Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.
методическая разработка по музыке на тему

Кабанова Юлия Петровна

Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Занятия музыкой, и в частности игрой на фортепиано, всегда связаны с эмоциональным переживанием. Задача педагога - развивать творческое начало личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_emotsionalno.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

( Методические рекомендации для преподавателей музыкальных дисциплин в детских школах искусств, гимназиях.)

        В музыке, как ни в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир человека, его творческие возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Именно здесь проявляется мастерство педагога, его художественная зрелость, богатство внутреннего мира и способность заронить в душу ребенка увлечение музыкой.

        Цель музыкального воспитания школьников сегодня – «… ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» (Кабалевский Д.Б.). Урок музыки всегда должен быть эмоционально окрашен. Педагогу всегда следует избегать сухого академического, нравоучительного тона во время занятий с детьми. « Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазии» (Р. Шуман).

        « Восприятие – усвоение – переработка – развитие – новое созидание – такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста от первого касания человека к искусству до формирования из того же человека художественно просвещенной личности и – в особо благоприятных случаях – самостоятельного творца, художника…», утверждал Асафьев Б.В.

Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки учащихся.

Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание:

        а) эмоциональной отзывчивости на музыку,

        б) сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

        Всемерно развивая на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношению к «слушанию музыки».  Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.

        Более того, можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится  по- настоящему, грамотно ее исполнять.

        Реализации цели всегда способствует решение определенных задач, которые педагогами – исследователями трактуются примерно так:

Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.

Вторая педагогическая задача – формирование осознанного отношения к музыке.

Третья педагогическая задача – формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.

        Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первого дня занятий, стремиться воспитать в ребенке творческое отношение к любой музыкальной деятельности. Понимая и выполняя как основную задачу созидание и воплощение своего художественного замысла, ребенок никогда не будет, вернее уже не сможет заниматься монотонной зубрежкой. Этому помогают игровые формы обучения. Игра расцвечивает и оживляет даже такие однообразные занятия, как отработка пассажей, пианистических приемов. Рекомендую обратиться к игре и тогда, когда возникает потребность в серьезном, напряженном труде. Например, расскажите ребенку,  как трудятся профессиональные музыканты, балерины, спортсмены, изобретатели; сколько часов труда, пота, боли затрачивают они для достижения своей цели. Но сколько радости и счастья получают, реализовав себя. И тогда ребенок включится в новую игру – в настоящего музыканта – и со знанием дела будет отрабатывать технически сложные места, ритмические схемы и т. п. Но преподавателю надо помнить, что это только игра, она может повторяться периодически, но не может быть бесконечной и на смену ей нужно придумать что- то новое. Рекомендую также объяснить детям в образной, желательно игровой форме такие важнейшие для пианиста понятия, как темп, артикуляция, динамика, позиция, познакомить с основной итальянской музыкальной терминологией. Например, рассказывая об артикуляции, можно использовать сюжет сказки «Теремок», показывая на фортепиано, как скачет лягушка (staccato), как плавно движется лиса (legato), как тяжело ступает медведь (tenuto) и так далее. Легко усвоив понятие, ученики без усилий овладевают навыком артикуляции в процессе исполнения фортепианных пьес и элементарного сочинительства.

        Необходимо постоянно развивать у ребенка тонкую эмоциональность и чувствительность. Очень важно научить ребенка говорить о своих переживаниях, ощущениях. Это можно делать не только на музыкальном, а также на художественном и литературном материале. Предложите детям рассказать, какие чувства возникают у них при виде той или иной картины, описании различных людей и ситуаций. Но никогда не спрашивайте: « На что это похоже?». Ваша задача – научить ребенка говорить о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках.  Для совместного творчества необходимо разговаривать на одном уровне с учеником. Как можно чаще беседуйте о жизни, о людях, о том, что и как воплощается в музыке, расширяйте музыкальные взгляды ученика. Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.

        Образному восприятию музыки часто способствует, например, программное название произведения. Педагог всегда может направить воображение ученика по пути раскрытия конкретно-образного содержания исполняемой музыки. Здесь в равной степени полезны и литературное сравнение, и напоминание о каком – либо знакомом явлении природы, и показ иллюстративного материала. Главное, чтобы все это преподносилось ученику в живой, доступной форме. Надо научить ребенка жить как бы в иной стране, стране чувств, образов, мыслей, выраженных не словами, а особым языком – музыкальным. Объясните ему, что мысль существует и без словесного выражения, поделиться ею можно не только с помощью слов. Мысли и чувства выражаются также языком музыки, танца, живописи и т.д. Это очень богатые и глубокие, сложные для понимания языки. «Перевести» их дословно невозможно, но научить ребенка выражать словами свое понимание и ощущение можно и нужно.

