниях, без которых, однако, цель достигнута не будет. Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Но правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д., а в дальнейшем и умение самостоятельно разграничивать их. Эти конкретные сведения необходимы любому исполнителю. Ученик должен определить (вначале с помощью педагога) форму того сочинения, которое разучивает, твердо знать его тональность. Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в случае, если соблюдены, по крайней мере, три основных условия: 1. исполнитель осознает строение фразы - деление на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад независимо от инструмента; 2. владеет средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение; 3. умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

        С учеником надо обсуждать общие проблемы, объяснять общие понятия, а не заниматься конкретной разучиваемой пьесой. Например, если ребенок играет веселую, смешную музыку, следует дать понятие комическое в искусстве, в жизни. После этого ребенок должен сам подумать, как сыграть эту пьесу, чтобы вызвать улыбку у слушателя. Вы можете лишь подсказать технические приемы тогда, работая над любой другой пьесой такого же плана, ребенок сможет сам составить исполнительский план и разучить ее самостоятельно, к вам же обратиться за конкретной помощью.

Дети обладают разными музыкальными способностями и поэтому нельзя перегружать их психологически, заставлять отрабатывать весь необходимый арсенал средств исполнения сложного для их возраста произведения. Но и держать их на элементарных пьесах нельзя, так как всем в любом возрасте хочется играть красивую, интересную, желаемую музыку. Поэтому на одном уроке берите 2-3 элемента (столько ребенок может иметь во внимании) и выделяйте во всех пьесах, обращая на них все внимание ученика. Дома ребенку следует работать над выделенными элементами, шлифовать, оттачивать их. На следующих уроках берутся другие элементы, приемы и т.д. Так постепенно количество умений увеличивается, и ребенок постоянно совершенствуется. Не держите учащихся на отработке простых пьесок, а дайте им возможность быстрыми темпами двигаться вперед. Важен конечный результат, а не показательное выступление на первых школьных концертах.

        Начинать работу над новым произведением возможно по следующему  плану: 1. на уроке ребенок читает с листа все произведение; совместно с преподавателем выясняет приемы, позволяющие легко прочитать новый текст, запомнить трудные места;

2. педагог выстраивает вместе с учеником исполнительский план – определяет характеры частей, смену настроений и т.д.;

3. ученик отмечает в нотах трудные места (в плане звукоизвлечения или техничного исполнения), требующие отдельной работы, преподаватель подсказывает ее формы и методы.

Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. На каждом этапе развития ученика необходимо помнить о том, что красивый звук и виртуозный блеск – не самоцель, а средство раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведения. Необходимо не только грамотно разобрать текст, но и интонационно осмыслить его, понять суть интонационных и фразировочно - смысловых лиг.

Задача преподавателя – развивать творческое начало личности ребенка. Иногда нас можно упрекнуть, что в конкретной пьесе что-то не доделано, не доработано. Но главное выполнено: ребенок играет с душой, эмоционально, выразительно, с интересом.

Литература

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 2-е изд. – Л., 1971.
  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
  3. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986.
  4. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М., 1984.
  5. Либин А.В. Стиль – это человек? // Стиль человека: психологический     анализ. – М., 1998.
  6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
  8. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959.                    

                                                   

                                                     

                                       

                                                   

                                                     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

Методы развития эмоционально-образного мышления на уроках фортепиано

Успех пианистической работы зависит от «психологической» настройки ребенка, что является необходимым для достижения результата. При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в «пост...

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

Особенности эмоционально-образного восприятия лирики при изучении темы «Живая природа в произведениях С.А.Есенина»

Статья об особенностях изучения лирики Есенина в 7 классе. В основе лежат стихотворения о животных и природе....

Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»

Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....

Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»

Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....