        Занятия музыкой, и в частности игрой на фортепиано, всегда связаны с эмоциональным переживанием. Музыка не терпит равнодушия. Это учащийся должен понять с детства. Вялая, безучастная, скучная игра не дает никаких положительных результатов и нисколько не обогащает внутреннего мира ребенка. В то же время сентиментальная, «чувствительная» игра не имеет ничего общего с подлинно выразительным, эмоциональным исполнением. Учащийся, играя с чувством, не обращает внимания, по сути, на исполняемое произведение, нередко нарушает его ритмическую стройность, произвольно обращается с динамическими оттенками и т.д. Получается манерная, изломанная, часто безвкусная игра. Повышенная эмоциональность ребенка, если только педагог вовремя не обратит на это внимание, может привести к двигательной перенапряжению и «зажатости». Стремясь играть выразительно и находясь во власти переполняющих их чувств, ученики, в особенности те из них, кто обладает повышенно – эмоциональным ощущением музыки, нередко допускают значительно большее, чем это необходимо, напряжение своего двигательного аппарата. В результате страдают и музыкальная, и техническая стороны исполнения; звук делается резким, стучащим, мелодическая линия рвется. Осторожное вмешательство педагога, постепенно и терпеливо помогающего ребенку освободиться от излишних мышечных напряжений, позволит ученику овладеть естественной и целесообразной манерой исполнения, при которой эмоциональность маленького музыканта сообщит его игре теплоту и выразительность.

        Подлинно выразительное исполнение основано на глубоком, прочувствованном изучении авторского замысла, на стремлении проникнуться настроением музыки и с помощью своих эмоциональных возможностей красочно передать все это слушателям. Разумеется, в какой-то мере индивидуальные качества исполнителя всегда будут отражены в его игре, но они не должны приобретать самодовлеющего значения. Так как ученик не всегда может сам достаточно глубоко разобраться в содержании музыкальной пьесы, ему на помощь приходит педагог, который будет на высоте, если сумеет избежать разукрашивания пьесы искусственными, придуманными оттенками, направит всю энергию, волю и музыкальные способности ученика на естественную, выразительную передачу образного содержания, внутренней логики развития произведения.

        Хорошо известно, что художественные наклонности детей различны: одни тяготеют к пьесам лирическим, другие предпочитают разучивать произведения виртуозного характера, третьи лучше всего передают драматическую сторону сочинения.

        Постоянное расширение мировоззрения, чувствительности, развитие речи приведет ребенка к приобретению собственного взгляда, мнения, творческому отношению к делу и умению объяснять и высказывать свои мысли и чувства. Он будет нуждаться в вашем совете, как следует играть, чтобы музыкальное произведение звучало соответственно его замыслу. Процесс обучения из выполнения чужих требований превратится в исполнение своих собственных желаний и задумок. Выполнять же свои желания гораздо приятнее, чем чужие. Только творческий труд может дать высокий результат и устойчивый интерес. Полезно чаще обращаться к симфонической музыке. Объясните, что инструментовка расширяет исполнительские возможности, так как каждый инструмент имеет свой тембр, характер, образ. Тогда работа над звуком, выразительностью исполнения приобретет более глубокий смысл, будет решать более глубокие задачи. Например, достаточно предложить сыграть тему, как играет виолончель, и ребенок, опираясь на слуховой опыт (тембр и звукоизвлечение) и, чувствуя характер инструмента как человеческий характер, уже будет иметь четкое представление как нужно играть. Ему останется решить лишь одну задачу – как передать свои представления и чувства с помощью фортепиано.

        С учеником надо обсуждать общие проблемы, объяснять общие понятия, а не заниматься конкретной разучиваемой пьесой. Например, если ребенок играет веселую, смешную музыку, следует дать понятие комическое в искусстве, в жизни. После этого ребенок должен сам подумать, как сыграть эту пьесу, чтобы вызвать улыбку у слушателя. Вы можете лишь подсказать технические приемы тогда, работая над любой другой пьесой такого же плана, ребенок сможет сам составить исполнительский план и разучить ее самостоятельно, к вам же обратиться за конкретной помощью. Таким образом, сначала нужно дать ребенку общие понятия, а затем в беседе вывести его на решение частной задачи. Для каждой пьесы необходимо определить форму работы: средние по сложности готовьте как исполнительские, более трудные – в общих чертах (не разучивая на память), как знакомство с произведением, легкие пьесы – для чтения с листа.

        Каким образом ученик может добиться выразительности исполнения? Как научить его понимать содержание музыкального произведения? Для этого приходится применять разнообразные педагогические приемы. Одним из основных является систематическая работа с учеником над разбором формы сочинения, выработка умения правильно расчленить музыкальную ткань на крупные и мелкие элементы. Конечно, речь идет о самых простых, может быть, даже элементарных знаниях, без которых, однако, цель достигнута не будет. Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Но правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д., а в дальнейшем и умение самостоятельно разграничивать их. Эти конкретные сведения необходимы любому исполнителю. Ученик должен определить ( в начале с помощью педагога ) форму того сочинения, которое разучивает, твердо знать его тональность. Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в случае, если соблюдены, по край ней мере, три основных условия: 1. исполнитель осознает строение фразы - деление на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад независимо от инструмента; 2. владеет средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение; 3. умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

        Педагогическая практика предоставляет нам бесчисленные примеры нарушения равновесия между этими тремя условиями. Ученик, например, извлекает на инструменте ряд красивых по звучанию тонов, однако они не образуют осмысленной, выразительной фразы, и исполнение носит формальный, механический характер (налицо соблюдение второго из перечисленных нами условий при отсутствии первого и третьего).

        Встречаются случаи, когда ученик с хорошими музыкальными способностями прекрасно чувствует фразу, но недостаток профессиональных навыков мешает ему выразительно исполнить ее на инструменте. Принято считать, что подобных случаев значительно меньше, чем первых; распространено мнение, что настоящая музыкальность прорвет все преграды и, безусловно, проявится в игре. Это справедливо лишь по отношению к высокоодаренным детям. Между тем мы часто чересчур поспешно применяем эпитет «немузыкальный» к ученику, который просто не умеет выявить свою музыкальность, так как не владеет необходимыми элементами пианистического мастерства (здесь можно говорить о соблюдении первого условия и об отсутствии второго).

        Педагоги также нередко замечают, как способный ученик, владеющий в необходимом объеме пианистическими навыками, играет в то же время малоинтересно и невыразительно. При внимательном анализе обнаруживается, что он не слышит во время своего исполнения того, что реально звучит под пальцами. Ученику может казаться, что он очень выразительно и красиво играет, в то время как на самом деле он нарушает метроритм произведения, применяет вычурную динамику и все дальше и дальше отходит от основного вымысла сочинения (в этом примере соблюдение первых двух условий и отсутствие третьего). Перед педагогом стоит задача определить в каждом конкретном случае наиболее уязвимую, недостаточно развитую сторону музыкальной индивидуальности своего ученика и направить максимум внимания на ее дальнейшее развитие. Когда маленький пианист научится понимать, что каждая новая фраза несет в себе и новое содержание, что не должно быть «пустых мест» в музыке, что музыкальная речь полна выразительности, - мы можем сказать, что труд педагога принес свои плоды.

        Дети обладают разными музыкальными способностями и поэтому нельзя перегружать их психологически, заставлять отрабатывать весь необходимый арсенал средств исполнения сложного для их возраста произведения. Но и держать их на элементарных пьесах нельзя, так как всем в любом возрасте хочется играть красивую, интересную, желаемую музыку. Поэтому на одном уроке берите 2-3 элемента (столько ребенок может иметь во внимании) и выделяйте во всех пьесах, обращая на них все внимание ученика. Дома ребенку следует работать над выделенными элементами, шлифовать, оттачивать их. На следующих уроках берутся другие элементы, приемы и т.д. Так постепенно количество умений увеличивается, и ребенок постоянно совершенствуется. Не держите учащихся на отработке простых пьесок, а дайте им возможность быстрыми темпами двигаться вперед. Важен конечный результат, а не показательное выступление на первых школьных концертах.

        Начинать работу над новым произведением рекомендую по следующему плану: 1. на уроке ребенок читает с листа все произведение; совместно с преподавателем выясняет приемы, позволяющие легко прочитать новый текст, запомнить трудные места;

2. выстройте вместе с учеником исполнительский план – определите характеры частей, смену настроений и т.д.;

3. выясните, какие технические приемы необходимы для исполнения задуманного художественного образа; объясните и покажите неизвестные ранее;

4. ученик отмечает в нотах трудные места (в плане звукоизвлечения или техничного исполнения), требующие отдельной работы, преподаватель подсказывает ее формы и методы.

На последующих занятиях работайте над пьесой в соответствии с назначением ее в общем плане работы (отрабатывайте отдельные эпизоды или готовьте к концерту). Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. На каждом этапе развития ученика необходимо помнить о том, что красивый звук и виртуозный блеск – не самоцель, а средство раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведения. Необходимо не только грамотно разобрать текст, но и интонационно осмыслить его, понять суть интонационных и фразировочно - смысловых лиг.

        Задача преподавателя – развивать творческое начало личности ребенка. Иногда нас можно упрекнуть, что в конкретной пьесе что-то не доделано, не доработано. Но главное выполнено: ребенок играет с душой, эмоционально, выразительно, с интересом.

Опираясь на принципы передовой музыкальной науки, педагог-пианист должен постоянно искать, учиться, наблюдать; он должен помнить, что в педагогике, как и в любом виде искусства, совершенно нетерпимы рутина и штамп.

        «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться…, тем легче будет учиться ученик», - Л. Толстой.

Литература

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 2-е изд. – Л., 1971.
  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
  3. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986.
  4. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М., 1984.
  5. Либин А.В. Стиль – это человек? // Стиль человека: психологический     анализ. – М., 1998.
  6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
  8. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959.
  9. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.

                                                   

                                                     

                                                     

Преподаватель по классу фортепиано Кабанова Ю.П.

МБОУ Гимназия №7, г. Красноярск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над выразительным исполнением

методическая разработка...

Особенности эмоционально-образного восприятия лирики при изучении темы «Живая природа в произведениях С.А.Есенина»

Статья об особенностях изучения лирики Есенина в 7 классе. В основе лежат стихотворения о животных и природе....

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся.

В музыке, как ни в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир человека, его творческие возможности. Прививая любовь к музыке, педагог во...

Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...

Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. В работе подробно раск...

"Публичное исполнение музыкального произведения"

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение, мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, ч...